Сразу четыре члена правительства Забайкальского края на этой неделе оставили свои кресла: министр экономического развития Сергей Новиченко, министр социальной защиты Андрей Федотов, министр природных ресурсов Анатолий Романов и министр международного сотрудничества и внешнеэкономических связей Алексей Дроботушенко. Ротацию кадров ещё в начале недели анонсировал врио губернатора Осипов, которого сейчас поддерживают 66% забайкальцев. Взглядом на эти и другие события недели с вами делятся журналисты и редакторы «Чита.Ру».
Андрей Козлов: Забайкальское Возрождение
Современная массовая культура во многом построена на так называемом сторителлинге – искусстве рассказывания историй, которые в числе прочего помогают слушателям и читателям найти ответы на важные вопросы. В каждой истории, как мы знаем с первых прочитанных нам книжек, есть герои и злодеи, добро и зло, как правило, плохое и страшное прошлое или настоящее и светлое будущее. Политика – тот же мейнстрим, и основной вопрос в пространстве политических историй – кто виноват. Поиск основных злодеев – хребет любой политической истории, площадка, с которой рассказчики обращаются к аудитории (в данном случае – избирателей), пытаясь завоевать её внимание и доверие.
Мы живём в уникальное время, когда масштабные истории регионального уровня нам рассказывают каждые 2–3 года, и я с каждым разом я всё больше восхищаюсь тем, как эти истории структурно похожи друг на друга.
Большие и опасные злодеи появились в политических историях Забайкальского края с приездом врио губернатора Константина Ильковского. Во всех бедах солнечного региона команда предпринимателя, энергетика и друга Чубайса обвинила предыдущую власть ещё до того, как Ильковский возглавил регион. Всё, что было до 1 марта 2013 года, было объявлено почти абсолютным злом, старым вонючим чуланом, скелеты из которого давно пора выкинуть на политическое кладбище. Их выкинули сразу, в понедельник, 4 марта, и восхищённая аудитория рукоплескала Ильковскому – в сентябре он набрал больше 70% голосов избирателей. Очень немногие тогда могли трезво оценивать происходящее – в регионе царила весенняя эйфория, слушатели ждали Возрождения, а Ильковский был их Мартином Лютером.
Наталья Жданова в какой-то мере была проводником раздражения, которые реформаторы эпохи Ильковского сумели нагрести на себя за неполные три года работы, и главных злодеев даже не пришлось искать. Все сомнения, страхи и разочарования аудитории, уставшей от недолгих, но разрушительных реформ, Жданова сотоварищи свалили на нового главного злодея – улыбчивого отставного губернатора Ильковского и его ближайшее окружение. Не очень талантливые рассказчики быстро набросали основные прегрешения, которые лежали на поверхности – задержки зарплат, бардак в финансовой сфере и граничащие с уголовщиной игры с бюджетными обязательствами. Плохо прописанной истории хватило, чтобы со скрипом выиграть в первом туре губернаторских выборов.
У Александра Осипова в отличие от его предшественников в штате работает профессиональный рассказчик, и истории третьего губернатора на контрасте с халтурой Ждановой поражают глубиной и инновациями. Поначалу вообще было сложно понять, кого назначат главным козлом отпущения. Вообще-то не было сомнений в том, что виновата не просто предыдущая власть, а вообще вся региональная система органов власти, которая была сформирована до приезда Осипова. Новый губернатор громил прошлое вежливо, но очень жестоко, но его риторика долгое время была ориентирована скорее на номенклатуру, чем на широкие слои населения. Но к марту 2019 года появился и публичный злодей, главный кошмар из Средних дореформационных веков – Читинский Чиновник. Даже не забайкальский – Осипов как будто бы не трогает выходцев из Агинского Бурятского округа – а именно читинский. Читинский Чиновник в этой истории нерасторопен, недалёк, работает медленно и ради галки, мыслит мелко, медленно и шаблонно, не видит перспективы, людей и предрасположен к коррупции, глупо препирается, не по делу спорит и не понимает очевидного. Этот удивительный злодей странным образом функционирует в регионе, населённым прекрасными светлыми людьми и обладающим невероятными перспективами – где-то в районе Маккавеево под материковой плитой Читинский Чиновник за долгие годы независимой России не смог разглядеть огромный магнит, который притягивает триллионы рублей инвестиций, но вот теперь приехали умудрённые опытом политические геологи, которые быстро всё нашли и теперь – заживём.
На смену отмирающему Читинскому Чиновнику новая власть призвала Современного Чиновника со всей страны – в Читу поехали просвещённые реформаторы из Владивостока, Иркутска и Москвы. На помощь им делегирована заместитель по социальным вопросам Аягма Ванчикова – практически единственный член регионального правительства, которого ещё ни разу не выпороли публично. Надо ли удивляться, что в условиях сильного магнитного поля и двукратной силы притяжения Читинский Чиновник медленно вымирает, освобождая кабинеты для закалённых танковой бронёй Новых людей, которые ведут победное позиционное сражение против гнусной читинской действительности.
Это очень красивая история – говорят, Осипов уже сейчас заслужил доверие 60% восхищённой аудитории. Правда, подобную историю рассказывают в Забайкалье не первый раз, и прошлая серия не закончилась хэппи-эндом.
Алексей Малашенко: Жесткач
На этой неделе выяснилось, что у главы Забайкалья Александра Осипова жёсткая позиция никого не увольнять из регионального правительства. Так заявила руководитель читинского филиала РАНХиГС Елена Лапа:
«У Александра Михайловича, хочу сказать, очень жёсткая позиция никого не увольнять. Поверьте, вчера (26 марта — А.М.) было ровно 150 дней, как он у нас руководит регионом. Вы сами знаете, и СМИ бы давно разнесли — он никого не уволил. Он просто подписывает в какой-то момент заявления людей, которые каким-то образом понимают, что не вписываются в его команду».
На совете главврачей, где прозвучала эта фраза, она вызвала смех, потому что плохо соотносится с впечатлениями о череде отставок. За последние пару месяцев посты освободили главы минздрава (Сергей Давыдов), минэкономразвития (Сергей Новиченко), минприроды (Анатолий Романов), минтруда (Андрей Федотов) и министерства внешнеэкономических связей (Алексей Дроботушенко). Ещё раньше из правительства ушли первый вице-премьер (Александр Кулаков), министр сельского хозяйства (Владимир Лоскутников) и руководитель администрации губернатора (Дмитрий Кочергин).
Если соотнести заявление Елены Лапа с тем, как уходили перечисленные чиновники, в основном противоречий не видно: Лоскутников сказал, что сам решил уйти на пенсию; Давыдов обещал поработать не больше 2 лет (вышло чуть больше); Новиченко нашёл себе новое место; Романов написал заявление по состоянию здоровья.
Вспоминается, правда, Федотов, чей уход стал тем кадровым решением, которое анонсировал Осипов как результат встречи с населением в «Прямом разговоре». Но в целом, да, пишут заявления сами, что как раз и настораживает.
Уже давно не секрет, что правительство последние 150 дней работает на износ: заседания до поздней ночи, жизнь сначала по местному, потом по московскому времени (когда просыпаются федеральные власти и наступает пора их обзванивать), исправление накопленных за годы ошибок. Выдерживают, очевидно, не все. Старое правительство новый глава разгоняет не прямыми отставками, а условиями труда.
Сдаётся мне, стань Осипов начальником вагоноремонтного депо, подчинённые давно бы пожаловались на него Путину. При таком раскладе жёсткая позиция никого не увольнять уже не выглядит настолько благородной, чтобы ей восхищаться.
Фото недели
Фотография руководителя забайкальского отделения «Молодой гвардии» Ульяны Путинцевой, ставшая поводом для проверки со стороны краевого исполкома «Единой России».
Валентин Булавко: Руки прочь
На неделе коллеги из «Вечорки», а за ними десятки федеральных интернет-СМИ разного калибра растиражировали «откровенные фотографии» исполняющей обязанности руководителя «Молодой гвардии Единой России» Ульяны Путинцевой.
С одной стороны, когда Путинцева стала публичным лицом и практически представителем власти, она могла продумать возможные риски, почистить соцсети и прочее. А с другой, ведь в упомянутых фотографиях не было ничего предосудительного — ну купальник, ну томный взгляд, ну и чего теперь в монастырь?
«Фотографиями я ни в коем случае не собиралась никого провоцировать. С моей стороны было необдуманным поступком размещение их в социальных сетях», — оправдывается теперь Путинцева.
«Мы сейчас у себя проводим проверку, каким образом они появились в СМИ. Пока я не могу вам сказать, сама она выкладывала их в социальные сети или нет», — заявила «Чита.Ру» и. о. руководителя краевого исполкома «Единой России» Екатерина Фисун, предварительно открестившись от девушки — мол «она у нас вне штата», и молодогвардейцы сами принимают решения о назначениях и отставках.
При всём моём неуважении к «Единой России», именно позиция партии разочаровала больше всего. Нужно было решительно защитить девушку, вклиниться в публичное обсуждение со взвешенным комментарием, что вообще-то в снимках нет ничего неприличного и странно обсуждать их в 2019 году, когда конкурсы красоты, чемпионаты по бодифитнесу и пляжные истории в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) — социальная норма. Вместо этого получилось невнятное заявление партии, которая вроде бы ещё правящая, но уже боится поддерживать своих же сторонников, если есть хоть малейшая угроза не угодить ханжам и другим гражданам.
Рыться в старых фотографиях в поисках компромата — всё равно, что искать «экстремистские» мемы. В обоих случаях, получается политически мотивированная травля, только второе, к сожалению, происходит на государственном уровне.
Екатерина Шайтанова: Фабрика негатива сломалась
На этой неделе стало известно, что экс-глава администрации Читинского района Андрей Просяник вместе со своими подельниками отделался условным сроком. Причём отделался ещё в декабре.
История вкратце такая: Просяник на своей должности без приставки экс- и бывший руководитель краевого онкологического диспансера Виктор Куликов решили заиметь 21 гектар земли в районе Смоленки чтобы основать там дачное товарищество с красивым названием «Земляничное» и торговать участками. Для этого они договорились с начальником управления градостроительства и земельных отношений администрации Читинского района Александром Шелопугиным о безвозмездном выделении земли. Всего в ДНТ было 153 участка на сумму 27 миллионов рублей, пять из них — общей стоимостью 900 тысяч рублей — должны были отдать Шелопугину, и это было суммой взятки. В июле 2017 года следственный комитет задержал всех троих, причём Куликова в Новосибирске, и начал бодро отчитываться об арестах и ходе следствия.
По видео, снятому дома у Просяника, можно было представить, что он, я не знаю... киллер: операцию проводил ОМОН, всех живущих в доме, включая детей, согнали в одну комнату, обнаруженные патроны, несмотря на наличие охотничьего билета, вперемешку с пачками денег выкладывались под объектив камеры прямо на незаправленную постель. С учётом того, что, вероятно, разбуженный правоохранительными органами хозяин дома был в нижнем белье видео вышло эффектным. Но быстро стало понятно — Просяник не киллер, а дал взятку за землю, что в Читинском районе довольно скучно, поскольку приелось, и новости о нём пропали до прошлой весны, когда всех выпустили под домашний арест...
Чтобы появиться в марте 2019 года — оказывается, ещё в декабре был приговор, которым всем дали условные сроки, а взятка плавно переквалифицировалась в присвоение. Выяснилось это, надо отметить, потому, что прокуратура публично пошла требовать возмещение ущерба, нанесённого многострадальному Читинскому району. Новостей об условных сроках, тоже надо отметить, не было — такое силовики не любят.
Силовики любят, когда задержания кончаются сидением в тюрьме, и об этом рапортуют. А когда что-то пошло не по плану — не любят и помалкивают. Если вы помните фамилии людей, которых громко задерживали, а потом ничего про них не знаете — с огромной долей вероятности они дома, не волнуйтесь.
Юлия Скорнякова: РСТ и легальное пьянство
Люди спиваются и от легального алкоголя, и от нелегального, только от второго – быстрее. Смертей наверняка одинаково, просто никто ж наверняка не замерял. Плюс у нас в России каждый второй нелегальный алкоголь путём нехитрых пассов руками, возможно, бумагами становится легальным. Руководитель Региональной службы по тарифам Евгения Батуева обратилась к главам муниципалитетов с просьбой способствовать открытию в каждом населённом пункте хотя бы одной легальной точки продажи алкоголя.
Да будет известно госпоже Батуевой, легальных алкоточек в районных центрах предостаточно и даже с избытком. Не берусь судить, всё ли у них чисто по документам, но работают они совершенно открыто и явно себе не в убыток.
Сколько в сёлах нелегальных и полулегальных точек – отдельный разговор, и перед тем, как открывать там легальный алкомагазин, нужно как минимум навести порядок с тем, что продают из-под полы тоннами. Как максимум давно пора ставить вопрос не о легальных точках продажи, а о том, как выводить районы края из похмелья, потому что поспились там почти все.
«РСТ и я лично считаем, что в каждом населённом пункте должен быть лицензиат, который продаёт легальный алкоголь, чтобы у народа был выбор — купить качественный алкоголь или пойти за контрафактом», — сказала Батуева, явно не покупавшая разведённый спирт у бабок по 50 рублей за стакан, на который налички иногда нет, только серёжки жены.
Возможно, РСТ и Евгении Батуевой лично прежде мыслей об алкоголе нужно подумать о том, как контролировать цены на продукты хотя бы в одном сельском магазине из двух-трёх существующих, потому что они то взвинчены до космоса, то ценников нет, то чеков не дают, то всё вместе там. Или как хотя бы один магазин в муниципалитете один раз в год проверять так, как надо проверять. И как придумать, как во время этих проверок видеть продажи нелегального алкоголя и что с ними делать. Тогда, возможно, лет через 10 праздники в районах не будут начинаться с пьяных лиц в 10–11 часов утра и разговоров чиновников про легальное и нелегальное. А то как с другой планеты пришли, ей богу: в деревнях чума и мор, а они про «Сюда бы водочки акцизной».
Диана Арнольд: Юности привет
Роман Шадрин: 0,5 дворника
Скоро, а именно 7 мая исполнится 7 лет первым майским указам — большому набору поручений от президента Правительству России для выполнения в течение 2012—2020 годов. И ровно год уже свежим майским, подписанным в мае 2018-го. Если вы помните, эти указы касались многих ключевых параметров безопасности и качества нашей жизни, развития важнейших отраслей страны — от науки до внешней политики. Самой обсуждаемой частью поручений стало повышение реальных заработных плат в бюджетной сфере в 1,5 раза до 2018 года, и ещё на сколько-то там после него. На дорогой бумаге с гербовой печатью всё выглядит красиво. На деле - не совсем.
На неделе мы узнали, что директор школы села Узон Дульдургинского района перевёл водителя школьного автобуса без его же ведома на 0,5 ставки дворника, уменьшив, соответственно, зарплату. И это только один, маленький случай, который кричит нам о, мягко говоря, несовершенстве реальности и несоответствии задумок их исполнению на местах. Таких вот директоров школ, больниц, клубов по всей стране - тысячи. И каждый, вместо того, чтобы следить за качеством образования, лечения, культурно-досуговой работы на своём месте вынужден вертеться как уж на сковородке, потому что зарплаты педагогам и врачам повышать надо, денег на это дают, но сильно меньше, чем требуется, а за конечный результат в виде стремительно выросших по бумагам зарплат со всех обещают драть три шкуры.
Не испытывая тяги к экзекуции, люди на местах запросто кромсают штатное расписание, сокращают работников, отказываются от всего, без чего можно по крайней мере делать видимость работы, лишь бы была возможность отчитаться о том, что зарабатывать стали больше и жить стало гораздо веселей. А что водителя автобуса в половину дворника превратили. Так он, это самое... ни шиша не делает, вроде... А дворник — человек полезный.