Город История авиации в камне – в Октябрьском - и Маресьево поле

История авиации в камне – в Октябрьском - и Маресьево поле

На месте, над которым был совершён второй в стране показательный полёт на самолёте, к 2011 году будет бульвар с колоннадой и трёхэтажной стоянкой. В Чите.

В первом со времён Советского Союза строящемся в Чите микрорайоне к 2011 году будет бульвар с колоннадой, фонтаном и трёхэтажной стоянкой на 294 автомобиля. В царские же времена над будущим Октябрьским был совершён второй в стране показательный полёт на самолёте.

О планах благоустройства Октябрьского ИА «Чита.Ру» рассказал заместитель директора по производству ОАО «Региональное управление строительства» Юрий Романенко.

«Вот это бульвар, - показывает он чертёж. - Вот здесь – улица Красной звезды. Здесь будет фонтан. Здесь – колоннада. А вот тут расположатся детские игровые площадки с покрытиями по примеру московских. Тут – зелёная зона, скамеечки... Мы хотим, чтобы проспект был посещаемым. Чтобы, может быть, сюда приезжали новобрачные. Может быть, поставить тут скульптуры влюблённой пары, или Орфея, или какого-нибудь чудака с зонтиком…»

Совет ветеранов ВВС выступил с предложением установить в этом районе памятный знак создателям истории авиации – первому пилоту Забайкалья Ивану Виноградову и 4-ой сибирской воздухоплавательной роте.

Здесь, неподалёку от архиерейских дач, в 1904 году базировалась сформированная в феврале воздухоплавательная рота. В июне её отправили в распоряжение командующего маньчжурской армией Каульбарса, который через несколько лет возглавил первый в России аэроклуб в Одессе. 22 июля был выполнен первый подъём на выполнение реальной боевой задачи в ходе войны. В 1905 году, когда рота вернулась, её перебазировали на аэродром. На месте будущего микрорайона Октябрьский уже строился ипподром Читинского бегового общества.

В 1910-ом тут разобьёт самолёт «Блерио» пилот-самоучка Иван Виноградов, совершивший первый в Забайкалье и второй в России показательный полёт.

«Приехав из Ленинграда к старшему брату, державшему велосипедную мастерскую, Виноградов занимался ремонтом техники, которую покупала читинская знать, а в 1910-ом, когда в стране началось увлечение авиацией, пошёл в авиационный кружок. Когда богачи приобрели в Европе самолёт для организации платных демонстрационных полётов, оказалось, что в каторжные края пилоты ехать отказывались, - рассказал Борис Родиков, ветеран ВВС, написавший несколько книг об истории забайкальской авиации. - А Виноградов говорит: «Давайте попробую». Что делать? Самолёт простаивает. Месяц учился. И в последнее воскресенье августа 1910 года, во время авиационной недели, которую проводили авиаторы 4-ой роты сибирской воздухоплавательной роты, при большом скоплении народа Виноградов взлетел. Ветер бросил самолёт на землю. «Блерио» разбился. На не пострадавшего Виноградова подали в суд владельцы самолёта, но адвокаты доказали, что пилот не обучался лётному делу, не имеет соответствующих документов и, соответственно, не может нести ответственности за произошедшее».

Памятный знак ему уже установлен в октябре 2004 года на ипподроме. Но если перенести его в Октябрьский, считает совет ветеранов ВВС, он займёт своё исконно-историческое место. По информации корреспондента ТК «Альтес» Светланы Лисичниковой, разработкой проекта мемориального комплекса занимались специалисты строительного института Читинского государственного университета: «В проекте стела находится под куполом в виде военного шлема. По словам разработчиков, в связи со сложной финансовой обстановкой конструкция комплекса максимально упрощена. Важный момент, говорят представители администрации, чтобы мемориал был именно памятником, а не элементом благоустройства города».

ОАО «Региональное управление строительства» пока хочет совместить эти две составляющие. «Пусть это будет, к примеру, стоящий на колонне Икар. Можно написать на табличке, что он стоит тут в честь первых полётов в забайкальское небо, уточняет Романенко. – Есть разные варианты. Будем обсуждать с архитекторами, за которыми решающее слово, но очень хочется, чтобы проспект был посещаемым».

Правда, к августу, ко Дню авиации, как хотят ветераны ВВС, памятника ещё не будет – он должен вписаться в общую застройку. А пока фактически не начато строительство ещё двух домов и трёхэтажной автостоянки, и говорить о сдаче микрорайона в кризисное время Романенко крайне трудно: «Если бы кризис был в меньшей степени, мы бы, может быть, сделали бы быстрее. А так – оснований торопиться пока нет, надо подумать, как и увековечить историю, и привлечь людей».

Между тем, совету ветеранов увековечивать историю не привыкать. С 2003 по 2008 годы они устанавливают памятные знаки и восстанавливают мемориальные доски. Борис Георгиевич Родиков рассказывает об этом кропотливом нелёгком труде так, что поневоле начинаешь робеть перед именами лётчиков, историей, в конце концов, небом.

На станции Оловянная установлен памятный знак первому пилоту России Михаилу Ефимову, который с 1904 по 1906 год работал там телеграфистом. Будучи родом из Одессы, он окончил там железнодорожное училище и был мобилизован в Забайкалье. Уже вернувшись на родину, увлёкся мотогонками и авиацией. Вступил в первый в России аэроклуб. В 1909 был направлен учиться во Францию. В феврале 1910 года первым из русских получил диплом пилота-авиатора, а 8 марта выполнил первый в России рекламно-демонстрационный полёт. «По тем временам, - уточняет Родиков, это был подвиг Гагарина». Небольшой обелиск Ефимову был установлен в июле 2004 года, в год столетия забайкальской авиации, а 1 сентября 2007 года стал большим мемориальным комплексом с двумя пятиметровыми стелами, постаментом.

В октябре 2004-го на ипподроме установили памятный знак первому пилоту Забайкалья Ивану Виноградову.

Если идти мимо дома на перекрёстке Амурской и Ленинградской, можно увидеть мемориальную доску. Единственную, наверное, с гордостью говорит Борис Родиков, не маршалу и генералу, а просто лётчику – стрелку-радисту. И – женщине. В этом доме жила Мария Геталло, в 40-ые окончившая читинский аэроклуб парашютисткой. Призвавшись на фронт, она была включена в экипаж пикирующих бомбардировщиков ПЕ-2, который был сбит в конце войны под Берлином. Пилот и штурман погибли, ей - удалось спастись. После ампутации ноги Мария Георгиевна всю жизнь жила в Чите, работала в спорткомитете.

На въезде на военный аэродром «Черёмушки» стоит винт от самолёта и небольшая мемориальная доска Алексею Маресьеву. Тот самый настоящий человек, о котором повесть Полевого, В 1938-ом - выполнял в Забайкалье шесть первых самостоятельных полётов на ПО-2. Тогда в Чите было организовано две лётных школы. Двадцать седьмая авиационная - по подготовке лётчиков бомбардировочной авиации - располагалась в районе нынешнего торгового центра «Макси». Одним из первых курсантов 30-ой – пилотов истребителей на аэродроме Черёмушки – был Алексей Петрович Маресьев. Вместе с ним учился и выпускник читинского аэроклуба, будущий герой СССР – Виктор Онискевич, мемориальная доска на средней школе №2 которому открыта в 2005-ом.

До того, как в 1939-ом году школы перевели на запад, Маресьев успел пройти в Чите наземную подготовку и программу вывозных полётов. В ноябре 2006 года, в год 90-летия со дня его рождения, установили памятник на Черёмушках. Совет ветеранов лелеет мечту – назвать этот район Маресьевым полем. Такого в России пока нет.

Икар в Октябрьском, если это будет Икар, станет шестым памятным знаком, посвящённом авиации. И вторым Икаром в крае – в Краснокаменске, на глухом торце здания ПТУ «Комбинат» уже есть шестиметровый барельеф.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления