В 2013 году одним из самых любимых проектов и для журналистов «Чита.Ру», и для наших читателей стали «Прогулки по городу». Мы прогулялись по 30 улицам с фотоаппаратами, блокнотами и хорошим настроением, убедившись в том, что любовь к родному городу со всеми его проблемами может быть не только осознанной, но и очень рейтинговой – проект стал одним из самых популярных на Читинском городском портале.
В 2014 году мы будем писать не про отдельные улицы, а про уголки города, улицы, здания и тротуары в которых объединены по каким-то признакам. Где-то это кварталы, застроенные в одно время, где-то целые микрорайоны, где-то – архитектурное сопровождение ключевых для города площадей. Мы постараемся показать вам детали, из которых состоит наш город, напомнить о его славной и поистине увлекательной истории, доказать, что каждая эпоха важна и интересна по-своему.
Всё, что мы знаем как территорию «Удокана», драмтеатра, вечерней школы, «Ниямы», «Альгамбры», неформального Арбата и фонтано-велосипедной Театральной площади, называлось когда-то просто Горсадом. Воспоминания об этом уголке вызывают одинаково сильные эмоции у 70-летних и 40-летних читинцев. А ведь есть и более древняя история, в которой деревянные театр, кинотеатр и даже цирк появились тут задолго до современных храмов культуры.
Пустырь
До конца XIX века эта территория была огромным, неустроенным пустырём, непригодным для серьёзных построек из-за сложного ландшафта, изрезанного своенравной, способной на разрушения Кайдаловкой.
Сейчас это странно звучит, но тогда гордума, в надежде облагородить территорию пустыря, постоянно снижала цену на землю под нынешним драмтеатром. Однако строить пассажи, доходные дома и даже простые бани здесь никто не хотел, пока в 1896 году землю, прилегающую к современному кинотеатру, не купила женская гимназия. На диких кайдаловских берегах администрация гимназии возвела 2 корпуса, один из которых, пусть и в несколько плачевном виде, но всё-таки дотянул до наших дней.
Через 2 года этому дому исполнится 120 лет. Столько же лет назад под звонкий смех гимназисточек здесь закипела настоящая жизнь.
Митрофановский сад
Ещё через 10 лет, в послереволюционном 1906 году львиную долю кайдаловского пустыря, наконец, отдали в аренду садоводу Павлу Митрофановичу Митрофанову, который обязался укрепить русло реки и привести всю территорию в порядок, дабы читинцы могли гулять по зелёной зоне, без риска переломать ноги. Примерно тогда же заговорили и о строительстве летнего театра. Садовод Митрофанов горожан не подвёл, и очень скоро лесок превратился в симпатичный сад с цветниками, беседками и лавками, а на месте известного нам драмтеатра на городские деньги построили летнюю сцену. Историк Валерий Немеров пишет, что уже 6 июня 1908 года в летнем театре дали первый концерт профессор Санкт-Петербургской консерватории виолончелист Александр Вержбилович, пианист Давид Рубенштейн и солистка Большого театра Софья Друзякина.
Вид на сад с улицы Пушкина
И да, продавать пиво и более крепкое спиртное в саду было категорически запрещено. Взамен алкогольного дурмана горожане в первые десятилетия XX века развлекались музыкой, синематографом, кегельбаном, катанием на роликовых коньках, стрельбой в тире и просто прогулками в тени сирени, яблони, абрикоса и черёмухи. Тут же были устроены и зимние павильоны, в которых успешно взращивали пальмы и кипарисы, которые летом выносили под открытое небо.
От Митрофанова к Молотову
Около 1919 года основатель сада Митрофанов, вероятно, опасаясь разногласий с революционными силами, покидает город, а в городском саду начинает хозяйничать антрепренер Мартини, который строит здесь же большое здание деревянного зимнего цирка. Ещё через 3 года на 33 километре Романовского тракта члены банды Ленкова убьют секретаря Дальбюро ЦК РКП(б) Петра Анохина, скульптура которого много позже станет символом хипанского читинского Арбата. А за полвека до этого, в 1923 году улице Коротковской, на которую выходили ворота городского сада, дали имя погибшего революционера.
В середине индустриальных 1930-х годов здесь началась железнодорожная эпоха, и сад стали называть именем Молотова, а вся его территория была открыта только для работников дороги, что, конечно, сильно нервировало не членов желдорпрофсоюза. Перед самым началом Великой Отечественной городские власти сад у дорожников забрали. С тех пор и до 1967 года он оставался Горсадом с лавочками, бюстиками вождей, флагами и прочими атрибутами тех времён.
Танцы после войны
В 50-х, по воспоминаниям молодёжи тех времён, безоговорочным центром всей молодёжной жизни был сад ДОСА – Дома офицеров Советской армии, где почти всю неделю были танцы. Если, конечно, не считать улицу Калинина, которую в то время называли Бродвеем. Но по понедельникам ДОСА молчал, и тогда вся молодёжь устремлялась в Горсад. То же самое происходило и в дни, когда танцы в ДОСА уже заканчивались, а в Горсаду продолжались. При этом шансы получить по мордасам от «горсадовских» были очень велики – местная молодёжь считала сад исключительно своей территорией. Второй преградой был платный вход на танцы. Поэтому нынешние пенсионеры легко сигали через забор в том самом углу, в котором сейчас стоит памятник Бекетову, а тогда были довольно густые заросли. Сад всё-таки.
Танцплощадка, на которой в зависимости от дня играли то небольшой оркестр, а то и обычный проигрыватель пластинок, находились на месте салона цветов «Альгамбра». Танцевали чаще всего танго и, внимание, вальс-бостон.
На месте драмтеатра тогда всё ещё стоял летний театр, в котором выступал даже молодой Иосиф Кобзон. А там, где сейчас напротив драмтеатра расположен фонтан, была библиотека, которая, как и почти все локации сада, работала только в тёплое время года. Тогда же в саду функционировали лекторий, спортплощадка и бильярдная. По Горсаду пробегали три парковые аллеи: Аллея Гербов, Аллея Знамён и Аллея Передовиков, каждая из которых вела к шахматному клубу. Зимой многие постройки запирались под замок, и сад пустовал.
Как летний стал Драматическим
До середины 1960-х старый, деревянный летний театр продолжал исправно служить горожанам. В его большом здании размещался и художественный фонд, которому нужно было очень много места, чтобы без стеснений рисовать советские транспаранты и прочие художественные атрибуты. В августе 1967 года на территории сада постановили возвести каменное, отвечающее всем современным требованиям новое здание театра. Поначалу была идея построить новый театр напротив библиотеки им. Пушкина, но в то время это был отдалённый район и центр театральной жизни решили сделать поближе к реальному центру города. Ещё с дореволюционных времён в Чите было тёплое здание Мариинского театра, которое находилось по улице Бутина на том месте, где сегодня располагается Налоговое управление, но в 1960-х годах оно уже было неспособно полноценно выполнять свои функции при большом спросе на театральные постановки у читинцев. С началом постройки Горсад начал быстро меняться.
Русло Кайдаловки было спрятано в железо-бетонный короб, планировка и многие насаждения тем более ушли в прошлое.
Построенный по проекту архитектора Наприенко театр впервые распахнул свои двери 3 октября 1970 года. Знаменит он тем, что стал первым в Советском Союзе театром из силикатного кирпича. Внутреннее убранство делалось Читинской мебельной фабрикой, а материалом для отделки потолка стали железные сита. Другими словами, здание сооружали из ничего. Архитекторы особенно гордились фризом, который исполнен из ценной меди. Чеканку на входе выполнил художник Эдуард Рейх. Медь специально старили, создавали современную патину. Но директор театра не поняла задумки и велела убрать патину наждаком. После перестройки театра в XXI веке медь и вовсе исчезла с фасада драмтеатра.
Удоканское кинорождение
Советские архитекторы всегда стремились сделать город функциональным и удобным. По их планам было вполне логично заданную драмтеатром культурную зону развивать, поэтому и «Удокан» находится сегодня там, где находится. На месте кинотеатра «Удокан» до последнего момента был деревянный П-образный Дом пионеров, предшественник своего каменного сына на Журавлёва. Рядом, в здании бывшей женской гимназии, находился дом глухонемых. Но развитие пионерии потребовало постройки не просто дома, а Дворца пионеров. Тогда же уровень советского кинематографа породил спрос на новое, большое здание кинотеатра, постройка которого началась в середине 1970-х.
Кинотеатр «Удокан» был открыт в июле 1976 года. А его большая, плохо вписывающаяся в ландшафт пристройка «Атлантиды» появилась тут в начале 2000-х. В мае 2007 года кинотеатр пострадал от пустоголовых поджигателей – кинозал с аппаратурой и сидениями выгорели. Есть мнение, что пожар в «Удокане» устроили конкуренты по бизнесу. Но пожар стал поводом для реконструкции здания и из советского кинотеатр превратился в современный. До сих пор «Удокан» остаётся любимым и самым популярным кинотеатром у читинцев.
Рок-н-ролл с Анохиным
Ближе к концу ХХ века западный уголок бывшего Горсада стал культурным центром андеграунда и всех культурно-неформальных движений 90-х – 2000-х годов. А своё название место получило после того, как кто-то из хипанов повесил на одной из сосен табличку, возвещающую, что здесь будет читинский Арбат. Много лет здесь что-то пили, что-то пели, дружили, создавали семьи, придумывали и тут же реализовывали самые разные мероприятия, в том числе и флеш-мобы, хотя слова такого в те времена ещё слыхом не слыхивали. Арбат был магнитом для ярких и творческих людей. Сюда заходили заезжие в город музыканты, поэты, автостопщики. Хипаны и панки жили довольно мирно, и даже милиция относилась к ним по-доброму. С началом эпохи интернета на Арбате стали порой встречаться чатовцы – завсегдатаи городского чата, а ещё позже – байкеры и роллеры, которые гоняют по театральной площади до сих пор.
Памятник Анохину, вокруг которого и собиралась неформальная молодёжь разных поколений, тоже интересен. Во-первых, он не всегда стоял на этом месте, а располагался чуть восточнее. Бутовый постамент от него до сих пор можно найти неподалёку.
В 1987 году памятник решили сделать внушительнее и выше, построили для него новый постамент в центре небольшой окаймлённой лавочками и кустами площадки там, где он стоит и по сей день.
Во-вторых, есть версия, озвученная однажды журналистом Галактионовым, что скульптурное изображение бюста Анохину не совсем соответствует тому, как выглядел этот человек в жизни. На родине советского госдеятеля в Петрозаводске тоже есть памятник, лицо на котором существенно отличается от того, что стоит у нас.
От солнца
Одно из последних изменений в бывшем Горсаду связано с другим памятником – Петру Бекетову, который открыли 31 октября 2008 года в честь 355-летия с основания зимовья на Ингоде. Трёхметровое изваяние выполнил скульптор из Улан-Удэ, почётный член Академии художеств РФ Александр Миронов. По словам президента Читинского регионального общественного фонда «Дело Бекетова» Юрия Ткаченко, в ближайших планах фонда добиться, чтобы улица Бекетова стала такой же красивой и благоустроенной, как главная магистраль краевого центра. А вот скульптор Валерий Баширов утверждает, что памятник построен против всяких правил, потому что в какое бы время суток на него не смотрели прохожие, его очень плохо видно. Памятники нужно ставить не спиной, а лицом к солнцу.
Городской сад Чита потеряла. Сегодня эта местность не объединена ни общим названием, ни общей идеей. Здесь едят, смотрят кино, ходят на концерты и спектакли, катаются на скейтах и велосипедах, покупают цветы, паркуют автомобили. А тем, кто хочет гулять по полноценному парку, можно перейти через дорогу в ОДОРА, или ждать, пока город предложит что-то новое, и уже не в этом месте.
При подготовке публикации использовались материалы из «Энциклопедии Забайкалья», книги «Прогулки по старой Чите» Валерия Немерова, воспоминания Вячеслава Морозова, семей Полухиных и Петровских, консультации Александра Лыцуся, Михаила Константинова. За предоставленные фотографии выражаем благодарность Алексею Шегере.