Апсатское месторождение славится качеством своего угля. Это коксующиеся угли, которые востребованы в металлургии, в том числе и за границей: они поставляются в Корею, Японию и весь Азиатско-Тихоокеанский регион. Но, как правило, лучший уголь остаётся в России для дальнейшей поставки на комбинаты, где готовят кокс для металлургических заводов. Для этого работа на разрезе не прекращается ни на минуту. С 8.00 до 20.00 работает дневная смена, а с 20.00 — заступает ночная.
Перед выездом мы переоделись в спецодежду и прошли осмотр у врача, прослушали правила охраны труда и расписались за это в специальном журнале. Иначе на разрез не попасть.
Новый день здесь начинается в 6.30 утра, с наряда ИТР — инженерно-технических работников. Вместе с руководством они планируют объёмы работы на грядущую смену, а также решают, чем будет занят каждый человек и единица техники. В 7.00 собрание проводится уже с рабочими, они сдают предсменные экзамены, проходят медосмотр и на автобусе отправляются по определённым местам.
Нам тоже пора, выслушиваем последние указания: «к бортам не подходить, слушать указания сопровождающего, на предохранительные валы не взбираться». И в путь.
Одна из особенностей месторождения — вертикальное залегание пластов угля. Это усложняет выемку и требует кропотливого труда. В равнинной местности было бы попроще, но горы диктуют свои условия. Чтобы добраться до глубоко залегающего угля, нужно снять много вскрышных пород. Так, угля в сутки добывают около 2 тысяч тонн, а вскрыши вывозят примерно 20 тысяч тонн, хотя недавно горняки установили рекорд, отгрузив больше 30 тысяч тонн вскрыши за сутки.
Всего на этом участке месторождения около 97 миллионов тонн угля, и при добыче такими темпами, как сейчас, его хватит больше, чем на 90 лет разработки.
С высоты разрез местами напоминает Гранд-Каньон, а недалеко виднеются впечатляющие заснеженные склоны хребта Кодар. Здесь холоднее, чем в посёлке, и ветер куда крепче.
«Горы», — кратко объясняет начальник участка Владимир Зубко. А что тут ещё добавишь.
На своих местах работают экскаваторы, а по дорогам перемещаются массивные БелАЗы и чуть более изящные самосвалы Terex. Кузова некоторых наполнены породой, а кто-то уже выполнил отгрузку и сейчас отправляется за новой партией.
Каждые несколько минут проезжает поливочная техника, чтобы прибить пыль на дорогах разреза. Это необходимо для защиты здоровья работников от воздействия пыли и улучшения видимости на дороге.
Горняки, которые управляют всей этой многотонной техникой, работают на разрезе вахтами — месяц через месяц. Среди них жители Забайкалья, кто-то приехал из других регионов.
«Основной костяк, процентов 70, отработали здесь не меньше трёх лет. Занимаются тем, что хорошо умеют, зарабатывают достойно, да и быт хорошо налажен. Это, кстати, многих новеньких удивляет — не везде такие условия. У нас предусмотрено благоустроенное жильё, душевые, прачечная, столовая, а стоимость питания компенсируется компанией. В прачечной после смены можно оставить грязную одежду, а утром получить свежую — выстиранную и выглаженную. Ни о чём беспокоиться не нужно», — рассказывает Владимир Зубко.
Посёлок пока выглядит так, но совсем скоро переедет на другую сторону реки — прямо под ним расположены пласты залегания угля. Поэтому строительство сейчас идёт полным ходом. А совсем скоро планируют возвести и обогатительную фабрику. Она нужна, чтобы повысить качество выхода угля, пустая порода будет из него изыматься, а ценность вырастет. Это позволит обеспечить и новые рабочие места.
Компания уже знает, где начнёт подбирать кадры: СУЭК сотрудничает с горным факультетом Забайкальского государственного университета, где готовят в том числе обогатителей, а также с Забайкальским горным колледжем. Да и сами учебные заведения заинтересованы в трудоустройстве выпускников.
На этом наша экскурсия заканчивается. Начальник участка отправляется руководить работой дневной смены, а мы прощаемся с Апсатским разрезом, живописными склонами и гулким ветром ущелий.