Город интервью Наталья Жданова: Я же не с Луны сюда свалилась

Наталья Жданова: Я же не с Луны сюда свалилась

...после отставки правительства она возглавила минобразования, а через полгода стала председателем краевого Заксобрания. Весной этот сценарий был известен всего нескольким людям, а теперь это пытаются подать, как нечто очевидное…

Наталья Жданова за пять с небольшим лет сделала головокружительную, хотя и не всегда однозначную карьеру. Уже в 2008 году, когда она пришла на пост вице-премьера по социальным вопросам в правительство только что образованного Забайкальского края – с должности председателя комитета образования Читы, можно было подумать, что на судьбу Ждановой влияет не только губернатор. В 2013 году, после того как нынешний губернатор отправил правительство в отставку, она возглавила краевое министерство образования, а через полгода стала председателем краевого Заксобрания второго созыва – весной этот сценарий явно был известен всего нескольким людям, а теперь это пытаются подать, как нечто очевидное.

В статусе главы Законодательного собрания первое интервью Жданова дала информационному агентству «Чита.Ру», журналисты которого внимательно наблюдают за тем, как втягиваются в работу избранные немногим более месяца назад депутаты.

Открытый парламент

- Давайте начнём с заявленного вами проекта «Открытый парламент». Что это в вашем представлении, как это будет реализовываться?

- Содержание открытости исходит из самого определения – открытый, то есть более расположенный для общения с общественностью, с профсоюзами, с исполнительной властью, с профессиональными сообществами. Это не значит, что раньше он был закрытый, но мне кажется, что в этом направлении надо усилить работу.

Приведу, на мой взгляд, хрестоматийный пример - закона «Об образовании», вступившего в силу с 1 сентября. Он широко и массово обсуждался, было внесено более 2 тысяч поправок. Обсуждения проходили на площадке Госдумы через слушания, обсуждения, через приглашения на комитеты членов Общественной палаты, активных граждан. Но родители, на самом деле, не очень хорошо понимают в бытовом смысле, чем в этом году учебный год для ребёнка будет отличаться от прошлого. На мой взгляд, недоработка заключалась в том, что на региональном уровне, на стадии разработки мы мало внимания уделили этому закону.

Это как раз тот пример, который мы можем напрямую спроецировать на свою деятельность. Если говорить о законотворчестве, то никаких вопросов нет по поводу юридической техники - она отшлифована, виртуозна, но есть вопросы по содержательной стороне закона, по доведению её до населения, каждого человека.

Открытость - это выстраивание конструктивного, двустороннего диалога; это внимательная, филигранная работа по содержанию законов, которые мы будем разрабатывать и принимать; и доведение до ума, до сознания, до сердец наших людей сути этих законов, для чего мы вообще их принимаем, и в каком смысле они будут полезны для Забайкальского края и забайкальцев.

Второе, пожалуй, самое главное. В моей установочной речи я подробно говорила о выстраивании управленческой вертикали с депутатами всех уровней, включая самое маленькое сельское поселение. У нас ни много, ни мало, таких депутатов в крае 4 тысячи. И все ли они чувствуют свою востребованность, свою значимость, полезность, знают ли они депутатов по своему округу в Законодательном собрании?

Третье, очень серьёзное направление, - это представительные функции нашего Законодательного собрания. Безусловно, мы будем продолжать те традиции, которые были: празднования различные, тематические мероприятия на площадке Законодательного собрания. Но, на мой взгляд, активно нужно развивать и новые формы общения депутатов, встречи с народом – дворовые праздники, подворовый обход, сходы граждан в сельском поселении.

Ну и функция контроля тоже должна быть направлена именно на открытость. Это те самые правительственные часы, о возрождении которых я всё время говорю и буду настаивать. Обычно представители органов исполнительной власти, скажу по себе, с не очень большим желанием участвуют в этой процедуре. Да, это непросто. Но для дела - необходимо.

«Революции совершать не намерена»

- Намерены ли вы что-либо менять в работе заксобрания, кроме очевидных изменений в структуре?

- Нет, революции совершать не намерена. Не будет никаких экстраординарных действий с моей стороны, будет продолжение традиций, которые были заложены и развивались в прошлом созыве. Ну, и две трети депутатов – совершенно новые люди: производственники, практики с большим жизненным и профессиональным опытом, да собственно, и я не с Луны свалилась сюда. Поэтому, конечно, кое-какие содержательные изменения, новации, скажем так, хорошие новации, добрые тоже будут применяться. Мы в пятницу собирались на первую планёрку с депутатами, обсудили, как план работы Законодательного собрания сделать максимально полезным и эффективным, а не формальным, как это, к сожалению, иногда бывает. Одним словом, все озадачились, кое-кто уже в письменном виде приносит мне свои предложения, поэтому кое-что, конечно, изменится. Новые люди - новые подходы, а самое главное, новое время и вызовы времени.

- С чем связано увеличение числа комитетов? Это назревшая необходимость, связанная с негативным опытом предыдущего Заксобрания или больше политическое решение?

- Никакого политического подтекста нет, вообще нет подтекста. В первом созыве, когда в 2008 году Заксобрание формировалось, было восемь комитетов. Потом по разным причинам, не знаю подробно, каким, но, на мой взгляд, слегка и субъективным, количество их сначала сократилось до шести, потом до пяти. Хотя не смею тут какие-то выводы делать – безусловно, те депутаты лучше знали, что они делают, значит, такие были требования времени. Это первое.

Второе. Собственно, решение о том, что структура сегодня будет состоять из восьми комитетов, принималось не мной единолично, не Степаном Михайловичем (Жиряков – последний спикер заксобрания первого созыва, ред.) единолично, принималось оно оргкомитетом, который работал на протяжении всего подготовительного периода, пока первое заседание готовилось. В этот оргкомитет входили представители всех партий, прошедших в Законодательное собрание. И единогласно эта идея была поддержана в связи с тем, что главное - не сколько комитетов, и даже не их название, а то, каким образом эти комитеты отражают потребности социально-экономического развития нашего края, в каком направлении, соответственно, следует усилить законодательное сопровождение, и самое главное, чтобы и эти направления, и всё законотворчество полностью перекликались с существующими федеральными требованиями. Вот, собственно говоря, в чём самая главная причина.

И последнее. Восемь комитетов – это не константа, не догма. Естественно, по мере того, как будет меняться жизнь, какие будут возникать проблемы, я думаю, по необходимости мы сможем оптимизировать структуру, внести какие-то коррективы. А почему нет?

Скажем, местное самоуправление. На наш взгляд, просто архиважно иметь сегодня отдельный комитет. Мы посчитали, что местное самоуправление нужно выделить в отдельный комитет, потому что на самом деле такая проблема есть – сельские поселения, городские округа, города иногда предоставлены сами себе, а именно там формируется политика, которая напрямую влияет на благосостояние и уровень качества жизни наших людей.

Или демография – тоже решили выделить в отдельный комитет. Тут даже не стоит, по-моему, долго рассказывать, насколько это актуально для нашего края при таком миграционном оттоке, насколько это важно и связано с проблемами рождаемости, безработицы, занятости населения. Кстати, в поле деятельности комитета по демографической политике, наверное, также включим вопросы молодёжной политики и формирования молодёжного парламента.

«Я не новичок!»

- У вас не было опыта работы в представительных органах власти - вы пришли из власти исполнительной. Это ваше осознанное желание или это чья-либо просьба?

- Нет, это вполне осознанное мной желание. Я прошла очень долгий и не всегда простой путь, действительно, в органах исполнительной власти. Не скажу, что я новичок. Может быть, я депутатом и не являлась, хотя в 2008 году выиграла мандат, но передала его следующему по списку, поскольку поступило предложение работать заместителем председателя правительства. Это было 1 июля 2008 года. Может быть, тогда и не надо было идти работать заместителем, а сразу прийти, и сейчас я уже была бы депутатом "со стажем".

- Не сложно вам перестраиваться из исполнительной на законодательную власть?

- Вы знаете, не сложно. Работая в образовании, в социальной сфере, мы ведь большинство законов разрабатывали и вносили в качестве законодательной инициативы депутатам. И долго им иногда доказывали, иногда дискутировали, но, тем не менее, в большинстве случаев на паритетных началах работали. То есть, опыт законотворчества имеется, не скажу, что это для меня что-то суперновое. Но захотелось, действительно, это было осознанное решение. Чувствую потенциальные возможности поработать, не обойдёшься без пафоса, на благо Забайкальского края уже в органах представительной власти.

- Долго?

- Пока сложно сказать, ещё даже месяца нет, как я здесь. Не готова говорить о сроках.

- Вы себя больше чувствуете коллегой своим коллегам-депутатам или уже больше начальником?

- Во-первых, по-моему, начальником я вообще не могу быть, мы же все на равных. Здесь совершенно другой формат власти. Мы все равные здесь, я им, безусловно, коллега. Даже больше свои функции я вижу в том, что я должна координировать работу, должна быть над всеми партиями, над всеми фракциями, безусловно. Это однозначно моё видение. Может быть даже, в чём-то должна свои менеджерские способности употреблять, особенно на начальном этапе, когда идёт формирование структуры, обсуждение персональных лиц на те или иные комитеты или заместителей председателей комитетов. И в дальнейшем, конечно, эти качества пригодятся. Поэтому никакой не начальник, а просто коллега и такой же соратник по борьбе "за светлое будущее".

- Со всеми ли депутатами уже удалось встретиться? Особенно интересует выстраивание отношений с депутатами, у которых уже наработан серьёзный опыт в заксобрании.

- Пока отношения выстраиваются нормально. Это не значит, что мы ни о чём не спорим. Такого не может быть в жизни. Понятно, уже начались дебаты по тем или иным вопросам, в том числе идеологического характера, но, тем не менее, в целом отношения со всеми нормальные.

Более того, ту часть депутатов, которые здесь уже не первый срок будут работать, я знаю давно по прошлой жизни: и профессиональной, и человеческой. Некоторые из них мои коллеги-профессионалы, та же Дарима (Доржиева – ред.) из Агинской гимназии или вновь избранный директор краснокаменской школы. Другие – просто по опыту прошлой работы и профессионально общались, и по-человечески дружили со многими депутатами. Не со всеми вновь избранными депутатами так подробно познакомилась, особенно с молодёжью. Но это как раз в графике моей работы, я с четверга (10 октября – ред.) начала встречаться. Отношения нормальные, рабочие, мы друг друга понимаем, и надеюсь, что эта планка, заданная в самом начале, у нас продержится на весь срок работы Законодательного собрания.

Вопрос к «Справедливой России»

- Два ключевых комитета остаются без председателей. Это комитет по бюджетной политике и комитет по местному самоуправлению. Кого вы видите на этих должностях? Можно назвать уже фамилии?

- Начну с местного самоуправления. На прошлом заседании утверждён заместитель председателя – Вячеслав Иванович Ушаков. Очень опытный человек, который в городе Чите занимался этими вопросами и очень хорошо в теме. Это ситуацию стабилизирует. Что касается кандидатуры на пост председателя комитета, на самом деле, затрудняюсь ответить. Существует межпартийная договоренность, что это место должен занять представитель "Справедливой России" (на пост председателя комитета по местному самоуправлению выносилась кандидатура эсера Цырендоржи Дамдинова, но она не собрала достаточного числа голосов депутатов. Представители двух других оппозиционных партий – КПРФ и ЛДПР, Николай Мерзликин и Василина Кулиева – возглавили профильные комитеты по экономической политике и демографии соответственно – ред.). Тут больше вопрос к самой фракции «Справедливая Россия». Я знаю, что они собрались, спорили, но никаких решений пока не достигли. Во всяком случае, мне еще не рассказали. Переговорный процесс идёт.

Что касается комитета по бюджетной политике, на заседании 10 октября члены этого комитета вынесли кандидатуру Хорохордина Владимира Николаевича, и с этой кандидатурой они будут выходить на фракцию «Единая Россия» 15-го числа и на пленарное заседание 16-го числа. А там увидим, утвердят кандидата или не утвердят. Лично я с Владимиром близко познакомилась, пообщалась, мы с ним часа два, наверное, обо всём говорили. На меня он произвёл самое приятное впечатление. Несмотря на свою молодость, в профессиональном смысле очень зрелый, опытный человек, прошёл хороший путь становления, и самое главное, в вопросах бюджетного кодекса, налогового законодательства, в вопросах формирования бюджета совершенно не новичок, не дилетант, очень хорошо понимает эти вопросы, причём глубоко и компетентно. Поэтому, если депутаты примут решение его утвердить председателем комитета, то я обеими руками за. Я, в свою очередь, даже не скрываю своих пристрастий, буду голосовать в пользу Владимира. И если он станет председателем, то всячески буду его поддерживать, соответственно, думаю, мы будем вместе конструктивно работать.

«Опыт, авторитет и мудрость Дугарова дорогого стоят»

- А вы с кем бы хотели работать в качестве вашего первого заместителя?

- Да много людей хороших у нас. Я бы с Даши Цыденовичем (Дугаров – первый вице-спикер в заксобрании первого созыва) вообще хотела работать, признаюсь честно. Но, насколько я знаю, Даши Цыденович сам этого не хочет. Посмотрим на фракции, может быть, уговорят его депутаты. Его опыт, авторитет, его мудрость природная дорогого стоят. Пока утверждать не могу.

- Что с сенатором (представитель Заксобрания в Совете Федерации должен быть избран из состава депутатов – ред.)?

- С кандидатурой сенатора я тоже буду выходить на сессию. Вопрос тоже не решён. Но фракция окончательно определится 15-го числа, возможно, это будет Степан Михайлович (Жиряков – ред.). Если это будет он, то, значит, мне как председателю предстоит внести его кандидатуру на сессии. В любом случае вносить буду я, а фракция определится, чью всё-таки фамилию.

- Фракция будет накануне пленарного заседания?

- Да, во второй половине дня, ближе к вечеру.

Равноудалена и равно приближена

- Практика по стране такова, что спикер заксобрания часто возглавляет региональное отделение «Единой России». Нет ли у вас такого желания, задачи?

- Абсолютно нет. Я уже где-то говорила, что счастлива тем, что нахожусь над всеми. Я должна быть равноудалена и равно приближена ко всем, и абсолютно равно все интересы претворять в жизнь. Мне даже нравится, что спикер Заксобрания - отчасти некий координатор, менеджер, но при этом коллега и абсолютно на равных со всеми депутатами. Более того скажу, я уже поучаствовала в XIV съезде «Единой России», состоялся у меня такой политический дебют. На дискуссионных площадках этого съезда как раз обсуждался вопрос, приводились примеры - их всего два или три по всей стране, когда председатель Законодательного собрания в себе сочетает должность руководителя фракции, секретаря исполкома. Такой очень интересный пример в Ростовской области, и Виктор Дерябкин рассказывал из собственного опыта, как это тяжело, как это неправильно, и как они в ближайшее время немедленно внесут соответствующие изменения.

Так что в настоящее время современная политическая тенденция такова, что председатель Законодательного собрания должен быть отдельной, никем не ангажированной личностью и совершенно искренне работать на развитие региона. Сейчас хорошая ещё историческая ситуация - выборы все прошли, у нас точно, сейчас самый лучший момент, чтобы засучить рукава и работать, создавать такие законы, чтобы они действительно несли пользу, а не были формальными или безденежными; чтобы, действительно, Законодательное собрание было инструментом социально-экономического развития нашего края.

- Вероятно, вы всё равно не будете оставаться в стороне от работы регионального отделения «Единой России»?

- Ну, конечно, я же член «Единой России».

- Видите вы кого-нибудь на посту председателя регионального отделения?

- Вижу, опять же, Даши Цыденовича. Хотя он и сам говорит, что надо кого-то помоложе. Но хотя бы на этот первоначальный период как раз, мне кажется, нужен человек с его опытом и с его авторитетом. Впрочем, как примут решение мои товарищи-однопартийцы.

«Единая Россия» - партия реальных дел, по-другому не скажу»

- Многих удивил результат «Единой России» на выборах – достаточно высокий процент. Понятно, что партия сильна, были очень сильные одномандатники, отработали идеально. Что ещё, по-вашему, повлияло на результат «Единой России» на этих выборах?

- Да, повлияли одномандатники, среди них очень много было ярких, сильных личностей в этот раз, как никогда. Интересных, не формально интересных, а по-настоящему интересных личностей, честно работавших. Это первая причина.

Вторая причина всё-таки в самой «Единой России». Как бы нам не хотелось об этом говорить, «Единая Россия» на самом деле мобильная очень партия, и догматические, устаревшие формы работы и агитации в этот раз были полностью отодвинуты и пиар-технология, выборная технология была построена на совершенно новых, очень креативных иногда, даже неожиданных, я бы сказала, подходах и формах работы с населением. Такая точечная совершенно работа с каждым человеком, глаза в глаза, общение – это тоже очень серьёзный фактор, который повлиял на столь серьёзный результат.

И третий, как бы это ни банально звучало, тем не менее, сегодня всё-таки «Единая Россия» на самом деле ведущая партия, не говорим уже о том, что это партия власти. Действительно, партия реальных дел, по-другому я не могу сказать.

Вот три фактора. Хотя на первом месте, я ещё раз выделяю, всё-таки роль личности в истории. Это яркие, интересные люди – Алексей Саклаков, Вячеслав Ушаков, Володя Хорохордин и многие другие. Каждый из них личность, причём, уникальная личность и в человеческом смысле, и в профессиональном плане. И это самое главное, то, почему «Единая Россия» оказалась на такой высокой планке. Плюс те два фактора, которые я уже назвала.

- Плюс, возможно, слабость оппонентов. Возвращаясь к оппозиционным партиям. Есть мнение, согласно которому нынешние региональные отделения «Справедливой России», КПРФ, ЛДПР не до конца являются партиями, больше вывески. Есть ли, по вашему мнению, у этих региональных отделений возможности, а главное, желание раскачать эти региональные отделения так, чтобы они стали действительной политической силой?

- Затрудняюсь даже ответить. Ну не может же не быть у них такого желания?

- Может. Вам не кажется, что когда у «Единой России» нет реальных политических оппонентов, это приводит к деградации?

- Абсолютно согласна. Всегда должны быть конкурентные условия. Всегда об этом говорю. Иначе просто не будет развития никакого. Стоит, действительно, как-то на эту тему подумать, поразмышлять. Судя по тому, что мы до сих пор с председателем комитета местного самоуправления не можем определиться, тоже есть вопросы по партиям, значит, что-то там ещё не отлажено до конца. Хороший вопрос, я пока откладываю это в голове. Конкретно пока ответить не готова, но с оценкой согласна полностью.

- Не грустно было вам избираться спикером без конкурентов?

- Вообще, грустновато. Я человек по натуре азартный и люблю соревновательные условия, хотя, собственно говоря, то, что произошло, то произошло.

«Депутаты должны быть более активны, самостоятельны и инициативны»

- При оценке работы заксобрания первого созыва много говорилось о том, что парламент не был самодостаточной силой, которая подталкивает исполнительную власть к принятию каких-то решений. То есть, больше проводник решений, которые принимает исполнительная власть. Это отображалось в том числе в проценте законов, которые вносил в парламент губернатор - большинство законов принимались с подачи именно исполнительной власти. Изменится ли эта ситуация в заксобрании второго созыва, и считаете ли вы вообще необходимым менять эту ситуацию?

- Ну, может быть, не так кардинально её менять. Но тем не менее, надо поправить этот крен. С утверждением согласна, потому что сама участвовала в этой работе в команде губернатора (Равиля Гениатулина – ред.). Действительно, приоритетное количество законов готовили органы исполнительной власти, вносил губернатор. Всё-таки депутаты в этом смысле, на мой взгляд, должны быть более активны, более самостоятельны, более инициативны. В связи с чем я хочу и работу аппарата Законодательного собрания подкорректировать на тот предмет, что существующий аналитический отдел не совсем в полном объёме исполняет свои функции. Мы очень хорошо должны знать опыт нашего приграничного соседа Маньчжурии в части законодательства, потому что по каким-то моментам мы очень тесно пересекаемся, а в каких-то моментах очень серьёзные вещи можно будем перенять с учётом того, что мы тоже приграничный край и приграничная территория.

Возвращаясь к вопросу - безусловно, в этом смысле если уж не кардинально поменять, то следует обязательно очень серьёзно отформатировать работу нового Законодательного собрания.

- Как вы оцениваете команду нового губернатора по сравнению с командой Гениатулина, в которой работали вы?

- Это не совсем корректный вопрос. Я никаких оценок не делаю - кто лучше, кто хуже, кто плохой, кто хороший, кто красивый, а кто некрасивый. Просто то была одна команда, эта – другая команда.

- Каким вы видите взаимодействие с сегодняшней исполнительной властью?

- Здесь тоже должна быть очень тонкая "настройка". Безусловно, Законодательное собрание должно быть дискуссионной площадкой, а не этаким продолжением органов исполнительной власти. С другой стороны, и исполнительная власть, и законодательная власть как две ветви равнозначны, хотя законодательная, по Конституции, всё-таки выше. Они ведь для чего работают? Опять не обойдёшься без пафоса – чтобы наш край начал развиваться, чтобы, в конце концов, более стабильно заработала экономика, промышленность, улучшилось здравоохранение, образование и другие социальные чувствительные сферы. И, исходя из этой главной, единой цели для органов исполнительной и законодательной власти, я думаю, мы должны выстраивать своё сотрудничество по-настоящему конструктивное, не злобное какое-то, сведённое на личности, а действительно конструктивное сотрудничество на основе чисто рабочих интересов.

- Не жалко было уходить из исполнительной власти?

- Знаете, образование для меня – самая родная сфера. Не то, чтобы жалко, но это как ребёнка своего боишься оставить где-то, поначалу кажется, что что-то с ним обязательно случится. На самом же деле, ничего с ним не произойдёт, небо не рухнет, он вырастет, и жизнь продолжится дальше. Но, тем не менее, некая тревога есть, вплоть до того, что готова ещё опекать министерство, подсказывать, поправлять, потому что за последние полгода там, действительно, кое-что удалось сделать, кое-что начало выстраиваться. Будет досадно, если это всё рухнет. Есть в этом рабочий азарт, есть живой интерес.

Нельзя же долго на одном месте работать. Не нами придумано: когда долго остаешься на одном месте, просто притупляется бдительность и начинаешь плохо работать, потому что уже всё вроде годами отлажено у тебя, всё знаешь уже, ничего нового не хочешь узнавать, чему-то учиться. Всё идёт да идёт. Это плохо. Поэтому периодически, я считаю, нужно в корне менять, в том числе, свою профессиональную деятельность, чтобы были новые ощущения, желание двигаться вперёд, делать что-то полезное. Чтобы вспоминая о тебе, следующее поколение больше говорило доброго, чем худого.

«Жёсткие привычки оставить в прошлом не получится»

- Действительно ли за полгода вашей работы в министерстве образования было достаточно серьёзное количество увольнений?

- Я не скажу, что увольнений. Почему-то все говорят, что всех повыгоняла. Cвои жёсткие привычки оставить в прошлом даже советуют. Это не получится, сразу говорю. Правильнее сказать, это не увольнения - это кадровые ротации, вполне закономерные и естественные, они касались тех людей, которые достигли определённого предельного возраста. Недаром же государство придумало, что надо пойти на пенсию отдыхать в каком-то возрасте, посвятить свою жизнь внукам. Думаю, это справедливо. Таких людей было всего двое.

Иван Иванович (Катанаев – экс-ректор Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета, после слияния вуза с ЗабГУ перешёл на должность первого заместителя министра образования края, от которой был отстранён Ждановой в апреле 2013 года – ред.) – тут вообще всё обрастает страшными слухами. На самом деле, я просто выстроила кадры под интересы дела, в первую очередь. Во вторую очередь – с учётом профессиональных способностей и компетентности. По поводу Ивана Ивановича Катанаева посчитала, что он будет более полезен на управлении и лицензировании, потому что это связано с его прошлым опытом, с его контактами в Москве, поэтому и перевела его на управление лицензированием – абсолютно равнозначные, кстати, перестановки. На должность первого заместителя пригласила Андрея Александровича (Томских – экс-первый проректор ЗабГУ, в настоящий момент исполняет обязанности министра образования), потому что тоже посчитала, что его опыт первого заместителя, тогда проректора в ЗабГУ и его опыт научной и профессиональной деятельности здесь очень пригодится. Очень сильно усилила финансовую службу, пригласив своих бывших коллег из города Читы, потому что вопросы финансирования сейчас очень важны в образовании. Мы привлекаем, как вы знаете, только на дошкольное образование почти 700 миллионов рублей, сейчас 300 миллионов бонус, а это очень серьёзная работа с Министерством образования Российской Федерации, это очень серьёзные расчёты, поэтому привлекла сюда компетентных людей. Вот, собственно, все мои кадровые перестановки.

Ну, и некую реструктуризацию сделала, назначив первого заместителя и двух других заместителей – одного по финансам, второго по опеке. Другое дело, что некоторые люди, которых я сорвала с мест, с моим уходом тоже стали уходить. Почему я и опасаюсь, что фундамент под этой кадровой "конструкцией" зашатается, но, тем не менее, свято место пусто не бывает.

- Как вы думаете, образованием должен рулить мужчина или женщина?

- Я считаю, в чиновничьей жизни не может быть разделения по гендерному признаку. И когда начинают говорить «вот, женщина», я всегда противник такого.

- То есть вам не хочется иногда включить как-то женственность?

- Абсолютно. Если ты работаешь чиновником, ты забудь уже – женщина ты или мужчина. Здесь такого не должно быть. Кто там будет – мужчина или женщина, собственно говоря, без разницы. Кто больше будет пригоден по профессиональным качествам, тому и дорога.

Образование без воспитания

- Какие, по вашим ощущениям, ключевые проблемы в образовании сейчас вообще? Что необходимо решать в первую очередь?

- Очень много. В первую очередь – качество образования, качество воспитания и наличие воспитания, которое зачастую просто отсутствует у нас в образовании. Порой воспитание сводится лишь к каким-то массово-зрелищным мероприятиям, нет системной воспитательной работы. То хорошее в этом смысле советское время и добрые советские традиции, я считаю, ничего плохого нет в том, если мы их возродим, если мы сейчас вернёмся в чём-то к прошлому опыту. Хорошее же дело Тамара Бусоедова делает со своей «Республикой юных забайкальцев»? Если мы сейчас немедленно свою молодёжь, своих детей не будем разворачивать, поворачивать, то мы просто поколение можем потерять. По сравнению с качеством я бы воспитание даже в проблемном смысле вынесла на первое место.

- Были уже, на ваш взгляд, потерянные поколения?

- Отчасти мы потеряли поколение тех страшных 90-х лет, когда мы работали бесплатно в школе, не получали зарплаты, учителя бастовали, родителям было не до того – им бы лишь бы где заработать, чтобы накормить, и не до учёбы, а тем более не до воспитания было. Отчасти мы то поколение потеряли, это поколение сейчас приводит своих детей в школы. Я с ними очень тесно общаюсь и общалась всё последнее время работы министром, и самое-самое последнее время, участвуя в предвыборной кампании. Это совершенно другие родители, очень непростые люди! И это серьёзные очень вещи.

Родная 4-я школа, родной Пекинский институт

- Поддерживаете связь с китайским языком?

- Обязательно. Общаюсь с китайцами, иногда выезжаю в Китай. Хотелось бы, конечно, хотя бы на месяц уехать в Пекин, где я в свое время проходила стажировку. Читаю, китайскую прессу в том числе - пока ещё без словаря. Хорошая школа, всё-таки, - четвёртая, родной мой пединститут, кафедра китайского языка, пекинский институт иностранных языков. Всем благодарна и всех вспоминаю только по-доброму – это ж надо такую школу хорошую было заложить, что до сих пор, уже не имея такой практики, умею читать и прессу, самое главное, и литературу.

Достоевский и «Гравитация»

- Какую книгу последнюю прочитали?

- Перечитываю сейчас Достоевского всего. Не знаю, просто потянуло, и некоторые вещи по-новому открываю для себя.

- Не кажется вам тяжёлым язык?

- Тяжеловат. Ну, может, достигла того уровня, когда надо поразмышлять.

- Какой фильм последний зацепил?

- «Гравитация».

- Понравился?

- Как ни странно, да. "Сталинград" ещё не успела посмотреть.

- Но посмотрите?

- Обязательно.

- Есть у вас аккаунты в социальных сетях?

- Нет.

- Принципиальная позиция?

- Да. Я закрытый по своей сути человек. То, что касается личной жизни и моего личного, это всё, тут закрыто. Особенность это моя, но я - такая.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления