Неделя началась с очередного назначения на Чайковского, 8.
Бывший заместитель гендиректора Корпорации развития Дальнего Востока Михаил Чуркин стал исполняющим обязанности вице-премьера Забайкальского края. Для него учредят новую должность - как зампред правительства, Чуркин будет курировать инвестиционную политику.
Другой потенциальный член команды Осипова прямо сейчас увольняется из правительства Иркутской области. Министр экономического развития Евгений Орачевский написал заявление об уходе по собственному желанию, чтобы «поработать в интересном, масштабном и амбициозном проекте». Наши источники в Иркутске утверждают, что речь именно о Забайкалье.
Транспортная полиция 7 февраля задержала завотделением хирургии Дорожной больницы в Чите - против врача возбудили уголовное дело о взяточничестве. По версии следствия, в 2016-2018 годах представители неназванных коммерческих структур оплачивали визиты в Читу профессора медицинских наук, который проводил операции и мастер-классы в хирургическом отделении, за что подозреваемый помогал организациям выигрывать закупки больницы.
Городская свалка в Ивановке наконец-то перестала гореть. Огонь потушили 6 февраля, а уже 7-го нормализовался состав воздуха возле мусорного полигона.
Таксисты анонсировали новую забастовку против сервисов «Максим» и «Яндекс.Такси». Требования: минимальная цена поездки от 120 рублей, доплата за несколько адресов, повышение тарифа за километраж и другие условия, которые должны сделать работу таксистов выгоднее. Акция должна начаться весной.
В Чите продолжается эпидемия гриппа. По оценке Роспотребнадзора, пик заболеваемости ещё впереди.
Юлия Скорнякова: Бунт бюджетного комитета
Историческое событие на прошлой неделе произошло в комитете по бюджетной и налоговой политике Законодательного собрания Забайкальского края: депутаты отказались обсуждать предложенные временно исполняющим обязанности главы региона Александром Осиповым поправки в бюджет на 2019 год без заключения Контрольно-счётной палаты и без времени на то, чтобы вдумчиво прочитать документы по этому вопросу.
Казалось бы, логичные требования, но до последнего времени как раз такое поведение депутатов оставалось неведанным для них испытанием, потому что практически все внесённые губернаторами законопроекты и поправки, которые нужно было принять поскорее, даже на пленарных заседаниях проглатывались сразу в двух чтениях с той же скоростью, с какой голодный карась хватает наживку. Возражения регламентной комиссии, которую возглавлял коммунист Сергей Белоногов, тонули в общем азарте единения с исполнительной властью.
Отказ ключевого комитета рассматривать поправки с лёту и без нужных документов, возможно, является следствием проваленной единороссами избирательной кампании сентября 2018 года, когда после выборов в заксобрание они потеряли преимущество большинства. Нынешняя ситуация с партийным раскладом сил в комитете по бюджетной и налоговой политике - зеркальная копия действующего в крае парламента. Хотя пост председателя комитета здесь отдали представителю ЕР Алексею Бутыльскому, вместе с которым работают однопартийцы Даши Дугаров и Алексей Кужиков, но рядом с ними - справедливороссы Владимир Иванченко и Игорь Макаров, коммунисты Евгений Кузнецов, Светлана Скубьева и Николай Мерзликин, а также прошедшая от ЛДПР Марина Непомнящая.
Пожалуй, это самый непростой состав денежного комитета заксобрания, и если раньше Наталье Ждановой зачастую нужно было просто демонстрировать свои дружбу и лояльность к партии большинства, то теперь Александру Осипову необходимо уметь разговаривать и договариваться с четырьмя основными по количеству мандатов в парламенте партиями. Задача непростая, но куда более интересная, чем та, на которой в регионе законодательная и исполнительная власть ехали многие годы.
Андрей Козлов: Козлов надежды
Руководители Дальневосточного федерального округа (ДФО), в который в конце 2018 года переместили Забайкальский край, на неделе продолжили разъяснения по поводу того, как будут работать на территории региона территории опережающего развития (ТОР), и что мы от этого получим.
Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев сначала взял на себя забегающую вперёд ответственность (если ТОРов в Забайкальском крае не будет, то он уйдёт в отставку, но они будут), после чего набросал схему работы: власти ищут инвесторов → убеждаются, что намерения их серьёзны → на бюджетные деньги создаёт инфраструктуру, страхуя государственные инвестиции → если всё хорошо, то всё хорошо, если проекта нет, инвестор возвращает деньги, потраченные государством на инфраструктуру и, видимо, Трутнев уходит в отставку. Дальнейшая логика такая — ТОРы обязательно будут, потому что зачем мы иначе включали Забайкальский край и Бурятию в ДФО.
Министр по делам Дальнего Востока Александр Козлов пошёл дальше, назвав примерное количество рабочих мест, которые будут созданы благодаря ТОРам — 18,9 тысячи. По его словам, в ТОРы попадут 18 инвестпроектов на 315 миллиардов рублей, государство потратит на инфраструктуру 27 миллиардов. То есть инвесторов уже нашли. Видимо.
Козлов повторил информацию, озвученную в начале февраля пресс-службой губернатора. Из неё складывалось впечатление, что для придания аббревиатуре ТОР хоть какой-то начинки в территории опережающего развития оперативно упаковали то, что уже было. Например, разработку давно готовящегося к разработке Удокана, освоение уже осваивающегося Апсата и не менее давно осваивающегося Зашуланского угольного месторождения, после чего подмешали вечную надежду на развитие агропромышленного комплекса, лесной отрасли и закончили расплывчатыми формулировками типа такого: «Кроме этого, есть пакет других проектов, которыми правительство Забайкалье надеется пополнить ТОР».
С момента вхождения региона в ДФО прошло всего несколько месяцев, и странно было бы ожидать, что федеральные, окружные и региональные власти за это время успеют завершить всю подготовительную работу и перейти к какой-то осязаемой жителями края конкретике. Тем не менее, пока кажется, что в ТОРы на словах скидывают просто всё что есть, и, кажется, государственные чиновники уровня Трутнева, страхуя эффективность своего напора, надеются откупиться строительством инфраструктуры к заявленным и запущенным задолго до них проектам.
Пока идёт подготовительная говорильня, неизбежно вспоминается ТОР, который при губернаторе Константине Ильковском создали где-то в районе Краснокаменска — теперь про него никто уже толком не помнит. Удивительно, но пустынные окрестности моногорода во времена второго забайкальского губернатора насыщались мечтами не менее активно, чем в своё время окрестности выписанного геологами медно-порфирового пояса на юго-востоке. И если из масштабного проекта по строительству разом пяти ГОКов, создания разом 70 тысяч рабочих мест и превращения по определению дотационного регионального бюджета в полностью самодостаточную казну вырос хотя бы Быстринский комбинат, то от безумного медеплавильного завода около российско-китайской границы не осталось даже слов.
Трутнев, Козлов и врио губернатора Забайкальского края Александр Осипов перевернули новую пропагандистскую страницу в освоении забайкальских недр, лесов и целины. Перед ними стоит поистине государственная задача — наполнить почти девственно чистую книгу постсоветских обещаний хоть какими-то фотографиями. За предыдущие 27 лет усилий государства, инвесторов и армированной властной вертикали хватило на один горно-обогатительный комбинат, заслуга государства в появлении которого весьма условна. И до сих пор не появилось уверенности, что этой троице удастся что-то кардинально изменить.
Диана Арнольд: Губернаторский ёхор
Роман Шадрин: О подписках и выездах
Наши органы охраны правопорядка охотно и часто делятся новостями о том, как, кого и на сколько лет осудили после какой-нибудь громкой и жуткой истории. С учётом профилактики уголовных настроений населения это логично. Так, например, мы знали все значимые подробности следствия по делу атамановского маньяка, нападавшего с топором на женщин. Полиция, следствие, судебная система в таких случаях не просто работают, но ещё и демонстрируют результаты своей работы.
На этой неделе оказалось, что демонстрировать тонкости следствия выгодно не всегда. После простого рабочего звонка выяснилось, что находящийся под следствием и под подпиской о невыезде бывший министр сельского хозяйства Забайкальского края Михаил Кузьминов... спит в Москве. То есть, вообще-то работает и находится там в командировке, но вот на момент утреннего по читинскому времени звонка просто спал. Чем сильно удивил всю редакцию. Потом мы узнали, что в краевом следственном управлении Следственного комитета России командировку экс-министра согласовали, и выяснили, что это обычная практика, но вопросов после этого меньше не стало.
Напомню,что Кузьминов обвиняется в превышении полномочий при выплате государственных субсидий для компенсации ущерба сельхозпроизводителям Забайкаля, из-за чего, по данным следствия, пострадало не менее семи компаний, которым причинён ущерб на сумму более 10,5 миллиона рублей. Есть целая цепочка новостей, последняя из которых сообщает о том, что представитель бывшего министра сельского хозяйства дважды сорвала заседание по делу о банкротстве экс-чиновника в Арбитражном суде региона. И есть вот такое, внезапное - подследственный и невыездной Кузьминов уже кем-то работает и временами спокойно спит в столице. Тем интереснее следить за дальнейшим разворотом событий.
Алексей Малашенко: Пусть бастуют
Неопределённая по численности группа читинских таксистов (то ли трое, то ли 50) собралась весной устроить забастовку против всех служб такси, чтобы добиться повышения тарифа на проезд – протестующие хотят, чтобы пассажиры отдавали как минимум 120 рублей. Сейчас минимальный тариф в среднем составляет 100 рублей.
«Также среди требований — возвращение доплаты за несколько адресов. Раньше, если, например, человек ехал с площади Ленина в Северный и по пути заезжал в магазин на Шилова и в Октябрьский, то за дополнительный адрес была доплата. Сейчас её отменили», — говорит организатор акции. Свои требования он оправдывает подорожанием бензина, запчастей и продуктов.
Когда аналогичную бучу таксисты начали поднимать в июле 2018 года, службы заказа ответили блокировкой всех недовольных и разрывом с ними отношений. Тем не менее, минимальный тариф вырос в среднем на 10 рублей. Мои знакомые из этой сферы позже рассказали, что некогда заблокированным водителям службы заказа снова стали предлагать сотрудничество. Последние проявили непоследовательность, первые этой непоследовательностью воспользовались. Забастовка, пусть и без официальных заявлений, дала результат. Почему бы не попробовать снова?
Я могу понять недовольство водителей их зарплатами. С другой стороны, не меньше понимаю расстроенных таким поворотом событий пассажиров, ведь они своим заработком тоже редко бывают удовлетворены. Но разница между первыми и вторыми в том, что таксисты хотя бы что-то делают – грозят забастовками и даже их иногда устраивают. Учителя, врачи, офисные сотрудники идут на такие меры, лишь когда им вообще не платят по несколько месяцев. Так что пусть шофёры бастуют, добиваются высокого уровня жизни, показывают пример, как это можно сделать. Ну а если всё же лишатся работы, на их примере хотя бы научатся другие.