После пожара на городской свалке, который тушили почти сутки, сити-менеджер Читы Александр Сапожников заявил, что сотрудники мэрии, в том числе его заместители будут круглосуточно дежурить там, чтобы не допустить повторного возгорания. «Чита.Ру» проверило, как ведутся такие дежурства.
Ветер, которому в городе негде разгуляться, около Ивановки чувствует свободу — тащит миллионы цветных пакетиков, подвывает в проводах и загоняет в конуры местных собак. Картина так себе. На контрасте с непогодой сторожка кажется цитаделью тепла и уюта. Здесь потрескивает печка, телевизор бубнит что-то про Донбасс. Вахту несут двое — сторож «Забайкалспецтранса» и спасатель городского управления ГО и ЧС. Третьим в их смене будет начальник городской дежурной диспетчерской службы Василий Бородачёв, который приедет на ночь.
«Из управления каждый день отправляют кого-нибудь. Я дежурю тут первый раз. Не сказать, что сильно отличается от основной работы — там мы тоже дежурим посуточно. Почти то же самое — посмотрел телевизор, посмотрел на свалку вот и всё», - объясняет спасатель Виктор Сёмин.
Дежурным нужно осматривать территорию свалки. В такой ветреный день это делается чаще — возможное возгорание будет разрастаться быстрее. Но после ликвидации недавнего пожара новых очагов возгорания не было, как и попыток поджога, поэтому дежурство спокойное. На вопрос о том, насколько полезное, Сёмин коротко отвечает: «Начальству виднее». Если свалка вдруг загорится снова, он должен отзвониться в пожарную часть, в ЕДДС и отправить на место бульдозер.
Машинисты бульдозеров из Забайкаллесхоза коротают ночь в другой сторожке, поближе к технике. Их сюда перекинули ещё в начале пожара, и это вызывает недовольство. Один из бульдозеристов усмехается — вокруг Читы вон чего творится, а мы тут кукуем.
Мусор, впрочем, может разгореться в любой момент. Сторож, который работает тут около десяти лет, вспоминает, как весной Александр Осипов, побывав на горящей свалке, призвал больше такого не допускать. Однако после его слов случилось уже два пожара.
«Когда происходит пожар, получается воронка, её засыпают грунтом, но тление сохраняется — может и год, и два тлеть. Оттуда огонь и может вырваться. Но в основном поджигают, чтобы металлолом собирать — мусор выгорает, металл остаётся», — объясняет мужчина.
Кто это делает — большой вопрос. На свалке промышляют бомжи, построившие за её территорией свои землянки. Но бомжам устраивать пожары невыгодно — им здесь ещё жить, считает сторож. Он подозревает приезжих сборщиков металлолома.
Есть и другая версия — конкуренция, но от неё пахнет конспирологией. Дело в том, что свалку сейчас Забайкалспецтранс арендует у городской администрации. Для работы нового оператора по обращению с отходами — компании «Олерон+» — отведён небольшой участок, куда в настоящее время и вывозят мусор. Доказать, что-то в любом случае нельзя. Из-за банкротства «Забайкалспецтранса» тут наступили не лучшие времена — денег нет даже на зарплату работникам, не говоря об установке видеонаблюдения.
Такая в общем-то печальная ситуация, пожар на свалке моментально поднимает на уши город, которому не нравится дышать мусорным дымом. На тушение привлекается множество техники и людей, первые лица города и края вынуждены ездить туда днём и ночью. Всю эту суматоху Чите может подарить кучка людей ради копеечного заработка. И противостоять им не может никто.