Я буду снова о забайкальском кино. Чтобы перечислить полнометражные фильмы, снятые в крае, - как говорят? - хватит пальцев одной руки. Но если учитывать время их выпуска - то в год по кино регион набирает. Впрочем, давайте честно. Регион, а под этим я сейчас имею в виду, конечно, власть, имеет весьма отдалённое отношение к собственной киноиндустрии. Через 10 дней - 12 ноября - в 50 кинотеатрах страны начнутся показы «Детей 90-х». Кто приложил к этому руку, что делает в трейлере Сергей Безруков, а телеканал «Дождь» с цитатами, «Чита.Ру» рассказал создатель фильма - сценарист и режиссёр Михаил Носко.
- Миша, вы кто? Сколько вам лет?
- Сегодня мне исполнилось 27 лет (27 октября - прим. ред.). Я работаю в Группе компаний «Pro», редактор журнала «proДеньги». Окончил Морской государственный университет имени адмирала Невельского во Владивостоке, социолог. Родился в Чите. Мамуля моя с Беларуси, батя отсюда.
- Снимать вы начали сериал «Дети 90-х». Когда это было?
- Три года назад. Мы хотели клип снять под песню Васи Вакуленко «Mama, I'm a criminal», тогда у него группа была, сейчас не знаю, есть или нет, а сняли пилотную серию, запустили в интернет, народ начал хаять. Но чем больше её хаяли, тем больше смотрели, и на первой серии на Youtube больше 2,3 миллиона просмотров. Завели свою группу в «ВК».
- Кто писал сценарий?
- Он у нас очень интересно создавался. Писали мы с Максимом Юсуповым: серию сняли, написали следующую серию, сняли — написали дальше. В итоге вышло семь серий. После седьмой решили, что проект должен работать на нас.
- Где достали оборудование для съёмок?
- Купили. Для фильма - объективы, звук, свет, камеры, компьютер - на деньги инвесторов, а для сериала я сам брал кредит, чтобы купить камеру Canon Mark II 5D. По началу сериал снимал и монтировал Антон Крот, потом Алексей Халецкий. Он начинал снимать фильм. Его маленечко не хватило - ситуация понятная: дом, семья, работа. Мог снимать только по выходным. Когда он ушёл, мы думали - всё, закончили, но помог Денис Волченко, парень 20-летний, он читинский. В «Ликёрке Плаза» работает бухгалтером. Мог снимать каждый день после работы, процентов 70 фильма — его работа.
- Откуда актёры?
- Друзья-знакомые, честно.
- А кастинг?
- Мы искали девушку на главную роль, объявляли кастинг. Надо сказать, пришло много человек, но мы так никого и не выбрали. Получилось, что тоже знакомую девушку взяли в итоге. Проводили кастинг не знаючи, попросили человека с модельного агентства, который проводит всякие кастинги в Чите, она задавала им вопросы, а мы смотрели, ну камеру ставили - всё, как надо. Но в итоге в главной роли снялась Анастасия Бирёва с телеканала «СТС».
- В сюжете телеканала «Дождь» о провинциальном кино про ваше говорят: «Так естественно для Забайкалья, где тюрьма на тюрьме».
- (Смеётся) Если честно, пришли с «Дождя» вопросы — мы же сами про себя сюжет снимали — очень провокационные, были в том числе про нашего Владимира Владимировича Путина. Я так понял, что наш сериал должен был быть в основе сюжета. Но мы ответили не так, как того хотели. И ответы на вопросы так порезали, что ужас просто. Буквально на следующее утро мне позвонили с нашей краевой администрации про сюжет. Попросили встретиться, мол, ребят, такой-то министр в Москве посмотрел сюжет и здесь нам по голове настучал.
- Потому что нельзя такие сериалы снимать?
- Потому что интервью такое дали телеканалу «Дождь».
- Ну, а сериал-то почему такой?
- Откликнулись на аудиторию.
- Фильм заявлен как криминальная драма, потому что не будет хэппи энда?
- Ну да. Такие фильмы, я, конечно, сейчас не сравниваю нас с «Бригадой» или «Бумером» - это классика, считаю, не могут счастливо заканчиваться. У нас концовочка тоже не очень хорошая, может, чему-то людей научит, молодёжь, что не надо так жить.
- Многие сценаристы, режиссёры перед съёмками погружаются в то, о чём снимают. Разговаривают с кем-то, берут за основу истории каких-то людей. Вы что-нибудь подобное делали?
- Нет, все персонажи вымышлены. Сценарий писали полгода, ни с кем не консультировались по выбранной теме. Скорее всего, надо было, но ведь фильм не столько про криминал, сколько про дружбу, про взаимовыручку. А то, что ребята попадают в такую историю, потому что их подставляет один человек.. То есть их выбор не сказать, чтобы осознанный. По сюжету мы спасаем родного дядю одного из героев. В 90-х спасаем, а позже он предлагает нам участие в мероприятии, не раскрывая его сути. Ну и собственно вот.
- Кто-то из сериала перекочевал в фильм?
- Все. Нас трое и ещё в фильме двое новых ребят появились. Основных героев теперь пять. Но смотреть сериал не нужно, чтобы понять кино. Это разумно — в кинотеатры будут приходить люди, которые не знают нашей истории, и им не нужно пересматривать семь её серий.
- Как писался сценарий на этот раз кино?
- В 2014 году я приезжал домой к коллеге и другу Максиму и под чаёк, когда под кофеёк, когда не под кофеёк мы работали. Несколько раз его переделывали. У нас тандем, что мы друг друга дополняли и друг у друга были цензорами. Так получилось, что герои фильма практически не знают полностью сценарий: отснялись в своих сценах и домой пошли.
- Подбор актёров для фильма проходил по старинке?
- Да, через знакомых, через друзей. И все крутые тачки в кино, рестораны, вертолёты — это всё через знакомых.
- А к профессионалам не обращались? В драмтеатр, например?
- Когда у вас на «Чита.Ру» что-то про нас выходит, начинается поливание грязью. Мне поэтому кажется, что в Чите нас не очень любят, и, обратившись в драмтеатр, я бы получил отказ. Но мы не пробовали — справлялись своими силами. Хотя вот взрослые мужики у нас снимались, они в кадре очень хорошо смотрятся, органично — дети почему-то и взрослые.
- А дети у вас откуда?
- Основная масса — из фолк-театра «Забайкалье», ребята из «Отрады». В итоге актёрский состав набрал более 50 человек. Гонорары будут после проката, они, конечно, обещаны. Кто сколько поработал, тот столько и полопал.
- Раз уж мы подобрались к прокату, расскажите процесс этот - от монтажа до большого экрана - что происходит?
- Сняли, смонтировали. Сделали цветокоррекцию — Кирилл Бодров этим занимался, последняя стадия озвучки сейчас идёт. Прокатное удостоверение получили в Министерстве культуры Российской Федерации через московскую фирму: как раз пишу для них монтажные листы. У нас есть директор по прокату Ренат Башаров - директор кинотеатра «Центавр». Он возил наше кино на «КиноЭкспо» и каким-то волшебным образом сумел вовлечь в прокат более 50 городов, среди них — Новосибирск, Красноярск, Омск, Чебоксары, Оренбург, Санкт-Петербург, Улан-Удэ, Хабаровск, Владивосток. Благодаря ему мы появились на всех сайтах «Синемаплекс», «Киноплан», «Кинопоиск». Хотя, признаться честно, к региональному кино кинотеатры настороженно относятся.
- Дальше планируете кино снимать?
- Знаете, как интересно получилось. Сергей Витальевич Безруков приезжал на кинофестиваль, а мы его, собственно, встречали. И разговаривали с ним, обедали вместе, я ему всё рассказывал. И тогда как таковой заинтересованности не было с его стороны. Но вот мы были в Церкви декабристов, нас оператор снимал, заснял Безрукова, меня, Максима рядом с ним. И мы этот кадр вставили в трейлер фильма, хотя, конечно, в фильме его нет. Безруков всё посмотрел, потом позвонил исполнительному продюсеру Евгению Шушкевичу и сказал, что он может принять участие во втором фильме с подключением Дмитрия Дюжева.
- Гонорары известны?
- Нет. Мы пока думаем, считаем. Главное, чтобы люди пошли. На улан-удэнского «Решалу» пришли 100 тысяч человек, думаю, мы не уступим.
- Безруков и Дюжев - как-то сразу очевидно, что тематика кино не сменится.
- Ну, мы же хотим продолжения. Опять же всё будет зависеть от проката.
- В фильме обозначено, что город - Чита?
- Вообще, нет. Но знаете, мы говорим про неё. В паре моментов, в паре сцен мы проговариваем: Чита, Чита, Чита..
- Не закрепляет это кино за городом статус самого криминального?
- С этим Чита и без нас справляется. Мне кажется, главное сейчас, чтобы люди вообще знали про неё, что есть такой город, а не как всегда меня переспрашивают: Откуда-откуда ты? Из Чечни?
- Сколько было вложено в кино?
- Свыше 2 миллионов рублей.
- Это мало? Много? Достаточно?
- Это достаточно с точки зрения технического оснащения. Но зарплату мы не платили. Хотим окупиться и заработать. Мы три года работали на имя, нужно, чтобы имя поработало на нас. Хотя вот по сериалу - действовала, да и сейчас, наверное, действует партнёрская программа на Youtube. Все деньги сериала мы отдавали в Дом малютки №2 в Антипихе, деткам собирали, что необходимо, проводили утренники ребятам.
Сейчас мы работаем с фондом «Живи, малыш» Егора Бычкова, туда такие ребята входят как Николай Наумов, собственно, он нам ролик и снял о том, чтоб приходили на фильм, «Грот», «25/17», Миша Маваши, Александр Бадюк — много достаточно медийных лиц. Помогают деткам больным, я предложил, нас поддержали.
- Два миллиона — это один инвестор?
- Это четверо: Сергей Опря, Дмитрий Хвыль, Иван Черенцов и Антон Васильев — все друзья.
- А из власти?
- Антон Тутов (Начальник управления профессионального образования и молодежной политики министерства образования региона - ред.) очень нам помог организационно. Надо было сцену, например, снимать в больнице, он договорился с «Академией Здоровья». Мы ехали с ним в лифте в день съёмок, он говорит: «Миха, это всё фигня. Мы шесть танков искали на «Зарницу» — вот это была проблема». Если честно, Чита — родные стены помогают. Правда, вертолёт ждали месяц из другого региона — красноярский экипаж посадил судно рядом с Кеноном.
- Кто ваш зритель?
- Судя по группе в «ВКонтакте» сериал сначала смотрели подростки до 18 лет, их было большинство, пока росли в творчестве и в плане съёмок, выросла аудитория. Сегодня больше 80% участников — от 21 года до 45 лет. Это наши зрители.
- Чего ждать на премьере?
- Жизненное кино. В этот фильм очень много вложено - терпения, времени, денег, работа многих людей, слёзы, кровь и пот.
В тексте была обнаружена и исправлена ошибка. Ранее сообщалось: "Безруков всё посмотрел, потом позвонил через министерство культуры наше — исполнительного продюсера Евгения Шушкевича"