Город «Энциклопедия Читы»: Пётр Бекетов

«Энциклопедия Читы»: Пётр Бекетов

Откуда пришёл и чем отличился покоритель Якутии и Забайкалья? Есть ли вообще ему место в истории Читы?

Споры о том, можно ли Петра Бекетова считать основателем Читы, продолжаются уже лет 50. С одной стороны, поставленное знаменитым землепроходцем Ингодинское зимовье простояло всего лишь зиму и находилось оно далековато от возникшей позже на месте впадения Читы в Ингоду Читинской слободы. С другой — именно Бекетов «застолбил» читинские места за Россией, а по современным меркам зимовье, то есть первые капитальные постройки русских казаков, вполне попадает в границы Читы современной. В любом случае, Пётр Бекетов — крепкое звено, соединяющее Читу с великой историей русских первопроходцев XVII века. Человек, безусловно достойный того, чтобы занимать своё особое место в истории города.

К 100-летию забайкальской энциклопедистики редакция «Чита.Ру» запустила серию коротких познавательных текстов о Чите на основе материалов «Энциклопедии Забайкалья» — научного проекта, просуществовавшего с 1997 по 2017 год.

Точные дата и место рождения Петра Ивановича Бекетова до нас не дошли. Известно, что на государеву службу он поступил в Тобольске в 1624 году, через три года перевёлся в Енисейск. С самого начала службы участвовал в походах по Прибайкалью и Якутии. Успеху Бекетова способствовали его образованность, способность к изучению языков местных народностей, а также умение решать вопросы мирным путём там, где это возможно. Казак был не только воином, но и прекрасным переговорщиком.

В 1628 году Пётр Бекетов по приказу выдвинулся на восток и успешно усмирил агрессивно настроенных нижнеангарских эвенков, добившись от них сбора ясака. После этого, в начале 1630-х, казаку доверили сложный дальний поход, целью которого было закрепиться на берегах неизведанной до того могучей реки Лены. Снова успех — Бекетов основывает будущие Якутск, Жиганск и Олёкминск.

Памятник Бекетову в Якутске

После присоединения огромной территории Якутии к России и возвращения с невероятно богатым ясаком в начале 1640-х Бекетов становится казачьим головой, получает титул боярского сына, и на следующее десятилетие его служба связана с Енисейском.

В 1652 году Бекетов получает задание установить два государевых острога за Байкалом - на озере Иргень, где любили рыбачить ещё не объясаченные эвенки, и восточнее — на реке Шилке. В том же году под его командованием, продвигаясь по Енисею и Ангаре, казаки преодолели огромное расстояние, прошли Байкал и перезимовали в устье реки Селенга, построив заодно Усть-Прорвинский острог.

Весной 1653 года отряд Бекетова вышел к Хилку и достиг озера Иргень — в сентябре 1653 года был заложен Иргенский острог. Одна часть отряда осталась на зимовку и обустройство острога, другая двинулась дальше, через Яблоновый хребет, отделяющий Хилок от Ингоды, ведущей прямо на Шилку.

Реконструкция острога на Иргени

Бекетов ещё надеялся успеть сплавиться к Шилке до наступления настоящих морозов, однако в районе современных западных пригородов Читы наткнулся на ледостав и велел рубить зимовье со складом казны и припасов, чтобы закрепиться до весны. Часть казаков во главе с Максимом Урасовым ушла к Шилке своим ходом — именно они основали в том же году Нелюдский острог — будущий Нерчинск. Вот что писал об этом сам Бекетов: «…генваря в 20 день писали ко мне с Шилки и усть Нерчи служилые люди Максимко Уразов с товарищи, что оне служилые люди на великой реке Шилке против устья Нерчи реки, Шилкою рекою на низ пловучи на правой стороне, приискав крепкое и угожее место где быть государеву большому острогу, у рыбных ловель и у пашенных мест, для заимки поставили малой острожек, а в нем одна изба с нагороднею». Острог этот, кстати, тоже находился не там, где располагается современный Нерчинск. Сам Пётр Бекетов перезимовал в Иргенском остроге и продолжил путь уже в 1654 году, достигнув устья Нерчи на срубленных в районе будущей Читы (Плотбища) плотах. В 1654—1655 годах он уже укреплял и оборонял от маньчжурского войска Кумарский острог на Амуре. Зимой 1655 года вернулся в Тобольск, где вскоре умер.

По одной из версий, землепроходец, казачий сотник, основатель многих сибирских острогов, покоритель Якутии и Забайкалья, умер от разрыва сердца после конфликта с архиепископом и протопопом Аввакумом — из-за преданного анафеме его друга Ивана Струны. По велению архиепископа труп был отдан собакам на съедение. Вероятно, именно этот конфликт стал причиной высылки Аввакума из тобольской ссылки ещё дальше на восток — в Забайкалье.

В Чите память о Бекетове впервые была увековечена 23 марта 1951 года, когда его имя получила бывшая Корсаковская улица Ингодинского района.

В 2000 году был учреждён казачий забайкальский фонд «Дело Бекетова», который, кроме прочего, проходит на плотах и пешком исторические маршруты первопроходца.

С 2007 года в Чите проводится ежегодная легкоатлетическая эстафета памяти землепроходца. На ростральных колоннах на площади Ленина установлены два мемориальных знака, посвящённые его деяниям.

С инициативной подачи фонда «Дело Бекетова» в Чите в 2008 году установили и памятник Бекетову — по задумке именно он должен был встречать гостей города на Привокзальной площади, однако в жарких спорах и не без административных ресурсов место у собора Казанской иконы Божьей Матери занял Александр Невский.

1 из 2

До 2015 года казачий голова стоял на невзрачном, низком постаменте, пока в 2015 году ему не соорудили новый — выше и краше. Однако фонд «Дело Бекетова» до сих пор неудовлетворён результатом и планирует перенести памятник на другой угол квартала, сделав в районе перекрёстка парк отдыха имени Петра Бекетова с уже известным вам памятником в центре.

Источник информации: «Энциклопедия Забайкалья» ©

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления