Город Город изнутри «Город изнутри»: В руках регистраторов Росреестра - вся наша жизнь

«Город изнутри»: В руках регистраторов Росреестра - вся наша жизнь

Около 1 000 человек ежедневно обращаются в управлении Росреестра, чтобы получить государственную регистрацию недвижимого имущества.

Пятнадцать лет назад в Забайкалье начали регистрировать права на недвижимость, тогда и начала работать система государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом. 19 ноября 1998 года в Чите приняли первые документы на госрегистрацию прав. Сегодня функции, возложенные 15 лет назад на регистрационную палату, исполняет Управление Росреестра по Забайкальскому краю. За это время к сотрудникам обратились около двух миллионов человек, а в архивах управления скопилось почти 450 тысяч дел правоустанавливающих документов.

С начала 2013 года принято почти 160 тысяч заявлений на госрегистрацию прав и ещё 107 тысяч — на получение информации из единого государственного реестра прав (ЕГРП). Каждый день сюда приходят более 1 000 человек, 15 лет назад такие объёмы трудно было представить — в год обращалось 25 тысяч заявителей.

Основное направление в работе ведомства — постоянное повышение качества государственных услуг. К 2015 году срок государственной регистрации прав и сделок с недвижимостью сократится до 10 дней, а к 2018 — до 7. Кроме того, уже сейчас ведутся активные работы по запуску сервиса электронной регистрации, что значительно упростит и ускорит процедуру.

Здание, в котором расположено управление Росреестра, было построено более 100 лет назад — в 1911 году. Это памятник архитектуры и градостроительства. Заказчик — иркутский купец Александр Второв. Проект этого здания в стиле неоклассицизма был привезён из Москвы: трёхэтажное, кирпичное, прямоугольное, оно занимает целый квартал между улицами Амурская и Анохина. Когда-то здесь был филиал банка, коммерческое училище, министерство народного хозяйства, промышленности и торговли, управление забайкальской железной дороги. С 1990-х годов — министерство по налогам и сборам, и только потом — управление Росреестра по Забайкальскому краю.

Поднимаемся по огромной лестнице, заходим внутрь, попадаем в зал, где принимают документы. Здесь нас встречает система взаимодействия с заявителями. Это два терминала: один для записи на кадастровый учёт и в единое окно, второй — на государственную регистрацию.

Если обернуться, слева мы увидим сотрудников Росреестра, справа — кадастровой службы. Кадастровая палата раньше была независима, а в 2009 году вошла в систему Росреестра. Уже в 2011 году сотрудники кадастровой службы стали принимать заявления от клиентов и на государственную регистрацию прав. Каждый может сдать документы специалистам в любом окне, разницы при этом не будет ни в госпошлине, ни в результате. На каждой двери — таблички, всё очень удобно, доступно и понятно.

1 из 2

В этом же зале — администраторы, консультанты и другие сотрудники. Повсюду можно с лёгкостью найти информационные стенды, терминалы банкоматов и даже окошко с надписью «Ксерокопия». В день здесь бывает в среднем 500-700 человек, а это от 300 до 500 пакетов документов на государственную регистрацию прав. Не всем хватает мягких диванов, письменных столов, канцелярских принадлежностей. Что уж говорить, туалета для посетителей тоже нет — только в сопровождении сотрудников, в маленький служебный. По словам специалистов ведомства, зал рассчитан на 20 рабочих мест, в то время как здесь — 35.

1 из 7

Приём документов может длиться от 15 минут до двух часов, в зависимости от сложности дела. В понедельник документы на госрегистрацию сдать не получится, так как принимают в этот день только дополнительные документы для приостановленных дел, а также заявления от органов государственной власти, местного самоуправления и крупных правообладателей. На работу с такими заявителями у одного специалиста может уйти целый день – иногда они одновременно сдают документы на несколько сотен объектов недвижимости.

Сразу за прозрачными стенками, за каждой из которых кипит работа, начинаются служебные помещения. Как только документы от заявителей собраны, они попадают сюда, где с помощью сканера и штрих-кода получают своё место в базе. Если через много лет документ необходимо будет найти — по штрих-коду для вас это легко сделают.

1 из 10

Как отмечают сотрудники, используется огромное количество расходного материала — канцелярии, скрепок, зажимов. В день может быть принято до 500 дел, и все их нужно перенести из зала приёма документов в другие отделы.

Две программы для одного результата

На данный момент документы от заявителей принимают в двух программах: «Юстиция», которая существует и работает уже много лет, и программный комплекс «Приём и выдача документов» (ПК ПДВ), направленный с Москвы не так давно. Преимущество новой программы в том, что в отличие от стационарной «Юстиции», работающей только в здании управления, в ПК ПДВ документы можно принимать в любом месте, даже на выезде. Единственным неудобством новой программы является то, что принятые документы придётся перенести в «Юстицию».

После принятия от заявителей документы формируют в специальные ведомости и направляются к регистраторам. По действующему законодательству граждане не обязаны собирать и приносить все бумаги, которые только можно принести. Если какая-то информация, необходимая для регистрации прав есть у другого органа власти, то специалисты управления Росреестра сами её запросят. К примеру, так происходит с кадастровыми паспортами – если человек не сдал его, то требовать этот документ никто не будет. Кроме того, на каждого заявителя запрашивается информация о действительности паспортов, чтобы удостовериться, что сделка запланирована реально существующим человеком, и никто не хочет продать квартиру, например, от лица уже умершего владельца. Если заявитель - юридическое лицо, то запросят информацию, что оно не находится на стадии банкротства.

Процесс перевода документов из одной программы в другую и отправка всех необходимых запросов — это одновременные процессы. Занимаются этим несколько специальных сотрудников – помощников государственных регистраторов. После того, как все необходимые запросы отправлены, дела созданы, все бумаги отправляются к начальнику отдела регистрации, который распределяет их по регистраторам для правовой экспертизы.

Экспертиза за 18 дней

Все дела распределяются между государственными регистраторами в зависимости от их сложности – самые тяжёлые и запутанные достаются наиболее опытным сотрудникам. Можно отметить договоры о долевом строительстве — ими занимаются два отдельных регистратора.

После того, как дела распределены, начинается процесс правовой экспертизы. Сейчас она длится 18 календарных дней. Раньше это было 20 дней, а до того — месяц. Самое главное, на что обращают внимание специалисты — отсутствие противоречий, доказательства того, что человек занимается именно своим объектом; после этого рассматривается сам объект — на какой земле, как и кем он куплен, построен, что ещё там находится. В результате экспертиз нередко выясняется, что строится объект на чужой земле, или в уже завершённом виде не принадлежит хозяину. На регистратора ложится очень большая ответственность, ведь каждое дело — это огромные суммы денег.

После проведения экспертизы есть два решения — дело либо регистрируется, либо приостанавливается. Других вариантов нет. Здесь законодательство защищает немало прав заявителя: сразу отказать в управлении Росреестра не могут, даже если для этого есть очевидные причины. Любому человеку даётся месяц на исправление ошибок в документах, добавление недостающих бумаг, доказательства тех или иных условий заключения договора. Если за это время заявителю не удалось сделать всё необходимое, он вправе самостоятельно приостановить дело ещё на три месяца, если уверен, что за это время сможет исправить ситуацию, либо вовсе завершить госрегистрацию. Если остановка дела происходит со стороны Росреестра, то формируется обязательное уведомление о приостановлении, где расписан каждый пункт со ссылкой на нормы закона.

Если дело доведено до конца и принято решение о государственной регистрации, наступает следующий этап — внесение записи в единый государственный реестр прав. После дело передаётся подготовщику, который его формирует, штампует договоры, определённым образом сшивает документы.

1 из 4

Регистратор подготавливает свидетельство для заявителя и передаёт на выдачу.

1 из 6

От пары листочков до десятка папок

Толщина завершённого документа может составлять как несколько листочков, так и стопку толщиной 20-25 сантиметров и больше.

Вот этот ряд папок — дело об одном объекте, начатое в июле 2011 года.

1 из 2

Все дела, подготовленные на выдачу, аккуратно разложены везде и всюду в стопочки по датам, порядок здесь, как в архиве:

1 из 2

Раньше и приём, и выдача документов находились в этом зале, служащем теперь только для выдачи. Если представить тот объём посетителей, который проходит ежедневно сейчас, и сравнить его с тем количеством, которое было ранее, можно сразу понять, что этот маленький зал при всём желании не вместил бы такое количество людей.

1 из 6

История в документах

После того, как свидетельство выдано заявителю, или в случае, если он вовремя не явился, дело передаётся в архив, в котором сейчас хранится почти 200 тысяч дел. Здесь есть и современные стеллажи на рельсах:

1 из 4

и привычные обыкновенные полки:

Но неизменно одно — порядок, как в операционной, строгое соответствие номерам и расположению папок с делами. Хранится здесь «вся Чита и Читинский район». «Если что-то переставить — никогда не найдёшь», - отмечают сотрудники.

Для быстрого поиска раньше использовалась картотека, которая года три назад стала электронной, и теперь все данные хранятся в электронном виде на компьютерах и в бумажном - в папках, а не в ящичках.

1 из 3

В маленьких помещениях, за огнеупорными дверьми множество комнат со стеллажами, здесь же — стеллажи ЕГРП, где дела расставлены по адресному принципу. В каждой папке — информация о нескольких объектах. Но есть и такие сложные дела, которые занимают сразу несколько папок-томов.

1 из 2

Мобильность и продуктивность

Помимо отделов, непосредственно связанных с работой с делами, существуют и другие, без которых сферу государственной регистрации представить невозможно. Отдел предоставления информации о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, по запросам как физических, так и юридических лиц, а также органов исполнительной власти, местного самоуправления выдаёт сведения из ЕГРП. Информация выдаётся как на бумажных, так и на электронных носителях. В прошлом году в отдел обратились более 100 тысяч заявителей. За девять месяцев 2013 года уже насчитывается почти 100 тысяч запросов от граждан и более 60 тысяч из различных органов власти.

Ещё один отдел — правовой. Задача отдела — представлять интересы управления в судах. С начала года сотрудники отдела участвовали в рассмотрении 1200 исковых завлений. В большинстве случаев рассмотрение завершается в пользу сотрудников Росреестра – с начала года только 20 процессов было проиграно. Помимо этого сотрудники отдела занимаются правовой и антикоррупционной экспертизами всех локальных актов, издаваемых в управлении — приказы, распоряжения и другие документы.

Как уже отмечалось ранее, вся работа сотрудников управления направлена на более мобильную и продуктивную работу с клиентами. С каждым годом количество заявителей возрастает примерно на 15-20 тысяч человек. Для того, чтобы получить симпатичное, а главное, желанное свидетельство, нужно запустить документы на длительную и тщательную процедуру, которая внешне складывается в простую цепочку «принёс — подождал — получил».

Фото: Ксения Зимина

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления