Город Страна и мир мнение Таинственный остров Пасхи глазами миллионного туриста (часть II)

Таинственный остров Пасхи глазами миллионного туриста (часть II)

Споры о том, когда, каким образом, а главное, откуда – с запада или с востока – приплыли первые люди на клочок суши посреди океана продолжаются и по сей день. Чисто антропологическими методами определить это невозможно.

Известный забайкальский путешественник и фотограф Александр Леснянский делится своими впечатлениями от посещения острова Пасхи. Рассказ получился довольно внушительным и весьма обстоятельным, поэтому публикуется в нескольких частях. С оригинальным текстом можно познакомится в блоге путешественника lesnyanskiy.livejournal.com/.

Читать лучше всё с начала. Часть I здесь.

Глава 3. Культурная экскурсия по о. Пасхи, 20 марта 2012 года

Нашим гидом по острову оказался новозеландец Марк. Он перебрался на Пасхи несколько лет назад, когда женился на местной девушке Тахире – дочери коренной жительницы Рапа Нуи, владелицы домашней гостиницы, где мы остановились. Тахира тоже поехала с нами в качестве водителя. На жутко дребезжащем микроавтобусе мы отправились выяснять историю предков Марковой тещи: кто они и откуда.

Марк – в центре:

Споры о том, когда, каким образом, а главное, откуда – с запада или с востока – приплыли первые люди на клочок суши посреди океана продолжаются и по сей день. Чисто антропологическими методами определить это невозможно. Еще первые европейцы, попавшие на Пасхи, сразу отметили, что среди аборигенов нет единого расового типажа. Наряду с черноволосыми красно- и темнокожими представителями с широкими носами, на острове живут голубоглазые рыжеволосые люди, бородатые, с орлиными носами и абсолютно белой кожей.

Научные гипотезы о зарождении изолированной рапануйской цивилизации основаны на логических умозаключениях, археологических данных, а также и на исторических легендах.

Самое распространённое народное предание связывает заселение острова с королем Хоту Матуа, который отправил семерых разведчиков на поиски новой земли, а затем и сам приплыл следом со своей женой и людьми. Когда это случилось, в легенде не сказано, где находится страна Хива, откуда прибыл народный вождь Хоту Матуа – тоже вопрос.

Есть мнение, и оно доминирует, что Хоту Матуа пришел по морю из западной части Тихого океана, с островов Полинезии. Имеется множество аргументов в подтверждение этой гипотезы, в том числе сходство рапануйского и полинезийского языков, некоторых обычаев и так далее. В конце концов Полинезия и Маркизские острова – это ближайшая суша от острова Пасхи. А полинезийцы всегда славились как прекрасные мореходы. Они месяцами плыли в каноэ, свободно ориентировались по звёздам, птицам, ветрам, умели определять малейшие течения и находить в безбрежном океане островки суши. Опустив ночью ноги в воду, мореплаватели могли улавливать отбойные волны от островов на расстоянии нескольких километров. Полинезийцы открыли в общей сложности 350 островов и расселились на них. К тому же современные анализы ДНК из древних захоронений выявили генетические метки, якобы бесспорно указывающие на полинезийское происхождение первопоселенцев Пасхи.

Нет сомнений, что полинезийцы когда-то добрались до Рапа Нуи, но были ли они теми, кто первыми заселил остров?

Вопреки общепринятой полинезийской версии, в середине ХХ века Тур Хейердал выдвинул свою гипотезу, что первые люди на остров Пасхи приплыли все же с восточного континента – из Южной Америки. Конкретно, это были перуанские индейцы доинкского периода. Норвежец написал большой научный труд, доказывающий американское происхождение и самих полинезийцев.

Надо сказать, что среди легенд местных жителей есть и предание о могущественном вожде инков по имени Тупа, приплывшем с востока. Это реально могло произойти в XV веке. Но здесь речь о доинкском периоде истории.

Чтобы на практике подтвердить свои идеи, в 1947 году Тур Хейердал с небольшой группой друзей единомышленников переплыл за 101 день весь Тихий океан от берегов Перу до островов Полинезии - экспедиция «Кон-Тики» - на плоту из брёвен бальсового дерева, построенного по старинным перуанским рисункам.

Затем в 1955 году Тур Хейердал организовал научную экспедицию на остров Пасхи, чтобы комплексными археологическими исследованиями проверить свою гипотезу.

Данные, полученные учёными, превратили смелое предположение в стройную теорию. По результатам экспедиции получалось, что в истории цивилизации острова было несколько разных этапов. Основных периодов три.

Примечание: Трактовки событий и даты в разных источниках «пляшут», нет, как я уже сказал, единодушной принятой всеми учеными версии. Поэтому приведенная ниже схема – компилятивная. Задачу сделать энциклопедический обзор версий и гипотез я не ставлю. Но если кто-то из читателей найдет ошибку в реферате, или имеет свои замечания, буду признателен.

I период (380 – 1100 годы). Первые люди приплыли на остров около 380 года. Постройки (платформы (аху) с особым видом кладки) и статуи этого народа очень похожи на сооружения в предгорьях Анд доинкского времени. Затем первопроходцы по неизвестной причине исчезли.

II период (1100—1680 годы). Вторая волна переселенцев появилась тоже из Южной Америки — возможно, из Тукуме около 1100 года. Это было племя «длинноухих». Длинноухими они зовутся из-за искусственно вытянутых мочек ушей, как это было принято в племенах древнего Перу. Примерно в 1400 году на Рапа Нуи прибывают «короткоухие». Это выходцы из Полинезии. Оба народа (длинноухие и короткоухие) сосуществуют в мире, между ними происходят браки, но длинноухие при этом занимают главенствующее иерархическое положение и руководят монументальными работами по возведению каменных истуканов моаи. К концу периода ваяние достигает расцвета. На острове истощаются природные ресурсы, исчезают леса.

III период (1680—1868 годы) — происходит упадок культуры. Племя короткоухих истребляет длинноухих в начавшейся междоусобной войне. Все статуи постепенно свергают на землю, сооружения разрушают.

Это общая схема истории, конкретные её этапы по-прежнему таят в себе много нерешенных вопросов. Думаю, что многое навсегда так и останется тайной для человечества. Но вряд ли появится что-то логически более выстроенное, чем концепция Хейердала. Чтобы убедиться, насколько теория норвежца аргументирована и красива, достаточно прочитать его книгу «Аку-Аку». Поэтому и наша экскурсия по острову фактически проходила по «следам норвежской экспедиции». С вариациями и нюансами, разумеется.

Остров Пасхи родился из океанских пучин примерно 3 миллиона лет назад в результате извержения нескольких мощных вулканов. Нагромождения застывшей лавы и горы пепла постепенно покрылись плодородной почвой, заросли, кустарниками, травами и пальмовыми лесами. В кратерах потухших вулканов накопились озера с пресной водой. На острове поселились около 30 видов птиц. Берега облюбовали морские черепахи, крабы, тюлени. Море изобиловало рыбой.

Первым поселенцам земля, найденная в океане, наверняка показалась раем. Колонисты привезли с собой сладкий картофель – батат, ямс, сахарный тростник и другие сельскохозяйственные культуры, а также курей.

Вулканический остров изобилует пещерами и люди изначально поселились в природных укрытиях. Они расчистили поля от камней, посадили культуры, обжили прежде необитаемую землю. Обустроившись, колонисты принялись возводить культовые сооружения на берегу океана.

Примерно в таких пещерах жили первые колонисты острова Пасхи. Вход закрывался прутьями и тростником.

Наши гиды повезли нас к одной из наиболее древних на острове аху платформ не вполне понятного назначения. Аху Винапу выложена из тщательно обтёсанных и плотно подогнанных друг к другу плит. Искусная кладка очень похожа на перуанские постройки доинковского периода в районе озера Титикака.

Древнее аху I культурно-исторического периода с полигональной кладкой

1 из 2

Археологические раскопки показали, что самые ранние аху были самыми виртуозными и построены задолго до периода каменных истуканов. Они не были предназначены как постаменты для статуй, а имели какое-то иное назначение, возможно, играли роль алтаря.

Народ, построивший изящные платформы, вероятно, покинул остров, а на смену ему через какое-то время пришли новые колонисты II периода, которые взялись вырубать из вулканического туфа каменных моаи и водружать их на постаменты. Для этого им пришлось строить новые аху и перестраивать уже имеющиеся платформы, чтобы те могли выдержать огромный вес статуй. Кладка стала прочной, но уже более грубой, без изящества. Причем, переделывая ранние аху, строители II периода использовали в качестве строительного материала не только обтёсанные блоки предшественников, но и созданные ими скульптуры, высеченные из базальта. Об этих скульптурах до экспедиции Тура Хейердала никто не подозревал. Всем были известны лишь каменные истуканы.

Возле аху Винапа можно в одном месте видеть и саму раннюю изящную кладку, и результаты реконструкции, и типичного пасхальского каменного истукана, и его головной убор – пукао – из красной вулканической породы, валяющийся поблизости. Такие шапки ваятели водружали на головы каменных истуканов во второй половине II культурно-исторического периода Пасхи. И тут же гид Марк показал нам пару невнятных «каменных баб», которые были найдены археологами при раскопках аху Винапа.

Каменная скульптура (Перу) прототип каменных баб Аху Винапу (Рисунок из интернета):

Пукао весом в несколько тонн:

Оба невыразительных изваяния (одна из статуй – точно баба, явно женского пола) лежали в качестве «строительных блоков» в обновленном аху. «Бабы» эти настолько не фотогеничны, что я их даже не сфотографировал. Но данные скульптуры оказываются очень важны для понимания истории Рапа Нуи. Сделаны они из базальта, сильно отличаются от известного типа моаи, а гораздо более схожи с андскими и появились раньше «истуканов острова Пасхи», высеченных из туфа.

После осмотра Аху Винапа тема раннего периода истории острова Пасхи была нами изучена и закрыта. Теперь настало время познакомиться со вторым и третьим периодом, во время которых жители острова фанатично, в течение нескольких веков высекали громадных истуканов, растаскивали и устанавливали по всему острову для того, чтобы… чтобы потом зажить несчастливо и сбросить всех своих идолов с пьедесталов на землю.

Наш дребезжащий микроавтобус затрясся по дороге вдоль океанского побережья.

Мощный прибой накатывался на остров. Тёмные синие волны, приближаясь к мелководью, вздымались, закручивались и просвечивали аквамариновым цветом, а потом с грохотом, брызгами и белой пеной обрушивались на чёрные скалы из застывшей лавы. Зрелище настолько завораживало, что я, в конце концов, попросил остановиться и побежал фотографировать буйный Тихий океан. По небу быстро ползли облака, то закрывая, то высвечивая кусочек берега с волнами, куда я целился объективом. Делая снимок за снимком, и после каждого щелчка затвора понимая, что кадр всё еще не пойман, я уже чувствовал, что меня все ждут и тихонько нервничают. Наконец, терпение закончилось, и меня вежливо попросили продолжить путешествие раньше, чем я добился нужного результата.

1 из 3

«Это ведь всего лишь волны, – с улыбкой сказал Марк, когда я сел на место. – Тут такое везде», – имея в виду, что мы же не на прибой смотреть сюда приехали. А времени у нас немного.

Следующая остановка была в месте большого скопления исторических артефактов. Повсюду вольно, в большом количестве паслись и просто ходили кони. У дороги расположились торговцы сувенирами – современными копиями старины. Дальше, на берегу – сама старина. Ну, и конечно же, прибой и волны: «Они тут везде».

Вездесущий Тихий океан с прибоем:

1 из 3

Марк остановился у остатков жилищ, в которые островитяне переселились из пещер в период расцвета рапануйской цивилизации. Мы увидели камни с просверленными дырками, уложенными на земле в форме лодки. В отверстия вставлялись гибкие жерди, связывались наверху, получался шалаш. Стены хижины покрывали пальмовыми листьями или тростником.

Основание древней рапануйской хижины:

Повсюду валялись поверженные каменные гиганты, как правило, лицом вниз. И везде стояли таблички и ограждения, запрещающие подходить близко и прикасаться к экспонатам:

И, опять же, волны и прибой:

Небольшой поверженный истукан на фоне прибоя. Лежит, загорает:

А это уже достаточно крупный моаи, свергнутый с аху:

Нет, всё равно, красивые волны!

Марк был прекрасным гидом. Еще в начале экскурсии он объяснил, что не нужно нарушать местные правила: переступать обозначенные линии, трогать руками фигуры. Потому что будет плохо прежде всего ему самому, как экскурсоводу. Никакой мистики в этом нет, просто Марк – приезжий, и другие гиды, из коренного населения могут настучать на него местному правительству, что новозеландец «плохо следит за своими туристами». Рассказывал он всё подробно и хорошо. Плохо только, что по-английски. Из нас пятерых лишь Серёга понимал Марка на 99%, я из всего сказанного экскурсоводом улавливал примерно 19%, остальные – не больше. Естественно, Серёга был нашим переводчиком. Но Игорь, который воспринимал, максимум, 0,9% рассказа, решил самостоятельно кое-что уточнить у Марка. Он тщательно готовил вопрос, потом выбрал момент и спросил по-английски: «Марк, а почему трогать моаи нет?» Марк взялся подробно отвечать, повторяя примерно то, что уже сказал раньше, что это национальный парк, есть правила, что идолы – это умершие вожди, души которых живут в камне, что местные не любят бесцеремонных туристов и ещё что-то, чего я уже не слышал, потому что отошел в сторону. Но мне было любопытно, и когда гид завершил свой ответ, я подошел к Игорю:

– Игорёха, что ты его спросил?

– Почему фигуры трогать нельзя?

– И что сказал Марк?

– Типа духи там.… Ну, у наших же у бурят тоже нельзя с обоо монетки всякие забирать!… (Обоо, или обо – это в шаманизме ритуальные места для подношения богам, расположенные обычно на возвышенностях, перевалах).

Поваленные, ослеплённые, а иногда и обезглавленные идолы – это печальный итог падения рапануйской цивилизации, начавшей катастрофически угасать с конца XVII века.

Но за несколько столетий до заключительной драмы на острове царили мир, благополучие и культ предков. С появлением длинноухих примерно в 1100 году (вторая волна колонизации) на Рапа Нуи начался прогресс. Длинноухие владели техникой ваяния больших статуй. Они принялись возводить каменных истуканов в честь своих умерших королей и старейшин. А с прибытием на остров около 1400 года племени короткоухих (полинезийцев), вовлекли и новых иммигрантов в этот трудоемкий процесс.

Обособленная от всего мира цивилизация процветала, сформировалась самобытная культура, основанная на почитании предков и вождей, на острове появился свой язык и уникальная письменность ронго-ронго. На острове Пасхи начинали писать с левого нижнего угла, и каждая вторая строка была перевёрнутой. Это так называемая система бустрофедон. Только в двух точках земного шара писали именно так: на острове Пасхи и в… Перу! Что именно писали – неизвестно. По крайней мере, такое мнение о не раскрытой тайне рапануйской письменности тотально распространено. На самом деле всё «не совсем так».

С приходом европейцев на Пасхи почти все «языческие письмена» были уничтожены христианскими миссионерами. Может, конечно, и не миссионеры виноваты, но табличек было много, а потом совсем не стало. В музеях мира сохранилось в общей сложности 25 табличек, и две из них находятся в Петербуржской Кунсткамере. Они были привезены в Россию Миклухо-Маклаем.

Письмена ронго-ронго (Из интернета):

Изучением ронго-ронго в течение 40 лет занималась И.К. Федорова – научный сотрудник МАЭ РАН (кунсткамера), и в середине 1990-х годов ей удалось дешифровать тексты.

Опубликованы научные труды, но их никто не читает, а «мутный и бурный поток публикаций, посвящённых «тайнам таинственных письмен, которые никто не может прочитать» не прекращается», – говорит Ирина Константиновна.

Судя по количеству вырубленных статуй за три-четыре века, начиная с 1100 года, население острова должно было быть весьма значительным. Общее число истуканов на острове, включая незавершённых, около 900 штук. По расчётам специалистов, в период расцвета число жителей достигало 20 тысяч человек. Не считая бытовых хлопот, забот по выращиванию урожая, ловли рыбы и увлекательных занятий по продолжению рода, все остальное время рапануйцы трудились над возведением моаи.

А потом по какой-то причине случился кризис. Короткоухие захватили власть на острове, расправились с длинноухими, наступил голод и всеобщий страх, но всемогущие духи, живущие в моаи, лишь молча и беспомощно взирали на царящий хаос. А в это время и сами гордые истуканы стали падать на землю один за другим.

После знакомства с трагическим наследием III упаднического периода нас, наконец, повезли к основным достопримечательностям Пасхи, ради которых туристы и стремятся сюда со всего света. Таких мест несколько, но обязательны для посещения два пункта: самая большая платформа - 160 метров - Аху Тонгарики с 15 истуканами и древняя мастерская-каменоломня Рано Рараку, где из вулканического туфа вырубались эти статуи.

Гора, родившая истуканов

Место, где моаи появлялись на свет, часто называют «роддомом каменных истуканов». Это склоны вулкана Рано-Рараку и его окрестности, где в разной степени готовности сосредоточено около трехсот статуй.

«Фабрика» истуканов Рано Рараку – это территория национального парка о. Пасхи и вход сюда уже платный. Билет стоит 60 американских долларов, но за эту разовую сумму можно посещать все объекты парка в течение пяти дней.

«Родильный дом истуканов» виден издалека на подъезде, еще до того, как нужно платить деньги за вход:

Рано Рараку имеет типичное для вулканических конусов строение. Верхняя часть горы срезана и на этом месте находится большая кратерная воронка (кальдера) с озером. Истуканы расположены как на внешнем склоне вулкана, так и внутри, на склоне кратера. К внутренним идолам проход запрещён. Потому что «нельзя топтать траву», хотя вокруг статуй пасутся лошади, и им – можно.

Кратерное озеро вулкана Рано Рараку. Лошади пасутся справа за кадром, и там же на внутреннем склоне тоже стоят, вкопанные в землю истуканы:

А вдоль основной экспозиции протопаны дорожки и сотни туристов ежедневно восхищенно ходят туда-сюда сквозь каменную армию моаи, зарытых в землю кто по грудь, кто по шею. Это законченные статуи, которые были приготовлены к транспортировке, но не дождались своего часа. Есть скульптуры, работа над которым была начата, но так и не завершена, и фигуры остались не отделены от массива вулканической горы. А есть такие моаи, которых начали переносить к месту установки, но бросили по дороге.

Смотровая дорожка:

1 из 2

Если не ошибаюсь, это тот же моаи, что на предыдущем фото. Он был раскопан до основания археологами Тура Хейердала. (Фото из экспедиции):

1 из 3

Идём вдоль скалы, в которой лежат незавершенные статуи, не отделённые от массива:

Чем больше развивалась цивилизация, тем выше, толще и тяжелее становились каменные истуканы. Мелкие моаи весом несколько 5-10 тонн постепенно сменялись более величественными, весящими уже 40-50 и более тонн и достигающими высоты 10-12 метров. И самый большой истукан лежит, наполовину вырубленный в скальном склоне вулкана Рано Рараку, вытянувшись в длину на 22 метра. Его вес можно оценить в 200-300 тонн.

Вот он, самый большой 22-метровый не законченный истукан

Лишь одна статуя на Рано Рараку кардинально отличается от всех остальных. Это фигура «сидящего мальчика». О том, что коренастая бородатая каменная «баба» – это мальчик, мы услышали от нашего гида Марка.

Мальчик? – Ну, точно не девочка!

Марк пересказал якобы рапануйскую легенду о том, как возникла скульптура, не похожая на остальных моаи. Дело было так: в каменоломни от берега моря были протянуты канаты, чтобы поднимать по ним воду. Дети играли, качаясь на этих канатах, и один мальчик сорвался и разбился насмерть. Убитый горем отец в свободное от работы время вырубил из базальта фигуру своего сына. Соплеменники возмутились: «Как можно делать моаи простому мальчику!?» - и зарыли скульптуру в обломки камней на склоне Рано Рараку. Потом «мальчика» откопала экспедиция Тура Хейердала, и теперь он стоит на равных среди истинных моаи.

Я и «Мальчик»:

В книге «Аку-Аку» Хейердал рассказывает об этой находке. Только никакой это не «мальчик», а бородатый идол, сделанный из базальта предшественниками длинноухих в I периоде истории острова. Это «каменная баба» мужского пола – родственник таких же изваяний, как возле Аху Винапу.

Это – типичные истуканы. Они мало похожи на «каменных баб» первого периода:

Такое впечатление, что истуканов делали «впрок». Вдруг кто умрет, а маои для переселения души уже готов!

1 из 3

Из Рано Рараку истуканов растаскивали по всему острову. Таскать приходилось далеко, даже на 15-20 километров. Археологи нашли четыре мощёные древние дороги, ведущие от «родильного дома» в разные стороны. Две трети всех истуканов острова Пасхи достигли места назначения и встали на свои места. Духи умерших предводителей группами или поодиночке стояли на платформах – аху - и глядели внутрь острова, присматривая и оберегая живых соплеменников и заботясь о благополучии рода.

Самая значительная и самая эффектная шеренга истуканов из 15 статуй находится вблизи Рано Рараку и видна со склона вулкана. Ее название – Аху Тонгарики. Но иногда эту очень известную группу называют «Политбюро».

«Политбюро»:

Закончив с Рано Рараку мы поехали знакомиться с «членами Политбюро».

Продолжение следует...

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления