Всадник без головы

2020 год развеял последние иллюзии по поводу того, что из себя представляет избранная в сентябре 19-го года региональная власть.

2020 год во многом благодаря насыщенности информационной повестки развеял последние иллюзии по поводу того, что из себя представляет избранная в сентябре 19-го года региональная власть.

Колонка впервые опубликована в обзоре событий года от журналистов «Чита.Ру» 27 декабря.

Никому до сих пор совершенно неизвестный федеральный то ли чиновник, то ли менеджер из энергетики Александр Осипов получил должность губернатора Забайкальского края благодаря пользовавшимся неограниченными финансовыми и административными ресурсами политтехнологам, пройдя через серию неприятных и незабываемых скандалов. Однако ещё в 2019 году даже у скептиков могли быть сомнения по поводу того, кем является Осипов, и что его управление может дать региону.

Многие надеялись на то, что предвыборная риторика и осеннее головокружение от успеха сменится рабочей прагматичностью.

Что политтехнологи разъедутся, и им на смену придут сильные аппаратчики.

Что направленная на пиар кадровая политика сменится осмысленной работой по формированию команды, насыщению промежуточного управленческого звена профессионалами и созданию стимулов для привлечения и удержания в органах власти сильных исполнителей.

Что бестолковая и рыхлая структура региональной власти будет скорректирована и направлена на достижение всем понятных результатов.

Что вялотекущий придушенный элитный конфликт сменится на более-менее конструктивное взаимодействие на ломаной линии губернатор-правительство-заксобрание-партии-муниципалитеты-бизнес-ЛОМы.

Что, наконец, образ губернатора из плачущего с протянутой в сторону Москвы рукой рэпера сменится на сильного и уверенного в себе политика, который точно знает, где должен оказаться регион через 5-10 лет, готов ради этого работать и один, и два срока, умеет принимать решения в сложных ситуациях и не позволяет эмоциям брать верх над разумом.

Но надеждам этим сбыться не удалось. Пока в регионе был Сергей Нехаев, шаткая конструкция из образов, технологий и схем, заточенных на быстрые победы и лёгкие безопасные деньги, ещё держалась. Но как только в администрации губернатора сменился руководитель, всё рухнуло.

Отъезд архитектора существующей в регионе политической модели произошёл в один момент со стартом коронавирусных ограничений. Осипов мгновенно показал, что в сложных ситуациях действовать в одиночку не способен, и точно так же сразу стало понятно, что у губернатора в окружении нет людей, способных его контролировать и уж тем более направлять.

Четырёхдневный сухой закон, введение никому не нужной и в итоге не работавшей системы электронных пропусков, странности в администрировании хлынувших в регион коронавирусных денег, кадровая чехарда в ключевом на тот момент социальном блоке – весной казалось, что даже пиарщики Осипова не понимают, что со всем этим можно делать в публичном пространстве.

Летнюю передышку губернатор не использовал. Паника из моностационаров медленно расползалась по всей системе здравоохранения, структуру органов власти продолжили фаршировать на котлеты, гигантские федеральные деньги утопили регион в строительном хаосе, которому не было суждено закончиться до самого конца 2020 года.

Могло показаться, что Осипову просто не хватило полутора лет на то, чтобы выстроить стройную систему управления этими деньгами, а коронавирус позволял свалить всё на форс-мажор. Но основная проблема заключалась и заключается до сих пор в том, что Осипов и не строил никакой системы, и это совершенно всем уже очевидно.

Вся кадровая политика губернатора по непонятным никому причинам заточена на быструю дискретную ротацию людей почти на всех ключевых должностях. У Осипова постоянно меняются фавориты. В итоге никто просто не успевает сосредоточиться – не то, что заняться созиданием.

Осенью губернатор уже не пытался делать вид, что что-то контролирует. Вторая волна коронавируса застала региональное здравоохранение в виде набора отдельно функционирующих медучреждений. Регион фактически оказался заложником огромного пиар-симулякра, который всё лето с привлечением федеральных экспертов доказывал всем, что всё в порядке и, кажется, доказал это даже губернатору.

Весёлые праздники на центральных площадях Читы плавно перетекли в переполненные моностационары, а регион оказался в лидерах практически по всем показателям распространения коронавируса.

Губернатор уже не писал еженедельных успокоительных видеороликов с бесконечными сравнениями забайкальских успехов со среднероссийскими показателями. Система коллективной безответственности на всех уровнях власти стала единственной реальной подготовительной мерой к осенним пикам заболеваемости – высшие чиновники обезопасили себя от ответственности, с подачи губернатора свалив её на стрелочников в промежуточном управленческом звене.

Казалось, что Осипов вообще устранился от попыток обуздать вторую волну пандемии, и теперешние технические вставки в релизы про сражение с коронавирусом («благодаря мерам, предпринятым губернатором, удалось…», «…вся ситуация в круглосуточном режиме контролируется оперативным штабом под руководством Александра Осипова» и так далее) выглядят не то, что убого, а скорее – обречённо.

Всё это в течение года сопровождается десятками публичных скандалов. Практически неконтролируемая коррупция. Бесконечные непонятные отставки и ещё менее понятные назначения. Ночные совещания, после которых оскорблённые чиновники пишут заявления об оскорблениях от «Александра Михайловича» в СКР. Странный рейс «Ангары» в Чару, про который никак не может забыть и федеральный журналист Караулов, и сам Осипов. Сырой бюджет, который втаскивается в заксобрание буквально на флажке.

Плюс – задержки выплат бюджетникам в районах, которые буквально выбивают через СМИ и общественников. Плюс нарастающая активность политических соперников Осипова с призывами к его отставке. Плюс дискредитация института выборов. Плюс жуткие слухи и мифы вокруг самого губернатора, которые даже во времена никому непонятного Ильковского невозможно было даже выдумать.

В 2021 году политические усилия федерального центра будут направлены на избрание управляемой Госдумы, структура которой должна будет сохранить иллюзию сохранения базовых принципов парламентаризма. Политическое будущее Осипова во многом связано с этой кампанией.

Это или быстрая отставка в первой половине 2021 года – в этом варианте можно ничего не менять до появления очередного варяга или кого-то с крайне короткой скамейки из местных запасных. Или работа до 2022-2023 года. Или полный 5-летний срок с выборами в 2024 году.

Пока кажется, что и сам Осипов, и его федеральные кураторы буквально упираются ради того, чтобы решение за них в итоге приняли постоянно ухудшающиеся обстоятельства. Однако и второй, и третий варианты требуют хотя бы косметических корректировок. В 2020 году за просчёты в организации работы государственных институтов в регионе заплатили жизнями и свободой вполне конкретные люди.

Если ничего не менять, дальше будет только хуже.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления