СЕЙЧАС +14°С

Переведём за проезд: терминалы установят в троллейбусах Читы

Власти Забайкалья планируют за счёт коммерческих банков оснастить троллейбусы Читы терминалами для безналичной оплаты проезда.

Оплатить проезд в автобусах Благовещенска банковской картой можно с мая 2016 года, в трамваях и троллейбусах Иркутска, трамваях Улан-Удэ безналичный расчёт появился в апреле. До Читы новые для Сибири и Дальнего Востока технологии пока не добрались, но у министерства территориального развития Забайкальского края есть желание в ближайшее время оснастить общественный транспорт терминалами, начав с троллейбусного депо.

Оно появилось в марте после совещания по итогам года, когда первый заместитель председателя краевого правительства Александр Кулаков поручил изучить вопрос внедрения в общественном транспорте системы оплаты по банковским картам.

По мнению Кулакова, безналичный расчёт удобен для пассажиров, поэтому в других регионах систему уже запустили. Насколько она выгода и целесообразна – соседние регионы ещё толком сказать не могут, поскольку сами только месяц обкатывают нововведение.

Оплата offline без пин-кода

По информации ИА БМК, чтобы оплатить проезд бесконтактной банковской картой в трамвае Улан-Удэ, необходимо приложить её к терминалу, карту с чипом – вставить в терминал, при этом не нужно вводить пин-код. После выдаётся чек об оплате, который надо предъявить кондуктору для погашения. Система работает offline - соединения с интернетом и подтверждения банка в момент оплаты не требуется.

Поделиться

В Иркутске, по данным «Московского комсомольца», терминалами в апреле оснастили несколько автобусов, два трамвая и два троллейбуса. Платить можно не только по карте, но и с помощью смартфонов, часов, привязанных к банковскому счёту.

Проект безналичной оплаты в Благовещенске, по информации «Амурской правды», работает с 2010 года. Сначала все городские автобусы оснастили терминалами для считывания транспортных карт – социальной, школьной, студенческой и корпоративной. Четыре типа «пластика» заменяли проездные билеты. В мае 2016-го установили новые терминалы, начав принимать карты банков.

Терминалы для льготников

Читинский проект не предполагает социальных карт. Система будет рассчитана на оплату именно банковской картой.

«Мы провели совещание со Сбербанком, Промсвязьбанком и компанией «Байкалтранс» из Улан-Удэ. Договорились, что они разработают коммерческие предложения и отправят в министерство. Сейчас основная проблема – идентификация льготников, которые имеют 50% скидку на проезд. Для нас важно, чтобы при автоматической оплате по карте у льготника сразу идентифицировалась его скидка. Пока это технически сложно сделать. Нам предлагали терминалы для кондукторов, но они работают без учёта скидок. Ждём предложений», - сообщила пресс-секретарь минтера Любовь Литвинова.

По её словам, первым делом в Чите оснастят троллейбусы. При этом сроки реализации проекта пока не определены, роль кондукторов в нём не уточняется. Ранее представитель министерства на заседании парламентского комитета по развитию производительных сил, инфраструктуры и инновациям пояснил, что с каждого безналичного платежа банки планируют снимать от 1,5 до 3%.

«Суть проста – банки за свой счёт ставят оборудование, но с каждого безналичного платежа снимается от 1,5 до 3% комиссии. Это зависит от количества перевозчиков. Если мы сразу привлечём тысячу маршрутчиков, убедим их поставить систему, то будет 1,5%. Если убедим 100 – 3%. В среднем стоимость одного терминала – 70 тысяч рублей», — уточнил чиновник.

Процент не в пользу перевозчиков

В троллейбусном управлении нововведению не очень рады. По словам директора Виктора Ларичева, установка терминалов - дополнительная финансовая нагрузка на предприятие, поэтому заинтересованности нет.

«Плюсов к увеличению перевозки пока не вижу, а дополнительная финансовая нагрузка в объёме 3% с каждой транзакции будет. Всё зависит от того, сколько людей будет рассчитываться, но отдавать просто так банку 3% всё равно накладно. Сейчас мы платим в 15 раз меньше, чем предполагается при электронном расчёте», - пояснил Ларичев.

По его мнению, прежде чем запускать троллейбус, надо разработать нормативную документацию, изучить все плюсы и минусы системы: «В Улан-Удэ только в апреле запустили, ещё непонятно, что получится. В Новосибирске система давно работает. Там у кондукторов терминалы, а в Улан-Удэ поставили на стойку, но кондуктора всё равно никуда не денешь. Ему надо смотреть, кто заплатил, а кто нет, продавать билеты за наличные. В магазинах банковские карты давно принимают, но не все покупатели ими пользуются», - сказал Ларичев.

Маршрутки не готовы выйти из тени

Троллейбусное управление – предприятие муниципальное, поэтому будет вынужденно стать площадкой для эксперимента. Другое дело частные маршрутчики, обязать которых нельзя, а договорится с ними сложно. Депутат городской думы Читы, предприниматель Артём Меняйло рассказал, что в его планах есть укомплектовать автобусы терминалами, но сейчас сделать это трудно из-за нестабильного интернета.

«Вопрос не только в терминалах. Есть трудности со стабильным интернетом. Года три назад мы пробовали запустить машины, оборудованные бесплатным Wi-Fi, но не смогли организовать надёжную и быструю связь», - сказал Меняйло.

Он уточнил, что устанавливать обычные терминалы, которые сейчас есть в большинстве магазинов Читы, в автобусах нецелесообразно. Нужны устройства, которые при наличии социальных карт разделяют пассажиров на льготников и тех, кто оплачивает полную стоимость. Так будет учитываться количество получающих льготы.

Поделиться

«Большая часть перевозчиков откажется устанавливать терминалы, даже если им будут предлагать. Те, кто работает по серым схемам, не захочет открывать свои фактические доходы, ведь при безналичной оплате будет чёткий учёт. Нам в этом плане бояться нечего – у нас всё прозрачно», - заверил Меняйло.

Предприниматель подчеркнул, что банковская комиссия в 1,5-3% с каждого билета не приведёт к повышению тарифа, ведь есть другие факторы – высокая стоимость запчастей, расходных материалов, обслуживания автомобилей, поэтому «проценты никто не почувствует».

Всё, что связано с современными технологиями, в Забайкалье внедряется мучительно и со скрипом – нет денег, нет понимающих в оборудовании людей, нет желания что-либо изменить к лучшему. Но менять надо, в том числе и общественный транспорт. Вопрос только в качестве перемен. Проще всего поставить терминалы в двух-трёх троллейбусах, черкнуть галочку в отчёте и забыть о проекте, как о страшном сне чиновника. После можно публично заявлять, что на всех троллейбусах, которые будут ходить до Каштака на батарейках, а на КСК по новой линии, уже на заводе установят терминалы. Знакомая схема, которая, будем верить, в случае с безналичной оплатой проезда не сработает.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter