Достоинства и недостатки нового Каштакского моста, а также причины разрушения старого описал министр строительства Забайкалья Ватагин 3 декабря в беседе с корреспондентом ИА «Чита.Ру».
Ошибки проектирования и нерациональное расходование средств отметил инженер-строитель с 52-летним стажем Виктор Гурулёв после открытия нового Каштакского моста.
«У людей вопросы вызывают сроки строительства. Старый мост рухнул в 2018-м, строить новый начали только в начале 2020-го. Мы торжественно потратили 1,5 года на разработку ПСД. Кто налажал? Мы налажали. Полгода потеряли, потому что первый проект получил отрицательное заключение экспертов. А получил он его, потому что подрядчик-сметчик должен был уложиться в сумму 300 миллионов рублей», — рассказал Дмитрий Ватагин.
По словам министра строительства, при разработке повторного проекта Каштакского моста до Александра Осипова довели недостаточность заложенной в бюджете суммы, и её увеличили до 460 миллионов рублей. Это позволило улучшить проект: вместо замены трёх опор на такие же по технологии естественного основания (Опора стоит на бетонной подушке, которая покоится прямо на дне реки.) мост полностью перестроили, использовав технологию опор на сваях (Опора воздвигается на заглублённых в грунт 16-метровых сваях.).
«Смету проверяли эксперты по федеральным расценкам, фактов хищения средств мы не заметили. Специалистов с необходимой государственной аккредитацией в Забайкалье действительно нет, мы привлекли эксперта из Благовещенска. Современные эксперты — это такие фрилансеры, рассеянные по всей России. Мы ещё работаем с Екатеринбургом, Москвой, привлекаем специалистов по необходимости», — поделился министр строительства.
Дмитрий Ватагин в своих объяснениях о причине обрушения старого Каштакского моста подтвердил выкладки инженера-строителя Виктора Гурулёва о том, что третью опору подмыло неравномерным сильным течением реки.
«Тут природные факторы виноваты, человеческие тоже, время. В 90-е годы экскаваторами выкапывали гравий по берегам реки, никто за этим не следил тогда. Дачники в кооперативах выше моста по течению своими силами укрепляли берег подручными средствами. Вроде делали благое дело, но это тоже влияло на русло реки, и течение стало неравномерным, подмыло грунт под опорой», — рассказал Дмитрий Ватагин.
Министр строительства подчеркнул, что при проектировании нового моста учли силу и направление течения реки, укрепили правый берег армированным бетоном. Также во время работ по текущему содержанию русла предполагается регулировать направление водного потока, что ещё больше повысит надёжность конструкции.
Для автомобильного движения новый Каштакский мост открыли 1 декабря 2021 года.
У «Чита.Ру» выходил большой текст об ошибках строительства старого моста и слабых местах проекта моста нового.
Каштакский мост через реку Чита рухнул в июле 2018-го. В ноябре 2018 года власти Забайкалья пообещали восстановить мост до 1 июня 2020-го, однако летом 2019 года проект не прошёл государственную экспертизу. С повторной госэкспертизы уже с положительным заключением проект вышел в декабре 2019 года. Победителем торгов стала компания «Фундамент».
Строить мост начали 20 марта 2020 года. Итоговая стоимость работ выросла в полтора раза — до 460 миллионов рублей.
C 16 октября до 1 ноября 2021 года временный мост в Каштаке открывали и закрывали по графику, с 1 ноября должны были начать его демонтаж, а к 30 ноября новый мост планировали открыть для автомобильного движения.