Утром 11 октября на улице Анохина в районе Бутина и Ленинградской можно заметить суетящихся рабочих. Группка одних занимается монтажом бордюрных камней, команда других — у здания читинского отделения Центробанка — катком ровняет кучки крупного щебня, доставившие немало хлопот водителям в последние дни. Специально для рубрики «Дураки и дороги» мы вдумчиво и без эмоций разобрались, как сразу несколько кварталов одной из центральных улиц города превратились в трассу для ралли, кто в этом виноват и когда всё это исправят.
В рубрике «Дураки и дороги» мы рассказываем о проблемных и спорных местах на дорогах забайкальской столицы — о болевых точках, которые волнуют многих автолюбителей города.
«Оказались без вины виноватые»
Ремонт улицы Анохина на отрезке от Баргузинской до Кастринской в 2022 году в числе почти двух десятков улиц Читы вошел в нацпроект «Безопасные качественные дороги» (БКД). Контракт за 111,7 миллиона рублей забрала омская компания «Стройсервис». О том, какие еще улицы ремонтируют в этом году, кто этим занимается и за какие деньги, можно прочитать тут.
По словам руководителя муниципального учреждения «Городские дороги» Лилии Кучиной (ее организация выступает заказчиком ремонтов в Чите), с подрядчиком удалось договориться о том, что хоть контракт и рассчитан на 2 года, но большую часть работ «Стройсервис» выполнит до конца 2022-го. Заодно условились и с ТГК-14, чтобы те на Анохина заблаговременно отремонтировали теплосети, а не вскрывали потом новый асфальт. Речь о четырех участках на протяжении от Курнатовского до Профсоюзной. Еще на одном участке — от Столярова до Баргузинской — тепловики будут работать в 2023 году, поэтому полное завершение ремонта Анохина по БКД и запланировано на будущий год.
Работники ТГК-14 приступили к своим делам в границах обговоренных кварталов на Анохина, пообещав, по словам Лилии Кучиной, завершить всё в августе. Самое позднее — 31-го числа (участок от Бутина до Ленинградской). Но по факту ушли с объектов на месяц позже. Но не просто ушли, а оставили после себя дорогу, выложенную крупным щебнем. О рабочих, делавших отсыпку, очевидцы сообщали «Чита.Ру» 30 сентября. А 7 октября в редакцию стали поступать жалобы о том, что машины попросту вязнут в камнях, которые вовсе не сложились в ровное полотно, а под колtсами машин превратились в подобие дюн. Особенно в районе улицы Профсоюзной.
Как так вышло, что по факту дорога не пригодна для езды автомобилей, асфальта еще нет, но проезд открыт? На этот вопрос в пятницу отвечала Лилия Кучина.
— Этот щебень, который там навален, насыпан просто — это, конечно же, никакое не основание дороги. Они [ТГК-14] просто его кинули. Наш подрядчик вынужден будет устраивать основание для укладки полотна, потому что сейчас уложить асфальт на этот щебень нельзя. Это нарушение технологии. Мы пытались вступать в переговоры с представителями ТГК, объясняли, что так нельзя. Они нам объясняли, что так можно, потому что у них требования другие. К чему пришли сейчас — наш подрядчик за счет непредвиденных затрат будет, по сути, за ТГК выполнять эту работу. И этот щебень, который навален, повторюсь, это не мой подрядчик, а ТГК, потому что я бы, конечно, голову сняла с подрядчика за такое дело, — эмоционально комментировала руководитель МКУ «Городские дороги».
То есть задача ТГК-14 после завершения работ на тепловых сетях на Анохина была проще, чем обычно. Им не нужно было укладывать новый асфальт, но сделать только основание для него. Они и сделали, причем, как сообщили в пресс-службе компании, по ГОСТам.
— После завершения ремонта [теплосети] в соответствии с договоренностями было проведено «черновое благоустройство»: засыпка, планировка и утрамбовка грунта, уборка строительного мусора. Щебенение крупной фракцией выполнено согласно ГОСТам, в соответствии с технологией ПАО «ТГК-14» дополнительно будет проведена также подсыпка мелким щебнем непосредственно перед укладкой асфальта. Данный алгоритм передачи участков согласован с подрядчиком по БКД, — ответили в пресс-службе.
И вот тут загвоздка. Если подсыпка мелким щебнем или песком не проведена, то эту, пусть и временную, но дорогу нельзя считать пригодной для движения, а значит, открывать эти участки дорог для авто было нельзя. Но открыли же, а машины стали тонуть в грудах камней.
— [Крупный] щебень годен, просто это не устройство основания. Есть понятие расклинцовка, когда часть этого щебня убирается грейдером, засыпается более мелкая фракция. И снова укатывается каточком. Делается плотный слой, чтобы не катались вот эти камни, а чтобы они плотно друг в друга входили. Потом следующий слой, опять мелкой фракцией. Так устраивается основание под дорожную одежду. А привезти и тупо вывалить КАМАЗ щебня и грейдером его расправить — это не основание. То, что ТГК-14 и сделало. Поэтому машины и вязнут, — объяснила Лилия Кучина.
Закрепим важный тезис — дороги из щебня с грамотно проведенной расклинцовкой могут служить дорожным полотном и без асфальта. Такое сплошь и рядом встречается в разных населенных пунктах. Это полноценные дороги с твердым покрытием. Но только не в том случае, когда дорогу просто засыпали камнями и открыли движение.
— Я и подрядчик считаем, что сделанная ТГК-14 работа — это имитация выполнения обязательств. Мы это скажем на любом уровне. Все пеняют на «Городские дороги», администрацию, подрядчика, а мы в этой ситуации оказались без вины виноватые, крайние просто, — резюмировала Кучина.
В этой ситуации я склонен согласиться с ней, но ни я, ни сотрудники нашей редакции не можем понять: коль уж власти города еще в пятницу подтвердили, что работы на отрезках Анохина проведены неудовлетворительно, расклинцовка не проведена, а щебень тормозит движение машин, почему эти отрезки улицы не закрыли? Да и рабочих с щебнем мелких фракций видно не было несколько дней подряд. И только 11 октября в квартале от Ленинградской до Профсоюзной появилась техника: каток, маленький экскаватор, перегоняющий крупные камни туда-сюда. Дорогу перекрыли. При этом точно такой же труднопроходимый участок от Бутина до Журавлева открыт и по сей день.
Отрезок от Бутина до Ленинградской тоже будто бы закрыт. По крайней мере выставлено ограждение и знак. Но, судя по припаркованным вдоль дороги машинам, это мало кого останавливает.
Анохина, октябрь, асфальт
Матчасть ясна, а что дальше? А дальше, как следует из полученных нами комментариев, неизбежное (и долгожданное) асфальтирование. До 12 октября, по данным «Городских дорог», подрядчик должен подготовить основание для укладки асфальта. После этого нижний слой асфальта должен появиться сначала на участке Анохина от Журавлева до Бутина. Сейчас там (по состоянию на утро 11 октября) рабочие завершали монтаж новых бордюров — без этого начинать асфальтирование нельзя. Дорога же пока, по которой, повторюсь, продолжают ездить автомобили, в этом месте просто в ужасающем состоянии, особенно в районе кафе «Учкудук», где и щебень буграми, и объехать его по сохранившемуся асфальту невозможно, потому что там открыт люк, из которого торчат ветки. Вот и проезжают машины со страшным грохотом, а водители думают: «Отлетит-не отлетит камешек? Забуксую или нет?»
С 13 октября должно начаться асфальтирование от Ленинградской до Профсоюзной. Появившаяся там 11 октября техника свидетельствует о подготовке (точнее, переподготовке) основания. Новые бордюры здесь уже установлены повсеместно.
А с 14 октября должны взяться за отрезок от Бутина до Ленинградской. Там уже видны кучи мелкого щебня, но пока не установлены бордюры — они лежат тут повсюду, есть отверстия под установку, но работы не ведутся.
По информации источника «Чита.Ру» в краевом правительстве, руководитель администрации Читы Александр Сапожников на совещании у губернатора Александра Осипова 10 октября также в своем докладе упоминал улицу Анохина. Он оценил готовность объекта на 60% и отметил, что первый и второй слои асфальта в кварталах от Журавлева до Бутина и от Ленинградской до Профсоюзной появятся до конца текущей недели.
Вообще, практика, когда ТГК-14 делает ремонт на теплосетях по согласованию с властями города там, где вот-вот должен появиться новый асфальт, в сути своей абсолютно верная. Шутки в духе «Если здесь положили новый асфальт, то на следующий год его раскопают», кажется, уходят в прошлое. Но раз так, давайте каждый будет выполнять свои обязательство в срок, полноценно и держать в голове, что в городе еще и люди живут, которые по этим дорогам ездят на своих машинах и не хотят оказываться в щебеночных ловушках. Пластичности не хватает, оперативности действий на появляющиеся вызовы.