СЕЙЧАС +14°С

Группы смерти

Истерия с АУЕ поутихла, теперь у нас новая напасть - «группы смерти».

«Надо, чтобы жмурки-пряталки и приятелей целый мешок – тогда мальчики не будут пропадать».


Эдуард Успенский,


«Каникулы в Простоквашино»

Истерия с АУЕ поутихла, теперь у нас новая напасть - «группы смерти».

Кто бы из нас ещё каких-то 10 лет назад мог подумать, что такая страшная угроза будет исходить из интернета: вербовка молодёжи террористами, компьютерная зависимость, которая сильнее даже наркотической, и вот теперь умышленное подталкивание детей к смерти с помощью психологического воздействия, мода у подростков на самоубийство. И речь не только о стране, а уже конкретно и о нашем городе и крае. Я не хочу сейчас травмировать близких тех детей, с которыми случилось несчастье, пересказывая подробности трагедий, скажу только, что у нас в Забайкалье тоже есть случаи суицида детей под влиянием произведений на эту тему и так называемых «групп смерти».

С начала года школьные психологи и учителя стали замечать явный интерес детей к группам во «ВКонтакте», обсуждения темы смерти, символику – изрисованные парты, тетрадки. К психологам стали обращаться озабоченные родители.

Суициды среди людей всегда были, есть и, скорее всего, будут. Причины тому - психические расстройства, слишком сильные психотравмы, которые человек не способен пережить и случайные суициды у гипердемонстративных людей – манипуляторов, которые хотели лишь «попугать». Суицид всегда воспринимается окружающими с досадой на себя, чувством вины и осознанием, что можно было это предотвратить, вспоминаются признаки того, что человеку было плохо.

Когда суицид совершает ребёнок, это вдвойне трагично, потому что его состояние зависит не от него самого, а от внешних обстоятельств, в отличие от взрослых, которые сами способны поддерживать и регулировать свой внутренний мир. Другими словами, ребёнок, в отличие от самодостаточного взрослого человека, нуждается в любви. Это не пустые слова. Механизм такой: любовь родителей – это залог того, что они сделают всё для твоего выживания, это страховка, что ты, хоть ты маленький и беспомощный, но будешь жить. Ощущение безопасности и защищённости обязаны обеспечивать взрослые, ведь даже детёныши животных до определённого времени находятся под защитой, не думают о своей безопасности, полагаются на них и занимаются своими прямыми обязанностями – играючи познают мир. У детей ощущение защищенности формируется только, если они испытывают правильное и достаточное внимание любящих взрослых.

Вот теперь давайте честно посмотрим правде в глаза: наши дети получают от нас правильное и достаточное внимание, они занимаются активной игрой друг с другом? Или, получив порцию назиданий, окриков, сидят в телефонах и компьютерах, в лучшем случае общаются на каком-то птичьем языке смайликами?

В детстве определённые периоды предназначены для развития совершенно конкретных психических функций. Не развивалось мышление – останешься глупым. Не развивалась речь – не сможешь разговаривать. И так со всем: воображением, памятью, волей, вниманием и самооценкой, ощущением нужности, «любимости», умением любить и общаться. Упущено время – упущена возможность.

«Группы смерти» показали нам верхушку айсберга, они, скорее всего, скоро исчезнут, пройдёт на них мода, но!... Это во что же надо превратить жизнь ребёнка, чтобы она ему стала безразлична!

Компьютер – это великое благо, но и великое зло! Я считаю, что дальше всё будет хуже: у нас формируется поколение с атрофированными навыками общения, но это не значит, что оно ему не нужно. В будущем - эти люди будут страдать от недостатка любви, но и сами не будут способны давать и получать её. Что может быть страшнее одиночества? Суррогатное общение во «ВКонтакте» - лишь жалкая иллюзия, а компьютерные игры – это наркотическое пристрастие, парализующее волю, не позволяющее адаптироваться к жизни, находить и развивать таланты, достигать своих вершин.

Какие пути выхода из этой ситуации, предотвращения следующих трагедий, конкретные и срочные, помимо правильного воспитания, можно предложить?

Необходимо, чтобы все были осведомлены о признаках того, что над человеком нависла угроза суицида под влиянием внешних сил, потому что они отличаются, на мой взгляд, от суицидального поведения подростков при депрессии:

1. это изменение поведения, замкнутость, но без закономерной в этом случае апатии и тоски, а с оттенком загадочности и особого значения;

2. появление соответствующей символики в тетрадях, на страничках соцсетей, рисунки и даже порезы на руках;

3. философские отрывочные высказывания, явно чужого авторства;

4. закрытие доступа к своим девайсам, скачивание специальных приложений;

5. ночные бдения у компьютера.

Что делать при сложившейся ситуации:

1. Иметь (восстановить) эмоциональный контакт родителей с ребёнком;

2. Всем подросткам быть внимательными и настороженными по отношению друг к другу, интересоваться настроением, при признаках депрессии сообщать взрослым;

3. Учителям наблюдать за настроением своих учеников, привлекать школьных психологов для тестирования эмоционального состояния;

4. Вырабатывать у детей правильное отношение к самой смерти и осведомлять их о признаках суицидального поведения. Применять политику обесценивания значимости этих групп, чтобы это было не модно;

5. И главное! Если вы всё-таки заподозрили у подростка опасные увлечения, никакой самодеятельности, немедленно обращайтесь к квалифицированным психологам и психиатрам в государственные или лицензированные психологические центры. Надо отметить, что в нашем городе уже есть наработанная положительная практика работы с такими проблемами у детей, как персонально, так и в группах. Поэтому ищите специалистов именно с подобной практикой, которые предложат, как психологическую помощь на базе учреждения, так и придут в классы для проведения антисуицидальных тренингов.

Идеальное положение дел, жизненный уклад в каждой семье должны быть такими: спокойная, дружеская обстановка, наполненная любовью и взаимным интересом детей и родителей. У родителей гармонично распределены силы на работу, отдых, воспитание, в результате которого дети учатся, имеют любимые увлечения (спорт, творчество, наука) и прямое активное общение с друзьями. Главное, что могут дать родители ребенку – это пример всей своей жизни, в которой осознаны цели, раскрыты и реализованы таланты. Они должны помогать детям понять себя, добиться того, чтобы реальная жизнь ребенку стала интересней виртуальной, успокаивать, поддерживать, защищать и воодушевлять. Когда вы сумеете стать настоящим близким другом вашему ребенку, вот тогда и «мальчики не будут пропадать»…

Из мнения была удалена информация о получении гранта в 65 миллионов рублей на борьбу с АУЕ, так как информация о нём не подтвердилась.

Детский психиатр, психотерапевт, психолог, директор психологического центра «ЛАД» Елена Богачева

Станьте автором колонки.

Почитайте рекомендации и напишите нам!

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter