Город Пригородная трагедия – часть электричек не нужна никому, кроме пассажиров

Пригородная трагедия – часть электричек не нужна никому, кроме пассажиров

6 апреля должен был вступить в силу приказ начальника ЗабЖД об отмене 17 маршрутов пригородных поездов. Однако 5 апреля - буквально в самый последний момент - приказ был отменён.

6 апреля должен был вступить в силу приказ начальника Забайкальской железной дороги об отмене 17 маршрутов пригородных поездов. Однако 5 апреля - буквально в самый последний момент - приказ был отменён.

Теперь взамен электричек дорога готовит рабочие поезда и коммерческие маршруты, власти региона ищут выход из положения, а забайкальцы интересуются, не пора ли выходить в знак протеста на рельсы.

Если напрячь память или поисковую систему «Яндекс», то при словах «пригородные перевозки в Чите» всплывет много интересного, в том числе история компании «Чита-пригород». О её создании губернатор Читинской области Равиль Гениатулин и глава РАО «РЖД» Владимир Якунин договорились в феврале 2006 года. Она должна была заработать в 2007 году, а уже к 2013 году приносить прибыль. Для этого планировалось серьёзно улучшить сервис, оптимизировать графики движения к нуждам населения, ввести гибкие тарифы и многое другое.

Эта радужная картина рисовалась в 2006 году. Но в 2007-ом и 2008-ом ситуация напоминает печальную пустыню, а в редких оазисах с живительными источниками плохо: все колодцы завалены камнями пресс-релизов от ЗабЖД, в которых сообщается о непомерных убытках от пригородных перевозок. Каждый такой релиз, как правило, заканчивался напоминанием, что обеспечить людям быстрый и привычный путь на дачу – задача региональных властей, а магистраль не нанималась исполнять эти полномочия если не совсем безвозмездно, то почти даром. В ответ Читинская область печально демонстрировала дефицит бюджета и безмолвствовала, а народ продолжал ездить.

Забайкальский край унаследовал статус-кво, и последний глас вопиющего прозвучал в декабре прошлого года. В роли вопиющего выступил Алексей Максимов, совмещающий в своём лице заместителя начальника Забайкальской железной дороги по кадрам и социальным вопросам и депутата свежеизбранного Законодательного собрания. Он обратился к коллегам с устрашающим письмом, в котором указывалось: «В 2007 году на покрытие убытков дороги из областного бюджета недофинансировано 19,1 миллиона рублей. 28 октября 2008 года получено уведомление о сокращении объёмов финансирования на 2008 год на 10 миллионов рублей от ранее предусмотренных 73,9 миллиона при ожидаемых убытках в объёме 280 миллионов рублей. Проект же бюджета на 2009 год, которым на пригородные железнодорожные перевозки предусматривается 26,9 миллиона рублей, сводит на нет совместные усилия по организации пригородных перевозок в регионе».

Максимов в очередной раз предупреждал, что, если так пойдёт дальше, дороге придётся просто закрыть маршруты и дело с концом. Тем более что словосочетание «мировой финансовый кризис» к этому времени без запинки произносили, казалось, даже годовалые дети.

Тут правительство края перешло в наступление и, помимо демонстрации вечнодырявого бюджета, заявило, что информация о расходах магистрали сильно преувеличена. Мол, дорога присылает документы, в которых всегда стоят только цифры убытков – и никогда нет расчётов, из которых было бы понятно, откуда такие убытки взялись. Депутаты, обсуждавшие письмо Алексея Максимова, с этим согласились и предложили исполнительной власти либо понудить ЗабЖД предоставлять постатейное обоснование расчётов, либо поручить Региональной службе по тарифам воспользоваться своими полномочиями и выяснить, наконец, экономически обоснованную стоимость пригородных перевозок. И вновь дальнейшее – молчание. Пустыня информационного поля оживилась спустя четыре месяца - в апреле этого года - сообщением о закрытии 17 пригородных маршрутов по обоюдному согласию между дорогой и краевым правительством. Приехали. Оазис…

Пока магистраль и регион демонстрировали друг другу аргументы в пользу известной истины, что деньги самая важная вещь на свете, особенно когда их нет, забайкальцы забеспокоились. Если бы речь шла только о дачниках, которые в состоянии добраться до родных грядок автобусом, это было бы полбеды. Но электричками дети ездили в школу, взрослые - на работу, пенсионеры – в Пенсионный фонд, безработные – в центры занятости. К чему может привести отмена некоторых маршрутов, можно посмотреть на примере Оловяннинского и Борзинского районов, между которыми раньше курсировали электропоезда Оловянная – Ясногорск - Оловянная и Оловянная – Борзя - Оловянная.

В феврале этого года жителям районов стало известно о том, что маршруты собираются закрыть. Люди немедленно обратились в районные администрации, в Законодательное собрание, в краевое правительство и в Управление дороги с требованием объяснить, что происходит, и электрички сохранить. Завязалась длительная переписка между всеми заинтересованными сторонами.

Районные власти и депутат от округа Александр Ваулин разъясняли, что закрытие маршрутов будет иметь для муниципалитетов катастрофические социальные последствия, потому что многие жители Ясногорска работают в Оловянной, и наоборот. Кроме того, райцентр фактически разорван на две части: в Ясногорск перенесены все отделения федеральных структур, в Оловянной расположены центр занятости, отделение пенсионного фонда и комитет соцобеспечения. При этом в Ясногорск из окрестных поселений ничем, кроме электрички, добраться нельзя. Населённый пункт, в котором живут около 10 тысяч человек и на который «завязано» ещё 9 тысяч окрестных жителей, выхода на федеральную автомобильную трассу не имеет. Там есть только 16-километровая технологическая трасса. Она появилась при строительстве Харанорской ГРЭС, находится в отвратительном состоянии, и ГИБДД уже не раз требовала закрыть её вообще. Так что без нормальной дороги речи о пассажирском автотранспортном сообщении и речи быть не может.

В ответ на всё это министр территориального развития края Анатолий Серёгин от имени губернатора писал: ЗабЖД несёт слишком большие убытки от пригородных перевозок, денег на их полную компенсацию в бюджете нет, так что в 2009 году в рамках оптимизации планируем сокращение маршрутов, список прилагается, с целью недопущения возникновения социальной напряжённости прошу провести разъяснительную работу с населением и мероприятия по организации перевозок автотранспортом.

С разъяснительной работой получилось, видимо, не очень, потому что поток писем не прекратился. Жители снимали на фотоаппараты и камеры давку при посадке в электрички, угрожали выложить снимки в интернете и направить их в правительство страны, а в обращениях писали: «Неужели вернутся 90-е годы, когда люди выходили и вставали на рельсы?» Депутаты, в свою очередь, послали губернатору письмо с ударной фразой: «Уважаемый Равиль Фаритович, только при вашем содействии в 2008 году был открыт маршрут до п. Ясногорск». В итоге ясногорскую электричку удалось спасти, а вот борзинской не повезло. Так что жители Ясной, Мирной, Безречной, Хада-Булака оказались отрезанными от поликлиники, налоговой, ЗАГСа и Сбербанка, которые находятся в Ясногорске, и дороги туда, как уже говорилось выше, нет.

Учитывая количество обращений граждан, 6 апреля с утра комитет Заксобрания по промышленной политике, инновациям и развитию инфраструктуры обсуждал создавшуюся ситуацию. В разговоре участвовали представители ЗабЖД, правительства, Ассоциации автомобильных перевозчиков и Региональной службы по тарифам. Депутаты выяснили множество занимательных вещей.

Например, что до сих пор бюджет региона получал от Забайкальской железной дороги около 800 миллионов рублей налога на прибыль, а в 2009 году поступления составят лишь 289 миллионов рублей. Что утверждённый руководством Читинской области и магистрали бизнес-план компании «Чита-Пригород» был в 2006 году направлен руководству РАО «РЖД», да там и сгинул. Что при представлении убытков руководство дороги никогда не показывает доходов от обслуживания пригородных маршрутов. По многим из них, кстати, на работу ездят только железнодорожники, и правительство очень интересуется, почему бюджет должен это оплачивать.

В то же время первый заместитель начальника ЗабЖД Сергей Албитов выразил полную готовность к пересчёту суммы убытков, которая на 2009 год составляет 537 миллионов рублей, и предложил работать вместе. Но упрёков в завышенных требованиях к бюджету он не признал, сославшись на устрашающий рост цен на электричество и запасные части. Сергей Албитов попросил не митинговать, а решать проблему, потому что как ни считать, но убытки дороги всё равно не покрыть смешной суммой в 27 миллионов рублей. А от закрытия маршрутов пострадают все, в том числе и железнодорожники.

Депутаты согласились, что проблему решать надо. Только пока непонятно, как. Сокращение количества электричек без разбору - не выход. Повышение тарифа на проезд в первой зоне с 16 до 18 рублей лишь отчасти покрывает расходы. К тому же край немедленно оказывается впереди России всей по цене на пригородный транспорт: в соседнем Иркутске тариф составляет 10 рублей, в Омске - 13, в Петербурге - 17, в Москве - 15. Точно выяснить, сколько реально тратит дорога на проблемные перевозки, можно только при помощи финансистов правительства, сотрудников РСТ и доброй воли железнодорожников, которую они пока, правда, склонны проявлять. Было решено создать рабочую группу при Законодательном собрании, в которую войдут все заинтересованные стороны. Они проведут подсчёты и посмотрят, что делать дальше. Кроме того, прозвучало предложение обратиться к правительству страны с просьбой дотировать пригородные перевозки за счёт федерального бюджета. Предложение не лишено смысла: если в период кризиса государство даёт серьёзные деньги на доставку российских машин на Дальний Восток для снятия социальной напряжённости, то почему бы с теми же целями не выделить средства на электрички?

Чем кончится эпопея с пригородными перевозками, сказать трудно. С одной стороны, дорога маршруты с 6 апреля не закрыла. Лишний раз баламутить и без того озлобленное население нет никакой нужды, что и подтверждает мудрое решение начальника ЗабЖД.

С другой стороны, это явно ещё не счастливый конец. Рано или поздно - скорей всего, вновь в канун активных дачных работ - железнодорожники снова потребуют возместить убытки, правительство укажет на дефицитный бюджет, а депутаты будут ходить с письмами, спасать отдельно взятый маршрут и выступать третейскими судьями. Если кто-нибудь не найдёт выхода из этого заколдованного круга, история начнет напоминать сказку про белого бычка, известную своей бесконечностью и однообразностью.

Поистине, нет повести печальнее на свете, чем повесть о нехватке средств в бюджете.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления