«Отставка начальника Генерального штаба генерала армии Николая Макарова, произошедшая на ушедшей неделе, поставила крест на одной из самых успешных офицерских карьер, начавшихся в Забайкалье. У нас в регионе до недавнего времени второй человек в Министерстве обороны прослужил 17 лет. Какую память оставил о себе в Забайкалье военачальник, которого в Интернете называют чуть ли не разрушителем Российской армии?» - целиком беру я въезд к жизнеописанию Макарова, что подготовил для «Эффекта» Владимир Невзоров. В нашей зимней реальности интересно, конечно, вспомнить, как силами военных строилась горнолыжка на Молоковке, которая сейчас силами же этих военных не может открыться: «Командующий войсками СибВО активно вступился за строительство под Читой на территории военного санатория «Молоковка» горнолыжной трассы. Объект строился с частичным финансированием военведа, на земле Минобороны и силами солдат-срочников. Макаров тогда категорически отверг предположения СМИ, посчитавших, что деньги и ресурсы округа стали безвозмездной помощью коммерсантам, которые реализовывали проект. Он заявил, что для военнослужащих СибВО и членов их семей будут сверх-льготные цены на посещение горно-лыжного комплекса. На выходе все оказалось так, как предполагали журналисты. Никаких льгот для военных на лыжной трассе в Молоковке нет и в помине, а самого Макарова молва давно записала в неофициальные владельцы комплекса».
Читать «Эффект»
О советском периоде службы Николая Макарова в Забайкалье известно мало. Согласно биографической справки, опубликованной на сайте свободной энциклопедии «Википедия», с 1979 по 1991 год он служил начальником штаба полка, командиром полка, начальником штаба и командиром мотострелковой дивизии в Забайкальском военном округе. Служба проходила на станции Безречная и в городе Нижнеудинск Иркутской области, где он в конце 80-х размещал выводимые из Монголии части. В одной из характеристик, подписанных тогдашним командующим ЗабВО Салмановым на подающего надежды офицера говорилось: «Обладает большой работоспособностью, к военной службе относится с любовью».
О многом — по чуть-чуть
Второй раз Николай Макаров вернулся в Забайкалье 10 лет назад уже в звании генерал-полковника и в должности командующего войсками СибВО, на которую он был назначен с поста замкомандуюшего Московским ВО.
Николай Макаров стал 24-м командующим войсками СибВО (ЗабВО) с момента формирования штаба в Чите и единственным, кто до приезда до назначения на должность командовал парадом на Красной площади. Это произошло 9 мая 2001 года.
В сравнении с монументальной незыблемостью двух предыдущих командующих Николая Кормильцева и Владимира Болдырева, худенький небольшого роста генерал оставил после первой встречи с журналистами весьма неплохое впечатление. Он не рокотал пугающим басом, а говорил нормальным голосом. Причём вещи, понятные гражданскому слушателю.
Генерал-ньюсмейкер
Забайкальским журналистам Николай Макаров запомнится как неутомимый ньюсмейкер. Общаться с прессой он умел и любил, секретов практически не делал, многих журналистов знал по именам.
Генерал стал первым в России командующим войсками округа, в режиме реального времени отвечавшим на вопросы через интернет. Его конференция прошла в декабре 2005 года.
Приёмы для СМИ в честь 23 февраля и 13 января (День Российской печати) Макаров ввёл в практику. Часто их проводили с выездом на полигон 212-го окружного учебного центра в Песчанку. Во время одного из таких выездов председатель Читинской ГТРК Галина Каманина выступая с поздравительным словом от присутствующих женщин пожелала Николаю Макарову помнить о Забайкалье, когда его «переведут в Москву начальником Генерального штаба». Тост оказался почти пророческим, особенно если учесть, что из Читы на Генштаб до Макарова не уходил никто.
Пресс-служба СибВО при Макарове работала, как часы. При нём должности офицера по взаимодействию со СМИ появились при штабах всех общевойсковых армий округа (Борзя, Улан-Удэ, Новосибирск). Тогда же для пресс-службы появилась своеобразный стандарт работы — не менее 6 релизов и информационных сообщений в день.
Доктор наук
Николай Макаров стал первым командующим СибВО (ЗабВО), получившим ученую степень, став кандидатом политических наук. Диссертацию на тему «Политический экстремизм как радикальная модель политического процесса и организация государственного противодействия экстремизму» он защитил весной 2006-го. Примерно в это же время он стал генералом армии. Поздравления с обеими поводами Николай Егорович активно получал после окончания торжественного митинга 9 мая 2006 года, не чураясь жать руку простым читинцам.
Трасса раздора
В конце 2006 — начале 2007 годов будущий НГШ оказался втянут в одну неприятную историю. Командующий войсками СибВО активно вступился за строительство под Читой на территории военного санатория «Молоковка» горнолыжной трассы. Объект строился с частичным финансированием военведа, на земле Минобороны и силами солдат-срочников.
Макаров тогда категорически отверг предположения СМИ, посчитавших, что деньги и ресурсы округа стали безвозмездной помощью коммерсантам, которые реализовывали проект. Он заявил, что для военнослужащих СибВО и членов их семей будут сверх-льготные цены на посещение горно-лыжного комплекса.
На выходе всё оказалось так, как предполагали журналисты. Никаких льгот для военных на лыжной трассе в Молоковке нет и в помине, а самого Макарова молва давно записала в неофициальные владельцы комплекса.
Военные реформы
Мало кто знает, но первые контуры нынешней военной реформы авторства Сердюкова-Макарова начали прорисовываться именно в Чите. В частности, именно здесь во время приема журналистов экс-начальник ГШ впервые обозначил тезис о необходимости создания вместо военных округов четырех оперативно-стратегических командований (по сторонам света) и ликвидации всех небольших гарнизонов. Генерал Макаров тогда заявил, что «убеждён, что офицеры должны служить не в глуши, а только в крупных городах».
Если учесть, что от этих нововведений из всех российских регионов больше всего пострадало именно Забайкалье (потерянные налоги и брошенные городки), то Чита генерала армии Макарова явно очень сильно прогневала. Только непонятно чем.
Два Постникова
Заметную роль в жизни генерала Макарова сыграли два генерала Постникова — тесть и зять, командующий войсками округа в 1984-1987 и 2007-2010 годах, соответственно.
Генерал армии Станислав Постников, скончавшийся 8 мая нынешнего года, Макарову явно благоволил. В своих мемуарах «В дальних гарнизонах» военачальник тепло отзывался о будущем начальнике Генштаба, называя его «перспективным» офицером.
Генералу-полковнику Александру Постникову (в прошлом Стрельцову), женившемуся на дочери Постникова-старшего и взявшем ее фамилию, в свою очередь благоволил сам Макаров. В военной среде его откровенно называют протеже будущего НГШ. Примеры перед глазами: весной 2007-го Постников становится командующим СибВО, через неполные три года — уже Главком Сухопутных войск, а ещё через два с половиной — замначальника Генштаба.
Дела автомобильные
А ещё с именем генерала Макарова в Чите связаны два довольно нашумевших автомобильных ЧП. В июле 2005 года водитель чёрной «Волги» с номерам р101рр — одной из служебных машин командующего СибВО, направляясь на аэродром «Черемушки» встречать своего патрона, совершил на перекрестке улиц Бабушкина - Бутина ДТП.
Генеральская машина сбросила с проезжей части и едва не впечатала в дом «Тойоту», которой управляла молодая женщина. Она попала в больницу. В аварии был виноват водитель «Волги». Однако, это помешало военному ведомство принести другой стороне извинения или хотя бы навестить пострадавшую в больнице.
Вскоре Читу потряс...угон другого служебного авто Макарова. От его коттеджа по ул. Кайдаловской, имевшего вооруженную охраны, в обеденный перерыв угнал УАЗик, закрепленный за командующим войсками СибВО для поездок по полигонам. Машину нашли через несколько дней в отстойнике на территории одной СТО. Автокомплекс взял штурмом спецназ. «Автором» громкого преступления был профессиональный угонщик по кличке Заза, его задержали и осудили.
Владимир Невзоров, «Эффект», №46Кира Крапивкина нашла для «Эффекта» зав.лабораторией социсследований Алексея Янкова, который утверждает (вопреки, кстати, мнению многих участников проекта «Чита.Ру» «Родом из Забайкалья»), что у жителей региона потухший взгляд. Объясняет это странно, быть может, вы отыщете в этом рациональное зерно: «Когда я после четырёх лет жизни в Петербурге вернулся в Читу, два месяца адаптировался. Понять не мог – почему такой потухший взгляд у людей? Это можно связать с тем, что у нас, во-первых, в отличие от центральных регионов, где сложилась уже достаточно долгая культура общения людей, регион формировался кусочками. Сначала эвенки, потом буряты, потом казаки, потом железнодорожники пришли… Во-вторых, государственная власть очень крепко держала всю вертикаль, включая взаимоотношения между людьми. Если самодеятельность на Западе существовала в виде общин, то у нас было все достаточно тяжело. Все было подчинено войне, очень строгая дисциплина царила на железной дороге. Образ жизни сказывался».
Читать «Эффект»
У социологии была такая же судьба, как в своё время у генетики. С середины 20-х годов социологии как таковой в нашей стране не было – был исторический, диалектический материализм. Полное возрождение социологии началось с середины 50-х годов 20 века. Социальные процессы шли, и в скрытом виде социология все равно присутствовала. Необходимо было исследовать трудовые коллективы. Существовало даже такое мощное советское направление, как отечественная социология труда. Вообще, социология – наука многосторонняя. Она сильна тем, что использует методы сбора информации, которые позволяют выявлять текущие состояния, обратную связь с обществом.
– В чём отличие западной и отечественной социологии?
– Отличия значительные. Например, американская социология развивалась непрерывно, активно и бурно, была прагматически востребована СМИ и властью. И в США её не запрещали. В России же таких самобытных социологических теорий нет, есть различные варианты. В области социологии мы не впереди, хотя у нас есть яркие представители. Например, Питирим Сорокин, один из родоначальников американской социологии, который в своё время уехал из России.
Имидж каторжного края
– В последнее время в Москве политическая жизнь бурлит. Складывается впечатление: чем активнее столица, тем тише Забайкалье. Чем это объяснить – географическим положением, особым забайкальским менталитетом?- Я не думаю, что забайкальский менталитет сильно отличается от менталитета жителей других регионов. Дело, скорее, в существующей политической системе, которая предполагает такое мнение народа: «А зачем ходить на выборы? И так всё уже определено». Вертикаль выстроена, все назначаются или псевдоназначаются. Поэтому такая пассивность населения. Яркий пример – последняя явка избирателей по районам. А в Москве активность политическая выше потому, что народ стал богаче и ему есть что терять. Люди объединяются в различные стихийные движения. Это нормальная вещь. Она и до нас докатится, если у нас будет настоящая федерация. Если же не будет, то Забайкалье останется фактически колониальным краем.
– Сейчас идёт большой отток населения из Забайкалья, причём наиболее активного, трудоспособного. Ситуация трагичная. Чем все это может закончиться?
- Если не будет адекватной политики, то население резко уменьшится. Сейчас в Забайкалье проживают 1 миллион 100 тысяч человек. При таком раскладе лет через 50 останется около 700-800 тысяч. Как в Амурской области. Люди будут работать здесь вахтовым методом, эксплуатировать природные ресурсы. Если ничего не делать, как сделал в своё время Столыпин, край останется незаселённым.
– Но помимо экономических причин оттока населения есть и другие, например, психологические. Забайкалье называют депрессивным краем. На улицах редко можно увидеть улыбающиеся лица…
- Когда я после четырёх лет жизни в Петербурге вернулся в Читу, два месяца адаптировался. Понять не мог – почему такой потухший взгляд у людей? Это можно связать с тем, что у нас, во-первых, в отличие от центральных регионов, где сложилась уже достаточно долгая культура общения людей, регион формировался кусочками. Сначала эвенки, потом буряты, потом казаки, потом железнодорожники пришли… Во-вторых, государственная власть очень крепко держала всю вертикаль, включая взаимоотношения между людьми. Если самодеятельность на Западе существовала в виде общин, то у нас было все достаточно тяжело. Все было подчинено войне, очень строгая дисциплина царила на железной дороге. Образ жизни сказывался.
– Забайкалье часто называют каторжным краем. Передаётся ли из поколения в поколение склонность к криминалу?
– Такая же проблема была в Австралии. Она была каторжным краем и от этого образа ушла только в середине 20 века. В Забайкалье люди, которые находились в тюрьмах в дореволюционное и революционное время, частично уезжали, частично оставались, и среди них было достаточно нормальных людей, которые оказали позитивное влияние на регион.
Миф жёлтой угрозы
– Алексей Геннадьевич, что вы думаете о китайской экспансии? Правда ли, что китайцы хотят нас захватить?- Тема жёлтой угрозы существовала и до революции, есть она и сейчас. Я проводил специальные исследования по этому поводу, выпускал публикации по ксенофобии и русофобии. Мы проводили исследования в Китае на тему, как относятся к нам китайцы, и аналогичные – здесь. Я понял, что мы в большей степени боимся своих страхов. Наши проблемы проецируются на них, и мы их боимся. Китайцы тоже нас боятся. Правда, они этого так не проявляют внешне, как мы, – они более замкнутые, скрытные. На самом деле китайцы сюда добровольно жить не поедут. Например, как заселялась северная часть Маньчжурии? Туда чуть ли не насильно согнали южных китайцев, где их много погибло из-за природных условий. Для китайцев, конечно, важны наши ресурсы, ископаемые, потому что у них с этим напряженка. Кстати, при грамотной социальной политике это тоже один из источников местного дохода. Если, конечно, их эксплуатировать таким образом, чтобы не навредить природе, а также держать баланс между иностранной и нашей рабочей силой. А китайская экспансия – это миф. Особенно на Западе. Как-то я прочитал в одной петербургской газете, что в Чите на автостанции делают объявления на русском и китайском языке. Но это же неправда.
– Шивэйская русская волость в Китае – можно ли её назвать русской или она уже утратила свою русскость?
– В 2010 году у нас была совместная с китайцами экспедиция в эту волость. Она находится на территории, которая прилегает к Приаргунску и части Нер-Завода. Там до сих пор живут русские люди, избы стоят, люди говорят по-русски. Конечно, метисизация там прошла, есть люди, которые по фенотипу внешности китайцы, но говорят по-русски. А есть похожие на наших гуранов, но не говорящие по-русски. Самосознание у них сохранилось, потому что русские стали селиться туда фактически до прихода китайцев. Территория была китайская, но сам этнический компонент русский. Маньчжурская династия не пускала китайцев на свои родовые земли. Особенно бурно волость развивалась после революции. Русские, живущие в Шивэйской волости, сохранили свою идентичность и китайцев особо не пугаются. Конечно, они там вступают в браки, но при этом живут китайцы с китайцами, а русские с русскими.
Личное дело
Янков Алексей Геннадьевич родился 6 августа 1970 г. В Чите. Кандидат философских наук, этнограф, социолог. Окончил исторический факультет ЧГПИ. Окончил аспирантуру факультета философии СПбГУ. С 2011 г. Заведующий лабораторией социологических исследований ЧИБГУЭП. Автор более 40 научных публикаций.
Беседовала Кира Крапивкина, «Эффект», №46
В «Читинском обозрении» заговорили про тополя. Которые нещадно режут в нашем городе. Заведующий сектором природоохранных исследований Всероссийского НИИ охраны природы Борис Самойлов называют обрезку деревьев в двухметровые столбы — омолаживающей. И объясняет, почему так делать нельзя, а как нужно: «Когда спиливается ствол, диаметр спила составляет 20-25 см, а то и больше. Это уже рана, которая никогда не заживёт. На её месте в будущем поселяются разные грибы, внедряются заболевания. Дерево восстанавливает ветви при условии, что диаметр спила не превышает 8-12 см. Спил только тогда затягивается корой и проходит для дерева безболезненно, когда обрезка производится «на кольцо» - это когда на стволе на месте спила остаётся округлая рана. Кора обладает способностью затягивать рану, только если она нанесена на одном уровне и не поперёк ствола и ветки, а вдоль. Нельзя оставлять торчащие обрубки ветвей, нужно спиливать их прямо на уровне коры ствола».
Читать «Читинское обозрение»
- Тополь — древесное растение, приспособленное к обрезанию у него концевых ветвей и даже более крупных сучьев. Но когда спиливают крону дерева, оставляя пень высотой несколько метров, это уже калечение дерева. После него оно становится инвалидом и восстановить свои качества в прежнем виде уже не может. Падает его светозащитная эффективность. Декоративный вид страдает — это просто уроды стоят, портя ландшафт города. С этим явлением надо бороться и проводить обрезку так, чтобы она приносила дереву пользу, а не вред.
- Как именно?
- Во-первых, когда спиливается ствол, диаметр спила составляет 20-25 см, а то и больше. Это уже рана, которая никогда не заживёт. На её месте в будущем поселяются разные грибы, внедряются заболевания. Дерево восстанавливает ветви при условии, что диаметр спила не превышает 8-12 см.
Во-вторых, спил только тогда затягивается корой и проходит для дерева безболезненно, когда обрезка производится «на кольцо» - это когда на стволе на месте спила остаётся округлая рана. Кора обладает способностью затягивать рану, только если она нанесена на одном уровне и не поперёк ствола и ветки, а вдоль. Нельзя оставлять торчащие обрубки ветвей, нужно спиливать их прямо на уровне коры ствола.
10 000 рублей за один тополёк
- Но, к сожалению, этих правил даже в Москве никто не учитывает...- Да, тополя уродуют так, что восстановления их не происходит. По сути дела, этому дереву объявлена война, мотивированная аллергией от пуха. Но тополя в городах росли столетиями, и никто от аллергии так массово не страдал. Она обострилась в последние 20-25 лет, когда город заполонили машины.
- Чем же объяснить такую нелюбовь в городах к тополю?
- Коммерческим интересом. В частности, в Москве обрезка одного тополя стоит в среднем 10 тысяч рублей. Если учесть, что бригада за день может обрезать десяток тополей, то выходит 100 тысяч в день. Выгода налицо. И это, я полагаю, главная причина того, что в Москве сейчас нещадно не то что обрезают, а просто спиливают у тополей кроны.
Не беда, а подарок
- Правда ли, что тополь — один из лучших поглотителей серы, пыли, выхлопных газов?- Во-первых, он наиболее устойчив к воздействию любых техногенных факторов. И отличается высокими темпами роста. Медленно растущие деревья, как правило, не выдерживают воздействия городской среды. Во-вторых, тополь благодаря своим клейким листочкам максимально улавливает городскую пыль, от которой как раз и бывает аллергия. Он выделяет фитонциды после дождя. Весной идёшь, и аромат стоит, когда почки распускаются - это тоже полезно для окружающей среды и здоровья людей. Поэтому в средозащитном отношении тополь наиболее эффективное дерево. И для города он просто подарок, а не беда, как многие считают.
- Как отражается уничтожение тополей на жизни других обитателей города — птиц, например?
- Крайне отрицательно. Ведь значительная часть птиц, гнездящихся в городе, - синицы, домовые и полевые воробьи выкармливают птенцов насекомыми, которых собирают в кронах деревьев. Взрослые птицы ещё могут обойтись растительным кормом, но птенцам в первую неделю жизненно необходимы насекомые. А тополь - главное кормовое дерево для этих видов птиц.
У Европы есть бы поучиться
- А в других странах, в той же Европе, деревья так же обрезают?- Недавно вернулся из поездки по странам Европы — Австрии, Венгрии, Нидерландам, Германии, имеющим наибольшие достижения в сфере охраны природы. Смотрел, как они занимаются уборкой листвы, содержанием парковых и озелененных территорий, в том числе и обрезкой. Тополя там тоже обрезают, но только по внешнему контуру кроны и на небольшую величину. Правда, часто - раз в 3-4 года, а не как у нас - раз в 20 лет. В результате деревья у них имеют густую, красивую и компактную крону. А таких изуродованных, как в России, я там не встречал.
- Удалось выяснить, почему?
- Во-первых, там этим занимаются профессионалы, а не те, кто выигрывает тендеры. У нас, к сожалению, часто фирмы, занимающиеся озеленением, несостоятельны как профессионалы. На Западе обрезкой занимаются исходя из конечного результата — чтобы дерево полноценно росло. А у нас главная цель — освоить максимум денег, которые выделяет город на озеленение и благоустройство. Фирма просто выиграла конкурс и осваивает деньги. А что с тополями будет потом, этих псевдоозеленителей мало интересует. В европейских странах совершенно другие критерии — там это делают, чтобы зелёные насаждения приносили пользу городу, а не людям, которые за ними будто бы ухаживают.
Оставьте деревья в покое
- Как Вы боретесь с «омолаживающей обрезкой» в Москве?- Очень сложно. Ведь на одной чаше весов желание сохранить в городе полноценные зелёные насаждения, а на другой — чисто коммерческие интересы людей, распределяющих и осваивающих деньги. А там, где есть деньги, всегда побеждает тот, кто при них. Из бюджета города выделяются многие сотни миллионов рублей на эти вредные для города и природы мероприятия. Мы и в прессе неоднократно выступали о том, что нельзя такую обрезку проводить — всё как об стенку горох. Лет десять, а то и больше, пытаемся достучаться до сознания этой окопавшейся в верхах публики, но пока безрезультатно. В Москве пилят, наверное, не хуже, чем в Чите, а может ещё и больше, потому как денег девать некуда.
- В чём же выход?
- Власти любого города должны стоять на страже интересов его населения, а не искать личную выгоду. И экологическое просвещение должно быть, начиная с детского сада. Пока у нас ни в школе, ни в вузах не учат тому, как нужно относиться к природе и насколько важно её сохранять. В результате мы по-прежнему остаёмся в большинстве своём дилетантами, и часто, желая принести природе пользу, причиняем ей большой вред. Нужно знать законы природы и уважать её, а не пытаться навязать ей свои интересы. Для этого есть огороды, дачи и пр. А деревья должны жить по своим законам.
Борис Самойлов во Всероссийском научно-исследовательском институте охраны природы заведует сектором, который изучает влияние урбанизации на природные сообщества, растительный и животный мир. По результатам исследований разрабатываются мероприятия по сохранению природы в сильно урбанизированных регионах. Здесь охрана её особенно востребована - и с точки зрения отдыха населения в природном окружении, и с точки зрения её оздоровительного значения.
Беседовал Андрей Фарионов, «Читинское обозрение», №46
Ирина Баринова в «Экстре» беседует с российским актёром Александром Михайловым, переживающим за развитие геноцида в стране. «Нашу молодежь пичкают наркотиками. Телевидение пичкает бездумными программами, где горы трупов и море крови. Убить человека сегодня — всё равно, что высморкаться. Безобразие, которое происходит на сценах театров, на экранах кинотеатров, подавляющее. Исчезает русская национальная культура. Корневая культура, народная песня. Но она должна вернуться, потому что это как молоко матери, - рассуждает Михайлов, поясняя, что ненавидит баррикады и тех, кто их возводит. - Я хочу, чтобы не было вражды между белыми и красными, синими и зелеными. Вот эти цветовые разделения на сегодняшний день — самое страшное для России, что может быть».
Читать «Экстру»
- На сегодняшний день стоит на коленях наша деревня: 23 тысячи деревень уничтожено, 18 тысяч школ. Обесточены наши границы. Стоит на границе с Китаем огромное количество муляжей. Муляжи, а не пограничники. Уничтожаются военные городки. Мой городок, станция Степь Оловяннинского района, 111-й разъезд, где стояла огромная часть — военная, летная — сегодня уничтожается. Четыреста жителей этого городка выбрасывают на улицу по приказанию Министерства обороны. Да, происходит сегодня геноцид над Россией, - заявил Александр Михайлов, выступая на митинге.
«Запомни, Шурка...»
... В Забайкалье предки Михайлова обосновались давно: они из числа «выселенцев», которые осваивали эти новые земли еще при Екатерине II. Родился будущий актер в селе Цугольский Дацан. Воспитывался мамой — Степанидой Наумовной (отец оставил семью, когда Саше было четыре года) и дедом. Старшая сестра его умерла от голода. Главным «законам жизни» Михайлова научил дед.
«Мой дед по линии отца из Белой гвардии, в семёновском полку служил. Он сказал мне, шестилетнему пацану, перед смертью: «Запомни, Шурка, четыре моих наказа и выживешь. Люби Россию и, если понадобится, отдай за нее жизнь. Сердце отдай людям. Душу - Господу Богу. А честь сохрани себе, и никому не отдавай». И такой мощный, такой крепкий фундамент был заложен той заповедью моего деда, что сегодня ни одна тварь меня с этого фундамента не собьет. Что бы против меня не вытворяли, как бы меня не разрушали, я стою твердо на своей земле. И с годами чувствую это только сильнее. Дай Бог нам всем помнить, что наша Родина — это великая страна... А дед по линии матери воевал в Красной армии. Поэтому я принимаю прошлое таким, какое оно есть. И мне в одинаковой степени дороги и белые, и красные», - пишет Михайлов в своей книге «Личное дело».
По мнению Александра Яковлевича, «наша история — начиная с 1917 года, искажена настолько, что мы до сих пор, по прошествии стольких лет, прийти в себя не можем».
- Я ненавижу баррикады, разделяющие единый народ. Я ненавижу тех, кто создает эти баррикады. Я хочу, чтобы не было вражды между белыми и красными, синими и зелеными. Вот эти цветовые разделения на сегодняшний день - самое страшное для России, что может быть, - уверен актёр.
В Забайкалье Михайлов приезжает часто, особенно теперь, когда он стал президентом Забайкальского международного кинофестиваля. И о реальных проблемах, об умирании русской деревни, которая символизирует для него вымирание коренной России, он говорит давно.
- Приезжая домой, купаюсь в Ононе и иду в Цугольский дацан, в нескольких шагах от которого рос. Здесь наша землянка до сих пор сохранилась. Здесь моя мама после тяжелой работы брала балалайку и пела песни да частушки. Здесь по-прежнему люди живут очень трудно. И хотя сегодня много говорят о возрождении российской деревни — красивые слова! - деревня гибнет, спивается. Нет деревни — нет, России. Я буду самый счастливый, наши люди, которые все еще любят землю, заживут по-настоящему. И скажут: вот, наконец-то и правители о нас немножко позаботились. Так хочу в это верить, - делился Александр Михайлов своими мыслями в интервью корреспонденту «Экстры»...
«Мы продаем будущее»
По мнению Михайлова, «сегодня все меньше русской культуры».
- Нашу молодежь пичкают наркотиками. Телевидение пичкает бездумными программами, где горы трупов и море крови. Убить человека сегодня - всё равно, что высморкаться. Безобразие, которое происходит на сценах театров, на экранах кинотеатров, подавляющее. Исчезает русская национальная культура. Корневая культура, народная песня. Но она должна вернуться, потому что это как молоко матери, - с болью говорил Александр Михайлов на митинге 4 ноября.
Об этом он пишет и в своей книге: «В кинематографе наших дней образа России почти нет. Кому-то надо, чтобы народ жил, не видя этого образа перед собой. Не видя, не помня. Культивируется, финансируется и пропагандируется другое. Отечественный экран соткан из дешевого чужеродного материала. Экран нацепляет на нас цветные целлулоидные очки, в которых нам не разглядеть, не увидеть, чем живёт Россия. Это не стихия, не случайность, не эпизод. Это политика. Политика поощряемая, хорошо финансируемая».
- Да, никогда ещё на Руси не было такого сквозняка — сквозняка чуждых верований, чужеродных, растлевающих идей, искушающих нас на каждом углу. Я вовсе не консерватор. Но не видеть, что они вытесняют наши традиции, истребляют наши корни, унижают нашу культуру, уничтожают наше Православие, выжигают все, на чем выросли наши деды и прадеды, - преступно. Поддерживая, даже по мелочам, все, чуждое России, мы уничтожаем будущее наших детей и внуков - мы погружаем их будущее во тьму национального беспамятства. Поддерживая чуждое по мелочам сегодня, завтра мы будущее свое продаем, уже все вместе, в масштабе вселенском, - уверен Михайлов.
Экстра-комментарий
Слова Михайлова, произнесенные им во время «Русского марша» в Москве, прокомментировали в Пограничном управлении ФСБ России по Забайкальскому краю:
«Забайкальских пограничников весьма удивило неожиданное заявление российского актера, который никогда не был в подразделениях Пограничного управления ФСБ России по краю и с пограничниками не встречался.
Наш многотысячный коллектив, отметивший в этом году 82-летие со дня образования Забайкальского пограничного округа, находится на страже границ Российского государства, независимо от веяний времени и экономических условий.
В составе Пограничного управления более 50 пограничных застав и 9 пунктов пропуска, где служат реальные, живые люди, живут их семьи. Причем, учитывая физико-географические особенности Забайкалья, наши подразделения расположены в отдаленной от цивилизации, зачастую труднодоступной, горно-таежной местности. Перепады температур, а уважаемый Александр Михайлов как коренной забайкалец должен об этом знать, составляют от -50 до +40 градусов. Но, несмотря на столь сложные условия службы, наши сотрудники обеспечивают защиту и охрану государственной границы, создавая надежный заслон любой противоправной деятельности на границе, в том числе и перемещению наркотических веществ, оружия и боеприпасов, материальных и культурных ценностей, хищению природных ресурсов и незаконной миграции.
Для подавляющего большинства наших сотрудников граница является делом всей жизни, и служат они, как говорится, не за страх, а за совесть. Поэтому заявление всеми любимого артиста об «обесточенности» границы и «муляжах», охраняющих ее, было воспринято забайкальскими пограничниками не только как недоразумение, но и как оскорбление.
Ирина Баринова, «Экстра», №46
Астрологи предсказали будущее Забайкальского края: «Непросто давать столь глобальные прогнозы. Об одном человеке могу сказать гораздо больше, чем о целом крае. Но могу предположить, что предстоящий год (Год змеи) начнётся для многих людей с трудностей. Представьте себе змею: в голове у неё есть острые зубы, это символично. Дальше идёт её тело - ровное и гладкое, а значит, год продолжится более спокойно. В конце 2013-го (хвост) могут опять возникать трудности, но уже менее серьёзные, чем вначале». Для «АиФ — Забайкалье» о буддизме и о том, как лама может помочь обычному человеку, рассказывает глава представительства Агинского дацана в городе Чите Амгалан лама.
Читать «АиФ — Забайкалье»
- Я родился в Могойтуе. Но при этом всё детство учился в школе в селе Зуталай (Могойтуйского района). С малых лет, когда мы с родителями посещали дацан, ламы говорили, что меня через определенное время нужно отдать на учение к ним. Я не был уверен, что хочу этого, к тому же был ещё маленький и не мог самостоятельно принимать решения. И только в 12 лет я твёрдо решил, что хочу посвятить себя буддизму и буду учиться на ламу. Дело в том, что в в это время в 1993 году на территории Агинского дацана был открыт Агинский бурятский буддийский институт (АББИ), куда были приглашены в качестве преподавателей тибетские ламы, которые произвели на меня очень яркое впечатление.
- В буддизме каждый может стать монахом?
- Считаю, что особых препятствий и каких-либо ограничений, чтобы стать ламой, нет. Нужно только поверить в себя, усердно учиться и свято верить в три драгоценности буддизма - самые главные для почитания: Будда, его учение и его последователи (Будда, Дхарма, Сангха).
- Вы проходили обучение в Тибете?
- В Индии, а точнее, в южной её части, где прожил четыре года. Обучался в Гоман-Дацане монастыря Дрепунг. Там поразило меня само учение, его глубина. Я и ещё около 1500 лам ходили на занятия практически каждый день с 6 часов утра и до позднего вечера, а порой и до ночи.
Имя определяет судьбу
- К вам за помощью обращаются представители разной веры. Дацан открыт для всех без исключения?- В дацан может прийти любой человек. Большинство религий мира учат тому, что «должен быть мир на земле», что «нужно делать добрые дела, помогать своим ближним». Этому учит и буддизм. К ламе люди приходят чаще не всегда от хорошей жизни. Они ищут решение своих проблем. И неважно, кто стоит передо мной — буддист, мусульманин или христианин, главное — постараться помочь ему. Чаще всего, вопросы, с которыми обращаются ко мне, касаются семейных неурядиц, проблем со здоровьем, финансовых проблем. Лама может дать совет, как поступить в той или иной ситуации, определить причину неудач, обратиться к гороскопу, провести молебен и «зарядить» человека, например, на успех и семейное благополучие.
- Амгалан, одна из ваших специализаций — астрология. Скажите, имя и дата рождения человека влияет на его судьбу?
- Очень много факторов влияет на судьбу людей. В том числе то, как человека зовут. Особенно в детстве. Энергетика у всех разная. И если человек рождается с сильным характером и его нарекают сильным именем — судьба у него складывается удачно. Но если энергетика у ребёнка слабая, а имя ему дали сильное, он будет всё детство болеть, страдать. Тогда ламы рекомендуют имя поменять до определённого времени взросления, необязательно в паспорте или документах, просто нужно, чтобы друзья и близкие обращались к человеку по-другому. Это может изменить дальнейший ход жизни.
У бурят есть такая традиция: после рождения младенца несут к ламам в дацан. Родители заранее придумывают около пяти имён. Священнослужитель определяет, какое из них лучше выбрать, чтобы не было противоречий с его внутренней энергетикой.
2013 год начнётся с трудностей
- Астрологи уже знают, каким будет предстоящий год для Забайкалья?- Непросто давать столь глобальные прогнозы. Об одном человеке могу сказать гораздо больше, чем о целом крае.
Но могу предположить, что предстоящий год (Год змеи) начнётся для многих людей с трудностей. Представьте себе змею: в голове у неё есть острые зубы, это символично. Дальше идёт её тело - ровное и гладкое, а значит, год продолжится более спокойно. В конце 2013-го (хвост) могут опять возникать трудности, но уже менее серьёзные, чем вначале.
- Интересно, а бывает ли так, что прихожане дацана (не буддисты), получив ощутимую помощь, изъявляют желание поменять вероисповедание, допустим, с христианства на буддизм?
- Бывает и такое. Но мы прислушиваемся к речам Далай-Ламы, который сказал, что менять религию, которую ты принял изначально - нельзя. Можно приходить в дацан, слушать учения, посещать молебны, но менять веру непозволительно. У каждого вероисповедания есть свои плюсы и минусы, но Бог для всех един и не стоит веру облекать в какие-то рамки и менять свои убеждения, нельзя говорить: «Здесь мне не понравилось, пойду, попробую что-нибудь новое».
- Сегодня в нашем крае появляются всё новые и новые объекты буддийской культуры. Например, недавно на Титовской сопке в Чите был освящён мунхан (Культовое сооружение у буддистов, в котором во время летних праздников можно делать подношения духу хозяйки местности, - прим.ред.). Это говорит о том, что буддизм в регионе развивается. А стремится ли современная молодёжь в дацаны?
- Конечно же, открытие новых дацанов или их представительств, строительство буддистских объектов культуры говорит о том, что люди испытывают потребность в религии.
Им нужна поддержка Бога, поэтому буддизм в Забайкалье сегодня так активно развивается. Безусловно, приятно отметить, что бурятская молодёжь в наши дни всё чаще посещает культовые места и дацаны. Там они накапливают добродеяния. Как ни странно, достижения прогресса не мешают им уделять больше времени религии. А даже наоборот. В Интернете молодёжь может почерпнуть очень много интересного для себя, особенно то, что касается буддизма.
Наша вера учит нас оставаться добрыми, честными и честолюбивыми. И никогда не совершать три деяния, которые могут тянуть человека вниз. В буддизме их символизируют три животных - змея, свинья и петух, соответственно, гнев, неведение (глупость) и гордость (высокомерие). Согласитесь, любой человек, независимо от вероисповедания, должен преодолеть в себе все эти пороки.
Досье
С 2010 года возглавляет представительство Агинского дацана в Чите.
Артём Стромилов, «АиФ - Забайкалье», №46