Город интервью Доменико Нордио: «Очень люблю исполнять русскую музыку ХХ века»

Доменико Нордио: «Очень люблю исполнять русскую музыку ХХ века»

«Когда я был моложе, мне было проще играть Чайковского. Я был молод, у меня было много сил, теперь же исполнять его мне становится физически тяжелее».

25 апреля в заключение музыкального фестиваля «Цветущий багульник» в Большом концертном зале Забайкальской краевой филармонии состоялся концерт замечательного итальянского скрипача Доменико Нордио (Domenico Nordio). На читинской сцене музыкант выступил вместе с московским пианистом Михаилом Лидским, творческий дуэт с которым длится уже много лет. На концерте прозвучали произведения Вивальди, Брамса, Шумана и Грига. О себе и своей музыке - Доменико Нордио в интервью «Чита.Ру».

- Доменико, вы из семьи музыкантов? Как вы пришли к исполнению классической музыки?

Нет, моя семья не хотела, чтобы я обучался музыке. Потому что я был очень болтливый. И даже теперь мама часто спрашивает меня: «Ну, когда же ты выучишься на адвоката?» Тем не менее, они сделали всё, чтобы я получил музыкальное образование у лучших педагогов. Возможно, из-за того, что они не были музыкантами, рассуждали что либо самое лучшее, либо ничего.

- Вы обучались игре на скрипке у Коррадо Романо и Мишель Оклер. Расскажите, пожалуйста, о своих учителях.

- Что же мне сказать о своих учителях… Это были очень разные люди, и обучался я у них в разные периоды своей жизни. Коррадо Романо учил меня в годы становления как музыканта, когда я был очень молод и готовился к конкурсу. А у Мишель Оклер обучался уже после того, как стал победителем конкурса. Помню, что у Коррадо Романо была замечательная техника левой руки… Это были крупнейшие музыкальные учителя в Европе. И Коррадо? и Мишель были очень строгими наставниками. Хотя впоследствии стали большими друзьями.

- Какими вы находите Россию, Забайкалье?

- Мне очень нравится в России. Большая история, великая традиция. Люди очень любезны. Есть одна очень маленькая проблема – жаль, что в России почти не говорят по-английски. Хотелось бы побольше пообщаться. Придётся учить русский язык. Чита – симпатичный маленький городок. К сожалению, мы в городе всего несколько часов. Но если выдастся ещё одна возможность, обязательно заедем сюда ещё!

- А вы знаете, что на фестивале «Цветущий багульник»-2011 уже выступал итальянский музыкант – Умберто Клеричи? Знакомы ли вы с ним и участвовали ли в каких-либо совместных проектах?

- Да, мы знакомы. Это многообещающий молодой виолончелист. Я наблюдаю за ним с самого начала его музыкальной карьеры. Это молодой человек большого таланта. В Италии очень сильная виолончельная школа, хотя почему-то не столь сильная, как скрипичная. Поэтому итальянские виолончелисты очень часто выигрывают различные музыкальные конкурсы, чего нельзя сказать о скрипачах.

- Как началось ваше сотрудничество с пианистом Михаилом Лидским, с которым вы сегодня выступаете?

- Первый раз с маэстро Лидским мы встретились в Милане на фестивале «Селато Музикале». Это очень значимое событие в музыкальной жизни страны, и меня часто приглашают на него. На «Селато Музикале», как правило, приезжают самые лучшие пианисты в мире. Такие, например, как Марта Аргерих, Владимир Ашкенази… Директор фестиваля посоветовал мне сыграть вместе с Мишей, сказав, что это самый выдающийся пианист из всех, кого он слышал. И оказался прав!

Мы начали выступать вместе с Михаилом Лидским в России, Италии и других странах. Наше сотрудничество длится уже 11 лет. Вместе мы записали три CD-альбома для компании «Декка» (Decca). Я нахожу его замечательным пианистом, настоящим музыкальным гением.

- Доменико, на своём первом CD-альбоме, записанном для звукозаписывающей компании «Декка» (Decca) и вышедшем в марте 2005, вы исполнили опус 27 сонаты для скрипки Эжена Изаи. Почему вы выбрали именно это произведение?

- Мне очень нравился этот музыкальный отрывок. Он столь же виртуозный и сложный, как Паганини, однако более сильная вещь в музыкальном плане. Своего рода смесь Паганини и Баха. Мне очень нравится играть Изаи, потому что Паганини для меня, для моей манеры исполнения, слишком плавный.

А вообще, всё произошло достаточно случайно. Я исполнял сонату Изаи на концерте и сделал любительскую запись. Затем в холле встретил одного из музыкальных директоров студии «Декка», который являлся администратором концерта. Мы прошли за кулисы, и он, узнав о том, что я сделал запись, попросил её у меня. Спустя два месяца студия выпустила компакт-диск с записью скрипичной сонаты Изаи в моём исполнении…

- Как вы относитесь к музыкантам, который смешивают классическую музыку с другими жанрами – рок, поп, джаз… и музыкальным проектам подобного плана?

- Думаю, что во все времена музыканты были так или иначе связаны с популярной музыкой и оказывали на неё влияние. В некотором отношении популярная музыка всегда облагораживалась посредством классической. Ведь многие песни современного народного репертуара – это то, что раньше называлось фольклором. Мне нравится слушать лёгкую музыку. Хотелось бы уметь петь, но, к сожалению, не умею. Иногда играю и джаз. Несмотря на то, что некоторые джазмены уверяют, что я не умею его играть. Ведь для джазового музыканта неважно, какие ноты играть, а для классического – как раз наоборот.

Как-то раз на одном джазовом концерте мне дали тему для импровизации и попросили проимпровизировать полторы минуты. К сожалению, я не знал, как закончить партию, и она продолжалась полчаса. В итоге коллеги-музыканты просто сказали: «Стоп!»

- А вообще джаз популярен в Италии?

- Достаточно популярен. Хотя и не так, как в англоязычных странах. В Италии, как и в России, очень сильно развита песенная традиция. У нас много инструментальных любительских ансамблей, сопровождающих певцов. В России больше популярны духовые оркестры военного образца. Я был на концерте духового оркестра в Перми, игравшего с певцами и балетными танцорами. В этом смысле итальянская популярная музыка очень отличается от русской. Но в Италии люди её очень любят.

- Доменико, что вам нравится из русской музыки, каких композиторов вы предпочитаете?

- На своём первом турне я выступал со скрипичным концертом П.И. Чайковского. Очень люблю исполнять русскую музыку ХХ века – Д. Шостаковича… Думаю, что он был гений! Очень нравится играть С. Прокофьева. Он просто замечателен! Люблю исполнять произведения И. Стравинского. Вообще музыка композиторов двадцатого века мне наиболее интересна. Нужно сказать, что в техническом отношении скрипичный концерт Чайковского является самым трудным произведением. Когда я был моложе, мне было проще играть Чайковского. Я был молод, у меня было много сил, теперь же исполнять его мне становится физически тяжелее. Но поскольку я скрипач и скрипичный репертуар не столь уж велик, то мне нравится играть всё!

- Слышал, что итальянцы очень религиозны. Скажите, какое место в Вашей жизни занимает Бог?

- Родители назвали меня в честь Святого Доминика, почитаемого католической церковью и считающегося в Италии покровителем детей. У мамы были проблемы со здоровьем, и она совершила паломничество к знаменитой Туринской плащанице. После этого у неё родилось четверо детей.

- Что бы вы хотели пожелать читинским слушателям?

- Надеюсь, что концерт им понравится, а мы для этого постараемся сделать всё, что сможем.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления