Город Исчезающая Чита «Исчезающая Чита»: Машзавод

«Исчезающая Чита»: Машзавод

Легенда о читинских холодильных установках в мавзолее Ленина - вовсе не легенда. Такие установки машиностроительный завод действительно изготовил и установил в 1963 году.

В этом году читинский машзавод перестанет существовать на привычном для него месте. Производство переедет в посёлок ГРЭС, а территории вдоль улицы Новобульварной подыщут более полезное применение. Губернатор уже готов приложить все усилия, чтобы на месте завода появились жилые дома, а не ещё один торговый центр.

Участок этот был определён под промышленное производство в сентябре 1939 года. Исполком Читинского горсовета отвёл окраину Читы под строительство ремонтной базы С-5 Народного комиссариата авиационной промышленности. Строили базу читинцы и иркутяне, новосибирцы и хабаровчане.

В 60-е завод выглядел, как на первой фотографии. На второй - разработанный в Киеве генплан, согласно которому территория к 80-м должна была выглядеть совсем иначе.

Первыми на участке появились здание с трансформаторной подстанцией и здание военизированной охраны, где затем разместилось заводоуправление.

Первое здание сейчас выглядит так:

1 из 2

Заводоуправление тоже заморожено.

С началом Великой Отечественной строительство ускорилось, чтобы Чита смогла принять эвакуированный из Киева авиазавод. Как и по всей стране, вместо ушедших на фронт мужчин возведением цехов занялись женщины и подростки.

В недостроенные здания «с колёс» вносили оборудование и монтировали станки. С первой половины 1942 года завод начал работу. В конце 1943-го станки вновь отправили на запад — ближе к фронту, а оставшиеся производство нарекли Читинским электромеханическим заводом по производству запасных частей и оборудования для электростанций и заводов. Под этой вывеской завод встретил Победу и первую пятилетку, во время которой освоил выпуск первых компрессорных станций.

Вид на территорию Завода со стороны улицы Смоленской
Вид на улицу Богомягкова
1 из 4
Вид на территорию Завода со стороны улицы Смоленской

Работа шла в корпусе «А», построенном до войны. Позже здесь будут расположены цеха №№5, 8 и 12. Таким его осенью 2014 года видел Роман Шадрин.

1 из 3

«Приходилось многое изыскивать или производить на месте, что снижало производительность труда, вело к увеличению себестоимости, штурмовщине. Низкая механизация транспортных работ: компрессорные станции с третьего этажа спускались на канате, все детали из литейного цеха возили на тачках, а опилки из-под пилорам выносили на носилках. Большие простои оборудования из-за перебоев в снабжении электроэнергией, неукомплектованность отделов, особенно техническими квалифицированными кадрами», — так описаны первые послевоенные годы в книге «От ремонтной базы до современного машиностроительного завода».

Тем не менее к середине 50-х завод выпускает компрессорные станки и холодильные машины, перестав быть «электромеханическим». С ноября 1957 года завод получил имя «Читинского машиностроительного», которое несёт до сих пор.

1 из 3

Спокойные 60-е подарили сухопутной Чите прочную связь с морем. Завод, освоив выпуск холодильных машин, включился в судостроение. В эти годы экспортные поставки продукции достигали 15-18%.

1 из 2

Из пожелтевшей брошюры можно узнать, что легенда о читинских холодильных установках в мавзолее Ленина - вовсе не легенда. Такие установки завод действительно изготовил и установил в 1963 году. Такие же машины работали на ленинском мемориальном комплексе на родине вождя революции, в одной из крупнейших на тот момент гостиниц мира — «России» и на олимпийских объектах.

Эти достижения до сих пор хранит музей завода.

1 из 6

Оканчивается брошюра оптимистично: «Читинский машиностроительный завод стоит на пороге больших дел перестройки. Отмечая своё пятидесятилетие, машиностроители уверенно вступают в новый этап развития». Но всё пошло не так. Тринадцатая пятилетка так и не окончилась, и завод медленно погибал.

Сейчас здесь ещё теплится заводская жизнь. Глубоко в цехах слышен шум. Но уже можно понять, что производства нет — не видно ни рабочих, ни машин с готовой продукцией или материалами.

А такими цеха видели мои коллеги в начале 2012 года.

Большая часть зданий заморожена много лет назад. Мемориал в дань 75-летию Победы обновлён, но другие лозунги из прошлого, так в прошлом и остались.

Первым символом нового времени стала забайкальская школа бизнеса, открывшаяся в 90-х в здании заводской столовой.

Вот так она выглядела в 2009 году.

Так в 2014-м.

1 из 4

А дальше по накатанной — на территории завода появились торговые центры.

1 из 3

Грустить или не грустить по исчезающему заводу, дело ваше. После переезда его история станет вряд ли счастливее, чем была во времена плановой экономики, но, как уверяют собственники — гораздо позитивнее, чем в 90-е.

В материале использованы фото Александры Бабушкиной, Романа Шадрина, Юрия Ревякина, Тимура Супонова, из архива Алексея Шегеры и ИА «Чита.Ру».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
40
ТОП 5
Мнение
Итоги недели в Забайкалье: «В правительстве ничего не поменялось»
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Люди всё меньше чувствуют себя в безопасности». Нормально ли любить фильмы про маньяков и серийных убийц
Алексей Го-шин-тан
Мнение
«Не люблю нытиков»: вахтовик с зарплатой 300 тысяч ответил тем, кто жалуется на свой доход
Анонимное мнение
Мнение
«Вы что наделали?! Вены лопаются». Как я поставила прививку от кори с медотводом
Любовь Никитина
Мнение
«Мы должны быть конкурентны с Москвой»? Замминистра по туризму — о развитии отрасли в Забайкалье
Редакция «Чита.Ру»
Рекомендуем
Объявления