Жители Читы, кажется, уже привыкли передвигаться по дорогам под строгим взором камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Бездушным аппаратам, по сути, всё равно, кому выписывать штраф - будь то чиновник, депутат или гонщик без водительского удостоверения, но в широких массах продолжает превалировать мнение о том, что камеры - способ набить карманы за счёт простых граждан. ИА "Чита.Ру" опросило депутатов гордумы, законодательного собрания, бизнесменов и автообщественников Читы, чтобы узнать, нарушали ли они правила и смогут ли честно в этом признаться.
Участникам опроса задавалось несколько вопросов: нарушали ли вы правила дорожного движения? Получали ли штрафы с камер фото-, видеофиксации, установленных в Чите? Оплачивали штрафы? Ездить в городе с появлением камер стало комфортнее или, наоборот, проблематичней?
Руководитель администрации Читы Владимир Забелин:
- Два раза нарушал – превышение скорости. Сам был виноват, торопился. Оплачивал вовремя. Конечно, с появлением камер стало намного лучше и безопаснее ездить за рулём по городу – меньше пробок, особенно по пути в аэропорт, в сторону Песчанки, Антипихи, Атамановки. Водители стали соблюдать скоростной режим, стало меньше ДТП. По статистике количество таких происшествий сократилось вдвое, в том числе и со смертельным исходом. А если удалось спасти хотя бы одну жизнь, значит, уже вся система введена не зря.
На самом деле у нас в Чите хорошие дороги, если сравнивать с другими городами Сибири. Не хочу бросать камень в чужой огород, но в некоторых городах разметки нет вообще. Мы же наносим её регулярно. Надо понимать, что она будет стираться из-за погодных условий, чем бы ты её ни наносил. К сожалению, на разметку пока у нас выделяют только половину от необходимой суммы, поэтому наносить получается не везде, где хотелось бы.
Депутат гордумы Читы, перевозчик Артём Меняйло:
- На все вопросы могу ответить одинаково – да. И нарушал, и в обзор камер попадал, и на сегодняшний день в базе данных есть три штрафа, но они уже оплачены, правда почему-то до сих пор там числятся. Среди штрафов есть исключительно мои и водителей маршрутных такси. Причём, могу сказать, что некоторые нарушения можно было оспорить и через суд из-за, например, несоответствия дорожной разметки или знаков. На заседании гордумы этот вопрос уже поднимался. Допустим, у меня был штраф на заснеженной трассе, где разметки вообще не было видно.
Не могу однозначно сказать, что с внедрением системы фиксации нарушений по дорогам Читы стало легче ездить. Дело в том, что в городе масса неопытных водителей, например, девушка совсем недавно «выгнала» меня через две сплошных на Богомягкова, пытаясь объехать канализационные люки. В итоге я жду себе штраф в 5 тысяч рублей. Но, главное, что не возникло ДТП, хотя на автомобиле девушки был восклицательный знак. Я, скорее, сам виноват - должен был предвидеть маневр неопытного водителя.
Такое количество систем видеофиксации нарушений ПДД, несомненно, нужно. Об этом красноречиво свидетельствует и статистика ДТП, и, что самое важное, уменьшение количества пострадавших и погибших. Однако, другой вопрос, чтобы эти системы не являлись инструментом банального выкачивания денег из автолюбителей и пополнения бюджетов всех уровней, в том числе и бюджета Ростелекома, за счёт штрафов. Несмотря на оптимистические заявления служб, ответственных за работу камер, содержание и эксплуатацию автомобильных дорог, всё далеко не безоблачно с обстановкой пути. Отсутствие качественной разметки, знаков, либо несоответствие одного другому, беспорядочные парковки у перекрёстков, разбитое или неочищенное от снега или грязи дорожное полотно, феноменальное количество люков и ещё ряд замечаний - все это не даёт возможности даже сверхдисциплинированным водителям в полной мере соблюдать ПДД. Соответственно, перекрестки и участки пути, оборудованные системами видеофиксации, должны в обязательном порядке соответствовать всем нормативно-правовым документам.
Что касается дисциплины и вежливости на дорогах, могу отметить - в последние годы наметился явный прогресс. Крайне редко можно встретить конфликтные ситуации. Водители, в большинстве своём, регулярно пропускают друг друга, с уважением относятся к пешеходам, велосипедистам и, в целом, повышается уровень знаний и опыта всех участников дорожного движения, от пешеходов до водителей, операторов, машинистов спецтехники.
Депутат гордумы Читы Николай Галкин:
- К сожалению, нарушал, в основном, из-за разметки. И оплачивал, к сожалению, не вовремя. Как депутат и куратор проекта «Безопасные дороги» я могу сказать, что камеры необходимы. Гонщиков стало меньше, водители стали более дисциплинированы. Чита несколько лет подряд была в лидерах по количеству ДТП, сейчас эта ситуация переломилась. Мне кажется, что в Чите стало комфортнее ездить – меньше пробок, езда спокойнее. Город всё-таки не площадка для гонок.
Организатор митинга несогласных с дорожной ситуацией в Чите Мария Казанова:
- Если честно, да, нарушаю, в основном, это скоростной режим, но в рамках нормы. Например, если на участке дороги ограничение скорости до 40 километров в час, я могу позволить себе ехать 60-70 и только там, где нет школ и садов, например, проспект Белика. Под камеры я не попадала, да и вообще у меня нет ни одного штрафа.
Считаю, что столько камер в городе не нужно, безопасность - это хорошие дороги, правильная организация дорожного движения, светофоры, пешеходные переходы, наличие сливов с дорог. Вообще, мне кажется, посты ДПС работают эффективнее камер.
Депутат законодательного собрания края, строитель Виктор Лопатин:
- С того момента, как появились камеры, получал только штраф один раз за превышение скорости – это было на объездной трассе. Конечно, оплатил вовремя. Вообще, я приветствую такое количество камер на дорогах - это дисциплинирует водителей. Но не могу сказать, что стало легче ездить за рулём, наоборот. Многие будто не умеют ездить в принципе, а сейчас ещё и пугаются камер.
Депутат краевого парламента Николай Мерзликин:
- Скажу честно, как есть: считаю, что у нас в городе перебор с камерами. Они нужны, контроль должен быть, но летом мы встанем в одну сплошную пробку. Сам я, когда езжу за рулём, выбираю неагрессивный стиль езды. У меня «Нива», и я езжу чётко на третьей скорости – это 40 километров в час. Четвёртую не включаю, вот и весь успех. Я контролирую процесс и пока ещё не попадал в объектив камер. Периодически проверяю в базе - не было штрафов. Однако могу сказать, что вечером, когда люди возвращаются домой, на перекрёстках собираются пробки и можно попасть в ситуацию, что ты остался стоять посреди перекрёстка, получается - будешь вынуждено нарушать. Даже и не знаю, что делать, если придёт такой штраф. Пришлось бы мне его оспаривать?
Участник автокроссов, директор центра безопасного вождения Александр Романов:
- И я не свят, нарушал, штрафы были, и разные. Но камеры нужны 100%. Многие автомобилисты, остепенившись, едут медленнее. Я бы муляжей камер ещё навесил, чтобы боялись.
Депутат гордумы Степан Викулов:
- Штрафовали меня, попадал неоднократно. Нарушал. Сожалею, исправлюсь. Светофоры, кстати, специально синхронизируют с камерами фиксации нарушений - жёлтый световой сигнал практически исключают после зелёного и увеличивают после красного, таким образом, на мой взгляд, сокращают пропускную способность перекрёстков. Ещё огромный вопрос вызывает обоснованность скоростного режима 40 километров в час во многих местах города - такое впечатление, что специально ограничивают скорость на участках дороги, вполне пригодных для 60 километров, чтобы штрафов побольше собрать.
Рекомендую всем установить радар-детектор, а также на телефон или планшет - программу Mapcam. Там все камеры обозначены, чтобы не забывать, где они есть - пусть люди ездят безопасно и не платят штрафов, так как не нарушают.
Спикер законодательного собрания Забайкалья Игорь Лиханов:
- У меня, к счастью, нарушений не было. Нарушал несколько лет назад, кажется, было превышение скорости. Камеры, думаю, вряд ли кому-то нравятся, но это закон и соблюдение правил дорожного движения. Быть может, где-то их слишком много, но, думаю, через какое-то время нужно оценить результаты работы, которые предоставят сотрудники ГИБДД. Когда, например, чей-то ребёнок не вернулся домой, потому что его сбили на пешеходном переходе – это ужасно и не хочется такого допускать. Камеры как раз помогают процент ДТП снизить.
Сравнивая с западными странами, можно обратить внимание, что там к фото-, видеофиксации давно привыкли, система работает давным-давно, поэтому стиль езды другой – более культурный. Да, сейчас трудно привыкнуть и приспособиться, нам всем сложно перестроиться. Но, надеюсь, система результаты свои даст.
И.о министра природных ресурсов Забайкальского края Олег Поляков:
- Мне удаётся поездить за рулём только в выходной в воскресенье, всё остальное время передвигаюсь с водителем на служебной машине. Сам не попадал под прицел камер, но вот на служебной машине один раз вынужденно превысили скорость, по моей вине, потому что опаздывали на совещание. Тогда я честно заплатил штраф за своего водителя.
Автопутешественник Андрей Дехтярук:
- Бывает, я нарушаю правила, но в течение последнего года мне ни приходило ещё ни одного штрафа. Такое подозрение, что не дошли. Ранее с камеры, ещё давно установленной, мне приходило три или четыре штрафа - возле озера Кенон, я там часто езжу. Штрафы я оплачиваю в начале лета, потому что боюсь, вдруг за границу не пустят во время путешествий. Вообще, камеры напрягают, но зато придурков на дорогах поубавилось сильно. А так боишься нарушить по незнанию, а это легко. Я имею 9 лет водительского стажа и сейчас готовлюсь сдавать экзамены на категорию А, учу ПДД - с первого раза ни один билет не удаётся правильно ответить. Даже рад, что пришлось обновить знания.