Город Стесняюсь спросить Как понять, что ты алкоголик и нужна помощь психиатра?

Как понять, что ты алкоголик и нужна помощь психиатра?

Психиатр-нарколог рассказал, какие «звоночки» у алкоголизма, что делать с мужем-пьяницей и почему женский алкоголизм страшен.

Поход к психиатру, и уж тем более к наркологу, всегда пугает. «Да ну, нет у меня проблем. И выпиваю я не так часто. Ну настроения нет, и что? Со всеми бывает». Такие отговорки люди придумывают сами, то ли от боязни сходить к специалисту, то ли от незнания, что с тревожностями, паническими атаками, зависимостями и психическими расстройствами можно жить счастливо. Так почему не стыдно ходить к психиатру? Рассказал врач-нарколог, психиатр Рафик Гасанов.

Человек — единственное существо на планете, которое научилось от яда получать удовольствие

— Как понять, что ты алкоголик и нужно идти к врачу?

— Хочется сразу отметить: если вы думаете, что идти нужно к врачу тогда, когда вы лежите под забором и от вас отказалась семья, то это уже последняя стадия алкоголизма и социальная деградация. Нужно обращаться к доктору тогда, когда появляются мысли: «Я не умею в норме пить».

Алкоголь — это яд. Давайте вспомним, чем медсестра обрабатывает кожу перед инъекцией? Спиртом. Почему? Потому что это яд.

Человек — единственное существо на планете, которое научилось от яда получать удовольствие.

— Допустим, человек понял, что не умеет в норме пить. Когда начинаются проблемы?

— Проблемы начинаются тогда, когда вы видите, что, собираясь выпить стаканчик пива с друзьями, вы зачем-то собрались и пошли за бутылкой. Появилась жажда наращивания дозы.

Второе — начал опохмеляться. Сначала это безобидно, а потом какая-то подружка или друг приходит к тебе с утра с бутылочкой пива, и ты этому рад. Но ведь раньше тебе было противно от этого, даже мыслей не было об алкоголе с утра.

Третье — человек меняется в поведении. В обычном опьянении люди тоже могут попеть, потанцевать, но это не выходит за рамки патологического.

Но если человек начинает меняться биполярно, в обычной ситуации — добрый, в опьянении — злой, обычно — верный муж, пьяный — с девочками в сауне, в обычной ситуации — законопослушный гражданин, пьяный — садится за руль, обычно — ботаник, пьяный — голышом танцует на столе или напал на девочку с ножом. Всё, ты своё выпил. Дальше — под забор или не пить.

— Всё-таки есть какая-то норма употребления алкоголя?

— Сколько можно в норме пить? Нисколько. Сколько можно колоть героина? Нисколько. Сколько можно употреблять яда в день? Нисколько.

— Что эффективно в лечении алкоголиков?

— Самое основное в лечении — диагностика. Всё, что мы делаем потом, будь это кодировки, терапии, собрания анонимных алкоголиков, — это погоня за последствиями. Человек не рождается алкоголиком, он начинает пить из-за чего-то.

Причины есть разные — ситуационные, поведенческие, генетические, но их тоже нужно выявить. Выявляя причину, мы можем её убрать и избавиться от алкоголизма.

Второй этап лечения — подбор адекватной терапии, которая может быть многокомпонентной и однокомпонентной. Хоть таблетки, хоть уколы, хоть гипноз. Каждому человеку нужно подбирать индивидуальную терапию, находить причину зависимости, только тогда лечение будет эффективным.

— То есть генетически алкоголизм может передаваться?

В 95% случаев. Но это больше предрасположенность, которая может проявиться, а может нет. Как сахарный диабет, например.

Это работает не так, мол, ты схватился за бутылку и с 5 лет уже пьёшь. Что может повлиять — предрасположенность, поведенческие факторы и то, как решаются проблемы в семье: спокойно или с драками и криками.

Кодирование — реально работает или это всё плацебо?

— Почему после кодирования некоторые идут пить на следующий день?

— В кодировании очень важен первый этап — подготовление. Докторов много, пациентов ещё больше. Методики по пальцам можно посчитать — их всего 4-5 в нашем городе — гипноз, укол лекарства, иглоукалывание и токи в голову. Есть и другие разновидности, конечно.

Возникает вопрос — если методик всего 4, специалистов не так много, а пациентов много, то почему пациенты у одного доктора не пьют подолгу, а у другого — срываются через полдня. В чём ошибка — в методике, докторе или пациенте? Естественно, методику мы отсекаем — скальпель для хирурга везде одинаковый.

Дальше — проблема в пациенте. И это правда. Пациент не выявлен, диагностику не провели, непонятно, что лечить. Есть несколько состояний, когда алкоголь является причиной каких-то патологических процессов.

Например, может человек пить при депрессии? Да. При тревоге? Да. При шизофрении? Ну естественно. Так зачем лечить алкоголизм, если причина того, что человек выпивает — депрессия?

Может ли у алкоголика развиться депрессия или тревога? Естественно. Некоторые специалисты этого не понимают. Проблема в пациенте — лечат не тех.

А может быть проблема в докторе? Конечно. Доктору нужно каким-то образом войти в ту область, где человек болеет, — в бессознательное — не все доктора умеют это делать. Поэтому терапия может не помогать. Я считаю всех докторов профессионалами, конечно. Но не все могут лечить так, как лечат некоторые. И я не про себя. Просто нужно уметь найти проблему.

— Есть ли какие-то противопоказания?

1 из 2

— У всех методик свои противопоказания — их около 50. Доктор на приёме всё расскажет пациентам индивидуально, не стоит переживать. Обычно это заболевания печени, циррозы, стадии обострения психических заболеваний и расстройств.

От мужей-алкоголиков нужно бежать! Или нет?

— Что делать женщинам с мужьями-зависимыми?

— «Он хороший, меня целует, цветы дарит. Но напьется — другой человек». Алкоголиков лечить трудно, потому что происходит расщепление личности, у женщин становится два мужа. Это своеобразное биполярное расстройство.

Что делать? Обычно оба виноваты в создании трудностей. Сколько раз пьяница обещает не пить, столько она обещает его бросить и уйти. В итоге она просто тренирует его своими угрозами.

Какой у алкозависимых дежурный вопрос? «Что я плохого сделал?» И они не понимают. Есть не только мужское слово, но и женское. Собралась уходить? Ну уйди ты на два месяца, дай ему вдоволь покувыркаться, это проблема второй личности и бессознательного. Не говори, если ты не хочешь уходить.

— Так нужно его бросить?

Стоит ли бросать пьяницу? Конечно. Стоит ли жить с пьяницей? Конечно. Вот, двояко. Нужно поставить условие — либо я, либо водка. Поставить условие серьёзно и не пить всю жизнь.

Алкоголики, как правило, хорошие мужья, отцы, но если они не пьют. А вот если будут издеваться над семьёй, то нужно уходить. Дать один-два шанса и всё.

Когда жена уходит, обычно муж появляется на пороге с цветами: «Прости, я всё осознал». А что ты все 10 лет-то не осознавал? Потому что вы у него были второй мамой, зачем ему бросать пить. У него же всё хорошо, это у вас плохо. Поэтому нужно приходить ко мне. Ведь мы работаем не только с пьющими людьми, но и с их женами, родителями.

Женский алкоголизм: как влияет на репродуктивную функцию

— Почему женский алкоголизм проходит тяжелее?

— Алкоголизм одинаковый, что женский, что мужской. Только проявление женского алкоголизма немного другие. На женщину в нашем обществе возложено несколько больше.

Женщины совсем недавно начали участвовать в боях без правил, сквернословить, курить и пить, как мужчины. Организм-то не предусмотрен под это эволюционно. Поэтому ситуация тяжелее.

Пьющий мужчина выглядит плохо, конечно. Но, может, можно списать на то, что он не выспался или устал. Пьющую женщину видно сразу, кожа к этому не приспособлена, сразу много воды в организме задерживается, гормональный сбой идёт максимальный.

1 из 3

— А какой вред алкоголь наносит женскому организму?

— Понятно, что большой. Ладно, кожа не очень выглядит, но нарушается репродуктивная функция.

Когда пьет мужчина — не то же самое, что пьет женщина. Есть половые клетки — сперматозоиды и яйцеклетка. Спирт — яд, который проникает в любые клетки. Отравляет всё. Половые клетки уничтожаются наравне со всем телом. До зачатия ребёнка мужчина, например, не должен пить полгода. Потому что проходит процесс обновления сперматозоидов. А что с яйцеклеткой? Они закладываются у девочки с рождения. Положено ей 10 тысяч штук — они и будут. Новых не появится. Если на каком-то этапе женщина отравит яйцеклетку спиртом, то, возможно, оплодотворится эта травмированная яйцеклетка.

Наркотики: один раз попробовал — наркоман

— А как с наркотиками? Один раз попробовал и всё — наркоман?

— Если человек может попробовать алкоголь 2-3 раза и не стать алкоголиком, то современные наркотики не дают шанса «слезть». После первой затяжки или укола человек полностью перестраивает свою дофаминовую и серотониновую системы, он начинает жить для наркотиков. На любом этапе развития личности оттуда не вылезти.

— Есть ли вообще смысл в реабилитационных центрах?

— Конечно. Есть два вида лечения в зависимости от личности пациента. Есть психостеники, тревожники, паранойики. Они боятся всего. У них процесс алкоголизации проходит по-особенному, они пьют из-за чего-то. Таких людей легче и правильнее лечить амбулаторно, ведь они пришли к алкоголю через образ жизни. В клинике они будут жить хорошо, комфортно, а выйдя в свой обычный мир — опять закроются. Лучше помогать амбулаторно. После этого человек идет домой под наблюдение врача и лечится под контролем специалиста.

Что делать с другими личностями — истероидами, эпилептоидными и шизоидами? Истероид на все выражения «пить нельзя» пойдёт и напьется, ему нужна публика, он театральный, ему нужно демонстративно упасть и дрыгаться. Эпилептоид злой и агрессивный. Шизоид просто вас не услышит. У этих людей алкоголь стал частью их жизни, потому что им нравится пить. Как с ними быть? Доктора идут иногда неверным путём, когда начинают пугать людей, что кодировка — смерть. Сейчас такого не бывает, очень редко, и вряд ли от кодировки.

Но если вы хоть раз скажете эпилептоиду, что ты выпьешь и умрешь, он начнет пить специально, поймет, что не умер. У вас будут большие проблемы. Он придет и скажет: «Это почему я не умер?» Для этого и существует круглосуточная реабилитация под наблюдением.

При этом в нашей клинике вы не увидите много людей. Обычно люди боятся психиатрических клиник, но это того не стоит. Там вы не увидите людей в смирительных рубашках. Нам важно разобраться в проблеме человека и помочь ему справиться.

Бросить курить — реально?

— Как можно справиться с зависимостью от никотина?

— Никотиновая зависимость — тоже наркотическая. Ей занимаются наркологи и психиатры, но только с разных сторон.

Наркологические методы обычно менее действенные, ведь наркологи никотин замещают пластырями, таблетками, чем-то ещё. Ничего более продуктивного наркология пока предложить не может.

Психиатрия — что-то фундаментальное. Психиатры могут многое предложить пациенту. Обычно от такой терапии есть эффект, если человек соблюдает рекомендации.

— Реально ли бороться с зависимостью самому?

— Конечно. Человеческая личность способна на многое, силой мысли человек может делать многое. Но не нужно забывать про медицину — нужно работать со специалистами. Но если вы решили что-то бросить, то не стоит заниматься самообманом. Не нужно ездить к нам на капельницы, выходить из клиники и начинать пить алкоголь.

На первом этапе зависимости всегда нужно попробовать бросить самому. Прийти и проконсультироваться — да. Но я всегда говорю, попробуйте сначала сами, а потом придёте лечиться, если не получится. Есть люди, которым важно бросить самим.

Алкогольная болезнь — хроническое заболевание. От алкоголизма излечиться невозможно, потому что это сам ты. Проходить терапию нужно, кодироваться нужно один раз, тогда это идеальное лечение. Если несколько раз, то это крах. Нужно отказываться от алкоголя на всю жизнь.

Может, я псих?

— Как выбрать к кому пойти — к психологу, психотерапевту или психиатру?

— А как душа лежит. Есть такое понятие в медицине — комплайнс — симпатия. Симпатия к доктору, его поведению, общению и отношению. Главное, чтобы вы понимали с врачом друг друга. Но вы должны ставить задачи терапии. Бесконечное бла-бла за деньги не работает. Когда-то наше желание лечиться перевесит кошелёк.

Запрос на терапию значит: «Доктор, меня тянет пить. Вы можете у меня убрать тягу? Я хочу отвращение к алкоголю». Это всё можно достигнуть.

— Зачем вообще идти к психотерапевту?

— Дальше может быть хуже. Организм говорит, мол, хозяин, я сам не справляюсь. Избавиться от психиатрических патологий невозможно, но можно их «загнать в угол бессознательного» и спокойно жить. Можно устроить онлайн-приём, если страшно приходить в кабинет к доктору. Может, у вас и нет ничего, может, у вас так проявляются особенности личности. С доктором поговорить нужно, при этом разговор должен быть ответственным, честным, не скрывая ничего.

Я думаю о суициде. Что делать?

— Депрессия — лёгкая грусть или всё-таки диагноз?

— Это болезнь настроения. Основные признаки — угнетённое настроение, подавленность, когда небо серое над головой, когда жизни не радуешься, когда нет тяги к сексу. Основной признак депрессии, когда утром ты себя чувствуешь хуже, чем вечером.

— Чувствовать себя несчастным на протяжении какого-то времени — нормально? И что вообще такое счастье?

— Счастье — это удовольствие. Удовольствие от себя, от окружения, от своей жизни. Испытывать несчастье — нормально, это значит стрессовать. Стрессы бывают острые и хронические.

Вот острый стресс даже полезен для организма, да и избежать стресса навсегда невозможно. Это защита от какой-то опасности, несчастья. А вот другое дело — хронический стресс, который выбивает человека из колеи, когда мысли и действия не подчиняются человеку. На этой стадии, кстати, может появиться алкоголь. Хроническое несчастье — плохо, в это время увеличивается количество гормона стресса, который разрушает изнутри.

1 из 2

— Что делать, если появляются мысли о суициде?

— Нужно срочно бежать к врачу — к государственному или частному. Мысли тоже разные бывают, конечно. Бывает навязчивость, мол, наверное, я что-то с собой сделаю. Подготовка — я точно с собой что-то сделаю, и обдумывание сценария, как он думает о конкретных действиях. Тут других вариантов нет, надо к врачу. Потому что тяга к жизни — базовый инстинкт. Это как фундамент. Что делать, если фундамент треснул? Сносить всё и заново строить новый. Вот суицидальные мысли — трещина.

Какая причина психических расстройств?

— Что может привести к психическому расстройству?

— Стрессы. Психические расстройства бывают трёх уровней — невротический, психопатический и психотический. Невротический — неврозы, тревожности, фобии, истерии, навязчивости и прочее. Психотический — расстройства личности. Психопатический — психозы, шизофрения и прочее. Причина всему этому, как правило, стрессы, наследственность.

— Какие могут быть последствия, если запустить все эти состояния?

— От тревоги не умирают, она проходит так или иначе. Шизофрения — на всю жизнь, она усложняет жизнь и особенно в острые периоды. А если деменция, то может быть смерть. Эпилепсия — ничего хорошего. Ну к чему может привести? Откажет мозг? Нет. А вот то, что человек жизнь суицидом покончит, то может быть и да. Надоест ему всё. От этого не умирают, но люди не могут держаться сами.

— С какими проблемами люди чаще всего приходят?

— В основном с невротическими проблемами — с тревожностями, фобиями, истериями, с эпилепсией. С шизофренией практически не приходят, с тяжелыми суицидами. Мы направляем в Кандинского, потому что там нужна специальная палата и наблюдение. По наркологии приходят со всем спектром, начиная от табака и заканчивая тяжёлыми наркотиками. Психотерапия — маленькая психиатрия.

— Что делать с тревожностями и паническими атаками, если они застали в неподходящий момент?

— Нужно научить себя техникам переключения внимания. Основная беда тревожника — зацикленность на тревоге. Бояться не нужно, достаточно думать, что ты от этого не умрешь. С паническими атаками можно переключать внимание при помощи разговора со своим врачом или попробовать физические методы — взяться за что-то холодное, принять холодный душ, потрогать что-то мягкое, дышать нужно редко и глубоко. А в промежутках между атаками — медитации делать. Когда эмоции накопились, то это плохо сказывается на организме.

— А вы работаете с кошмарами?

— Конечно. Тут могут быть разные источники проблем, если никакой патологии нет, то мы начинаем копаться и искать источник стресса, травмы из детства. Кошмары и сны — чистый психоанализ. Это бессознательное. Мы делаем удивительные штуки, которые на первый взгляд выглядят как лаборатория сумасшедшего. Сны человека — ключ к его бессознательному, там сидят все его барьеры, тонкости поведения и прочее.

Мы много исследуем снов и детских травм у нас в клинике. Мы записываем, что человеку снилось, почему так происходит. Поэтому у нас контакт в клинике 24/7. Это сложно, но так можно помочь.

У меня проблемы. Или нет?

— Как понять, что у тебя проблемы, и не бояться прийти к врачу?

— Это сложно. Как понять, что проблемы — ты не получаешь удовольствия от жизни, ведёшь себя неадекватно, тебя критикуют, отворачиваются друзья, стал злой и агрессивный, потерял аппетит, сон, базовые потребности.

Вообще, у людей обычно страх перед государственными учреждениями, якобы там ставят на учёт. Но ведь есть альтернативные варианты, те же частные организации. Сейчас есть целая клиника. К нам можно прийти анонимно.

— Когда у человека есть какие-то проблемы, стоит ли говорить кому-то?

— Просить помощи можно у любого человека, если у тебя паническая атака или ещё что-то. Суицидальные мысли — тоже говорить. Возникли голоса, и вы понимаете, что это не просто — безусловно сказать, лучше своему доктору. С любыми проблемами нужно просить помощи.

Конечно, у людей может быть разная реакция. А вот им — людям, у которых просят помощи — нужно сохранять спокойствие, а не впадать в панику.

Нужно лечиться у своего доктора

— Прочитала у вас на сайте, что вы берете не всех пациентов. Какие требования?

— Да, но требования простые. Если это пациенты на кодирование, то основное требование — желание лечиться, остальное мы всё сами делаем, контролируем процесс кодирования и, конечно же, правильно выходим из кодировки, чтобы снова не вляпаться в болото зависимости. Есть одно но. В последнее время очень много некачественного лечения.

Мой подход – уникальный. Я не просто ставлю какие-то уколы от алкоголизма и зависимостей, я веду пациента от начала и до конца, комплексно помогая справиться с зависимостью. Пациенты естественно ищут, где дешевле. Осуждать их за это нельзя. Кто-то попадается на эти уловки. Я здесь ничего сделать не могу. У каждого доктора естественно есть печальный опыт работы с пациентами. Хотелось бы пожелать всем врачам процветания и успеха.

— Моя подруга хочет похудеть. Поможет ли ей психиатрия?

— У нас большая работа с женщинами, здоровыми телесно, но с избытком веса. Это бич стрессового общества. Есть наработанные программы именно для импульсивного нервного переедания и анорексии.

— У нас получается одна частная психиатрическая клиника стационарного типа в Забайкалье?

— Да. Это мы. Очень тяжело было получить лицензию. Нужно было выдержать 100 метров зону отдаления от жилых помещений и строений. Поэтому мы решили построить за городом, как и требует СанПиН. Но у нас получилось. И теперь мы можем смело предложить пациентам анонимный стационар с мощностью полноценной психиатрической лечебницы.

Узнать о клинике больше можно на сайте.

1 из 8

Лицензия №ЛО 75-01-001718 от 01.10.2020.

Лицензия ЛО 75-01-0001686

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления