Первая неделя после общероссийского локдауна запомнилась противостоянием общественников с QR-кодами и неожиданно мощным влиянием министерства экономического развития Забайкалья на все сферы жизни жителей края. А ещё на этой неделе закончились резервы у системы здравоохранения и оказалось, что скорая не приедет к человеку, если он болеет не тяжело.
Коронованное Забайкалье
Нерабочие дни, введённые президентом, завершились, а в Забайкалье закончился коечный фонд, точнее, его резерв. Исполняющая обязанности министра здравоохранения региона Оксана Немакина отметила, что надежда только на выписку. А если перепрофилировать ещё одну больницу в моностационар, то оказание экстренной медицинской помощи станет невозможным.
Последним резервом стал перинатальный центр Краевой клинической больницы, в котором 9 ноября открыли дополнительное моноотделение. Там развернули 130 коек для лечения пациентов с COVID-19, в том числе 30 реанимационных мест.
Немакина назвала единственным шансом для системы здравоохранения стабилизацию ситуации, когда возможно будет управлять тем коечным фондом, который есть сейчас: «Для пациентов средней степени тяжести лечение занимает в среднем 12 дней. Для более лёгкого течения болезни — 9–10 дней. Поэтому, когда мы открываем новый моностационар, например, перинатальный центр — в среднем он за двое суток заполнится полностью. То есть в течение 10 дней туда больше никто не попадёт».
Тяжёлую ситуацию с коечным фондом прокомментировала на оперштабе и вице-премьер правительства Забайкалья Инна Щеглова: «Один из самых таких сложных вопросов — оказание медпомощи во всех моностационарах. К сожалению, сейчас коечный фонд исчерпывается с каждым днём всё больше и больше, несмотря на выписку. Заполнение 98% мы имеем ежедневно. Это очень напряжённая ситуация».
Но напряжённая ситуация складывается не только с коечным фондом, но и с вызовом скорой помощи. Оксана Немакина рассказала, что скорая не приедет к пациенту, у которого температура 38 градусов и лёгкие признаки заболевания. Такой вызов отдадут в поликлинику, откуда к больному отправят доктора. Однако скорая точно приедет к пациенту, если его долго лихорадит с температурой 39 и выше, у него тяжёлая одышка и сильная слабость.
На станцию скорой помощи в Чите из-за роста заболеваемости коронавирусом даже вышел дежурить депутат Законодательного собрания Забайкалья, сосудистый хирург Алексей Саклаков.
В это неспокойное для медицины время удивили кришнаиты, которых задержали в центре Читы за нарушение антиковидных запретов — они пели и танцевали.
Родители детсадовцев под запретом
Пандемию ковида и связанные с ней ограничительные меры на этой неделе сполна прочувствовали на себе мамы и папы детей, которые посещают детсады. Родителям запретили заходить в детсады утром, когда они приводят ребёнка, и вечером, когда забирают. Такое решение принято согласно постановлению губернатора края Александра Осипова, действующему для предотвращения распространения коронавирусной инфекции на территории региона.
Чем руководствовался глава региона, понятно – дети начали тяжело переносить ковид, изменилась клиническая картина заболевания: больные коронавирусом дети стали попадать в реанимацию с поражением внутренних органов, чаще стали регистрировать такие симптомы, как рвота, диарея, сыпь, вялость, сонливость. А детская заболеваемость коронавирусом в октябре 2021 года в Забайкалье вообще достигла рекордного значения за всю историю пандемии.
Однако сам процесс администрации дошкольных учреждений организовывали сами, и неожиданно ответственность переложили на родителей, которые каким-то образом должны объяснить дошколёнку, что теперь он взрослый и самостоятельный, и «простимулировать самостоятельность утреннего расставания». Вот так пандемия понемногу лишает детства забайкальских детсадовцев.
На этой неделе с заботой о здоровье запретили несовершеннолетним и посещение кафе, ресторанов, фуд-кортов, кинотеатров, аттракционов, музеев, цирков и зоопарков. Министр экономического развития Забайкалья Александр Бардалеев предупредил, что и с родителями прийти в торговый центр не получится, хотя если он занят в основном продуктами, то можно. Розничные продуктовые сети ликуют!
Также сделали послабление для посещения детьми парикмахерских, расположенных не в торговых центрах. Сделать модную стрижку дети и подростки могут в сопровождении родителей или законных представителей.
QR-кодовая война
После нерабочей недели в крае открылись рестораны и кафе, но попасть в них можно только при предъявлении QR-кода о вакцинации. Это же условие касается крупных торговых центров.
Коды действуют также для посещения массовых мероприятий и предприятий сферы услуг: QR-коды, сертификаты о прививках от COVID, а также справки, подтверждающие перенесённое заболевание, необходимо предъявлять при посещении спортзалов, кинотеатров, музеев, концертных залов, зоопарков, театров, санаториев, гостиниц, маникюрных и массажных салонов, парикмахерских.
При этом торговых центров, чьи площади на 50% и более заняты продуктами питания, нововведение не коснулось. Минэконом объяснил это тем, что людям нужно покупать продукты: «Люди каждый день покупают хлеб, овощи и другие продукты, все категории населения ежедневно посещают продовольственные магазины. Поэтому введение QR-кодов для этой категории не рассматривалось и не рассматривается. Именно поэтому большие продуктовые торговые центры работают без QR-кодов. Это сделано для того, чтобы продукты питания были доступны всем, даже тем, у кого нет QR-кода».
Этот перекос в сторону продуктовых маркетов, в которых зачастую проходимость людей в десятки, а то и в сотни раз больше, чем в обычных торговых центрах, взволновал общественность, особенно если держать в уме родственные связи главы минэконома и хозяйки крупнейшей продуктовой сети края «Абсолют».
Тем интереснее, что в недавно открывшемся магазине этой сети минэконом внезапно выявил антиковидные нарушения: «Проверили только что открывшийся «Абсолют» на улице Советской. Нашли не одно, а сразу несколько «слабых мест». Кассир был без маски, запас дезсредств — недостаточный, отсутствовал контролёр на входе в торговый зал. Также покупатели нарушали дистанцию на кассе. Составлены материалы для дальнейшего направления в суд».
Хотя слабые места были уже на открытии этого магазина. Оголодавшее население Железнодорожного района не испугалось ничего и создало очереди в дверях супермаркета.
Очереди были и в МФЦ, которые не справлялись с потоком желающих получить QR-код.
За решение этой проблемы взялся вездесущий минэконом, к работе в центрах привлекли сотрудников банков. Ещё ведомство рекомендовало жителям края посещать МФЦ в часы с наименьшей нагрузкой с 10.00 до 12.00 и с 15.00 до 17.00
Вообще, общественная дискуссия про необходимость QR-кодов вышла на новый уровень — оперативный штаб по борьбе с распространением COVID-19 в России подтвердил разработку законопроектов о введении обязательной проверки QR-кодов в транспорте, а также для посещения кафе и магазинов.
Многие выступали за внедрение QR-кодов. Например, главный внештатный анестезиолог-реаниматолог минздрава Забайкалья Константин Шаповалов назвал внедрение кодов жизненной необходимостью для сохранения системы здравоохранения. А адвокат из Ангарска Вячеслав Иванец прокомментировал законность введения QR-кодов, подчеркнув, что это «удобная форма предъявления сертификата о вакцинации»
Кроме положительной оценки этой инициативы, есть и отрицательная реакция. Общественница, юрист Марина Савватеева 11 ноября направила коллективный иск в суд о признании незаконным постановления губернатора Забайкальского края Александра Осипова о вводе QR-кодов.
«Мы направили через «Почту России» коллективный иск о признании незаконным постановления губернатора Забайкалья Осипова о введении системы QR-кодов на территории Читы и других населённых пунктов. Более двух десятков человек поставили подпись под обращением, более трёх десятков людей дали свои данные, но не смогли подписаться в столь короткий срок. Мы запустили процедуру выяснения законности документа в суде. Я очень надеюсь, что Александр Михайлович лично придёт на заседание суда и объяснит свою позицию о том, как введение QR-кодов защитит забайкальцев от распространения коронавируса», — сказала Савватеева.
Ещё один общественник, бывший глава Могочинского района Дмитрий Плюхин обратился к министру экономического развития Александру Бардалееву с претензией на то, что проводимые ранее массовые мероприятия привели к введённым в регионе ограничениям.
«Ну что, Александр Бардалеев, вы весь год пропели-проплясали на массовых мероприятиях, а сейчас ввели эти полумеры? Конечно, в «Абсолют» вашей родственницы Шагдаровой можно и без QR-кода попасть. А остальные ТЦ почему не могут продать продукты, к примеру, мне? Я по веским причинам не привитый, но совершенно здоровый человек. У меня трое детей, которых надо кормить нормальными продуктами», — заявил Плюхин.
«Привоз» продолжает наращивать долги
Сумма исков от поставщиков на владельца сети супермаркетов «Забайкальский привозъ» Юрия Бажина выросла вдвое за 2 недели – до 62,4 миллиона рублей. Самая большая сумма иска у компании «Оптим», занимающейся торговлей мясными продуктами, – на 10 миллионов рублей. Кроме этого, иск на 8,9 миллиона рублей подала «Торговая компания Пеко», поставляющая разнообразные товары, иск на 5,5 миллиона рублей – предприниматель Александр Шведун, реализующий оптом мороженое и десерты. Также иск на 1 миллион рублей на Бажина подал регоператор «Олерон+». За последние две недели поставщики подали 17 новых исков на общую сумму 35,3 миллиона рублей.
А между тем странная схема появилась на сайте «Авито». Там 8 ноября появилось объявление о продаже долга Юрия Бажина на 9,6 миллиона рублей.
«ООО «Тайга» предлагает к приобретению просроченный долг ИП Бажина Ю.В. — дебиторскую задолженность в сумме 9,6 миллиона рублей. Цена уступки договорная», — говорится в объявлении.
А вот разместил объявление Сергей Панкрахин, который, согласно данным сервиса «Контур.Фокус», является участником или учредителем компании, директором же значится сам Юрий Бажин. При этом ООО «Тайга» никогда не подавало исков в адрес Юрия Бажина, согласно картотеке арбитражных дел.
На фоне долгого банкротства и закрытия «Привозов» приятной новостью стало открытие вакансий торговой сети «Пятёрочка» в Чите. Объявления об этом опубликованы на сайте компании.
Так что на смену свергнутому «Привозу» уже, видимо, идёт крупнейшая в России продуктовая розничная сеть.
Кадровая чехарда в правительстве продолжается
Правительство Забайкалья на этой неделе лишилось очередного министра. Под каток странной кадровой политики губернатора попала министр образования Наталья Бянкина. То, что очередной министр покинул свой пост в нестабильном правительстве Осипова, не удивляет уже, похоже, никого. Интересным кажется молчание власти, которая не могла ответить про статус министра в течение нескольких дней.
С конца прошлой недели источники ИА «Чита.Ру» начали сообщать, что Бянкина покинет свой пост. Сама она не подтверждала, но и не опровергала эту информацию, и вообще рекомендовала обращаться с этим вопросом к пресс-секретарю министерства Гэсэру Раднаеву, который говорил, что не обладает информацией об увольнении министра. Позже источники сообщили, что Бянкину уволил замгубернатора Забайкалья Александр Костенко. А в приёмной министерства ответили, что Наталья Бянкина не работает с 8 ноября. К 10 ноября уже появились первые претенденты на должность министра, а официальный комментарий всё никак не появлялся.
И вот 11 ноября минобразования региона подтвердило увольнение Бянкиной с поста министра. Комментарий пресс-службы ведомства заслуживает особого внимания: «Министерство подтверждает, что распоряжением заместителя губернатора Забайкальского края Александра Костенко с 9 ноября Наталья Бянкина была освобождена от занимаемой должности министра образования и науки края по собственной инициативе. В настоящее время исполняет обязанности руководителя краевого ведомства — Евгений Егоров».
О причинах такого решения остаётся только догадываться, пока даже после официального комментария понятнее ситуация не стала.
Мир не без хороших новостей
Эта неделя ознаменовалась не только проблемными новостями, были и приятные неожиданности. В Чите завершили реконструкцию Театральной площади. Больше полугода это пространство было закрыто, и вот, наконец-то, читинцы смогли оценить работы, на которые потратили больше 76 миллионов рублей.
А ещё, несмотря на аномально тёплый ноябрь, немного начал чувствоваться Новый год, когда администрация Читы анонсировала продажу новогодних ёлок с 15 декабря по 30 декабря.