Напеваю: «От героев былых времён не осталось порой имён...». Песня этого места. Я не помню расцвет парка Победы, разве что с десяток раз чувствовала себя на небе, кружась на высоченном колесе обозрения. Выпал закат.
Конечно, внешнюю неблагоустроенность парка с пасущимися коровами, разбитым асфальтом, выцветшими плитами с именами героев Великой Отечественной войны, клумбами без цветов нельзя ничем оправдать. Отсюда и настроение Мемориала. Оно должно быть торжественным, парадным, гордым, великим. Таким, как 9 Мая 1975 года, когда открывали Мемориал боевой и трудовой славы забайкальцев.
Вот как пишет о празднике 39-летней давности «Забайкальский рабочий» 1975 года: «…Впереди виднеется пять мощных, взметнувшихся высоко в небо колонн, напоминающих противотанковые надолбы. В них широкими крыльями размахнулись белые железобетонные стелы. Их по пять с каждой стороны. Между ними выставлена боевая техника, с которой мы воевали в годы Великой Отечественной войны. Тут и прославленный танк и гвардейский миномёт, ласково названный «Катюшей», и боевые истребители Як-3 и другая техника. В самом же центре на высоком постаменте скульптурная группа из трёх воинов. На передней стенке постамента надпись: «Забайкальцам, героям священной войны. Тем, кто землю пахал и бесстрашно в атаки ходил…».
И ещё из «Забайкальского рабочего» о самом празднике: «На площади Ленина собрались представители организаций Центрального района. В руках знамёна, флаги,транспаранты. Плакаты: «30 лет победы», «Бессмертен подвиг народа», «Слава Советским Вооружённым силам». Особое место занимают в колоннах фронтовики. Грянул марш военного оркестра, и полуторатысячная колонна начала марш к Мемориалу. Юные и убелённые сединами на протяжении всего пути пели одни песни. К Мемориалу стекались колонны из других районов, образуя мощный людской поток. Все жители Читы стремились быть участниками торжественного события. Все кварталы заполнили читинцы».
Так праздновали 9 Мая на Мемориале через два года после его открытия, в 1977-м.
Сейчас тоже в День Победы сотни читинцев идут на Мемориал, кладут цветы у Вечного огня, слушают торжественные речи, улыбаются ветеранам. Так один день в году.
По словам краеведа Валерия Немерова, на месте Мемориала почти 40 лет назад был пустырь, на который выходили старые частные дома. Во время строительства их снесли. Спроектировали Мемориал архитекторы Анипко, Крушлинский и Барсуков. Скульпторы Горелов и Кузбасов изготовили постаменты. В 1979 году решением Читинского облисполкома Мемориал взяли под государственную охрану.
Мемориал встречает входом-аркой и ощущением бесконечности. Многоэтажки далеко-далеко, там, где небо соединяется с землёй.
Справа от входа маленькая часовня, которую открыли в 2006 году. Часовня в честь Георгия Победоносца - покровителя воинов и отечества. Её построили за счёт средств читинцев. Во время освящения бывший епископ Читинский и Забайкальский Евстафий сказал, что инициаторами строительства выступили не священники, а мирские, подчас не крещённые люди: «Возводят храмы, люди возвращаются к своим истокам, в те времена, когда церковь играла важную роль в их жизни. Объясняется это тем, что люди интуитивно чувствуют потребность в храмах и успокоении своей души».
Пока идёшь до Вечного огня по аллеям парка, становится горько. Потому что просторы большие, по-летнему зелено, - и всё досадно не ухожено. Огромная территория — 100 тысяч квадратных метров. От центра города — 10 минут пешком и три — на троллейбусе. Казалось бы, раздолье для властей города и предпринимателей. Но пока на пути лишь разбитый асфальт, пустые клумбы.
Аллейки милые. Они ждут влюблённые парочки, прыгающую в классики ребятню, мам с колясками, семьи на роликах и велосипедах. Пусто. На асфальте кричащее: «С любимыми не расставайтесь...»
В этом году зачем-то на Мемориале подстригли яблони, те, которые в цвету. И уже нет чуда. К стрижке деревьев, по-моему, нужно подходить более детально. Странно превращать романтичные, легкомысленные и обаятельные яблони в стандартные ровные кусты. Такое перевоспитание им не к лицу.
Уже не первый год в парке Победы работает картинг, по-моему, единственный в Чите. Очередей возле него нет. Рядом пейнтболисты обустроили окопы и щиты, прорыли туннели. Здесь же, на Мемориале, только уже с левой стороны, есть поле для мотогонщиков. На нём проводятся городские соревнования. Такой спортивный уголок.
Пейнтболисты, кстати, расширяются — строятся.
Конечно, самое трепетное место на Мемориале — Вечный огонь, скульптура, стелы. Они, правда, хороши. Как будто ты шёл по длинной нудной лестнице и поднялся на вершину скалы. Стелы взметнулись в небо. Внутри каждой плита, на которой выбиты факты о войне, отражающие участие в ней забайкальцев. О том, что добровольно и по призыву более 175 тысяч забайкальцев ушли на фронт, многие из них не вернулись с войны. О том, что подобно своим землякам на фронте забайкальцы, оставшиеся в тылу, совершали трудовые героические подвиги. За добросовестный труд в годы войны более 39 тысяч забайкальцев награждены орденами и медалями.
Плиты с выбитыми именами героев войны стоят по обе стороны от памятника и стел. Фамилии по алфавиту. Это такая сдержанная дань памяти и уважения, которую последние годы не берегут и не спасают. Мемориалу скоро 40 лет, плитам — столько же. Буквы выцветают на солнце и промокают от дождя. В 2004-2005 годах Мемориал реконструировали, ремонтировали стелы, заменяли плиты, вписывали новые имена. Сейчас же всё опять печально. Печально до боли.
Техника в парке стоит со дня открытия. Наверное, в каждом семейном фотоальбоме есть карточки с пушкой, танком, самолётом.
По военной технике с удовольствием лазит ребятня. В ОДОРА возле танков столпотворение, на Мемориале нет ни души.
В 2010 году «Единая Россия» установила стелы с фотографиями и краткой биографией героев Забайкалья.
На одной из фотографий увидели соседа нашего фотографа Ксении Зиминой. Ксюша говорит, что в честь Фёдора Михайловича Пузырёва в Шилке названа одна из улиц.
Возле стел памяти по выходным встречается молодёжь на роликах.
Мемориал по своему расположению уникальный. До него легко дойти и от «Сувениров», и из Октябрьского, который как будто в двух шагах отсюда.
Вторая часть мемориального комплекса — парк Победы. И здесь, как ни пытались, отдушины мы не нашли. В будничный день в парке никто не работал . Там всего три-четыре карусели, но крутят и вертят они, видимо, только по выходным. В клумбе — пырей, в песочнице нет песка, в фонтане — воды.
Апогеем этого паркового уныния стали кабинки от бывшего колеса обозрения, которые расставили по парку. Такие «а ля-беседки».
Вот ещё обернутая в ленту «осторожно кабель» карусель. Удивляет надпись на английском.
В парке два киоска под кассы. В воскресенье один из них превратился в парикмахерскую. Одна женщина подстригала другую. После стрижки та помыла голову под кустом. В будни кассы закрыты, как и единственный киоск, где можно купить мороженое и сок. Ассортимент, конечно, невелик.
Паровозик и велопрокат простаивают. Не гудят резиновые лодочки в маленьком бассейне.
Тишина и возле здания, где базируется пост №1. Ребята несут вахту памяти. Летом, видимо, каникулы.
Заканчивается прогулка по Мемориалу ещё печальнее, чем начиналась.
Летнее кафе со странным для этого места названием «Майами».
Засохшая гвоздика возле мемориальной доски Героя Советского Союза, генерала армии Петра Белика.
У губернатора Константина Ильковского есть вариант превращения этой огромной территории в город-сад с музтеатром, лукодромом, парками в парке. Мемориал требует умного подхода. Выдержанного.