В начале апреля Читу посетил известный московский блогер-урбанист Аркадий Гершман. Прогулками по КСК, Острову и Пожарке он завершал своё прибайкальское турне, за время которого побывал в Иркутске и Улан-Удэ. Впечатлениями от Читы и мнением о её проблемах накануне своего отъезда Гершман поделился с «Чита.Ру».
Гершман родился в 1993 году в Красноярске, с 2009-го живёт в Москве. Окончил юрфак Высшей школы экономики. Проходил обучение по программе «Дизайн городов» в Пенсильванском университете, по программе «Финансирование и спонсирование общественного транспорта» в Международном союзе общественного транспорта. В Московской высшей школе социальных и экономических наук обучался управлению городскими проектами. Занимается городским консалтингом.
Его блог «Город для людей» в «Живом Журнале» занимает 21-е место в Московском регионе, на его YouTube-канале более 64 тысяч подписчиков.
Улан-Удэ грязнее
- Я ожидал это увидеть, но как-то всё более или менее чисто. Все, с кем разговаривал, говорят, что за год поработали над этим. Если это так, то результат виден. По крайней мере сейчас я могу сказать, что Улан-Удэ, например, грязнее.
- По центральным улицам или в целом?
- В целом, в том числе в частном секторе – улица Январская (район Пожарки), например, Вокзальная та же (Остров). Это близко к центру, но сложно назвать центром. Так же в посёлке Текстильщиков.
Мусор отдельно есть, но что-то лёгкое, что, скорее всего, вынесло ветром с мусорных площадок. По мусорным площадкам видно, что здесь не совсем понимают, как сделать так, чтобы мусор из них не разлетался. Казалось бы, такая элементарная штука – просто возьмите баки с крышками. Они не стоят прям дорого, это не какая-то система подземного мусорохранения. Хотя и такие в России есть и применяют их города меньше, чем Чита.
В общем, не так грязно, как ожидал. Скорее, чисто, но есть с чем работать.
Огороды спасут КСК
- Конкретно посёлок Текстильщиков, он же КСК, как вам?
- Это довольно типичный спальный советский микрорайон. Понятное дело, когда его строили там была конкретная задача – вот фабрика, здесь будут жить люди. Но сейчас это уже не работает. Случился один небольшой сдвиг и всё нарушено, весь этот механизм – город-машина – даёт сбой. Теперь там просто дома среди песка и машин. И нужно приложить много усилий, чтобы как-то оживить это место, чтобы сделать его полноценным городским районом.
Самая большая беда там – открытый грунт. С этим надо бороться. Не каким-то капитальным благоустройством и не тем методом, как у нас часто любят делать – просто закатать всё в асфальт. Я бы на месте муниципалитета и самих жителей как-то договорился и начал делать общественные огороды. Не в плане того, чтобы там выращивать помидоры, хотя такое тоже допускается. А просто дать участки бабушкам-пенсионерам, просто жителям, чтобы они сами озеленяли эту территорию.
Уже сейчас видно, как люди с первых этажей берут участки и за ними следят. Не нужно обладать каким-то большим бюджетом, чтобы это делать. Но у места появляется хозяин, какая-то ответственность, и там за этим более или менее следят. А рядом этого уже нет.
Просто договоритесь, чтобы этот партизанинг расширился на весь двор, на остальные дворы вокруг. И бюджету не придётся особо тратиться, и место будет выглядеть качественно иначе.
Местечковость и карманы
- Что можете сказать по центру города?
- У вас очень хорошая планировка центра, неплохая связность в плане пешеходной среды. Но видно, что очень много карманов, которые были нарезаны весьма хаотично. И в целом, движение организовано по принципу: делаем здесь и сейчас, а что будет потом, плевать.
Не хватает какого-то стандарта и каких-то принципов по благоустройству улиц. Например, мы сначала делаем тротуар не меньше 5 метров, чтобы он был ровный, не было никаких ступенек, а потом идём дальше. Такого нет. Поэтому когда смотришь на улицы и тротуары, видна стихийность: здесь один начальник захотел карман, здесь другой начальник захотел забор, потом третий департамент решил поставить ларёк.
Эта местечковость в итоге выливается в то, что улицы плохо выглядят как общественные пространства, нарушаются принципы городской среды. В целом город выглядит неопрятно.
«Здесь каждый клочок отдают под рекламу»
— И, конечно, отдельная и очень большая проблема – то, что всё засрано рекламой. По-другому не могу сказать.
Её не просто много, здесь каждый клочок отдают под рекламу. Это отношение к городу как к рекламной жёлтой газете, которую можно просто взять и выкинуть, никуда не годится. Многие города России с этим сталкивались, но успешно это решили. Здесь не видно какого-либо стремления к этому.
Вывески, крупная реклама. Билборды — это формат просто недопустимый для плотной городской застройки.
Когда у вас три этажа дом, а два из них отданы под рекламу, ты дома не видишь. Это скотское отношение к архитектуре, городу и жителям. Даже в городах, где нет дизайн-кода, а таких городов всё ещё много, даже там не позволяют себе такое согласовывать. Это просто наплевательское отношение.
Понятно, сложилась такая среда, что весь бизнес думает, что это хорошо — раз все так делают, то и я буду. Такой стадный инстинкт работает всегда и везде. Рано или поздно, надеюсь, вам удастся понять, что можно делать рекламу аккуратнее, она будет работать, а город не будет вызывать раздражения.
У веб-дизайнеров есть термин «баннерная слепота» — когда ты пихаешь так много баннеров, что люди просто не воспринимают их. Наше подсознание все эти раздражители блокирует. С городом работает тот же самый механизм. Когда люди сталкиваются с таким количеством рекламы, они либо не воспринимают её, либо стараются обходить стороной — это не играет на руку бизнесу. Нужен человек, который это популярно донесёт до всех, покажет позитивные примеры других городов.
- Всё-таки Чита мусорная столица, но только в части рекламы?
- Да. Только за этот год я объехал городов 15 внутри России, в прошлом по несколько десятков каждый год — такого ужаса я не встречал очень давно. Самая большая беда в том, что людям начинает казаться, что это норма, но это не норма.
Скрытый дизайн-код — риск социального взрыва
- В Забайкалье есть проправительственный некоммерческий фонд, в который крупный добывающий и не только бизнес передаёт по 500-600 миллионов рублей в год в качестве пожертвований. За 25 миллионов рублей из этого фонда к октябрю 2019 года местный предприниматель Егор Пономаренко разработал дизайн-код для Читы. Работы по нему уже приняты, но его до сих пор никто не видел. Когда его покажут и будет ли он применяться, пока непонятно. Как вам такая ситуация?
- Подобная скрытность ни к чему хорошему не приводит. В Саратове была показательная история. Там администрации «Стрелка» сделала дизайн-код на одну улицу, они его быстро приняли без обсуждений и пошли к предпринимателям, сказали, чтобы через неделю была новая вывеска согласно документу. Их начали посылать, разразился большой скандал.
Разработать документ, возможно, даже самая лёгкая часть работы. Понять свой стиль, какие у вас есть параметры рекламы, какой тип застройки — это не очень сложно, если привлечь профессионалов. А вот объяснить, зачем это нужно, придумать механизмы, чтобы всё это внедрялось и эффективно работало — это уже намного более сложный уровень, далеко не все муниципалитеты с ним справляются.
Например, в каком-нибудь Краснодаре дизайн-код разрабатывает департамент архитектуры при мэрии. Без тендера, в штате есть люди, и им платят зарплату. Есть разные схемы, но здесь вопрос политической воли и заинтересованности бизнеса.
Судя по тому, что у вас был принят и не опубликован дизайн-код, очень возможно, что когда-то его решат ввести и получится социальный взрыв, когда бизнес скажет, вы что, охренели? У нас тут и так коронавирус, упали продажи, а вы ещё хотите, чтобы мы меняли вывески. В итоге опять ничего не будет работать. Такое в России бывало.
Есть хороший пример Ижевска. Там, когда разрабатывали дизайн-код с самого начала привлекали всех более-менее крупных предпринимателей, которым всё сразу объяснили и гарантировали переходный период на смену вывесок. Там проводили семинары, воркшопы для компаний, которые делают вывески. Конечно, так не получится, что вчера всё было плохо, а сегодня всё стало хорошо — это растянутый процесс, но зато все в курсе. Это пример умного планирования и внедрения реформы.
Кронавирус
- Понятное дело, что сейчас ещё нет зелени, но, наверное, визуально уже видно, какие проблемы у нас в городе с ней, если они есть?
- Прошлый главный архитектор порывался снести деревья ради карманов — успел?
- Частично. Где деревья не снесли, подпилили по уровень в 1,5-2 метра.
- Кронавирус (смеётся). Кронирование. У нас есть большая системная проблема с городами — нет садоводов. Поэтому что-то либо растёт, либо не растёт совсем. Никто не знает, как кронировать деревья и сколько их вообще. Нет ни базы, ни знаний, всё работает в выборочном режиме. На какое количество деревьев выделили деньги, столько и подрезали так, чтобы просто ничего не упало.
Такое кронирование — 1,5-2 метра — в принципе допускается, когда омолаживают дерево. С учётом того, что у нас 50 лет деревьями не занимались, действительно, настала пора, когда приходится массово так делать. Иногда это необходимо, но делать это можно аккуратно. Если у нас будут нормальные садоводы, то можно сохранять форму и обрезать только то, что действительно надо обрезать, а не то, что проще всего обрезать.
Этот вопрос нужно решать системно. Если мы посмотрим на мировой опыт, увидим, что у городов есть открытые базы данных по всей зелени. Вы тыкаете на улицу и вам показывает, сколько там деревьев, когда они были высажены, когда у них следующее обслуживание. Это нужно для того, чтобы чиновники могли правильно спланировать работы по озеленению, предусмотреть финансирование. Чтобы знать, сколько деревьев, изживших свой ресурс, на следующий год нужно заменить.
Когда же мы меняем деревья капитально на всей улице просто потому, что у нас выделили деньги ровно на эту улицу, то как правило там ничего не приживается — там нет ветрозащиты, нарушается микроклимат. Эта проблема не только Читы, но и многих городов России.
Ещё у вас нет разноуровневого озеленения. Есть газоны, есть кустарники, есть деревья — три уровня. Между ними могут быть ещё кустарники. В принципе, озеленение города можно подобрать так, что у вас каждый месяц будет что-то цвести, и городской ландшафт будет меняться.
Это всё и сложно, и просто сделать. Если позвать специалистов, они вам всё сделают и наладят правильное содержание — это просто сделать. Если не задаваться такой целью, то это невыполнимая задача. Тут Чите, скорее, надо пожелать удачи, быть умнее и пытаться делать разнообразное озеленение.
Заказчики для мэрии — жители
- Так сложилось, что во время смены советской власти на российскую большой кусок соснового леса на севере центральной части города оказался в составе земель населённого пункта, фактически в ведении местных властей. В том числе огромный участок выше улицы Коханского, где располагаются в основном медучреждения (показываю на карте).
Сейчас там готовится строительство большой краевой детской больницы с вертолётной площадкой. Решение уже принято, участок отведён, планируется вырубить более 800 сосен, но, по нашим опросам, большинство читинцев против вырубки. Власти же настаивают, что отказ от этого участка грозит срывом строительства больницы — другого участка нет, а в следующий раз денег просто не дадут.
- Здесь есть разные ответы. Чтобы не получалось проблемы здесь и сейчас, у города должна быть какая-то стратегия, какой-то мастер-план. Это набор принципов, которых мы придерживаемся при развитии города. Написанный абсолютно популярно, одобренный жителями. В нём должны быть прописаны правила игры. Например, что мы не растём вширь, что отдаём приоритет общественному транспорту, что, например, не уничтожаем леса.
Генплан — это уже более подробная карта для специалистов. Он плох тем, что его каждые год-полгода меняют. Поэтому там то долгосрочное, что закладывали разработчики, теряется, потому что каждый раз в рамках правок что-то уходит. Мастер-план — это такая Конституция на местном уровне, которая обозначает правила развития разных спектров города.
В принципе, когда мы говорим о каком-то городском развитии, важно вовлекать жителей. Потому что власти работают для жителей — они их заказчики. Что бывает, когда они этого не делают, можем посмотреть на примере Екатеринбурга в прошлом году (речь про протесты из-за строительства храма в сквере — А.З.). Понятно, что в Екатеринбурге очень высокая культура горожанина и им не нравится, когда на них плюют. Но когда глупые чиновники не понимают, что лучше потратить время на разговоры с жителями сначала, а не выслушивать критику потом, такое может случиться везде.
- У нас дело происходит не в центре. На улице, где находятся исключительно медучреждения, рядом нет жилого массива, никакого благоустройства.
- Значит, для большинства жителей этой территории не существует, потому что ею не пользуются. Поэтому, скорее всего, протестов особых там не будет и всё пройдёт спокойно. Хотя вырубку такого количества деревьев хорошим делом назвать сложно.
На эту ситуацию можно посмотреть и с точки зрения транспорта. Когда мы концентрируем всё в одном месте мы с одной стороны облегчаем себе задачу, с другой стороны — это очень тонкий лёд. Представьте, если мы распределяем объекты по всему городу, то в случае, если у нас одно закрывается, можно распределить нагрузку на остальные. Если у нас всё на одной улице, то условный порыв трубы — и все эти кареты скорой помощи никуда не доедут. Кроме того, всем этим врачам нужно как-то добираться сюда, а готов ли этот район к наплыву трафика?
На эту проблему можно посмотреть с разных точек зрения. Но всегда всё нужно обсуждать, а не пытаться закрыть свои задачи до конца года. Потому что такие быстрые с виду победы иногда выливаются в очень большие проблемы в будущем. Многие города с этим сталкивались, когда им давали деньги и требовали быстро их использовать — они что-то делали, а потом выяснялось, что этого делать совершенно ненужно было. Поэтому сначала думаем, а потом делаем, а не наоборот.
Подземный переход — глупость
- Одну из центральных улиц Читы — Новобульварную — планируют расширить с двух до четырёх полос. Так как там находятся несколько медучреждений и школ, а трафик станет больше, там планируют сделать два подземных перехода.
- Это полная глупость, раз вы позволяете себе тратить деньги на то, что не будет никогда работать. Ещё в середине прошлого века было доказано, что подземные переходы на пешеходных улицах — это абсолютная ересь. Что чем больше вы делаете полос и парковок для машин, тем больше машин вы получаете, и они забивают все ваши полосы и парковки.
С точки зрения транспорта или градостроительства расширение улиц и строительство таких подземных переходов — это большой удар по мобильности в городе. Это создание проблем для себя в будущем, потому что это всё придётся убирать.
Единственный активно используемый подземный переход в Чите — проход под железнодорожными путями и выход к поездам, используется на время реконструкции виадука.
Практически все города с этим сталкивались, в том числе в России. Сейчас эту практику повсеместно признают ошибкой. В Москве, если посмотрите на реконструкцию улицы было/стало, можно увидеть, что подземные переходы меняют на зебры. А вместо широких полос для машин там будут полосы для автобусов, трамвайные пути или просто тротуары с зеленью.
Умные города учитывают чужие ошибки, глупые совершают свои. Если ваши планы будут реализованы, то это будет глупым решением.
Очень простое правило — если где-то есть пробка, то нужно не расширять улицу, а делать маршрут общественного транспорта с выделенкой. Если улица исчерпала свою провозную способность, решать эту проблему можно интенсивно, можно экстенсивно. Умные города понимают, что на 3 метрах улицы проедет 900 машин или тысяча человек в час — и это предел полосы для машин. И они делают выделенную полосу и пускают там нормальные автобусы с нормальным расписанием, увеличивая провозную способность до 10-20 тысяч человек в час. Если пустить там трамваи, то провозная способность увеличится до 50 и даже 100 тысяч человек в час.
Можно, не уничтожая пешеходные связи, не уничтожая зелень, на том же самом пространстве перевозить большее количество людей. Но нужно считать не пропускную способность, а провозную. Это, кстати, намного дешевле.
Маршрутки — это сервис уровня Африки
- Видели наши маршрутки?
- Конечно. Их всё меньше и меньше в городах, но ещё где-то встречаются.
Маршрутки появляются в городах по двум причинам. Из-за нежелания властей заниматься вопросами транспорта и полного непонимания, как это делать. Мы будем согласовывать всё, что вы принесёте, только отстаньте от нас. Второе — это контроль очень больших серых масс денег. Где маршрутки, там уход от налогов, чёрный нал и заинтересованные лица. Либо и то и другое.
Обычный горожанин в целом проигрывает от этого, потому что это транспортный сервис уровня стран Африки. И если в нормальных условиях общественный транспорт конкурирует за человека с личным автомобилем, то в нашем случае маршрутки конкурируют друг с другом. Получается полный ад — проблема с безопасностью, проблема с доступностью, неадекватная ценовая политика. Первое желание человека после пользования маршруткой — купить машину и никогда больше не контактировать с ними.
Я очень надеюсь, что коронавирус убьёт маршрутки, потому что никто на них не будет ездить, а без человека они не выживут.
Ваша система отличается от транспортных систем большинства городов России, где с предпринимателями работают по брутто-контрактам. Город там — заказчик, через которого идут деньги. Перевозчик — просто исполнитель, которому гарантирован определённый адекватный фикс на протяжении продолжительного времени — лет 5. Перевозчик обязан выполнять все требования мэрии, в том числе по единому билету, курсированию по расписанию и остановкам, иначе его оштрафуют или с ним разорвут контракт. Такие системы выживут.
У нас они применяются, например, в Москве, во многих других городах. Свежий пример — в Твери буквально месяц назад полностью избавились от всех маршруток, запустили автобусы. Единственное — там пошли не очень правильным путём, сделав ставку не на большие автобусы, а на малые. На каких-то маршрутах есть даже микроавтобусы, но даже они соблюдают расписание и останавливаются на остановках. Там опять же единые билеты, есть абонементы. Если уж бедная Тверская область смогла себе позволить, то это показатель того, что и любой другой регион может, если будет желание.
- Наверное, какие-то выпадающие доходы в этой схеме всё равно есть?
- Нет. Они даже рекламу не могут размещать на борту. Область создала регламентирующий документ, который описывает всё, вплоть до внешнего вида водителя. Если соблюдаешь условия, ты получаешь деньги. Если нет, штрафные санкции или расторжение договора. А так как деньги хорошие и долгосрочное планирование, логично, что бизнес заинтересован в том, чтобы работать хорошо.
- Бизнес сам закупает автобусы?
- Сам, может в лизинг. Схемы есть.
- У нас региональные и городские власти панацею в борьбе с маршрутками и плохим сервисом видят в создании государственного автобусного управления и закупке под него автобусов. В 2019 году купили 41 автобус, в этом году купят ещё 31. Из купленных к марту смогли запустить только 16, потому что нет водителей, управление по-прежнему не создано. У нас такая логика.
- Не очень понятно, зачем создавать себе лишнюю работу. Создать предприятие, набирать штат — это сложно. Проще всё отдать в частные руки, создав нормальную контрактную систему. Возможно, это легче с точки зрения бюрократии, потому что тебе не нужно заключать с кем-то, можно со своими, а со своими как-то проще. Но это совершенно необязательное условие.
Если брать Москву, то там как раз такая система, что спокойно работает и Мосгортранс, и частные операторы. Также в каком-нибудь Красноярске. В Красноярске, кстати, в принципе маршруток не было никогда, потому что они в самом начале их не допустили.
- Глядя на наш город, что бы вы могли посоветовать или пожелать читинцам?
- Не стоит дожидаться каких-то ревизоров, нужно понять, что всё зависит от горожан. Если прекратить терпеть те же маршрутки или закрытые от населения решения и начать спрашивать с власти, ориентируясь на лучший опыт других регионов, то тогда начнутся системные изменения.