Город Команда "Чита.Ру" интервью Сергей Мастеров: «С любым проектом мы всегда бежали впереди паровоза»

Сергей Мастеров: «С любым проектом мы всегда бежали впереди паровоза»

Обычно собственник думает, что все обязанности у подчинённых, а тут семинар про обязанности. Из него мы вынесли идеи о том, как должны развиваться. Это стало отправной точкой перемен...

Сергей Мастеров для читинского интернета человек знаковый: его руками сделан самый посещаемый интернет-ресурс в Забайкальском крае – Читинский городской портал, он является соучредителем одной из самых успешных интернет-компаний в регионе – «Чита.Ру». Все те, кто сегодня развивает в Чите региональные интернет-порталы, и все, кто будет пытаться делать это в будущем, ориентируются и будут ориентироваться на то, каким строят Читинский городской портал Мастеров и его коллеги. Идеи, заложенные ими в 2000-х годах, по большому счёту определяют реалии того, что сегодня представляют собой контент, сервисы и реклама в региональном интернет-пространстве.

В рамках серии интервью с людьми, которые делают «Чита.Ру» каждый день, на вопросы ответил председатель совета учредителей компании «Чита.Ру» Сергей Мастеров.

- Как создавалась компания?

- В 2001 году нас (Сергея Мастерова, Евгения Насоловца, Кирилла Беломестнова и Алексея Абраменко – А.К.) пригласили работать в самарской компании. У Алексея на тот момент ещё не было семьи, и он единственный из нас уехал в Самару. Мы работали в Чите на удалёнке – нам сняли офис, купили компьютеры, и мы начали делать сайты.

- А где все работали до этого?

- Кирилл с Женей работали в читинском подразделении Центробанка, Алексей – в «Мобилтелекоме», я - в компании «Читаинформ». Я, Алексей и Женя учились в одной школе, отлично друг друга знали, с Кириллом я позже познакомился.

«Мы сидели на шеях у жён»

- Был какой-то опыт создания сайтов до того, как начали работать?

- Минимальный. Хотя по сравнению с общим уровнем по Чите, наверное, это было «ничего так».

- Долго работали с самарскими инвесторами?

- Полгода. Нам быстро сказали, что всё, ребята, у нас кризис, ничего не получается: папа организатора был изначально очень «модный», а потом он перестал быть «модным». То ли это была игрушка, то ли средство для отмывания денег - не знаю.

Компания перестала существовать, и встал вопрос: что делать дальше? Разбегаться и каждому самостоятельно искать работу? Но мы уже сайты разрабатывали, начинали делать первые самостоятельные шаги – оказывать поддержку сайту «Мобителекома», плюс кто-то заказывал логотипы, дизайны небольшие. Это был достаточно тонкий, нестабильный ручеёк - не было и речи о том, чтобы на эти доходы даже одному прожить. Мы сидели на шеях у жён.

В итоге мы сняли у подруги моей жены двухкомнатную квартиру в районе Телецентра. На старте было четыре компьютера и маленький сервер. Надо было всё это сторожить, и мы там по очереди ночевали.

Помогало то, что мы были знакомы со всеми практически, кто имел отношение к сфере телекоммуникаций. Интернет, например, был бесплатный. Сервер стоял на площадке «ЧитаНЭТ».

В 2002 году поступило параллельно два предложения. Ашот Андреев из «Мобилтелекома» предложил инвестиции в обмен на долю в нашей компании. Аналогичное предложение было от Алексея Мохова из компании «ЧитаНЭТ».

Мы выбрали Алексея Мохова, так началась наша взрослая история.

Обещанных инвестиций так и не увидели, но таким незримым, материально на тот момент не осязаемым, но потенциально мощным ресурсом было географическое доменное имя chita.ru, распоряжаться которым нам было дозволено.

- Это нормальная была практика - передавать кому-то географические домены?

- По действовавшему в те времена регламенту за географические доменные имена не брали деньги, их нельзя было ни продать, ни купить, можно было только назначить администратора этого доменного имени. Администратором домена стал я - так мы договорились с «ЧитаНЭТом».

Гораздо позже, осенью 2009 года, координационный совет домена «.RU» принял решение вывести географические домены в английской транскрипции из понятия географических и превратить их в обычные, взамен впоследствии были предложены кириллические имена и соответствующая зона «.РФ». Так домен chita.ru превратился из бесплатного в платный, а из географического в обычный.

«Чат - это было наше всё»

- Портала городского ещё не было на домене, когда вы им начали управлять?

- Да почему, был. Но в 2003 году это было сложно порталом назвать – пара новостей там висела, причём касающихся только деятельности компании «ЧитаНЭТ». Первые разработчики – собственно «ЧитаНЭТ» - им не занимались. Деньги они зарабатывали на продаже интернета – это было просто и выгодно. При этом идея сайта города на домене с таким именем напрашивалась. Спрос на интернет уже был, а спрос на информацию о городе внутри этого интернета… Был, вероятно, но в зачаточном состоянии.

Не было в принципе никакого городского сайта. Были сайты у провайдеров - у «ЧитаНЭТа», «Мегалинка»; был сайт у «Мобилтелекома», у первого сотового оператора – «Сибинтертелекома». Взаимодействие информационное уже началось, но идеи городского портала на тот момент не было ни у кого.

- А СМИ?

- Довольно рано появился сайт информационного агентства у Михаила Степанова (предприниматель, основатель газеты «Ваша реклама» и первого регионального информационного агентства «Забинфо» - А.К.). Год не вспомню, но какие-то новости он там публиковал.

- Что было на первом Читинском городском портале?

- Был дайджест новостей, который подбирала наш сотрудник Екатерина Верхушина. Первые тексты мы брали у газеты «Экстра», у которой на тот момент тоже был сайт, у того же Степанова, у газеты «Забайкальский рабочий» - мы им сделали сайт, с него и брали информацию. Была погода, курсы валют, доска объявлений в зачаточной форме и, конечно, чат.

Чат вообще убойная штука, на старте был гораздо популярнее, чем сам городской портал. Он и появился раньше. Мы методом проб и ошибок смотрели, что нужно людям – какие сервисы убрать, какие добавить.

Чат – это было наше всё. Он позволил приобрести в городе известность, завести массу знакомств. Это было отменное средство продвижения. Мы, в частности, открыли «Чат-клуб» в помещении на Курнатовского. Там было небольшое кафе и компьютерный зал. Мы приглашали туда через чат потенциальную аудиторию, народа там всегда было очень много.

- Какой была аудитория у чата?

- Точных данных у меня нет, но в час-пик в общей комнате сидели и общались по 100 и больше человек – это много. Потом формат чатов был перехвачен соцсетями.

У меня лично была идея общения, схожая с той, которая реализована в «Одноклассниках». Я эту идею ровно так и называл. Была идея сделать такой сервис в рамках проекта для города. Но дальше идеи не пошло – в обсуждении была высказана точка зрения, что нам это не надо, так что мы даже попыток таких не предпринимали. Очень жалко сейчас.

- Чат существует и сейчас, но я туда уже сам лет 10 не заходил…

- Да. Он работает сам по себе. Там иногда человек по 10 находятся - старая гвардия. Но всяческая разработка прекратилась уже лет 7 как.

- А форум?

- Форум когда-то был наш. Это был достаточно свободный ресурс, на котором все говорили, что хотели. Но потом слишком много претензий появилось у контролирующих структур, приходилось уделять много времени этому направлению, и мы его отдали активистам. Сейчас форум к нам отношения не имеет, хотя ссылка на портале осталась.

Технари, сервисы и журналистика

- Когда пришло понимание, что нужно делать информационное агентство?

- Тема с информационным агентством была осознанная, и её продвигала на старте ещё Екатерина Верхушина. Мы-то сами, может, где-то недопонимали это. Мы же технари и больше думали о сервисах, нежели о журналистике вообще. И в эту тему нас подтолкнула Екатерина, спасибо ей огромное.

Информационное агентство было создано в 2006 или 2007 году, была назначена главным редактором Катя Шайтанова. Одновременно начал развиваться под руководством Сергея Кислякова отдел продаж. Катя Верхушина немного в вакууме повисла, и в итоге мы расстались. В этом есть и наша вина, ей перестало быть интересно с нами.

- Чем зарабатывали сначала?

- Разработкой сайтов. Она велась вплоть до 2009 года, потом мы сосредоточились на разработке исключительного своего портала.

- Когда стало понятно по аудитории, что «попёрло»?

- Ну, аудитории всегда было достаточно на этом сайте. Плюс мы с самого начала работы активно занимались продвижением. Первоначально более популярным был чат, и с чата ссылки вели на «Чита.Ру». Мы обменялись ссылками с провайдерами - те ссылались на нас, мы на них. Люди заходили в интернет смотреть свои балансы, попадали на сайты провайдеров, потом переходили на «Чита.Ру». И к тому времени, когда мы запустили информационное агентство, рост числа посетителей был стабильным и достаточно быстрым.

«С любым проектом мы бежали впереди паровоза»

- Чувствовали ли конкуренцию – на этапе, когда занимались разработкой, или когда запустили информационное агентство?

- С любым проектом мы всегда бежали впереди паровоза. Начали, например, заниматься разработкой сайтов. Люди нас плохо понимали. Что? Какие сайты? Объявление в газету надо! И так далее.

Когда мы руку набили, и запал начал проходить, образовывались какие-то веб-студии, у которых, задора было больше, но опыта меньше. Но мы к тому времени свою нишу уже заняли, и спокойно отдавали часть рынка, которую могли бы жёстко контролировать.

- А чем зарабатывали, когда перестали заниматься разработкой сайтов?

- Был период в развитии компании, когда зарабатывали смс-сервисами. Это был бум эсэмэсок в конце 2000-х: «Отправь то, получи это». Мы в него органично вписались и неплохо на этом зарабатывали. Это позволило нам встать на ноги и научило работать, потому что никаких источников кредитования у нас не было. На смс-сервисах мы проехали достаточно длинный отрезок времени – года 2-3.

Они и сейчас есть, эти сервисы, но денег таких уже не приносят. Потом в сотовых телефонах появились большие экраны и можно было спокойно ходить по сайтам и обмениваться сообщениями в мессенжерах.

Параллельно с смс-сервисами началось плавное развитие рекламы на портале. Отдел продаж в компании выстроил Сергей Кисляков (коммерческий директор ИА «Чита.Ру» до 2013 года – А.К.), всё построил, развил, как надо. Это его заслуга.

Как только реклама пошла в рост, резко схлопнулись смс-сервисы. Потом был колл-центр, который обслуживал справку «09» - он работает до сих пор. Теперь это справочная служба и колл-центр, который работает по номеру 40-00-40 и принимает около 90 тысяч звонков ежемесячно. Были и другие проекты, которые приносили деньги. Но постепенно мы пришли к тому, что большую часть прибыли обеспечивает именно интернет-реклама, которую мы за эти годы научились делать лучше всех в городе. У нас не просто самый посещаемый портал в регионе, мы досконально изучили потребности нашей аудитории, научились реагировать на запросы пользователей и встраивать рекламу в работу портала так, чтобы она была органичной его частью – раз, и максимально эффективно работала – два.

«Нас читает 15% от всего населения города»

- Можешь сравнивать сегодняшний Читинский городской портал с аналогичными ресурсами?

- Это не самый плохой из городских порталов – об этом можно не стесняясь говорить. Если говорить о процентном соотношении жителей города и его посетителей, то он, наверное, один из самых популярных в России. Вот подсчитаем - если у нас живёт 350 тысяч человек и ежесуточная аудитория около 55 тысяч, значит, нас читает 15% от всего населения города. Если этот процент наложить на десятимиллионную Москву, сайт посещали бы 1,5 миллиона человек, а это уже показатели федеральных ресурсов, никак не региональных, коим мы являемся. Если сравнить с миллионной Иркутской агломерацией, то на аналогичном сайте должно было бы быть порядка 150 тысяч посетителей.

- Портал написан тобой с нуля?

- В основе да, но позже уже подключились коллеги. Сейчас это результат коллективного труда - в основном, трёх человек. А если говорить об идеях, то это уже сотни и сотни людей, которые что-то подсказывали, наводили на какие-то мысли. Это заслуга и многих наших посетителей, которые критикуют, советуют, в общем, способствуют нашему развитию.

- Много серверов обслуживает сайт?

- Тут надо говорить не о количестве, а о качестве. Если код написан со знанием дела, если используется не самое старое оборудование, если всё достаточно оптимизировано, то с нашей задачей справится вполне себе одна машина.

«Обычно собственник думает, что все обязанности у подчинённых»

- В 2014 году была проведена масштабная реформа компании, учредители отошли от оперативного управления. С чем это связано, откуда идея и насколько удалась модернизация?

- Каждая компания рано или поздно сталкивается с периодом стагнации, когда кто-то выдохся, кто-то подустал, просто глаз «замылился». У нас в конце 2013 года был такой период, и стало очевидно, что надо что-то делать. И тут мне на глаза попался тренинг Александра Высоцкого (предприниматель, писатель, бизнес-тренер, основатель консалтинговой компании «Visotsky Consulting» - А.К.). Назывался он интригующе - «Обязанности собственника бизнеса». Обычно ведь собственник думает, что все обязанности у подчинённых, а тут такое название. Я пошёл сам и парней зацепил. Из двухдневного тренинга мы вынесли идеи о том, как мы должны развиваться. Это стало отправной точкой перемен в компании.

- Есть что-то такое, что в компании может работать без тебя?

- Конечно, есть (смеётся).

- Это связано больше с технической частью или идеологией компании?

- Да, больше с технической. Идеология достаточно проста, мы оговорили её на берегу, и менять её по 10 раз смысла нет. Наша миссия – развитие информационного общества в интересах жителей Восточной Сибири. Географические рамки достаточно условны, но мы живём и развиваемся в Сибири, и за её пределами себя пока не видим.

- Осталось желание что-то контролировать лично?

- Порой да.

- Борешься с этим?

- Нет. Когда оно есть, я им пользуюсь.

«Где-то наступаешь на собственные амбиции»

- Редакционная политика ИА «Чита.Ру» не зависит от учредителей – это не просто какое-то требование закона, которое нужно соблюдать, мы много лет работаем внутри этой парадигмы. Сложно это было сделать? Сложно не лезть в работу редакторов и журналистов?

- Да, сложно. Где-то ты наступаешь на собственные амбиции, потому что желание «порулить» - естественное для собственника. Ты и обладаешь чем-то, и не можешь им пользоваться, ересь какая-то? Но если говорить начистоту, то манипулировать можно. А понятие «манипуляция» в законе не прописано.

- Бывают такие ситуации, когда редакция пишет то, что тебе не нравится?

- Сплошь и рядом.

- Хочется вмешаться?

- Нет. Спокойно к этому отношусь.

- Общаешься с коллегами-владельцами СМИ? Как они к этому относятся?

- Они иногда пытаются о чем-то попросить или «наехать» - мол, рихтуй давай. Я не беспокоюсь по этому поводу.

- А друзья просят написать о чём-то или опубликовать или наоборот не писать?

- В последнее время уже нет. До всех моя позиция была доведена, все меня услышали. Не знаю, насколько поняли, но услышали все.

- Насколько сложно было колонку писать?

- Сложно было формулировать – я ведь не журналист. Как переложить чувства в мысли, а мысли во внятный текст? Кто-то, может, думает, что я горжусь этой колонкой. Или что это, напротив, моя слабость. Это не так.

- Отклики были от знакомых, от друзей о колонке?

- Ну, в первую очередь, тот, кому она была адресована, это сразу увидел, ну, а для всех прочих, кто читал, это просто донесение моей позиции. Не более того. Она была обращена конкретно к одному человеку.

- Были прецеденты, когда вам, учредителям, или редакции информационного агентства угрожали за какие-то публикации?

- Прямых угроз за конкретные тексты не было, но намёки по поводу того, что «не стоит ли вам поменять политику» в освещении деятельности, например, губернатора или во время выборов – такое было. Но без конкретных угроз. Намекали, что можно заработать денег на «корректировке позиции агентства».

- Не брали?

- Ну, нет, конечно. Я бы не говорил об этом, если бы мы что-то взяли.

- Как складывались отношения с властью в течение всего времени существования агентства? Комфортно работать?

- Вроде бы да. Мы как будто не замечаем друг друга. Со мной как с собственником пытались общаться на эти темы. Но потом позицию мою поняли, и теперь процесс общения власти с редакцией идёт напрямую.

«Бабушкина брошь не продаётся»

- Были ли мысли у учредителей продать компанию? Были желающие купить?

- Было предложение от Виктора Шкулёва (уроженец села Улёты Забайкальского края, издатель и медиаменеджер, президент одного из ведущих медиахолдингов России - Hearst Shkulev Media - А.К.), после второго кинофестиваля. Но приобретение – это не всегда вопрос только цены. Бывает такое, что бабушкина брошь не продаётся. И я больше склонялся к бабушкиной броши - слишком много души и жизни отдано этой компании. Это часть меня, а продавать часть себя я не был готов. Понятно, что бывают большие и очень большие деньги. Очень больших не было предложено.

- Что считаешь своим самым большим достижением в «Чита.Ру»?

- Идею компании, которая была после реформ сформулирована и выкристаллизована. И ещё - боевой дух, который присутствует в компании. Для того, чтобы его создать, мне пришлось где-то и себя уничтожить частично. Это были нелёгкие решения, и это я считаю своим достижением.

- Уходили от вас люди когда-то по своему желанию?

- Все, кто уходил, уходили сами по себе. Вот прямо увольнений-увольнений у нас буквально единицы были. Кто уходил – значит, вырос, а мы ему на тот момент не могли предложить чего-то большего. Ну и играли роль другие условия – денежные тоже.

- Но без обид обошлось?

- У меня обид нет ни на кого.

- Есть такие вещи, от которых в работе отказались, а потом обидно стало, что не сделали?

- Я говорил про идею «Одноклассников», которая возникла, когда ещё социальных сетей не было. Мне было потом обидно, что ни я толком, ни коллеги не рассмотрели гигантский потенциал социальных сетей. Мы могли бы быть совершенно другой компанией, если бы начали заниматься социальными сетями.

Есть какие-то упущения, на которых можно было бы концентрироваться, но мы их раньше не замечали, потом спохватывались. Об этом можно говорить. О досках объявлений, например. Мы достаточно долгое время не развивали этот сервис, хотя надо было.

«Чита меня устраивает на 146%»

- Если скачать весь портал «Чита.Ру», сколько места понадобится?

- Если скачать весь и заархивировать, и если брать только информацию, без изображений, это поместится в 3 гигабайта. С изображениями плюс еще порядка 200 гигабайт. Плюс невозможно оценить размер самого тяжеловесного контента - видео, которое выкладывается на сторонние площадки, например, на YouTube.

- Сегодня интересно работать так же, как было интересно работать 5-10 лет назад?

- Мне всегда интересно работать, потому что моя работа связана с компьютером, с которым я остаюсь всегда один на один. Сел за клавиатуру, и всё - я в любимом деле. Могу отключиться от всего мира.

1 из 6

- Насколько комфортно в Чите жить? Не хотелось никогда уехать?

- Когда-то, на старте, идея уехать была - мы же говорили про Самару, и прицел-то там был на переезд. Я был молод, горяч и постоянно не хватало денег, а в Чите, работая программистом, много заработать было сложно - есть средняя зарплата по отрасли, и выше ты не прыгнешь.

А теперь… Теперь это вопрос душевного комфорта. Если тебе неуютно жить где-то, то проблема, скорее всего где-то внутри тебя. Хотя мне не нравится в Чите зимой (улыбается) - мне холодно, я хочу потеплее. Мне не нравится в Чите короткое лето - хочется подлиннее и потеплее. Но летом Чита меня устраивает на 146%. И вообще это мой город, где мне совершенно комфортно жить и работать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления