Город интервью Венецианский юго-восток

Венецианский юго-восток

«Если задуманными темпами начнёт развиваться проект, и поедут люди — у нас захлестнёт школы, больницы, детсады» - интервью с главой Газимуро-Заводского района Романом Ларионовым.

По фэн-шую за карьеру отвечает северный сектор дома, за славу — южный, зоной богатства считается юго-восток. Вслед за символикой изобилия - аквариумом, денежным деревом - должно приходить реальное богатство. О том, насколько оно реально на юго-востоке края - интервью с главой Газимуро-Заводского района Романом Ларионовым.

В его кабинет летом приходят за тем же, что и в другие сезоны — дороги, связь и негде жить.

- О проблемах можно говорить много. Вот одна из вечных летних — благоустройство. Спрашиваешь у глав поселений, почему валяется мусор? Потому что денег нет. Я говорю — хорошо, давайте, буду помогать деньгами. Но по 131-му закону у всех свой бюджет, и я предлагаю - приходите за помощью сразу с тремя-четырьмя протоколами на административную комиссию: упавшие заборы, разваленные поленницы, разбросанные банки. Конец июня, а протоколы только от двух поселений. Ко мне приходят — надо то, надо это... Я держу своё слово и денег не даю.

- А есть в бюджете возможность?

- В прошлом году у нас был дефицит в 23 миллиона рублей. Мы с прошлого года были должны разным структурам по обязательствам 12 миллионов — 5% годового бюджета, и до сих пор ещё семь миллионов. Но на благоустройство немного есть - в этом году разработали программу района, в ней 400-500 тысяч, но заложено.

О деньгах говорить — набило оскомину. О причинах — тоже. Деньги в России должны получать муниципалитеты. Тогда можно говорить о развитии. Пока нас дотирует центр — ничего не изменится: где нужно сделать хороший забор — делаем из жердей; где положить бетон — сыпем песочек.

Взять работающий в районе Новоширокинский рудник - он платит во все уровни бюджета 300 миллионов рублей, мы из них, если они нормально отработают, получим 20. И эти деньги изымут из дотаций. Хорошо, что руководство рудника идёт навстречу, и у них работают серьёзные социальные программы - 7 миллионов они вкладывают в строительство больницы в Широкой, ремонтируют детсад, помогают постоянно в школе. Это в их интересах, к ним едут люди из Казахстана, с центральной России.

Помогали очень хорошо геологи, но сейчас у «Востокгеологии» у самих такие серьёзные проблемы, что не особо поможешь. Правда, на строительство танцплощадки к Дню молодёжи выделили шесть тонн цемента — это очень существенно.

Социалка на фоне больших проектов

- Говорим о развитии юго-востока, и люди потихоньку приезжают работать. Есть надежда, что в этом году придёт насыпь, а к концу 2011 года приедет первый поезд. Для нас это сняло бы очень многие вопросы, ведь мы всё завозим автотранспортом. Но как только юго-восток заработает в полную силу — появятся очень серьёзные проблемы: захлестнёт и больницу, и роддом, и школу, которая тоже работает на пределе и рассчитана на 500 детей. Очередь в детский сад на сегодняшний момент - 150 человек, сдадим новый корпус на 50 в этом году, но проблема не решится.

Я вёл переговоры с представителями «Норникеля» во время их визита, уточнял, как продумана социальная структура - где кого размещать, куда пойдут дети. Но пока на фоне больших проектов о социалке речи не идёт. Есть серьёзные опасения.

- Можно ли говорить, что существует перспектива на юго-востоке создания обещанных 70 тысяч рабочих мест?

- Про 70 тысяч не скажу, но в районе всего около сотни безработных, и то так называемых профессиональных. В «Востокгеологии» - а это юго-восточный подпроект — работает достаточно местных. Вахтовым методом газ-заводчане ездят на строительство железной дороги Нарын — Лугокан. Новоширокинский рудник принимает специалистов на рабочие специальности, более того — им не хватает людей.

Никто управленцев не привезёт

- Как вы оцениваете перспективы грядущих в октябре выборов глав поселений?

- Есть установка правительства на отказ от выбранных глав в пользу работающих по контракту. Но в поселениях даже просто человека с высшим образованием найти проблема... А он должен иметь рабочие качества управленца, соответствовать прочим требованиям - стаж муниципальной службы. По договорённости с правительством пока эту систему вводим только в двух поселениях - в Газ-Заводе и Ушмуне. В остальных - есть хорошие рабочие люди, но назначить их мы не можем по закону. Поэтому оставляем всенародные выборы.

Объясняю людям, что вам сюда никто управленца не привезёт, вы должны выбрать из числа жителей человека, который будет болеть вашими проблемами.

Нерентабельные трубки

- Одна из проблем — отсутствие связи. Сейчас она есть только в четырёх населённых пунктах. Нет ни с Кактолгой, ни с Батаканом. Да, есть картофон. Но вот если с Кактолгой вдруг надо связаться срочно — я не могу. Можно написать по электронке, но никаких гарантий, что там в это время работает спутниковая тарелка, что кто-то есть у компьютера, что прочитают — нет. Поэтому мы заправляем машину, и человек едет за 240 километров в двухдневную командировку.

При этом и «Сибирьтелеком», и операторы сотовой связи говорят, что на 700 человек проводить связь — нерентабельно.

Крайне мало денег выделяется на дороги, хотя, конечно, это проблема не районного масштаба: плохое финансирование было в прошлом году — 11 миллионов, а в этом - 6. При этом у нас огромный грузопоток техники - две артели, Новоширокинский рудник, «Востокгеология».

Я говорю — уважаемые земляки, это два вопроса, которые я не могу решить. А как я решу? Выделить денег? Можно пробовать искать лазейки, но у нас ведь тоже нет денег. Для меня это будет огромный прорыв в бюджете. А для них — один раз сгонять грейдер.

Море бешеных денег на болотах

- Стоит, никуда не исчезая, квартирный вопрос. Муниципального жилья не строится, за последнее время сдали только четырёхквартирные дома для молодых специалистов в образовании, медицине. Готовимся сдать — для культуры и муниципальных служащих.

Работала хорошая федеральная программа - поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов. Мы - единственный район в крае, вошедший в программу. Решили отстроить посёлок Восточный — между Газ-Заводом и базой «Востокгеологии». «Востокгеология» за 6,5 миллионов в долг его спроектировала. Компактная застройка, более 100 домов, детский сад, магазин, рынок, автономная котельная, тепло-водоснабжение. Люди заходят, на размеченных участках строят дом, им обеспечивается подключение. Здорово? Здорово. А федеральный бюджет не выделяет денег. Вот не даёт Москва и не обещает. Для района 6,5 миллионов - это не просто дыра в бюджете, это пробоина, и у меня начинает потихоньку сосать под ложечкой. Это бешеные деньги.

На сегодня так висит несколько проектов - школы, который практически устарел, посёлка Восточный, строительства теплосетей в Широкой стоимостью 3,5 миллиона. Это, наверное, единственный в мире посёлок, где есть водоснабжение, канализация, но нет отопления. Ещё два или три проекта поменьше, в которые тоже вбахали море денег, а ни в какую программу не попали.

- А просто для себя люди строят?

- А строить при этом почти негде - хотя желающих много - везде болота. Прежде чем строить дом, идут к местным жителям и спрашивают — здесь топит или не топит, тут корёжит или не корёжит? Строят только тогда, когда старожилы покажут пальцем. Венеция же...

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления