СЕЙЧАС +12°С

Мусорки, дороги, лёд и почему-то овечки. Разбор недели

В Чите, в отличие от России, бед явно не две.

Неделя отметилась эпидемией пожаров. Выгорел дом в Смоленке у семьи с четырьмя детьми. Сгорел приют «Рыжая Моська», погибли пять собак и два (или три) кота. Потом двухэтажный дом в Засопке. Ещё один двухэтажный дом — на Крестьянской улице. Кафе «Вдали от жён». Пожар в Борзинском районе, погибли женщина и ребёнок. События кроме пожаров обсудили журналисты «Чита.Ру».

1

Мария Буренкова: Куда девать мусор, который отказывается вывозить «Олерон+»?

В январе самосвал регионального мусорного оператора загорелся из-за того, что кто-то высыпал горячую золу в бак.

Я как житель Забайкалья уже 100 раз слышала, что «Олерон+» не включает в тариф вывоз веток, золы и строительного мусора. По поводу веток вопрос спорный, депутаты не раз приводили статьи из закона, обязывающие вывозить «отходы деревьев». Однако, как наглядно показал случай с загоревшейся машиной, угольная зола — реально опасная вещь.

Я знаю, что «Олерон» не обязан всё это вывозить, но что же мне делать с этим знанием дальше? Я опросила около десятка своих знакомых, в том числе других журналистов, никто не знает, куда выкидывать строймусор после ремонта.

Мне нужно нанимать свой грузовик и вывозить? А если у меня пара мешков? А если я и найму машину, мне самой ехать на свалку (кстати, где она?) А я имею право бросать там мусор, это законно? Бесплатно? А что делать с золой? Вряд ли я могу выбросить её в общую свалку, там же всё загорится.

Как я сама нагуглила, строительный мусор должна вывозить управляющая компания (УК). «Как правило, УК заключают договор с организацией, утилизирующей отходы. В таком случае останется только упаковать мусор, и специалисты отвезут отходы на полигон или мусороперерабатывающий завод», — пишет РБК.

Я что-то не припомню, чтобы УК Читы проводили с жителями ликбезы. Я обзвонила основные УК Читы («Служба заказчика», «Лидер», «Регион-5», «Кварта-Л», «Ингода») — никто этим не занимается и не помогает вывозить мусор. «Всё сами или нанимайте частников», — сказали мне буквально в каждой организации, кое-кто посоветовал спросить у регоператора. В «Олерон+» мне сказали, что они никак не связаны с вывозом строймусора, но уточнили, что можно приехать на полигон самостоятельно, где придётся заплатить в зависимости от объёма мусора.

Вопросов вал, никто не знает ответов. Итог очевиден, люди бросают всё в один бак — это неправильно, но винить их сложно. Я помню, как «Олерон» совместно с минприроды просили информационной поддержки (разъяснить гражданам, сколько и за что они платят). Сделать это нужно, безусловно, но как краевым властям идея рассказать всем, куда девать тот мусор, который запретили выбрасывать в бак?

Поделиться

2

Артём Стромилов: Дорожные знаки против привычек

Перекрёсток Горбунова - Засопочная (декабрь, 2021)

Перекрёсток Горбунова - Засопочная (декабрь, 2021)

Перекрёсток улиц Горбунова и Засопочной хоть и находится не в центре Читы, но очень оживлённый, как артерия, по которой горожане проскальзывают, например, в сторону улицы Магистральной или на Рахова. Поэтому смена схемы движения на этом участке дороги после ремонта заинтересовала многих. В рамках рубрики «Дураки и дороги» мы разобрались, почему вдруг односторонка стала двусторонкой. Всё подробно рассказали и показали. Кто-то из водителей прочитал и запомнил, кто-то просто проигнорировал, а кто-то и не читал вовсе.

Но для чего в принципе мы делали эту работу? Чтобы в первую очередь указать властям города и местному управлению ГИБДД, что новая схема движения на перекрёстке вызывает вопросы у автолюбителей, а значит, нужно сделать всё возможное, чтобы избавиться от кривотолков. Например, через установку знака «Движение по полосам», который однозначно бы указывал водителю — здесь теперь встречка, берегись! Особенно если учесть, что сплошная разделительная линия в этом месте «прожила» совсем недолго.

Нам тогда ответили, что поставить именно такой знак — невозможно, но стоит подождать дополнительную разметку и другой знак. А потом, бац, и вот оно долгожданное — «Движение по полосам».

Перекрёсток улиц Горбунова и Засопочной утром 13 января

Перекрёсток улиц Горбунова и Засопочной утром 13 января

После установки этого знака 13 января специально поехал посмотреть, помогло ли нововведение? Вроде бы да, но всё равно не в полной мере. Например, в одном из наблюдаемых случаев три автомобиля поворачивали налево с Горбунова на Засопочную со своей полосы, а четвёртый — со встречной, причём нагло вклиниваясь в поток тех, кто едет по правилам.

Что это — сила привычки? Возможно. Слишком уж много лет здесь была односторонка. А ещё что — кривая схема движения? Может быть. Логически объяснить себе, зачем в этом месте сделали встречную полосу, тогда как в паре метров отсюда есть удобный съезд на Горбунова, я до сих пор не могу. Но! Стоит принять новую схему как неизбежное, потому что сделали её на основании официально принятого городской властью Проекта организации дорожного движения Читы. Соответственно, остаётся соблюдать знаки, хочется этого или нет.

Потому что в противном случае те, кто продолжит ездить «по привычке» или в качестве протеста против новой схемы движения, рискуют попасть в ДТП и будут, конечно же, не правы. Надеюсь, уже скоро все автомобилисты, проезжающие перекрёсток Горбунова — Засопочная, это поймут. Ведь ещё более понятные знаки тут уже вряд ли кто-то поставит. И, кстати, согласно статье КоАП РФ 12.15, за выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, грозит штраф в 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Поделиться

3

«Редколлегия»: Чем опасна муниципальная реформа для Забайкалья?

В середине декабря в Госдуму был внесён законопроект о муниципальной реформе, которую предполагается проводить с 2023 по 2028 год. Фактически авторы реформы предлагают устранить городские и сельские поселения, а также советы депутатов на этом уровне местной власти, передав все полномочия на уровень муниципальных округов, которые будут созданы на базе нынешних муниципальных районов.

Блогер и журналист Владимир Свечников в очередном выпуске проекта «Редколлегия» беседует с редактором «Чита.Ру» Андреем Козловым о смысле законопроекта и его целесообразности. Собеседники уверены в том, что реализация новой реформы в многострадальном Забайкальском крае требует точечного подхода к каждому району, а попытка сделать везде одинаково может ускорить процесс опустынивания и без того не очень населённых территорий.

Поделиться

4

Дарья Кливенкова: Столетняя мостовая — не находка, а головная боль

Археологическая реликвия в идеальном мире должна быть триумфом. Победой человека над временем, позволяющей не просто взглянуть, а прикоснуться к прошлому. Жители Сретенска могли бы касаться такой находки подошвами истёртых ботинок каждый день — для этого нужно было бы прогуляться по площади 40-летия Победы. Там в середине 2021 года рабочие откопали, но разрушили каменную мостовую, которой было примерно 108 лет.

Согласитесь, если бы такую мостовую сохранили и вписали в реконструкцию площади, было бы чем гордиться. Работы тогда приостановили для того, чтобы дождаться мнения экспертов. Затем площадь пропала из моего поля зрения и появилась вновь в январе 2022 года, когда я нашла на сайте госзакупок контракт на её ремонт.

Я потратила несколько часов, чтобы изучить всю документацию и техническое задание по реконструкции площади — искала я экспертизу историков, культурологов или археологов. Я по глупости подумала, что новый контракт означает, что в старый внесли изменения из-за старинной находки. Оказалось, всё более прозаично — первый подрядчик, предприниматель Сукиасян Акоп Карленович, не справился с работой, и с ним разорвали контракт. Согласно документам, у него на стройке бастовали рабочие и срывались все сроки.

Но суть в том, что новый контракт будто бы ничего не знает о столетней мостовой (теперь я почти уверена, что он нисколько не отличается от первого контракта).

Для того чтобы узнать подробности, я позвонила врио главы Сретенска Евгению Киргизову. Он рассказал, что мостовую сохранять не собираются, потому что она не представляет исторической ценности — это камни, по которым неудобно ходить. По его словам, документов о том, что мостовая является объектом культурного наследия, тоже не существует, потому что экспертизу никто не проводил.

Откуда же появятся документы, если не проводить экспертизу, спросите вы? Вот я тоже не знаю.

Совсем про мостовую тоже забывать не хотят — власти Сретенска планируют выложить два небольших участка камнями с мостовой и написать, что так выглядела когда-то вся площадь. Правда, в контракте таких условий нет — их будут досогласовывать отдельно.

Всё бы ничего, но потом я поговорила с замруководителя Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края Владимиром Нестеренко. Он рассказал, что найденная мостовая — фрагмент вымощенной дороги длиной в 600 метров. И сохранившиеся её куски в 2022 году хотят признать объектом культурного наследия и сохранить.

То есть если бы экспертиза мостовой всё же состоялась, то её признали бы историческим объектом, который нужно охранять. А тогда пришлось бы сворачивать ремонт площади и переделывать проектно-сметную документацию (ПСД) и проект, разработанный «Сибирской лабораторией урбанистики» из Иркутска. Денег на это не было и нет, даже спрашивать никого не нужно. Чудо, что они на первую ПСД появились и дело дошло до ремонта.

Я думаю, найденной 100-летней мостовой никто не обрадовался. Мне кажется, все — от рабочих до чиновников — выругались и сплюнули. Если бы не сотрудник Нерчинского краеведческого музея Александр Литвинцев, который первым рассказал общественности об уничтожении старинного покрытия, мы бы могли вообще ничего не узнать.

Сейчас Александр Литвинцев говорит, что этой мостовой повезло в советское время — её не стали сносить под ноль, а покрыли асфальтом. По его словам, это большая редкость для того времени. Но ей не повезло сейчас — почему-то мостовую решили разобрать полностью. Не знаю, изменились ли правила укладки асфальта со времён СССР, но кажется логичным, что раз сделали один раз, тот можно было бы ещё раз закатать мостовую в асфальт и знать, что она там есть. Был бы шанс раскопать в будущем и восстановить. Теперь можно только развести руками и поискать камни у кого-нибудь во дворе.

Мне понятны причины, почему никто ничего не стал делать для мостовой на площади. Но мне обидно, что мы живём в таких скудных и стеснённых условиях, что вынуждены закрывать глаза на 100-летние находки.

Прости, милая мостовая, ты никому не нужна и не выгодна. Покойся с миром. А мы можем только посмотреть, на что мы тебя променяли. На выложенную плиткой площадь, на которой появятся амфитеатр с лестницей, освещение и подсветка, лавочки трёх видов, информационные стенды, навес, паркур-парк, комплекс для лазания, подвесной мостик, велопарковка, уличные тренажёры, сценическая площадка и ярмарочные павильоны.

И ещё на литые таблички из бронзового сплава на тротуаре.

Всё вроде бы важное и нужное для горожан, но для меня проект похож на месиво: «Мы поставим там всё, что изобрело человечество, потому что, если ставить что-то из этого в другом месте, нужен будет отдельный проект и другие деньги».

Может быть, я пессимист, когда речь идёт о реконструкции площадей. Мне до сих пор хочется плакать, проходя по Театральной площади в Чите. Но мне не нравится, как их делают. И тем более не нравится, когда ради этого нового и невыразительного стирают с лица земли что-то несущее ценность. Подождём конца 2022 года — тогда можно будет съездить в Сретенск и точно сказать, стоило ли оно того.

Поделиться

5

«Редколлегия»: Можно ли заменить уголь и дрова в печках Читы на газ?

Общественник, предприниматель и бывший чиновник Евгений Корнев много лет работает с темой газификации Забайкальского края. Он уверен, что до магистрального газоснабжения нужно провернуть огромную работу по газификации частных домов — чтобы у газового монополиста появился рынок сбыта.

Поделиться

6

Елена Раздобреева: Люди-пингвины и скользкие дороги Читы

Чита, утро буднего дня. На улице 27 градусов мороза, но люди не торопятся, идут вперевалочку, как пингвины, их бодрит холод, однако идти быстро страшно — можно упасть и превратиться уже в черепаху, нелепо раскинувшуюся на тротуаре. В городе безумно скользко, это знают все — и автомобилисты, и пешеходы. Последним немного сложнее, они вынуждены показывать чудеса равновесия на морозе.

К тому же после жалоб водителей скользкие дороги города кое-как, но всё же чистят. Пешеходов же который год не слышат, их будто не существует для властей Читы. Вот в эти новогодние праздники в травмпункт городской клинической больницы №1 обратились более 100 читинцев, пострадавших из-за падений на льду, в том числе шестеро детей. Как рассказал заведующий травмпунктом Алексей Шульгин, в основном преобладают ушибы, растяжения связок, в меньшем количестве переломы, а также вывихи.

Казалось бы, ну почистите уже тротуары, ведь вроде это совсем не сложно. Но оказалось, это почти неразрешимая задача, так как в Чите нет специальной техники для уборки тротуаров, что сильно осложняет очистку их ото льда и снега. Об этом рассказал директор Дорожно-мостового ремонтно-строительного управления (ДМРСУ) Алексей Котов.

«Последние 5–10 лет было мало снега, поэтому задачи уборки тротуаров не стояло и тротуароуборочная техника не покупалась. Сейчас используем строительную технику — на мини-погрузчики устанавливаем щётки, на тракторы «Беларусь». Никаких других инструментов у нас нет, кроме человеческих рук», — сказал Котов.

Это очень странное заявление, ведь около немалого количества домов и зданий тротуары чистят именно человеческими руками, то есть дворники берут элементарно инструменты и долбят лёд. А ДМРСУ почему-то считает это причиной, чтобы ничего не делать. В этом году не чистят ото льда даже площадь Ленина, тротуары которой любители зимних забав закатали практически до состояния зеркала.

Еще Котов отметил, что по предложению губернатора тротуароуборочные машины, возможно, приобретут для следующей зимы. В этот момент меня посетило ощутимое чувство дежавю, в прошлом году уже что-то такое обещали, а потом пришла весна, солнышко и тепло очистили пешеходные дороги, и тема со скользкими улицами забылась. Так что, видимо, тротуары и зебры будут ждать тёплой погоды, а пока наберитесь терпения, двуногие, и крепко держитесь на ногах.

Поделиться

7

Егор Захаров: Даёшь овец

Возвращение Сибирско-Дальневосточной выставки племенных овец и коз в Читу из Улан-Удэ не стало заметным событием. Да и вряд ли могло таким стать, потому что это мероприятие очень узкого формата. Но тем не менее остающееся важным.

Во-первых, выставка будет проходить в 19-й раз, что делает её практически традицией. Эту выставку можно поставить в один ряд с «Забайкальской осенью». Или… Или… Вы помните какое-то региональное мероприятие, которое проводится 20 лет?

Во-вторых, в крае почти не проходит таких выставок, где рядовому забайкальцу показали бы местную продукцию. Я говорю почти — потому что есть ярмарки, где торгуют едой, есть карнавальное шествие в День города и есть домики на площади Ленина, где что-то примерно такое показывали минувшим летом. Но уже нельзя продемонстрировать кирпич с силикатного, «Гуран» с 88 ЦАРЗ, шахтную машину из Дарасуна. Вопрос даже не в том, что это добро не всякому будет интересно. Нет этого ничего. А овцы пока ещё есть. Пусть не миллион, а куда более скромное поголовье, но всё же.

Сейчас выставка овец — самое приближенное к экономике края мероприятие. Чем оно отличается от разных форумов и конференций, где люди в пиджаках стоимостью в подержанный автомобиль рассуждают, как поднять экономику региона. Результат этих рассуждений описан в предыдущем абзаце.

На выставку же приезжают преимущественно мужчины с красными от солнца шеями и грубыми руками, которыми они любят и умеют работать. Их труд малопочётен и не очень-то высоко оплачивается, а желающих продолжать их дело с каждым годом всё меньше. Из уважения к труду этих людей выставку нужно продолжать. Потому что единственный в Забайкалье Герой Труда России — овцевод Далай Гунгаев и один из немногих Героев России — Бабу Доржо Михайлов — тоже был чабаном.

Ну и наконец выставка — это милота.

Поделиться

8

«Редколлегия»: Как Забайкалью готовиться к волне «омикрона»?

Доктор медицинских наук, проректор и профессор Читинской государственной медицинской академии, главный внештатный реаниматолог забайкальского минздрава и сопредседатель регионального отделения ОНФ Константин Шаповалов в очередном выпуске проекта «Редколлегия» призывает власти региона немедленно выработать комплекс мер по предупреждению тяжёлых последствий от очередной волны ковида.

Поделиться

9

Варвара Лебедева: Да вынесу я мусор, вынесу

Если вы женщина, а у вас дома есть мужчина, то вы явно участвовали вот в такой драме (или же вам очень повезло).
Ж: — Вынеси мусор, пожалуйста!

М: — Вынесу.

Мусор: *стоит*

Ж: — Ты мусор вынес?

М: — Ой, сейчас вынесу.

Мусор: *стоит и увеличивается*

Ж: — Ты же обещал вынести мусор!

М: — Да сказал же, вынесу!

Мусор: *не помещается в ведро, начинает захватывать пакеты*

Ж: — Мусор вынеси!

М: — Сейчас-сейчас.

Мусор: *начинает вонять и протекать*

Ж: — Мусор воняет уже!

М: — Уже выношу! *выставляет пакеты на балкон*

Весна: *наступает*

Мусор на балконе: *начинает вонять сквозь окно*

Ж: — ААААА *выносит сама*

Вероятно, мусор, который в бюрократическом народе принято высокорангово называть твёрдыми коммунальными отходами, умеет управлять сознанием людей. И заставляет их тормозить с его выносом и вывозом. Может, мусор даже хочет захватить планету. Этим можно было бы объяснить, почему мусоросортировочный завод в Чите уже восемь раз не смогли открыть и всё обещают: «Сейчас-сейчас».

Ещё нам обещали красивые модные баки для сортировки мусора. Их даже закупили и передали в администрацию — 1 500 синих под бумагу, 1 380 оранжевых под пластик. Я их очень жду, потому что я замороченный на экологии человек. Меня даже не смущает, что за мои деньги бумага из Читы поедет перерабатываться за 4,4 тысячи километров — в Челябинск. Ещё чуть дальше предстоит путешествие картону — в Учалы, Башкортостан, за 4,6 тысячи километров от Читы.

Больше всего повезёт пластику, его примут в Ангарске Иркутской области — всего-то тысяча километров. Бедному Ангарску с его экологией уже ничего не страшно, читинский пластик погоды не сделает.

Так вот, я жду. Пока стильные-модные-молодёжные мусорки не поставили, потому что не заработал мусоросортировочный завод — увозить некуда. Завод обещают вот-вот, но когда точно — непонятно.

Говорят, уже и красивые новые грузовики для вывоза именно сортированного вторсырья закупили, они стоят наготове. Но мне прямо интересно, какие отговорки и проблемы возникнут, когда всё наконец-таки заработает.

У нашего мусорного оператора большой опыт отговорок. Например, когда помойку перенесли с одного места на другое, можно её не вывозить чуть не две недели, потому что «управляющая компания не обеспечила подъезд, грузовик не может проехать». Я знаю это место, там при желании можно было подъехать с любой стороны.

Почему-то приехать и вывезти всё смогли только после того, как я звонила в «Олерон» и разогнала всех.

К тому же у меня во дворе с намного более неудобным доступом к мусорным бакам их вывозят более-менее равномерно.

Так что ждём. Того, как грузовики для вывоза сортированной бумаги и пластика станут ломаться. Того, как объёмы вываливаемого будут превышать возможности вывоза. Того, как завод не будет справляться первое время.

Однако я всё равно с оптимизмом жду. Может, и правда когда-нибудь кто-нибудь вынесет мусор из Читы.

Поделиться

Редакция «Чита.Ру»