Город обзор Белые вороны ВДВ и люди-свиньи Красного Чикоя – в обзоре районных СМИ

Белые вороны ВДВ и люди-свиньи Красного Чикоя – в обзоре районных СМИ

Некультурно, не по-человечески, нецивилизованно. Это все творит своими руками человек. Хаос, беспорядок, разруха – это наше недалекое будущее, потому что так относиться к своему селу нельзя.

«Мнение о том, что сегодня образование детей, даже школьное, не говоря уж о высшем, – это дорогое «удовольствие» для родителей, разделяет большинство россиян, в том числе и жителей нашего района. И его получение становится доступным не для каждого, хотя оно является одной из составляющих приоритетных сфер гармоничной основы общества. О чем, кстати, не единожды подчеркивалось на высшем уровне, в посланиях президента Федеральному Собранию». «Рабочая трибуна» в лице журналиста Татьяны Колесниковой бьет тревогу, сопоставляя среднюю стоимость сбора ребенка в школу и современный прожиточный минимум.

Читать о том, сколько стоят сборы детей в школу

Дорогое «удовольствие»
Собрать детей в школу с каждым годом становится все дороже. Третья декада августа для семей, где есть дети-школьники – горячая пора в прямом и переносном смысле: подводятся окончательные итоги сбора в школу, закупаются недостающие учебники, одежда. Эти покупки многим семьям обходятся в копеечку, точнее в последние рубли, поскольку цены и на учебники, и на детскую одежду растут не по дням, а по часам, в нынешнем году особенно. Например, учебник алгебры для 9 класса стоит 535 рублей, химии – 265 рублей. Только за два учебника надо выложить 800 рублей. А нужны еще и другие, да плюс к этому тетради, ручки, другие школьные принадлежности.


– Остальные учебники для сына я купила с рук, отдав за это 1700 рублей, – рассказывает мать девятиклассника Васи, – и то в общей сложности на все затратила почти три тысячи рублей. Но еще нужны и спортивный костюм, и кроссовки, и брюки, и рубашки. А я получаю минимальную заработную плату. Приходится экономить на всем, чтобы скопить нужную сумму.


– Когда в прошлом году мы собирали дочку в первый класс, то изрядно потратили на это денег, – вторит ей мама Аси, – учебники для первого класса с рук не купишь, программа новая. А пособия такие дорогие, свыше трех тысяч рублей ушло на их приобретение. За лето наша девочка заметно подросла, и вся еще добротная одежда стала ей малой. Узнав об акции «Все дети – в школу», я ее отдала на сборный пункт. Дочке пришлось покупать все новое и опять же учебники. Они, как я уже говорила, дорогущие. Больше десяти тысяч рублей ушло из семейного бюджета на подготовку дочки в школу.


Мнение о том, что сегодня образование детей, даже школьное, не говоря уж о высшем, – это дорогое «удовольствие» для родителей, разделяет большинство россиян, в том числе и жителей нашего района. И его получение становится доступным не для каждого, хотя оно является одной из составляющих приоритетных сфер гармоничной основы общества. О чем, кстати, не единожды подчеркивалось на высшем уровне, в посланиях президента Федеральному Собранию. Но в России уже привыкли к тому, что часто слова властей расходятся с делами.


Взять те же учебники. Если раньше они были едины для всех школ и стоили рубли, то сейчас их больше тысячи, и в школах даже одинаковые классы, скажем, первые могут учиться по разным программам: Виноградова, «Гармония», традиционная. Естественно, что и учебники для них разные. Поэтому не все их можно приобрести, что называется, с рук. Вот и бегают родители в их поисках, затрачивая при этом ни одну тысячу рублей на приобретение. Кстати, положение о выдаче учебников в школьных библиотеках никто не отменял. Однако у школ даже на ремонт не хватает денег, они опять обращаются за помощью к тем же родителям. Что уж говорить о приобретении учебных пособий. Интересно, что программы разные, а экзамен один – единый? Спрашивается, зачем такое разнообразие учебных пособий, тем более дорогостоящих, когда образовательный стандарт один? Это выгодно, в первую очередь, не ученикам и их родителям, а тем, кто наживается на этом, то есть одни пишут, другие печатают, третьи продают, естественно с прибылью, а родители стонут.


Да и отмена школьной формы также сказалась на семейных бюджетах. Раньше форма была для всех единая и недорогая, что не только дисциплинировало учащихся, но и не позволяло одним выделяться среди других. Сегодня же расслоение на богатых и бедных происходит не только среди взрослых, а начиная со школьной скамьи. Это ведет к озлоблению в школьной среде, поскольку одни могут себе позволить одеть свое чадо шикарно, другие – нет. А дети это переживают острее, чем взрослые. И в этом корень зла тех негативных процессов, которые сегодня есть в школьной жизни. По сравнению с прошлым годом величина прожиточного минимума подросла почти на тысячу рублей. Именно этим эксперты объясняют резкий скачок числа бедного населения в стране. Еще одна причина – высокая инфляция, в то время как зарплаты практически не растут.

Столько россиян живут за чертой бедности
По данным Росстата, по сравнению с прошлым годом малоимущих в России стало на 11,2 % больше. Бедными считаются люди с доходами ниже прожиточного минимума. Сейчас, по подсчетам статистиков, стоимость минимального набора продуктов, первоочередных товаров и услуг составляет 6473 рубля на человека в месяц. Татьяна Колесникова, «Рабочая трибуна», №68

В том же номере «Рабочей трибуны» вскрываются проблемы дошкольного образования. Впрочем, не открывшийся после ремонта детский сад – это даже не проблема образования, а скорее его отсутствие. «До сих пор надзорному органу остается неизвестным объем и состояние выгребной ямы, канализационных сетей, нет соответствующих схем. Марина Михайловна подчеркнула, что два этих момента – основополагающие, и без соблюдения требований относительно их детский сад не будет сдан. Кроме того, еще необходимо привести в порядок систему вентиляции, подвести коммуникации к туалетам, разобраться с горячим водоснабжением, обратить внимание на водостоки, провести ограждение территории и т.д.».

Читать о «Родничке» без воды

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
Читатели наверняка еще помнят сказку про детский сад, которая была рассказана на страницах нашей газеты около трех месяцев назад. Тогда, заканчивая ее, мы верили в счастливый конец. Однако, как оказалось, конца, ни счастливого, ни печального, пока не видно... С момента, когда мы были в «Родничке» в прошлый раз, минул уже целый квартал – время, достаточное для того, чтобы проделать большую работу, результаты которой должны быть уже видны. Однако вот что мы увидели в этот раз. Первое, что бросилось в глаза, – в разгар буднего дня на объекте, где идет масштабный ремонт, не оказалось ни одного рабочего. Может, они были там назавтра или в другое время, но именно в день нашего посещения не было никого.


– Посмотрите, никого нет, – рассказывает мне заведующая детсадом Людмила Ивановна Чудина. – Внутри сейчас ничего не делается, потому что бригадир субподрядчика уехал на похороны, а рабочие не хотят трудиться без него.


Людмила Ивановна ведет меня по помещению сада.


– Вот, – говорит она, – стены уже почти готовы. Осталось покрасить их еще на один раз. Отремонтирована кровля, вставлены окна. В принципе, работы сделано немало. Но...


И тут заведующая рассказывает обо всех «но». Например, компания, выигравшая конкурс на вставку окон, свое дело сделала, только почему-то вместо поворотно-откидного механизма, как было оговорено, установила только поворотный. Для детского учреждения это, конечно, неприемлемо. Во-первых, непоседливые дети, не дай Бог, могут выпасть из открытого таким образом окна. Во-вторых, большой поток воздуха с улицы в холодное время года запросто простудит малышей. Вставив окна, компания еще и оставила после себя огромные щели шириной в половину оконного откоса. Что касается кровли, то ремонтировать ее почему-то начали уже после того, как внутри помещения была сделана часть работ. По закону подлости, именно в это время пошел дождь, грозивший подмочить весь предыдущий ремонт. Повезло, что особо не подмочил. По словам Л.И. Чудиной, есть проблемы и с канализацией. Она ветхая и требует ремонта. Волнует заведующую и то, что никто пока еще не приступает к благоустройству территории детского сада, где должны быть построены беседки, проложены асфальтированные дорожки, забетонирована площадка под мусорные контейнеры. Все это, естественно, нужно сделать до холодов.


Список нерешенных проблем (назовем их мягко – недоделки) продолжила начальник территориального отдела Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в Хилокском районе М.М. Сыроватская, которую мы попросили прокомментировать обстановку. По ее словам, в «Родничке» до сих пор окончательно не решен вопрос с водоснабжением. Сейчас в детсаду воду добывают с помощью насосной станции. Как пояснила Марина Михайловна, согласно строительным нормам и правилам, необходимо разработать проект водоснабжения, в котором должны быть учтены определенные требования. Так, на одного ребенка в сутки положено расходовать 75 литров воды, которая должна поступать сначала в емкость, а уже из нее распределяться по назначению. Резервуар нужен, в первую очередь, для того, чтобы запас воды был в детском учреждении на случай отключения электроэнергии или пожара. Однако пока ничего из перечисленного не сделано. Кроме того, Роспотребнадзор не знает, какова глубина скважины и уровень грунтовых вод. Известно только, что вода все же не по всем параметрам соответствует требованиям безопасности.


Второй серьезный нюанс, по мнению М.М. Сыроватской, – состояние канализации. До сих пор надзорному органу остается неизвестным объем и состояние выгребной ямы, канализационных сетей, нет соответствующих схем. Марина Михайловна подчеркнула, что два этих момента – основополагающие, и без соблюдения требований относительно их детский сад не будет сдан. Кроме того, еще необходимо привести в порядок систему вентиляции, подвести коммуникации к туалетам, разобраться с горячим водоснабжением, обратить внимание на водостоки, провести ограждение территории и т.д. То бишь, проблем еще немало, а времени – наоборот.


Что же говорит обо всем этом районная администрация в лице заместителя главы по ЖКХ, транспорту, строительству и связи Ю.Р. Шишмарева и заместителя главы по экономике, промышленности, муниципальному имуществу и земельным отношениям Г.В. Таскаевой? Они считают, что объект будет сдан в эксплуатацию к Новому году, как и было обещано устно. Но, напомним, были и другие обещания. Например, еще 3 месяца назад в письменном виде, за подписью троих специалистов, была оформлена бумага, согласно которой окончательная приемка выполненных работ планировалась на 25 августа. Однако воз и ныне там. Представители администрации рассказали, что большая часть ремонта уже сделана. Что же касается огрехов, допущенных в работе, то, считают они, это вина недобросовестных подрядчиков, на одного из которых уже написано заявление в прокуратуру. Однако, как уверяет Ю.Р. Шишмарев, все будет исправлено. Так, компания, вставлявшая окна, по всей видимости, надеялась на то, что никто не заметит недостатков в механизме. Но администрация заметила, и оконщики все переделали. Так же на момент нашей беседы они должны были заканчивать работу с поврежденными откосами.


– Канализация тоже будет отремонтирована в ближайшее время, – подчеркнул Юрий Романович, – все остальное тоже планируется сделать в срок. А если говорить о причинах недоработок, проволочек и т.п., то корень зла администрация видит в несовершенстве законодательства о госзакупках. Конкурсная система ставит нас в жесткие рамки. Мы вынуждены отдавать подряд организациям, цель которых – нажиться, положив деньги себе в карман, а не качественно выполнить свою работу. Еще один минус – работа на субподрядах, которые почти невозможно контролировать. В данный момент работа в детском саду стоит из-за того, что субподрядчик уехал на родину, его нет уже очень долго, а дозвониться и вызвать его сюда мы никак не можем. Сейчас нам необходимо дождаться его, определить участок, где кончаются его работы, а уже потом решать, кто будет доделывать остальное. Но, несмотря ни на что, к Новому году мы должны справиться.


Как видите, настрой у власти вполне оптимистичный. Так может и нам все же поверить в то, что все хорошо закончится? Хотелось бы. Кстати, вот вам радостный факт, так, между прочим. В нашем же крае, в Александрово-Заводском районе этим летом идет масштабное строительство – возводят новый детский сад на 40 мест со спортивным и музыкальным залами, столовой, прачечной, медицинским кабинетом. Строительство началось только весной, а к осени его уже планируют запустить. Цена вопроса – 26 млн руб., из которых 15 млн район взял в кредит, а 12 млн – из собственного бюджета. Конечно, многие руководители и представители власти сходятся во мнении, что построить новое легче, чем латать старое, как в случае с «Родничком». Однако и строить – тоже не ломать. И думается, что побывавший на александрово-заводской стройке депутат Заксобрания края В. Альханов был полностью прав, когда, говоря о главном залоге успеха предприятия, отметил: «...здесь есть руководитель, который занимается районом, и большое желание работать для людей».


Кстати, что же говорит обо всем этом районная администрация в лице заместителя главы по ЖКХ, транспорту, строительству и связи Ю.Р. Шишмарева и заместителя главы по экономике, промышленности, муниципальному имуществу и земельным отношениям Г.В. Таскаевой? Они считают, что объект будет сдан в эксплуатацию к Новому году, как и было обещано устно.

Галина Макеева, «Рабочая трибуна», №68

«Советское Приаргунье» рассказывает об успехах района на том же фронте социальной сферы. Здесь в середине августа открылся новый детский сад, «объект, потребовавший немало усилий, и физических, и душевных, больших финансовых вливаний». «Сегодня впервые с любопытством переступают порог обновленного здания не только взрослые, но и дети, которым предстоит посещать его».

Читать слова счастья, благодарности и облегчения

Навстречу детству
Огромное по значимости для райцентра событие произошло 15 августа. Для многих родителей и их детей открыл, наконец, свои двери детский сад, разместившийся в отремонтированном до самого основания бывшем здании красной школы. Объект, потребовавший немало усилий, и физических, и душевных, больших финансовых вливаний, наконец, сдан в эксплуатацию. Его двери гостеприимно распахнулись более чем для сотни малышей. Это для них с заботой и любовью была благоустроена игровая площадка на улице, чтобы они весело, занимательно и разнообразно проводили время на свежем воздухе. Кажется, вся палитра красок вылилась в фантазиях взрослых для того, чтобы порадовать детей.


И вот такой долгожданный волнительный момент разрезания красной ленточки, символизирующей сдачу объекта в эксплуатацию. Честь перерезать ленточку была предоставлена Иванову Григорию Львовичу, по инициативе и при поддержке которого данное событие имело место быть. Несмотря на трудности и всяческие препоны, именно его воля и упорство в достижении намеченного, поддержанная большинством, помогли воплотить мечту многих родителей, столкнувшихся с тяжелой проблемой – куда пристроить свое чадо, пока папы и мамы заняты на работе. Для многих из них это стало дилеммой – или работать, или сидеть с ребенком дома. Сегодня впервые с любопытством переступают порог обновленного здания не только взрослые, но и дети, которым предстоит посещать его. Просторные, сияющие чистотой кабинеты, игровые, спальни, столовые и подсобные помещения – все это для них. Белые ровные стены пока еще не увешаны плакатами, поделками и рисунками, но вскоре на них засияет многообразие красок, чтобы как в калейдоскопе расцветить детство ребятишек, приходящих сюда. Помимо игр, забав и множества познавательного их ждет персонал этого дома детства: повара, помощники воспитателей, наконец, сами воспитатели, чтобы занимательно научить, заботливо помочь, вкусно накормить. Татьяна Юрьевна Михалева, заведующая детским садом говорит:


– Этот детский сад будет вмещать четыре группы по 25 детей. Для каждой из них приготовлено по отдельному спальному помещению и игровой, чтобы не было тесно. Кроме того, вскоре появится возможность увеличить количество мест в детском саду, как только привезут кровати-трансформеры. Думается, проблема острой нехватки мест в детском саду в райцентре за счет ввода в эксплуатацию этого здания будет снята. Я сегодня рада отметить, как люди шли нашим нуждам навстречу. Особенно это относится к некоторым предпринимателям, оказавшим безвозмездную спонсорскую помощь в приобретении мебели для детсада. Это Мелтонян Гарекин Матевосович, Адамян Армик Петросович и Хдрян Роберт. Большое и искреннее им за это спасибо! Зданию дана вторая жизнь, и звонкие детские голоса вновь зазвучат в нем. И его стены вновь будут отражать эхо счастливого детства.

Советское Приаргунье, № 64

Председатель Нерчинско-Заводского отделения союза десантников Александр Агафонов в коротком интервью клеймит позором всех, кто в День ВДВ даёт повод сомневаться в чести и достоинстве славных десантных войск. «Основная наша цель – организация патриотического воспитания молодежи, помощь десантникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а не организация всякого рода пьянок под видом праздника, и если кто-то перепутал двери, то они открыты как к нам, так и от нас».

Читать речь настоящего десантника

За честь мундира или послесловие к празднованию дня ВДВ
Интервью с А.Г. Агафоновым, председателем Нерчинско-Заводского отделения союза десантников.


– Александр Геннадьевич, практически ежегодно в разных концах страны во время празднования дня ВДВ случаются беспорядки, учиненные разогретыми горячительным десантниками. Происходит подобное в вашем отделении?


– К сожалению, как и везде, в ВДВ есть свои «белые вороны», которые отравляют воздух и позорят ВДВ, и мы не исключение. Из наших рядов исключен и с позором изгнан один из таких «десантников», назовем его условно «Фотограф», который позволял себе нелестно высказываться о ВДВ, десантниках, который требовал организации пьяного бойкота, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Он опустился настолько низко, что потребовал вернуть взносы за вступление в наше братство. Решением правления Союза десантников он изгнан с позором, ему возвращены деньги, которые он с удовольствием забрал, не подумав о своей репутации.


– Не жалко его?!


– Нет! Жестко? Жестоко? Может быть, да! Но таковы десантные законы! Считаю, что подобные случаи дискредитируют в глазах общественности честь мундира и принадлежность к славным своим прошлым и настоящим элитным воздушно-десантным войскам.


– Александр Геннадьевич, какие цели преследует создание вашей организации?


– Основная наша цель – организация патриотического воспитания молодежи, помощь десантникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а не организация всякого рода пьянок под видом праздника, и если кто-то перепутал двери, то они открыты как к нам, так и от нас.


P.S. Хочется надеяться, что подобных случаев будет происходить меньше, если общество и сами десантники займут жесткую, непримиримую позицию по отношению к дебоширам, позорящим честь мундира. Служба в ВДВ является престижной, но очень трудной, и вырабатывает не только лучшие физические качества, но и моральные, такие как самопожертвование, отвага и сдержанность. Дешевой бутафории в этих войсках не учат, а значит и тех, кто в праздничные дни пытается прыгнуть выше головы, десантниками трудно назвать.

Советское Приаргунье, № 64

Параллельно с руководителем клуба любителей внедорожников Семёном Шифриным, Елена Таракановская в газете «Знамя труда» выражает готовность забайкальцев ужесточить меры ответственности за беспощадное загрязнение окружающей среды. Оказывается, горы битого стекла, пластика и окурков – это проблема не только больших городов. В центре села Красный Чикой от этой болезни погибает большое и некогда красивое озеро.

Читать о проблеме Красного Чикоя и варианте её решения

Пора наказывать рублем
Большое красивое озеро в центре села, все кругом чисто, живут счастливые люди... Правда, замечательная сказка!? А все это было не сказкой до определенного момента, пока жители нашего села просто от безделья не начали делать из озера свалку, или по-другому – склад ненужных вещей.


В отличие от других мест отдыха Красного Чикоя здесь стояли урны, которые перевернули, а перевернули в прямом смысле этого слова – мусор вытряхнули на землю, а сами контейнеры и вовсе в озере утопили. Некрасиво!? Нет, некультурно, не по-человечески, нецивилизованно. Это все творит своими руками человек. Хаос, беспорядок, разруха – это наше недалекое будущее, потому что так относиться к своему селу нельзя. Каждый из нас, наверное, соблюдает порядок в доме и на своем участке, но почему бы нам не взяться и за село, и за его территорию? Ведь есть определенное место для свалки, где мусор просто уничтожают. А от куч мусора в черте села есть вред для населения и всего окружающего. Ведь мусор у нас иногда и горит, может возникнуть пожар. А пожар, перекинувшийся с незаконной свалки, считается поджогом, а это наказуемо. На мой взгляд, у наших властей уже нет сил бороться с людьми, для которых ничего не стоит бросить бумажку, бутылку из-под спиртного, бычок от сигареты. Сколько уже можно кричать, писать в газетах, уповая на совесть людскую? Давно, наверное, пришло время наказывать людей рублем. Это быстро научит селян быть продвинутыми в плане культурного поведения, не засорять все в округе.

Елена Таракановская, Знамя труда, № 67

20 августа Агинский дацан торжественно отметил 200-летний юбилей. Журналист Агинской правды Цыпелма Нанзатова побеседовала с доктором буддийской философии Бадма-ламой Цыбиковым и узнала о прошлом и настоящем Агинского дацана, о его миссии и о том, как найти в себе Будду. «Человек долго может ходить, чувствуя себя вполне здоровым, хотя аура, его душевная оболочка, сигнализирует о том, что он нездоров. Не все болезни лечатся медикаментами. Аура лечится духовно».

Читать о дацане и буддизме

Буддизм – это милосердие и сострадание
20 августа Агинский дацан «Дэчен Лхундублинг», что означает «Обитель спонтанной реализации великого блаженства», торжественно отметит 200-летний юбилей. В 1811 году агинские буряты восьми хоринских родов пригласили тайшу Галсана Мархаева для определения места строительства дацана. Есть легенда, которая гласит, что перед выбором подходящего места Мархаеву приснился сон, где он увидел большое количество лам, услышал звуки молебна, смех хувараков и лай собак, из-за чего тайша остановил свой выбор именно на местности Булактуй, напротив горы Улиртуй и реки Аги. Для строительства дацана были приглашены русские каменщики и плотники, построившие до этого Согчен-дуган в Агинском дацане, так как в это время была тенденция строительства каменных дацанов. Здание было первым каменным дуганом среди существовавших дацанов в Агинской степи.


После окончания строительства в 1816 году агинские буряты приглашают на «рам-най» – освящение дугана – Ринчин-ламу, шэрээтэ Дэрестуйского дацана «Лхундуб Дэченлинг», ныне Джидинского района Бурятии. Ринчин-лама освящает дацан и дает ему название Дэрестуйского дацана «Лхундуб Дэченлинг», только поменяв местами словосочетание, в итоге получилось «Дэчен Лхундублинг». И так как в Дэрестуйском дацане гением-хранителем является могущественный сахюсан Жамсаран, в Агинском дацане гением-хранителем стал именно он.


Сегодня Агинский дацан продолжает традиции, заложенные два столетия назад, восстанавливает архитектурный комплекс, расширяет образовательную систему и становится для прихожан местом обретения душевной гармонии. В преддверии торжественных мероприятий в честь 200-летия со дня основания одного из самых знаменитых и авторитетных буддийских монастырей России мы предлагаем вашему вниманию интервью с шэрээтэ Агинского дацана, доктором буддийской философии Бадма-ламой Цыбиковым.


– Досточтимый Бадма-лама, какие вехи в 200-летней истории Агинского дацана Вы считаете основными?


– В основном в истории Агинского дацана разделяют три дореволюционных этапа. Становление пришлось на 1816–1821 годы, когда в новом дацане начали появляться ламы. 1821–1858 годы стали временем укрепления позиций, а в период с 1858 по 1929 год Агинский дацан достиг своего расцвета, в то время здесь работали до тысячи лам. В годы репрессий и гонений на веру (1933–1946) Агинский дацан продолжал работу вплоть до 1937 года. В 1946-м старые ламы стали постепенно возвращаться в родной дацан, а в 1970-м на учебу в Монголию направлены первые студенты из Агинского дацана. До восьмидесятых годов пополнение штата служителей дацана продолжалось. Со временем религиозной свободы становится больше, и, начиная с 90-х годов прошлого столетия, Агинский дацан переходит на новый уровень своего дальнейшего развития.


– Последние два десятилетия для Агинского дацана стали временем расцвета. Идет восстановление и строительство культовых дацанских объектов, качественные изменения произошли и в образовательной системе Агинского дацана...


– Действительно, за последние годы немало сделано. В 1993 году при Агинском дацане был открыт филиал Института тибетской медицины и астрологии индийского города Дхармасала, где находится резиденция Его Святейшества Далай-Ламы XIV. Его первыми студентами стали ламы, которые сегодня практикуются в нашем дацане. Я считаю, что основным достижением Агинского дацана можно считать даже не строительство дуганов, ведь оно происходит у всех на виду, а качественную подготовку кадров, а это развитие изнутри. Сегодня двое лам – Жаргал Цыденжапов и Батор Мункуев – закончили обучение в Индии и служат в Агинском дацане. Четверо продолжают обучение в Монголии, четверо – в Иволгинском дацане, пятеро – в Верхней Березовке. Мы направляли студентов с целью подготовки учителей для открытия факультета Дуйнхор при Агинском дацане. Но, как правило, агинские хувараки отличаются хорошей успеваемостью, и уже несколько закончивших на «отлично» студентов были оставлены при дацанах.


– Уважаемый Бадма-ламахай, можно ли сказать, что сегодня комплекс Агинского дацана такой же, как и в годы его расцвета?


– Нет. Очень многого еще не достает. Например, у нас нет Чойра-дугана – здания факультета философии, здания факультета медицины и других. Но хочется отметить, что среди всех буддийских храмов России у нас восстановлено самое большое количество зданий. Сегодня Агинский дацан – это полноценный дацан. Здесь служат астрологи, лекари, тантристы, художники, философы. Большую помощь оказал Глава Администрации Агинского Бурятского автономного округа Б.Б. Жамсуев. Но мы не хотим стоять на месте. Мы стремимся наполнить дацан внутренним содержимым, а это не только книги, но еще и служители, глубоко образованные, всезнающие. Потому мы отправляем студентов учиться в Монголию, Индию, один обучается в Тибете. Думаю, они вернутся и внесут свой вклад на благо родного дацана и духовного развития своих земляков.


– Сколько лам служат в Агинском дацане?

– Двадцать пять лам и столько же хувараков. Многие ламы имеют ученые степени «гэбши» – кандидатов буддийской философии. Дид-хамбо-лама по Забайкальскому краю Цырен Дондукбаев является габжи-ламой – доктором буддийской философии. Многие выпускники Агинской Буддийской академии остаются служить в Агинском дацане. Например, Арам-лама и Валентин-лама из Алтая, Роман-лама и Артур-лама из Хакасии. Наряду с агинскими ламами проводят молебны и два учителя Агинской Буддийской академии из Тибета, один из Монголии.


– Какие традиционные хуралы служат в Агинском дацане?


– Ежегодно проводятся шесть основных хуралов: Лхама-хурал на Сагаалган, Доншод-хурал, посвященный Дню рождения Будды, его уходу в нирвану и просветлению, летний Майдари-хурал, затем Санжидай-хурал, связанный с притчей о том, как Будда девяносто дней на небесах проповедовал учение и возвратился на землю. Где-то в декабре (все хуралы проводятся согласно лунному календарю) проводится хурал, посвященный дню рождения Богдо Зонхавы – основателя традиций гелугпа. А ежегодный Хайлан-хурал символизирует то, что когда Будда проповедовал на небесах учение, ламы на земле тоже читали молитвы. Хуралы бывают еще и сезонные. Это, в основном, так называемые Маанин-хуралы. Здесь предполагается трехдневное затворничество лам. Также есть ежемесячные хуралы Лхарзай, Отошо и Мандал Шива. Хуралы проводятся и в знаменательные для буддийского мира даты, например, в день рождения Далай-Ламы. А также в связи с мировыми трагическими событиями: в память жертв взрыва на Фукусиме, затонувших на теплоходе «Булгария» и т.д.


– Получается, вы не находитесь в стороне от социума. Какова роль Агинского дацана в общественной жизни?


– Мы стараемся не быть в стороне от общественной жизни. Например, ректор Буддийской академии Бабу-лама является депутатом городской Думы поселка Агинское, я вхожу в состав общественной палаты Забайкальского края. Биликто-лама является депутатом Амитхашинского сельского Совета. Также мы с шэрээтэ Цугольского дацана Алдар-ламой входим в окружной совет по противодействию алкоголизму. Кроме того, пресс-секретарь Агинского дацана Цыдып-лама вместе с комиссией по делам несовершеннолетних Агинского района часто выезжает в села, где читает лекции по пропаганде здорового образа жизни, проводит беседы о духовных ценностях и приоритетах.


– В рамках больших хуралов проходят спортивные игры «Эрын гурбан наадан». Это тоже бурятская буддийская традиция?


– До революции состязания мужчин «Эрын гурбан наадан» всегда проходили в рамках обрядов поклонения духам местности – обоо. В советское время пропагандировалась теория, что все общее, нет ничего национального, самобытного. А после перестройки в целях сохранения и развития национального духа мы начали возрождать и традицию «Эрын гурбан наадан».


– Сегодня в Агинском дацане очень много прихожан. Как вы считаете, это свидетельствует о возрождении духовности наших земляков? Или это дань моде?


– Дань моде прошла. Это было в 90-е, когда на заре перестройки миряне стали открывать в себе духовность. Тогда, наверное, это было модно. Я вижу, что сегодня люди более осознанно приходят в дацан, чтобы восполнять свои религиозные потребности. И это, скорее всего, свидетельствует о возрождении духовности... Многие современные ученые считают буддизм учением. Учением о жизни, об основах мироздания. Математики рассматривают буддизм не как философию, а как ее прикладное направление. Ученые выдвигают теорию, что Вселенная произошла от взрыва. Об этом сказано и в буддизме. Мы, монахи, изучаем буддизм как науку и как вероучение. В учении есть принцип «Если человек не спрашивает, не говори». То есть мы несем учение только тем, кто этого желает. Если человек не хочет кушать, зачем ему давать еду?


- А как к вам приходят послушники?


- Просто приходят и говорят - «Я хочу стать хувараком». Сразу с первого взгляда сложно определить способности человека, поэтому первое время хувараки находятся возле меня. Я наблюдаю: если есть способности - станет настоящим ламой, если нет- найдет себя на другом поприще. Сейчас «под наблюдением» находится хуварак Жигжит, он отслужил в армии, является кандидатом в мастера спорта по шахматам.


Часто бывает, что романтично настроенные молодые люди после школы, совсем по-другому представляют себе службу в дацане. Пожив в дацане, увидев изнутри жизнь некоторые понимают, что это не его путь и уходят. Из числа наших хувараков вышли милиционеры, чиновники, художники и другие.


- На базе Агинского дацана часто проходят научно-практические конференции и другие подобные мероприятия. Вы проводите такую работу целенаправленно?


- Испокон веков Агинский дацан считается самой открытой площадкой для всех ученых-востоковедов, буддологов, тибетологов и всех, кто интересуется буддизмом. В свое время востоковеды Востриков, Щербатский, Вальденбург, которые составляют гордость русской буддологической школы, годами жили при дацане и постигали буддизм с помощью его высокоученых лам. И потому сегодня мы имеем сохранившиеся подробные описания жизни Агинского дацана. Все значимые дореволюционные публикации о буддизме связаны именно с Агинским дацаном. Продолжая эту традицию, мы первые из всех дацанов начали проводить научно-практические конференции, круглые столы, семинары с целью изучения буддизма. К нам любят приезжать буддологи Бурятии, Монголии, Калмыкии, Улан-Удэ, Москвы и т.д. Первая конференция прошла в 2001 году. Аспиранты, принимавшие участие в ней, сегодня стали докторами философских наук.


– Какую миссию на протяжении двухсот лет продолжает Агинский дацан?


– В буддизме одна цель – достичь состояния просветления (бодхисатвы). Именно дацан является проводником к Просветлению. В душе каждого человека есть Будда. Только, например, на скотобойне или в злачных местах человеку трудно открыть его в себе. А в дацане, созерцая добродетели, можно стать ближе к состоянию просветленности. Некоторые люди спрашивают у меня: «Многие стали Буддами? Я знаю одного Будду...». «Будда» от слова «пробудить» – это тот, кто показывает путь к просветлению. Первым состояния просветленности достиг Гаутама Шакьямуни и показал, что каждый может достичь состояния просветленности. С тех пор несметное количество людей достигло состояния Будды – Цзонхава, Даши-Доржи Итигилов, Жамбал-Доржи Гомбоев, Жимба-Жамсо Эрдынеев... В современном мире все труднее найти путь к просветленности, ведь привязанностей и различных мешающих факторов становится больше, например, телефон, компьютер, Интернет...


– Что нужно делать, чтобы пробудить Будду в себе?


– У каждого современного человека есть дела, семья, заботы, работа. Жизнь проходит в этой круговерти. Нужно иногда на некоторое время оставаться наедине с собой, размышлять, думать, молиться. Я, например, каждый год на полмесяца ухожу в медитацию. В это время, наедине с собой, предаюсь осмыслению жизни, учения, книг. Сложно думать об этом все время. В учении сказано, что у человека, находящегося в состоянии медитации, больше возможности стать Буддой.


– Большинство прихожан знают об этом?


– С кем-то я говорю об этом, с кем-то нет. Молодые люди говорят, что не понимают мантры, которые читают во время хуралов, говорят: «Зачем я буду сидеть на хурале, если могу и дома через магнитофон послушать...». Но когда ты слушаешь пение птиц на природе, ты же не стараешься понять смысл и разобрать слова? Ты получаешь вибрации голоса, колебания воздуха и приходишь в гармоничное духовное состояние. На хуралах ты должен слушать душой, а не слышать и понимать слова. Мы очень ограничены в ощущениях. В животном мире ощущений намного больше. Человек долго может ходить, чувствуя себя вполне здоровым, хотя аура, его душевная оболочка, сигнализирует о том, что он нездоров. Не все болезни лечатся медикаментами. Аура лечится духовно.


– К чему вы призываете граждан?


– Буддизм – одна из самых толерантных религий и призывает к духовности. К нам обращаются, и мы принимаем всех. Придя в буддизм, любой человек может обрести себя в нем. Каждый человек может быть очень духовным, независимо от вероисповедания, национальности, социального положения. Далай-Лама назвал мать Терезу глубоко духовным человеком, достигшим определенной степени буддости. Буддость – это милосердие и сострадание...


– Спасибо за беседу. Всех благ Вам!

Беседовала Цыпелма Нанзатова, Агинская правда, № 96

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления