Забайкальский край огромен. В него входят четыре городских и два муниципальных округа, 42 городских и 315 сельских поселений. И чем меньше населённый пункт, тем сложнее обеспечить себе в нём более-менее нормальную жизнь. Если в Чите при наличии востребованной специальности это сделать ещё возможно, то в 315 сельских поселениях — почти нереально.
Колонка впервые опубликована в субъективном разборе событий недели от журналистов «Чита.Ру» 8 ноября.
Без работы и перспектив деревни постепенно умирают, сёла, пгт и небольшие города скукоживаются — люди постепенно уезжают и вымирают. Следом государство ужимает социальную инфраструктуру — закрывает школы и больницы, заменяя их в лучшем случае одной началкой и ФАПами или амбулаториями. Оставшиеся люди на местах, глядя на это и вспоминая былую жизнь, воют, требуют всё вернуть назад, угрожают протестами, как, например, в хилокском Харагуне. Но этот процесс уже не остановить.
Особенно чётко это становится понятно по тому, как наше государство относится не к этим общим проблемам небольших населённых пунктов, а к самым уникальным и самым зачастую критичным. Хотя они, бывает, в тысячу раз опаснее и проще в решении.
Встречаются такие уникальные проблемы и в Забайкалье. Об одной из самых сложных из них напомнил на неделе депутат Госдумы Николай Николаев, выпустивший фильм об экологических проблемах Балея. Вероятнее всего, и созданный год назад YouTube-канал, и этот фильм про забайкальский город — часть его избирательной кампании к предстоящим в 2021 году выборам в очередной созыв. Но какая разница, если поднята такая важная проблема и есть хотя бы призрачный шанс её решения?
Николаев в 40-минутном фильме рассказывает про то, как живёт город, построенный посреди заражённой радиацией промплощадки по добыче золота. Город, в котором радиактивно всё вокруг — вода, дома, воздух. Город, в котором вероятность того, что ребёнок не родится в принципе или родится, но с умственными отклонениями, в разы выше, чем в остальном крае. Город, про проблему которого уже давно никто не вспоминает даже на региональном уровне и даже перед выборами губернатора. СССР от него нужно было золото, России не нужно ничего.
Глядя на Балей, Харагун и сотни других сёл, посёлков и городков, понимаешь, что государству не нужны не только все они. Ему не нужно, в общем-то, и Забайкалье, за исключением месторождений востребованных сейчас полезных ископаемых. А Чита нужна лишь кучке чиновников, которые на месте осваивают федеральные деньги, не задумываясь масштабно о своём предназначении — делать жизнь людей лучше.