Ирина Трофимова - реально реактор, или, как всё чаще её называют — Вождь! Дело, которое она делает, полезно и интересно в планетарном масштабе, в том числе. Она собирает ярких людей без понтов, умеющих снимать и писать, и делает так, чтобы проблемы экологии и здоровья региона, материка, планеты стали хотя бы известны большому числу людей. Это «Берлога».
До поездки я знал лишь, что это экологический пресс-клуб «Берлога». Знал, что им нужно ездить по полям и горам, и что в этом им может помочь клуб «Диверсант». Они просили, а мы возили. Им полезно и нам приятно. На собраниях озвучивались маршруты и находились желающие. Все были довольны, но сам вот как-то не попадал в их экспедиции и слышал потом восторженные отзывы. Не более. Стало интересно самому. До этого два клуба прикольно скатались в Даурию по поводу котушенек. Ещё знал, что в конце апреля куда-то по Шилке нужно съездить. Думал даже, что просто в Шилку. Всего и делов то... Но вот закрутилась подготовка к следующей экоэкспедиции. Решили, что хватит двух машин и поедет 6-7 человек журналистов. Цель для меня звучала поверхностно. Я вообще подумал - несерьёзно. Какое-то море там то ли спасать, то ли еще чего.... Ещё подумал, что с тем же успехом можно голосить про чистоту Читинки и спасение океанов.
И вот уже в пути мне рассказали, что ГЭС на реке Шилка - это не слух. Что в июне 2011 года компании En+/Евросибэнерго и крупнейшая гидроэнергетическая корпорация Китая «Янцзе Пауэр» объявили о планах строительства Транссибирской (Шилкинской) ГЭС в низовьях реки Шилки. С точки зрения WWF, экологические издержки этого проекта необычайно высоки, и реализация его недопустима наравне с проектами на главном русле Амура. Допустима или недопустима эта идея, я решил понять сам.
Как строить мнение? Конечно, выслушать как можно больше доводов и посмотреть всё собственными глазами. Оценить изнутри своей головы целесообразность переселения людей из предполагаемой зоны затопления в долине Шилки и устьях рек и ручьёв, впадающих в неё.
Выехали
Выехали из Читы пёстрым коллективом на двух машинах, подготовленных для дальних экспедиций в трудных условиях.
Задача номер один - попасть в Усть-Карск. Двигались по федеральной трассе в сторону Хабаровска, и уже от Чернышевска стало видно лесные пожары, чем дальше тем больше в воздухе было дыма. Сворачивали с федералки Амур на Усть-Кару когда уже темнело, уточнились по навигаторам - до Посёлка 90 километров грунтовки. Табличка древняя, что ехать 89 вёрст. Решили стравливаться, пока видно. Спустили давление в колёсах, чтоб не трясло и управляемость повысить. Пока стояли, подтянулись пожарные. Машины 3-4 со стороны Усть-Кары. АРСы и другая техника. Все уставшие. Мужики смотрят на нас, мы на них. Всё понятно без слов. Дальнейшую дорогу, все 90 километров, ехали сквозь пожары. Горит всё. Где-то больше, где-то тлеет. Дышать нечем. Журналисты просят всё время тормозить. Снимают этот ад.
Усть-Карск
Приехали в Усть-Карск где-то в 23.30. Звоним главе, сообщили и поехали в гостиницу при библиотеке. Найти её сразу не получилось, узнавали у местных... Сколько ни пробовали, попадались только очень пьяные люди. Очень. От 13-14-летних девочек до стариков. В общем и целом, от приезда ощущения были очень тяжёлые. Перед сном на улице стоял, дышал дымом и смотрел, как тлеют склоны вокруг.
Но утро все переменило. Хороший такой посёлок. Чистый. Плюс попали на субботник. И стар и млад с мётлами. С кем ни говорили, все достаточно позитивные. Глава похвастал новой больнице на 15 коек, что школа хорошая и что если чуток напрячься, то и детский сад достроят новый и очереди не будет вообще. Рассказал про стабильность, наступившую в последнее время, что прииск - это градообразующее предприятие. Что пока прииск трудится, то всё будет неплохо. Поделился цифрами и по налогам, и вообще. Рассказал, как пробраться к скале Полосатик, нарисовал карту, и сказал нам главное по теме ГЭС, что крайне против её строительства. Наступило время работы и развития посёлка. Зачем топить? Нормальный такой мужик с жутко красными глазами. Не от алкоголя или там чего-то ещё праздного. От дыма. Он быстро закончил встречу и улетел снова заниматься пожарами вокруг.
Мы общались с людьми на улицах и в домах. Все весьма единодушно против затопления и даже против возможности рассматривать условия переселения. Почему? Все уверены в том, что если с ГЭС и получится, то на переселении однозначно обманут. Что станет только хуже, что ГЭС будет строиться китайцами и для китайцев. Приводили в пример Бурею и Зею, что китайцам достаётся электричество в разы дешевле со станций, чем россиянам. Смеются. Говорят, что страна такая, и что доверия нет никому. И что уезжать никуда не хотят. Только один дядька у самой Шилки, бродя между льдин в резиновых ползунках, сказал, что если Родине надо, то, конечно, пусть строят.
Больница понравилась. Много чего понравилось. Всё какое то доброе. Правильное. Да металлолом валяется, да дым, но всё равно посёлок душевный. И совсем не городского типа, как помечен в документах, на что посетовал глава, а деревня.
Кроме посёлков в этих местах есть и памятники природы и истории. Поехали посмотреть вверх по течению Шилки скалу Полосатик. Местную гордость и достопримечательность. Нижней дорогой по прижиму не проехали, так как Шилка задавила путь льдинами. Поехали по ЛЭП через лес. Крутейшая дорога. Немного оффроуда для экспедиционников оказалось хорошей разминкой. На вершине сопки останавливались. Фотобратия снимала. Мы смотрели. Спустились снова в долину. Выжженными покосами и болотцами проехали в реке. Сняли эту скалу.
Скала. Ну что? Полосами обнажена порода. Не поразила меня. Ничего особенного. Да ещё и ЛЭП поперёк скалы проведена. Поехали обратно сожженными кочками. Далее в планах были деревни Верхняя и Нижняя Куларка.
Целью этого дня и вообще экспедиции была Горбица. Обычно туда ездят через Куларки и Чёрную. Но глава сказал, что мы туда не попадём, так как Шилка большая и льдом забивает прижимы, и шансов нет. Зимой ездят по Шилке. Летом только в низкую воду. А если очень надо, то с трассы Амур от Ксеньевки.
Поехали в Куларку. Часто видели огонь и дымы лесных пожаров. Дорога хорошая. Хоть и вверх-вниз, но грейдер. Доехали быстро. На высотке перед сёлами заметили Ан-2, заходящий на поляну между сёлами. Решение быстрое. Поехали посмотрим, кто да что.
Оказалось, самолёт забирает десант авиапожарных на новую заброску. Мужики не просто уставшие, а измождённые, чёрные, но настоящие. Проводили, вернулись в деревни.
Куларки
Куларки - это очень такие неплохие деревни. Ухожено. Чисто. Пьяных мало. Разговоры с селянами - как под копирку с Усть-Карой. То есть люди и не против ГЭС, но просто уверены в том, что это будет не старт новой жизни при переселении, а обман, как это часто бывало в их жизни раньше. Многих устраивает жизнь, работа и хозяйство. Не верят в лучшие изменения и не хотят потерять, что далось с таким трудом. Но главное - китайская роль в строительстве ГЭС для многих очевидна и является раздражителем. Основным. Здесь китайцев не хотят.
С Куларок в Горбицу проехать оказалось невозможно. Шилка и Чёрная не пускали нас и мы решили ехать в объезд. С трассы Амур поворот на Горбицу не обозначен никак. Да и зачем? Кому его обозначать? Путин проехал мимо, и наверняка и понятия не имеет, куда ведёт эта грунтовка, и в каких условиях живут там люди. Но это лирика, а реальность в том, что дорога уже совершенно не такая как на Урюм, и быстро ехать не дает. Броды заменяют развалившиеся мосты. Вокруг так же пожары и ландшафт Луны, который оставляют после себя повсеместно в наших краях драги золотарей. Мы хотели успеть поснимать Горбицу в светлое время суток. Спешили и успели.
Горбица
Основной и единственной достопримечательностью этой деревушки является церковь.
Она очень старая и в очень плохом состоянии. То есть когда то это было красивое место, центр жизни большого села, где жило больше трёх тысяч человек. В этой церкви бывал Чехов и много других известных в разные века людей.
Но в советское время в церкви сделали клуб. Поразворотили все, поломали, переменили... Село тоже осталось без жизни, так как раньше жило частным промыслом золота и таёжных товаров, а с приходом советов добыча золота стала невозможна простыми людьми, стала незаконной. Сельской хозяйство не особо заменило вид деятельности, и село по сути умерло. Это и подтвердили старожилы. Все просто. Все банально и просто. В стародавние времена Горбица жила Шилкой, золотом и тайгой, а цивилизация и новые изменения прошли мимо, оставив лишь тарелку связи и старый дизель-генератор, который дает электричество посёлку на пару часов в день.
Мы снимали и заметили нарастающее зарево.
Огонь рос и подходил, местные жители побежали отстаивать село. Борются с пожарами уже третьи сутки. Благодарят лётчиков Ан2 и десантников, которых мы видели. Рады, что трое суток в Горбице работает экипаж АРСа с Ксеньевке. Что все эти трое суток мужики вообще не отдыхают и отстаивают село. Знают, что больше нет соседнего посёлка Часовая.
Выяснять их отношение к ГЭС было не к месту, как и наша праздность. Решили помочь. Не особо помогли, но ощутили все трудности людей, которым и так тут нелегко, так они ещё и борются за свою такую жизнь. А ведь это не жизнь. Это повседневное унылое существование и выживание.
Мне нравится идея ГЭС
Знаю, что не мне решать, но вот моё мнение противоречиво от этой поездки. Мне нравится идея ГЭС. Кому хуже? Экологии? Не факт. Тайга горит от человека и без него. Рыбе в большой или маленькой воде лучше? Рыбе лучше там, где ей есть где жить и что есть. Плотина перегородит реку. И что? Есть ли виды рыб, которые мигрируют от Охотского моря до Ингоды? Вряд ли. Но знаю, что на нерест рыба идёт в мелкие лесные ручьи и речушки. Но судьба положила в них золото, подписав им приговор. Все эти речушечки и ручейки разворочены самым варварским способом и продолжают уничтожаться все новые и новые места. А это не бесконечно. Затопит развороченное? Уже не страшно. Нерестилища поднимутся выше. Может, это и к лучшему. Жалко хорошие посёлки. Карск - хороший поселок. Стабильный. И я понимаю, что людей из Горбицы нужно спасать! Переселять и срочно. Это не жизнь. И затопление для них - это выход. Часовую уже не спасти. Значит, строить? А зачем? Китайцам? Точно нет! Вот это и есть основное в моём мнении.
Фото Ирины Трофимовой, Сергея Вечерка