Город Команда "Чита.Ру" Андрей Козлов: На что живёт «Чита.Ру»?

Андрей Козлов: На что живёт «Чита.Ру»?

…реклама в нашей ленте такой же ключевой продукт, как тексты по политике и экономике…

В 2015 году коллектив «Чита.Ру» решил открыть читателям некоторые правила, нюансы и даже секреты работы портала. Для этого мы запускаем серию интервью с теми, кто делает для вас «Чита.Ру» каждый день. На самые важные вопросы ответят учредители, руководители, менеджеры, работники редакции, разработчики портала, сотрудники справочной службы 40-00-40. Первое интервью из этой серии даёт генеральный директор компании «Чита.Ру» Андрей Козлов.

- Как ты познакомился с «Чита.Ру»?

- В 2003 году учредители компании сделали интернет-ресурс «Kactus» и предложили моему коллеге Денису Таскину создать коллективный блог о том, что происходит в городе и области. Я оказался рядом и был вторым автором. Это был некоммерческий проект под эгидой «Чита.Ру», и предполагалось, что мы по факту независимости можем писать абсолютную правду о том, что вокруг нас происходит. Сейчас это нонсенс, но тогда мы, будучи госслужащими, спокойно писали всё, что нам вздумается – и власть критиковали, и бизнес, и другие точки зрения.

- Что за госслужбу ты совмещал с этим увлечением?

- С 2002 года я работал в администрации Читинской области. Начинал со специалиста первой категории, проработал до 2013 года, увольнялся в статусе заместителя начальника управления пресс-службы губернатора Забайкальского края.

- В какой момент возникла идея создать на базе «Чита.Ру» нечто большее, чем коллективный блог?

- Вопрос не совсем по адресу – я думаю, что учредители в следующих интервью на него ответят более точно. Но и так понятно, что на каком-то этапе у разработчиков возникла идея связать городской портал с информационным агентством, которое будет рассказывать о городе языком профессиональных журналистов. Это была середина 2000-х годов.

- Ты принимал участие в этом?

- В качестве стороннего консультанта на старте – да. У меня уже был опыт работы и в пресс-службе, и корреспондентом федерального информационного агентства REGNUM. Я, в частности, написал для ИА «Чита.Ру» первый новостной формат.

- А дальше?

- А дальше было создано ИА «Чита.Ру», сформирован коллектив, найден главный редактор и так далее – обычная работа при формировании агентства.

- Многие в городе обвиняют тебя в том, что ты, работая в пресс-службе, работал и в «Чита.Ру».

- На госслужбе творческая деятельность допустима, если не вызывает конфликта интересов. Я в этой связи на госслужбе совершенно спокойно сначала в порядке совместительства четыре года в ИА REGNUM проработал, а потом ещё шесть лет в РИА Новостях – и там, и там собственным корреспондентом, сотрудничал с газетой «Коммерсант», с журналом «Эксперт». Ни у кого это не вызывало вопросов никогда.

Если говорить о сотрудничестве с читинскими СМИ, то у меня достаточно богатый опыт на этом направлении. Я за 10 лет писал в десяток газет, снимал сюжеты и работал оператором для телекомпании «Альтес» и ГТРК «Чита», даже на радио появлялся – это нормально для сотрудника пресс-службы.

Были тексты и для «Чита.Ру», но гораздо меньше, чем мне хотелось бы. Были какие-то консультации и за пределами текстов, конечно. Ну, по тому же агентскому новостному формату, заточенному специально под интернет, с которым в городе до сих пор всего несколько человек знакомо. Странно было со мной или там с Сашей Карпенко (корреспондент «Интерфакса» - ред.) не консультироваться. Про Сашу ничего не скажу, но со мной «Чита.Ру» консультировалось. Другие бы спросили – чем бы чёрт не шутит. Но они не спросили. И до сих пор не спрашивают.

- А Тимур Куприянов?

- А что он?

- Ну, говорят, что ты и есть Тимур Куприянов.

- Это вот вопрос больше к главному редактору. Но если внимательно читать то, что пишет Тимур, то можно отметить, что он знает как минимум два иностранных языка на уровне, который позволяет быстро переводить свежие тексты из зарубежных СМИ. Я ни одного не знаю – иностранного языка, статьи только в англоязычной «Википедии» с переводчиком гугловым читаю. И вообще я ни одного человека в Чите не знаю, который и журналист хороший, и как минимум три языка идеально знает.

- А как в итоге оказался в «Чита.Ру»?

- Желание сменить работу в начале 2013 года было нестерпимым, плюс меня буквально за уши вытягивали из правительства хорошо меня знающие люди. Я не великий храбрец и достаточно долго тянул – сложно менять работу после 10 с лишним лет госслужбы. Но приезд Константина Константиновича всё по своим местам расставил – потолки не просто остались прежними, а стали опускаться, и я быстро написал заявление.

- Бытует мнение, что тебя уволил Ильковский?

- Ну, Константин Константинович ещё никуда не уехал, так что я могу совершенно спокойно говорить о том, что это не так – соврать он мне не даст. Заявление я сам написал и спокойно уволился. У меня при этом остались самые лучшие впечатления от первых встреч с новым губернатором – работать с ним лично мне было комфортно, пусть это всего месяц и продолжалось.

Вариантов, кроме «Чита.Ру» в городе не было – я заранее пришёл к одному из основателей компании Сергею Мастерову и предложил свои услуги. Он подумал и согласился. За что ему и другим учредителям спасибо – решение, насколько я знаю, было согласованным.

Андрей Козлов

- В чём секрет успеха и авторитета информационного агентства «Чита.Ру»?

- Мы не занимаемся ничем, кроме интернета. У нас в городе есть сильные и уважаемые нами коллеги, но во всех случаях это части холдингов.

Мы знаем про интернет всё. В какой-то мере «Чита.Ру» - это и есть читинский интернет. По крайней мере, в части контента и сервисов. Компания создавалась, когда интернет в России был в зачаточном состоянии, и прошла все этапы становления Рунета. У Читинского городского портала было, наверное, несколько десятков версий, и разработчики всякий раз ориентировались не только на современные веяния, но и на пожелания аудитории. Так что мы прекрасно с этой аудиторией и с её запросами знакомы, равно как знакомы с опытом работы федеральных коллег – как в части изготовления контента, так и в части работы с городскими порталами.

Сознательное использование опыта федеральных коллег – это не великий секрет, но один из базовых принципов работы. Не нужно обманываться – новый велосипед мы не придумаем. Он давно изобретён за пределами России и подхвачен российскими медиа. Наша задача в том, чтобы заставить служить этот опыт региональным целям и потребностям.

- Какова роль бюджетных или частных денег в работе «Чита.Ру»? Можно ли купить позицию редакции?

- Мы живём на доходы от рекламы. Я при этом спокойно воспринимаю властные структуры, как одного из возможных клиентов. Они могут покупать у нас те же продукты, что и любая компания. В моём понимании, совершенно нормально властным структурам действовать в информационном поле, как одному из субъектов рынка. Так же нормально властным структурам быть учредителями или соучредителями СМИ.

Хотя, по опыту работы в исполнительной власти скажу, что в регионе гораздо легче и логичнее делать это в 99% случаев совершенно бесплатно - СМИ и без денег будут писать про власть, причём если грамотно организовать работу - так, как этой власти надо. Но это сложно, нетривиально и так далее, поэтому чаще всего в регионах ключевые СМИ стараются заливать таким объёмом денег, который позволяет в ключевые моменты влиять на редакционную политику. Или не в ключевые, а когда в голову взбредёт. Это в меньшей мере ощутимо в Чите, и в гораздо большей мере в том же Иркутске - так сложилось. Разговор о том, почему так сложилось и к чему привело - тема для отдельной беседы.

Современная российская власть в регионах не научилась вести себя в информационном поле грамотно, ответственно и с чётким пониманием того, ради чего и как именно нужно вкладывать деньги в СМИ. Хотя на федеральном уровне единичные примеры успешной работы государства на этом направлении имеются.

Многие, в том числе и чиновники, думают, что если заплатить денег, то ты покупаешь не место на портале или время в эфире, а всё СМИ разом – с учредителями, редакцией и всей остальной начинкой. Это, к сожалению, повсеместное явление, и оно не только власти касается.

Это идёт вразрез с редакционной политикой «Чита.Ру» вне зависимости от того, кто покупает место на портале. В этом смысле ни бюджетных, ни частных денег в нашей редакционной политике нет.

Тем не менее, если к нам приходит бюджетная организация и желает купить рекламную новость, текст, баннер, мониторинг, исходящий обзвон или любой другой продукт, мы совершенно спокойно эти услуги на общих основаниях предоставляем. Опыт такой у нас есть.

- Бывают ли случаи, когда редакция «Чита.Ру» кого-то целенаправленно и сознательно «мочит»?

- Если кого-то «мочить», то неизбежно испортишь себе репутацию – город, да и регион у нас небольшие, все друг друга знают через одно-два рукопожатия, и о любой попытке устроить на кого-либо целенаправленную информационную атаку за деньги немедленно все узнАют.

Всё это не отменяет того, что у редакции всегда есть своя позиция. Здесь работают люди самых разных взглядов, в том числе и политических. По ряду вопросов они разнятся, по некоторым – совпадают. Так сложилось, например, перед выборами в гордуму, когда и журналисты, и почти все остальные «читарушники» единодушно считали, что мэра нужно менять. Эту позицию в разных текстах продвигали и обосновывали – совершенно осознанно. Хотя, если бы среди нас оказался журналист, поддерживающий Михалёва, у него была бы возможность об этом заявить в ленте, никто бы ему палки в колёса не вставлял. Так что по поводу мэра могу совершенно открыто и спокойно сказать, что мы были против факта и метода его переизбрания.

Иногда говорят, что «Чита.Ру» «мочило» Гениатулина, а потом и Ильковского. В редакции и в компании есть разные взгляды на работу губернатора – положительные, отрицательные, нейтральные – но никакой системы по отрицательному влиянию на его имидж мы не выстраиваем. И ни разу никто ещё не доказал обратное.

- Не много ли рекламы в ленте «Чита.Ру»?

- Количество рекламы в ленте регулируется федеральными законами о СМИ и о рекламе. Все заложенные в законе соотношения мы очень жёстко выдерживаем – тут к нам не придраться. Меня если ночью разбудить, я автоматически могу вам выдать количество рекламных и обычных, например, новостей за январь 2015 года. Там всё в порядке.

Отношение к рекламе в городе, в стране, да и в мире часто извращено – люди считают это второсортным контентом и хотят, чтобы он был в отдельном, незаметном загончике. Но мы для себя определили такую позицию: реклама в нашей ленте такой же ключевой продукт, как тексты по политике и экономике.

Я считаю, что мы научились делать рекламу в интернете так же хорошо, как и некоммерческие тексты. Благодаря этой работе реклама стала органической частью ленты. Статистика это в полной мере подтверждает. Хорошую рекламу, написанную нашими копирайтерами по нашим канонам, с нашими заголовками и фотографиями, читают ровно так же хорошо, как хорошие журналистские тексты. Иногда даже лучше. Я считаю это одним из наших ключевых достижений.

Мы сами любим рекламный контент – лучшие тексты в редакции смакуются, премируются, мы искренне радуемся, когда удаётся сделать очередной шикарный баннер или подготовить материал, который можно ставить в рамочку. И нет, конечно, большей награды, чем благодарность клиентов, многие из которых удивляются эффективности продуктов, производство которых поставлено у нас на поток.

Не все ведь ещё понимают, что реклама носит важный социальный информационный характер. Логично, что городской портал пишет, например, об открытии нового ресторана, магазина или развлекательного центра. Людям это интересно, они хотят про это прочитать, посмотреть фотографии. Главное, чтобы это было сделано умно, красиво, читаемо. Тогда это важно и для рекламодателя, и для читателя.

- Компания «Чита.Ру» запустила городской портал в Иркутске. Что это за проект и что из этого вышло?

- Мы сознательно не пишем много об этом в читинской ленте. Иркутский городской портал – это первый опыт выхода за пределы Читы. Опыт непростой, связанный с тем, что в Чите информационное агентство создавалось на базе готового и уже известного портала. В Иркутске всё делалось с нуля – портал, агентство, коллектив. Это был шаг в неизвестность.

Поначалу там пытались говорить, что мы из Читы, но быстро поняли, что это никому не интересно - интересны результаты. Так же как читинскому читателю всё равно что мы делаем в Иркутске.

Главная проблема была именно в том, чтобы быстро набрать грамотные иркутские кадры. Поначалу мы делали ленту силами читинских редакторов, журналистов, копирайтеров, но писать о незнакомой реальности очень сложно. И мы смогли сделать так, чтобы про Иркутск писали иркутяне. В настоящий момент Иркутский городской портал наполняет информационное агентство «БайкалПост», целиком состоящее из иркутских специалистов.

Рано пока говорить о том, состоялся портал или нет, но за 8 месяцев он уже вошёл в десятку самых посещаемых порталов Иркутской области – по статистике liveinternet. В среду мы, например, были на седьмом месте по посещаемости вообще среди всех иркутских сайтов, на которых такие счётчики стоят. Мы добрались до планки в 5-6 тысяч посетителей в сутки. Это не очень много по меркам «Чита.Ру», но для старта, я думаю, неплохо.

- Большой вообще коллектив у «Чита.Ру»?

- Если считать с иркутской редакцией и call-центром 40-00-40, то около 50 человек – это разработчики, менеджеры по продажам, операторы call-центра, журналисты, редакторы и так далее.

- Есть какие-то ключевые подразделения?

- Нет, каждый делает свою работу – всё это части единого целого. Мне первоначально ближе была редакция – я начинал работать в компании в информационном отделе, в котором сосредоточена редакция, мониторинг, контент-менеджеры. Но за год работы директором успел погрузиться в работу продаж, call-центра, разработки и так далее.

Нам, может, где-то повезло, а где-то мы этого заслужили, но на каждом направлении удалось собрать очень сильных специалистов при том, что мы стараемся не ориентироваться на звёзд, выстраивая работу так, чтобы каждый умел делать своё дело максимально качественно. Я не без оснований полагаю, что у нас одна из самых сильных редакций в городе и совершенно точно лучшие в городе копирайтеры – никто так не пишет рекламу под интернет, как мы. У нас самые сильные в городе разработчики – и программисты, и дизайнеры. Нет аналогов у call-центра, операторы которого выдерживают невероятный совершенно объём работы – 80 тысяч звонков в месяц. У нас отличный отдел продаж, который сильно обновился в 2014 году и смог без срывов пережить достаточно кардинальные изменения в компании. Системный администратор тот же – в узких админских кругах известно, что лучшего специалиста, чем Андрей Денисюк, в Чите найти очень сложно. Сильная очень редакция в Иркутске, которая в очень ограниченном составе умудряется успешно сражаться за внимание посетителей с ресурсами, которые работают многие годы.

Мы тут не уникальны наверное – бизнес в кадровой политике сильно отличается от любой бюджетной структуры. На одном из бизнес-тренингов в 2014 году нам говорили о том, что весь персонал делится на жертв, наблюдателей и лидеров – игроков. В бизнесе ты вне зависимости от склада своего характера и жизненных принципов вынужден работать с лидерами, перетягивая к ним наблюдателей и постепенно отсекая жертв. На госслужбе лидеры десятилетиями находятся в загоне, а воспитание жертв и наблюдателей возведено в культ - с ними очень удобно работать, потому как они послушны, почтительны и умеют очень качественно улавливать пожелания руководства. Это, конечно, сильно сказывается на эффективности работы бюрократических структур.

- Играют ли какую-то активную роль в развитии «Чита.Ру» посетители, читатели?

- В будние дни на портал приходит от 50 до 55 тысяч человек. Если что-то случилось, бывает до 60-70 тысяч. Это больше населения Краснокаменска. Каждый посетитель в среднем просматривает на портале по 14 страниц. Такое огромное количество людей, которым нужно так много информации, не могут не влиять на нас.

Мы каждый день смотрим, что интересно нашим читателям, что им важно, что они пишут. Есть и более прямое влияние. Например, проект «Стань известным репортёром», который в разных вариациях есть у всех наших коллег. Из него может всплыть информация о пожаре или повод для большого журналистского расследования. Поток информации от наших читателей таков, что даже просто отслеживать его совсем непросто. Это письма, звонки, сообщения через форму на сайте. Этот интерактив перенесён и в социальные сети, которые мы раньше воспринимали как развлечение, а теперь как важный фронт работы - все наши аккаунты живые и ведутся реальными сотрудниками «Чита.Ру».

Наша принципиальная позиция – слышать людей, которые обращаются к нам, будь это звонок или желание полноценно высказаться в ленте. Люди, которым есть что сказать, и которые могут формулировать свои мысли, умеют и хотят писать, могут стать одним из авторов рубрики «Мнения». Это блог-платформа на портале, в которой теоретически каждый может получить аккаунт. Главное не забывать, что это не только возможность, но и ответственность – это не уровень частного блога. Этот груз ежедневно чувствуют на себе журналисты, редакторы, этот же груз могут почувствовать и наиболее активные наши читатели.

- Чувствуешь удовлетворение от работы?

- В какой-то мере «Чита.Ру» - работа моей мечты. Не помню уже, кто придумал основную цель работы компании – менять мир к лучшему. Но я буквально каждый день ощущаю, как нам удаётся это делать – пусть по чуть-чуть, но постоянно. Это удивительное, конечно, счастье, иметь возможность делать то, что ты любишь, умеешь или очень хочешь научиться уметь делать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления