Город опрос «Основы религии должны ввести с первого класса» - опрос «Чита.Ру»

«Основы религии должны ввести с первого класса» - опрос «Чита.Ру»

...будто там заставят свечки жечь и Богу молиться. Детям дадут общее представление о религии...

Более 28 тысяч забайкальских четвероклассников и пятиклассников в расписании уроков с сентября 2012 года среди привычных математики, русского языка, чтения увидят новый - основы религиозной культуры и светской этики. Вопрос о введении этого предмета решался больше двух лет, в 21 регионе прошла апробация. В Министерстве образования говорят, что все остались довольны.

Нужен ли современным школьникам предмет основы религиозных культур и светской этики? С какого возраста его нужно вводить? - опрос «Чита.Ру»

Заместитель руководителя Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края Бальжит Дамбаева:

- Комплексный курс религиозной культуры и светской этики состоит из шести модулей: основы православной культуры, буддийской, исламской, иудейской, а также основы мировых религиозных культур и основ светской этики. Апробация этого курса прошла в 21 регионе страны, в школах Забайкалья же он появится с сентября 2012 года. Преподавать его будут в 4-5 классах. Курс рассчитан на 34 учебных часа. Мы уже сейчас начали вести подготовку. Главный вопрос — кто будет преподавать? Это будут учителя истории, обществознания, литературы и начальных классов, которые пройдут курсы повышения квалификации. До сентября 2012 года мы обучим 323 педагога. Конечно, будем звать на помощь и представителей конфессий. Вообще, практика регионов, где апробировался этот курс, показывает, что 42% родителей выбирают модуль основы светской этики, 30% - основы православной культуры, 20% - основы мировых религиозных культур. Надеемся, что в Забайкалье большинство родителей также выберут эти направления. До сентября 2012 года мы решим вопрос с покупкой учебников, на которые необходимо 9,5 миллионов рублей, чтобы обеспечить всех учеников 4-5- классов в крае. Курс рассчитан на решение задач единения общества, повышения культуры, кругозора. Предмет предусматривает совместные занятия с родителями, допустим, оформить родословное дерево. Главное - этот курс способствует нравственному воспитанию детей.

Кандидат филологических наук, профессор кафедры литературы ЗабГГПУ Людмила Камедина:

- Я этот предмет веду с 1989 года и никакого негативного отношения к нему ни от учеников, ни от родителей не слышу. Начала преподавать это предмет на филологическом факультете ЗабГГПУ, потом в лицее. Там предмет ведётся с 8 класса, все четыре года с добавлением духовной культуры. Знаю, что в некоторых школах учителя тоже преподают основы религиозной культуры. Я хочу подчеркнуть, что речь идёт не о церковном предмете, а об основах духовных культур. Это цикл культурологический, а не церковный. Кроме слов благодарности от родителей, которые говорят, что дети научились думать, размышлять, интересоваться историей, я ничего не слышала.

Этот вопрос вызывает дискуссию у либерального сознания, которое не хочет, чтобы Россия вернулась к своим истокам. Либеральное сознание — сознание новизны и бесконечных перемен. А мы предлагаем вернуться к традициям. 700 лет у нас была религиозная русская культура, потом религиозная начала сосуществовать со светской. А после 1917 года религиозную убрали вообще, получается, мы убрали 700 лет развития. Понятно, что либеральное сознание этого не хочет.

Когда собираются религиозные лидеры, они говорят, что между конфессиями конфликта нет, потому что все за нравственные основы, за традицию и культуру. Конфликт у нас у всех возникает с атеистическим сознанием. Сейчас много атеистов и либералов, которые предпочитают западную модель развития. Между самими же конфессиями конфликта нет. Я это знаю и вижу. У меня на лекциях сидят мусульмане, буряты, которые слушают лекции по русской православной культуре. В лицее мы вводили этот предмет с 8 класса. В школе можно вводить его преподавание с первого класса.

Мама Елена Бренер:

- Лично мне не хотелось бы, чтобы мои дети посещали такой предмет. Ведь он включает в себя православную, буддийскую, иудейскую, исламскую культуры. Ни к какой из них наша семья не относится. Культура воспитывается главным образом в семье, она впитывается с самого детства, дети копируют поведение родителей. Православный вырастит православного, буддист – буддиста, мусульманин – мусульманина, атеист – атеиста. По крайней мере, пусть дети сами станут достаточно взрослыми, чтоб решить, какую культуру и религию выбрать. По-моему, эта сфера не стоит отдельного внимания. А если не будет ни экзаменов, ни отметок, то мои дети ходить на этот предмет не будут. Лучше бы сделали более полезные уроки юридической грамотности.

Директор воскресной школы Наталья Волнина:

- Я бы вводила предмет с 4-5-го класса. И, конечно, отношусь к этому предмету положительно. В частности, и как преподаватель основ православной культуры в вузе. Зависит, правда, многое от преподавателя, его уровня подготовки. Я думаю, что это должен быть человек, взявшийся за предмет не просто так, не только закончивший трёхмесячный курс или что-то. Эмоциональная зрелость должна присутствовать. И религиозная практика должна ложиться на сердце: то есть если человек верующий, буддист, мусульманин или православный, он, естественно, лучше даст информацию, чем тот, который расскажет её с культурологической точки зрения. Опять же, нельзя бросаться в крайности. Бывают же случаи, когда навязывают что-то. Не надо путать с религиозным образованием, в том числе. Оно преподаётся у нас. А в общеобразовательной школе должно происходить знакомство с традициями, культурой, основами веры и так далее

Кандидат исторических наук, политолог Олег Кузнецов:

- Я считаю, что современным школьникам в обязательном порядке нужен учебный предмет, рассказывающий об основах религий: буддизма, христианства, ислама, а также об основных этнических культур народов мира. Это ни в коем случае не должен быть предмет, который излагается с точки зрения церкви. Это должен быть предмет с точки зрения светской науки, изучающий различные религии. Вот такой предмет в наших школах нужен. Он должен преподаваться в старших классах, когда человек готов воспринимать сложный материал.

Директор Агинской школы № 1 Дарима Доржиева:

- Конечно, это предмет нужен. Весь 2010 год шло большое обсуждение его содержания с участием представителей различных религиозных конфессий, участвовали и имамы, и представители Московской епархии, буддийского духовенства, что должно было вводиться в само понимание предмета. Я, в принципе, хорошо отношусь к этому делу, только всё должно быть в разумных рамках. В школе каждый ребёнок должен в равных пропорциях знакомиться с различными религиозными культурами. Это нужно подавать не как религиозную догматическую истину, а именно как культуру. То есть формировать толерантное отношение к вероисповеданию любого другого человека. Только тогда мы получим людей нового гражданского общества. Что касается возраста, то я считаю, что знакомить ребёнка с различными религиями и представлениями о мироустройстве нужно с самого начала процесса воспитания, ещё в семье. Конечно, всё должно быть адаптировано под возраст. Нашей школе предложили поучаствовать в экспериментальной апробации учебника «Основы буддийской культуры» в 4-5-х классах. Я видела эту книгу, там очень хорошо, в ознакомительных рамках даётся. Я думаю, что каждый из нас понимает, как это должно быть.

Пастор церкви «Спасение в Иисусе», магистр богословия, преподаватель московской духовной академии Сергей Новикевич:

- Такой предмет нужно вводить не с начальных классов, а со средних. Именно тогда формируется мировоззрение, взгляд к социальным отношениям в обществе. Главная проблема: как должен выглядеть этот предмет. Детально я не знаком с материалом, но насколько знаю, содержание этого предмета слабое. Нужно дорабатывать материал, расширять круг специалистов. В том виде, в котором этот предмет существует сейчас, он сформирует больше негативных взглядов. Может спровоцировать непонимание со стороны родителей. Нельзя зачесать всё общество под одну гребёнку. В этом вопросе нужна гибкость. Мне кажется, разумнее всего такой предмет вводить в форме факультатива.

Пользователь «Чита.Ру» с ником «Ювелир»:

- Это воистину прекрасный опрос. Предмет этот нужный. В двух словах, конечно, не расскажешь. Ну, к примеру, хотя бы за тем, чтобы люди, которые нападают на православную церковь, имели представление, о чём идёт речь. Для борьбы с невежеством, как минимум. А когда с одной стороны хают православие, а с другой стороны просят у контролёра в троллейбусе билетики, чтобы цифры сошлись или кошку видят и плюются, - это бред. С 4-го класса вполне нормально вводить этот предмет. Не понимаю, почему относятся к введению предмета негативно — будто там заставят свечки жечь и Богу молиться. Детям дадут общее представление о религии, как это образовалось, как всё строилось.

Руководитель Забайкальского правозащитного центра Виталий Черкасов:

- Я так далёк от религии, что мне трудно высказать мнение на этот счёт. Меня как-то больше устраивает то положение, что прописано в Конституции о том, что религия отдельно у нас закреплена от государства. Мне намного приятнее воспринимать ситуацию, когда человек сам доходит до принятия какого-то вероисповедания. Я бы был не против, если бы был какой-то курс обучения в школе, на котором бы обсуждали все мировые религии: как они появились, какие народности проповедуют те или иные религии, без выделения приоритетом каких-то главенствующих. Я всегда отношусь с осторожностью к веяниям, которые пытаются предложить обществу представители религии, поголовно принимать какие-то религиозные постулаты. Наша страна тем и хороша, что есть разнообразие: есть проповедующие религии, есть атеисты, главное, чтобы никого не ущемляли. У меня дочь учится в пятом классе. Мне кажется, детям, вышедшим из младшей школы, уже интересно это.

Мария Воронова, Татьяна Пояркина

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления