Город обзор Чёрный пиар конца 80-х и китайская политика конца 2000-х – в обзоре краевой прессы за 10-17 июня

Чёрный пиар конца 80-х и китайская политика конца 2000-х – в обзоре краевой прессы за 10-17 июня

Аргунь рискует превратиться в канаву, а Приаргунье – в пустыню: «Условия для такой катастрофы планомерно подготавливает Китай»

Алла Озорнина в «Эффекте» «первый раз в жизни публично говорит о том, что Георгий Рудольфович Граубин – мой отец». Признание журналиста приурочено к 80-летнему юбилею писателя, который он будет отмечать 11 июня: «В нашей семье вообще не принято кичиться чем-либо, в том числе родством. Бывали моменты, когда наши с сестрой ближайшие друзья через лет через десять узнавали о том, что мы имеем непосредственное отношение к Граубину. Хотя скрывать это удавалось далеко не всегда».

После этого Озорнина обещает не рассказывать о творческих достижениях отца и рассказывает о некоторых случаях из его жизни. Один из них произошёл весной 1989 года, когда проходили выборы в Верховный Совет СССР, на который кроме писателя баллотировался врач детской областной больницы Алексей Хворов. Преимущество, по мнению Озорниной, было на стороне её отца, но в последний момент группа «доброжелателей» обвинила Граубина в незаконном получении квартиры в Чите: «В те годы квартирный вопрос был, наверное, ещё острее, чем сейчас – люди десятками лет стояли в очереди на получение жилплощади, поэтому подобное заявление в глазах многих мгновенно перенесло Георгия Рудольфовича из разряда чуть ли не народных героев в категорию преступников».

Журналист объясняет истинные причины произошедшего: «В то время, когда он её получал, в его трёхкомнатной квартире теснилось шестеро взрослых и двое маленьких детей. Просто для городского начальства он был возмутителем спокойствия, опубликовав в газете статью «Тайна Сенной пади». В ней он выступил простив строительства биофабрики за микрорайоном Северный. После опубликования статьи в городе стали проходить многотысячные митинги, в правительство посыпались письма и телеграммы. В Читу срочно вызвали проектировщиков, которые признались, что эту фабрику надо было строить далеко за пределами города, но на этом варианте настояли местные власти. Строительство прекратилось, что чиновники не могли успокоиться: изберут Граубина в Верховный Совет, он много чего ещё вывернет наизнанку, вот и раскрутили «квартирный вопрос».

Граубина, по информации Озорниной, оправдали в судах всех инстанций, «а после того как и республиканский суд его оправдал, в «Забайкальском рабочем» появилась об этом лишь малюсенькая информация».

«Обозреватель» «Эффекта» Владимир Тихомиров считает, что проблемы мирового финансового кризиса в массовом сознании постепенно превращаются в предмет фарса и шоуменства. Тихомиров приводит примеры из жизни, рассказывая про сетевой маркетинг по телефону и прочих способах оболванивания граждан, активизировавшихся в период кризиса. Не может главный журналист Забайкальского края обойтись без обвинений властных структур, которые виноваты в том, что долго боялись говорить слово кризис: «И потому когда все газеты и телевидение с большим опозданием заговорили о кризисе – из властных структур последовали инициативы: ввести уголовную статью за распространение через СМИ паники. В рамках борьбы то ли с экстремизмом, то ли с общим дибилизмом».

«Эффект» проводит круглый стол, посвящённый проблемам строительной отрасли в условиях кризиса: «Специалисты дают однозначный ответ: Чита может вернуться к ситуации дефицита новостроек, который наблюдался к 90-х годах».

Заслуженный строитель Российской Федерации Сергей Сальников сообщает, что одно из необходимых условий устойчивости строительного рынка – финансовая стабильность, которая обеспечивается инвестициями, бюджетными средствами, вложениями частных инвесторов – дольщиков: «К сожалению, сегодня ситуация складывается так, что строительство в основном идёт за счёт частных инвесторов - государство не финансирует строительную отрасль. Всё это, в свою очередь, ведёт к удорожанию квадратного метра жилья: объективных условий для его удешевления нет. Потому дольщики должны в первую очередь обращать внимание на то, в каком состоянии находится новостройка – готовность объекта к сдаче должна быть не менее 70%».

Ещё один заслуженный строитель, директор «Читагражданпроект» Юрий Викулов сообщает, что реальная стоимость одного квадратного метра жилья сегодня составляет не менее 30 тысяч рублей: «Работать себе в убыток не будет ни одна строительная компания. Поэтому надо насторожиться, когда вам предлагают квадратный метр жилья за 18 тысяч рублей. Это означает, то вы имеете дело со строительными пирамидами».

Сальников, которого издание чуть позже представляет как директора ООО «Тантал», сообщает, что его организация – единственный застройщик, которому Сбербанк сейчас, в период кризиса, выдал кредит на продолжение строительства: «Кредит Сбербанка позволит завершить строительство на лучших площадках города – на улицах Бутина, Новобульварная, Красноармейская в установленные сроки. Дома отлично спроектированы, кроме жилых квартир в них будут торговые площади, фитнес-центр, тёплый подземный паркинг и внутренним лифтом».

Александр Тарасов в «Эффекте» продолжает публикацию журналистских расследований на историческую тематику. На этот раз в центре внимания журналиста – бои на реке Халхин-Гол, в которых, по информации автора, на стороне японцев воевали русские эмигранты: «Каждый народ знает в своей истории деяния, которые дают ему право на благодарное внимание будущих поклонений. И, к сожалению, каждый народ – и русский, конечно, не исключение – знает и деяния иного рода. В 1930-х годах большая часть русской эмиграции в Китае приветствовала начало Второй мировой войны и вступление в неё Японии, надеясь, что при помощи иностранных штыков удастся вернуться на родину».

Тарасов приводит примеры: «Архиепископ Виктор благословлял японских солдат и призывал русских эмигрантов всецело им помогать. Он служил молебны и произносил речи, выступая за японскую победу, за это он и его ближайший помощник Рогожин были награждены японскими орденами Восходящего солнца».

Журналист утверждает, что незадолго до начала Второй мировой войны японские власти в Маньчжурии ввели повсеместное обучение военному делу русской школьной молодёжи.

По информации Тарасова, самой крупной из боевых частей была «Русская бригада», или «Русский отряд Асано», созданный 15 апреля 1938 года: «Мобилизацию русских организовывала японская военная миссия. Именно она определяла годность для службы призывников по состоянию здоровья. Этот взвод принимал участие в боях на озере Хасан. Читы взвода использовались главным образом для восстановления связи между японскими подразделениями. Ещё до боёв на Хасане впервые отряды «Асано» были задействованы против корейских партизан».

«Асано» успел повоевать и на реке Халхин-Гол: «В то время некоторые русские на японской службе совершали такие подвиги, что их ставили в пример даже самураям. Во время сражения на Халхин-Голе в 1939 году в бою геройски погиб Виктор Натаров. Японцы объявили его героем и на одной из станций Маньчжурии вблизи Харбина на русском кладбище поставили ему памятник. Советские войска, придя в Маньчжурию в августе 1945 года, первым делом, не успев разоружить сорокатысячный гарнизон Харбина, взорвали памятник Натарову».

«Уже после войны, - рассказывает Тарасов, - в Хабаровске прошёл судебный процесс про делу офицеров «Русской бригады Асано». Там выяснилось, что многие высшие офицеры этого подразделения состояли на службе в советской разведке. Например, подполковник Наголян-Асерсянц – начальник штаба «Асано», который был на отличном счету и вне подозрений как у белых русских, так и у японцев. Свободно владея китайским и японским языками, по заданию советской разведки он легко проникал в секреты японцев и маньчжуров».

Алексей Будько в «Экстре» заявляет, что в Чите почти исчезла из продажи государственная символика. По информации журналиста, символики нет в «бездонной кладези разномастных триколоров и двухглавых орлов для чиновничьих кабинетов» - магазине «Военная книга». «Флагов и гербов у нас сейчас в продаже нет – раскупили. Когда появится - неизвестно», - сообщили Будько в администрации магазина.

В Доме книги на Амурской, который с недавних пор называется «Букер», Будько символики Российской Федерации также не заметил: «Единственным стоящим товаром патриотического назначения стали подарочные фолианты «Россия Державная» и «Руси Великая» за 7 450 и 9 тысяч рублей». Попытки пообщаться с руководством магазина «оказались провальными»: «Менеджеры гоняли автора этих строк с телефона на телефон, пока не дали номер, дозвониться на который в принципе невозможно».

В книжном супермаркете «Генезис», рядом с магазином «Темп» «покупателей также не балуют», зато есть парадные портреты президента страны, причём сразу трёх форматов.

По информации Будько, ещё несколько месяцев назад в магазинах можно было купить портреты сразу двух президентов – Медведева и Путина: «Фото Владимира Владимировича, отпечатанные огромным тиражом, продать до конца срока его полномочий просто не успели».

Самым содержательным для журналиста стал визит в магазин «Антиквар», хотя современной государственной символики там «понятное дело нет»: «Формат у магазина несколько другой. Зато есть вещи, которые как бальзам на душу для любого ценителя патриотической истории. Портреты Сталина и Ленина здесь такой же товар, как и старинные самовары, прялки и монеты. Причём, состояние у вождей пролетариата – отменное. При желании по словам известного в Забайкалье нумизмата, в прошлом – журналиста, а теперь продавца-консультанта Юрия Нестеренко, в Чите до сих пор можно найти наборы портретов брежневского Политбюро ЦК КПСС. Такого же отменного качества».

Здесь же – в «Антикваре» - по словам Будько есть флаги советской эпохи и памятный металлический знак, выпущенный в честь 50-летия СССР: «Таких в Читинской области, говорит антиквар, было всего два. В 1972 году ими были награждены коллективы Харанорского угольного разреза и колхоз «Победа».

Алексей Мясников в «Читинском обозрении» сообщает, что полноводная река Аргунь рискует превратиться в канаву, а Приаргунье – в пустыню: «Условия для такой катастрофы планомерно подготавливает Китай».

Мясников напоминает, что Аргунь – это река, по руслу которой проходит государственная граница России и Китая: «Жители приграничных районов двух держав на протяжении почти 340 лет используют её богатства: ловят рыбу, орошают земли, косят сено и пасут скот на сочных пойменных лугах. К сожалению, богатства эти не безграничны, а рационально использовать их ни мы, ни китайцы не научились. В результате Аргунь стала одной из самых загрязнённых рек мира, а в скором будущем она, вероятно, превратится в мелководный безжизненный водоём».

Журналист рассказывает, что в 2006 году стало известно о планах Китая отвести по каналу часть вод Аргуни, которая в Поднебесной известна как Хайлар, в пересыхающее озеро Далайнор. К строительству хотели приступить в 2007 году, но тревогу забили экологи и китайцы пообещали заморозить проект. Но в 2008 году строительство канала возобновилось, и, по информации Мясникова, сейчас он почти готов: «Строители возводят дамбу для регулирования водотока. В верховьях Хайлара создаются узлы и дамбы для удержания воды – очень злободневно в условиях многолетней засухи». Нам же достаются отработанные, загрязнённые воды».

Наблюдения показывают, что водность Аргуни снижается. Весной 2008 года она была самой низкой за всё время наблюдений: «Там, где десять лет назад ходили катера, сейчас с трудом можно проплыть на лодке. Жители Приаргунья сетуют, что рыбы в реке почти нет, води приобрела мутный оттенок. Причина тому – не только многолетняя засуха, но и увеличивающийся объём водопотребления. Бурно развивающимся китайским предприятиям и городу Маньчжурия требуется всё больше воды. Экологи полагают, что засушливый период продлится до 2014 году. Тогда проблема нехватки воды исчезнет. Однако руководители предприятий не собираются ждать, когда погода явит милость. Китайская сторона не откажется от заманчивых идей переброски вод».

Мясников сообщает, у наших соседей уже есть опыт в таких проектах: «Южнее Далайнора китайцы уже отводили реки. Природа их жестоко наказала за такое своеволие: некогда плодородные земли стали пустыней. Казалось бы, руководство КНР должно было усвоить такой урок. Ничего подобного».

Автор материала уверен, что если планы китайцев станут явью, что Приаргунск, Краснокаменск и ряд приграничных населённых пунктов могут оказаться без водоснабжения. Пойменные луга, увлажняющиеся за счёт периодических разливов Аргуни, высохнут, исчезнут сенокосные угодья. Затем станут пересыхать другие, связанные с Аргунью территории, известные как житницы Забайкальского края: «Тем самым по сельскому хозяйству нашего региона будет нанесён серьёзнейший удар. В условиях кризиса он обернётся безработицей, а в самом худшем случае - голодом».

Есть и другие опасности: «Взяв под контроль верховья Хайлара, китайцы получат возможность по своему усмотрению регулировать уровень воды в Аргуни. Проводя берегоукрепительные работы, они направляют поток в нашу сторону, подмывают наши берега. Изменяя русло, можно изменять и государственную границу. Так незаметно идёт война за территорию. Страдают и животные».

Впрочем, уверен журналист, страдают и сами китайцы: «Их города, находящиеся вблизи Аргуни, сенокосы и пашни тоже подвергнутся тяжким испытаниям. В выигрыше останутся только руководители промышленных предприятий и некоторые политики, в руках которых окажется элемент экологического шантажа».

Для того, чтобы предотвратить экологическую катастрофу, забайкальские учёные обратились к президенту страны с просьбой обсудить с китайскими коллегами аргунский вопрос: «По их мнению, только решительные меры правительства могут повлиять на китайцев. Впрочем, как показала практика, китайцы со всем соглашаются, улыбаются, обещают прекратить работы, но продолжают всё делать по-своему».

Сергей Колыванов

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления