Я родился летом 1987 года и, оглядываясь в прошлое, понимаю, что мне очень повезло в детстве. Повезло с родителями и сестрой, с учителями в школе, с пацанами во дворе. Прямо вот со всем детством очень свезло. Ну, потому что детство это проходило на Зенитке, где я и родился, и пришлось на конец 90-х, когда вроде и не было ничего детского у детей, но у меня вообще всё было. И было отличным
Двор был удивительный. Зацените: малосемейка, пять этажей, на каждом этаже 14 квартир, и практически все квартиры получены от государства работниками одной строительной бригады, то есть в этом доме живут люди примерно одного возраста, все друг дружку знают, и у них дети практически ровесники. Нас было в одном только нашем дворе больше 20 пацанов и столько же девчонок с разбегом в возрасте до 5 лет. И это только один двор, не считая двух общаг рядом и детского дома, с пацанами из которого мы тоже плотно дружили. Не сразу, конечно, но потом плотно. Кайф!
Мы лет с 10–11 отпрашивались у мам, чтобы ночевать у друзей. При этом все отпрашивались, например, к Цине, а ночевали вообще у Тукея. И было всякое в этом детстве: и хоккей на каких-то замороженных канализационных стоках, и поездки на товарных поездах, и всё-всё детское. И был, конечно, футбол. Не было никаких стадионов, манежей, покрытий, площадок. Ничего. Даже обуви не было толком. Мяч, купленный на китайке, которого хватало на 3–4 дня, и самодельные ворота. Вот на фотке мы с Циной, Плюхой и Тукеем. И с самодельными воротами на таком же самодельном поле. И я в кедах 44-го размера, явно не моих.
Или вот еще одно самодельное поле уже на территории детского дома, который сейчас детский сад. И там даже ворота не пришлось делать, с их функцией отлично справлялся забор, который из сетки-рабицы был, а не вот этот ваш сегодняшний профлист невозможный. Очень мы серьезные с Тукеем на этом фото.
Или учителя. На Зенитке. В самой обычной школе № 36. Актовый зал был в столовой, как и у всех школ того времени, мне кажется. И никаких классов робототехники и вообще сколько-нибудь нормальных условий для творчества и науки, казалось бы. Но учителя делали невозможное и организовывали фантастические вещи вообще-то с гопниками на самом деле.
Вот, например, чудесная Эльвира Алексеевна, учитель русского языка и литературы, сама придумала и организовала литературный салон. На Зенитке, ага. Ловите фото с вечера, посвященного творчеству Есенина и женщинам в его творчестве. Мы все вместе придумывали сценарные ходы, выбирали стихи, был даже настоящий ведущий. Несли из дома всё для антуража: подсвечник вон на фото чей-то, какие-то часы, которые нам показались в тему. Пиджак бы мне кто-нибудь еще принес нормальный и рубашку по размеру.
И после нескольких репетиций литературный салон презентовали ученикам — не только своих классов, а прямо освобождали от уроков и ставили в расписание наш литературный салон для 8–11-х классов. Вот в кабинете географии, например. И ладно Жэка Колбин — интеллигентный человек, у него мама в налоговой работала. Но Серега Тарас-то вообще гопник-гопник, вон, у меня за спиной. Сколько же терпения у вас, Эльвира Алексеевна!
Или вот учитель химии, Антонина Ивановна, взяла на себя ответственность (что уже малореально в современной школе, мне кажется) и придумала, что было бы круто и интересно показывать химические опыты ученикам начальной школы. И тоже совместный сценарий, костюмы, выбор самых эффектных и ярких опытов. И коридор на третьем этаже. И вся начальная школа в зрительном зале. И ладно, Федулов — интеллигентный человек, у него мама врач, но кто разрешил этому гопнику надеть эту кожаную жилетку?
И еще нет фото, но поверьте на слово, что была волшебная историчка Шурочка, на уроках которой мы играли в интеллектуальные исторические игры, когда еще в помине не было в городе никаких квизов. Мне кажется на самом деле, что я был любимчиком у нее. И это взаимно всё было, от того я и читал в школьном возрасте и студенчестве столько всего исторического и отдельно столько всего про ВОВ.
И Маргарита Николаевна, классный руководитель, которая вообще заслуженный учитель всего и вся, и почетный гражданин города Читы, суперматематик, которая ходила с нами в походы и тусила на своей даче на станции Пионерская, хотя ей и было уже около 60 лет. Вот это всё было в обычной школе на Зенитке.
К чему я это всё вспоминаю? Периодически приезжаю в гости к маме, она по-прежнему живет в той малосемейке и ни на что ее не променяет, потому что там по-прежнему практически каждая соседка — ее близкая подруга и бывшая коллега. И проезжаю мимо очень крутого школьного стадиона, который сейчас сразу справа от моего дома красиво так уместился за очень высоким капитальным забором. И на этом стадионе никто не играет. Вот сколько раз я мимо него проезжал, ровно столько раз видел там 0 человек. И мне кажется, что не гаджеты современные тому виной, которые интереснее футбольного мяча, а как раз вот этот капитальный забор.
Или вот я был на прошлой неделе в центре «Эврика». Это такой региональный «Сириус» для талантливых детей Забайкальского края. Вот здесь есть фотки и вообще всё про него.
И там 3 этажа крутизны. По правде, не потому что в Чите нет ничего подобного, а действительно крутого даже относительно подобных штук в европейской части России. И там работают славные люди, со многими из которых я лично знаком по работе на сменах молодежного центра «Искра» в лагере «Парус» и на «искровских» семинарах в районах края. И в этот центр вложены миллионы миллионов и, на мой личный взгляд, даже по делу. И оборудование, и пищеблок, и гостиничные номера, и душевые, и лаборатория. Всё на уровне.
И 0 детей, для которых это создали. И в феврале будет одна смена продолжительностью 7 дней. А оставшиеся 3 недели, наверное, будут писать отчеты. Или что-то другое делать, но без детей, для которых это всё придумали.
Я не знаю, почему так, и могу ошибаться в таком понимании ситуации, но я, правда, считаю, что такие пространства должны работать, как и стадионы, на которые не попасть, как и «Точка кипения», которая придумывалась чуть ли не в формате доступа 24/7 для всех, у кого есть интересные идеи и проекты и необходимы лишь ресурсы в виде помещения и мультимедиаоборудования для начала их реализации (может, «Точка» сейчас так и работает, я правда уже давно не в теме). Но нет. Есть отчеты. Есть ответственность, которую не очень хочется брать, есть риск, что что-то почему-то пойдет не так.
Это всё есть. А детей нет.
Наша футбольная команда на первом фото, которое сделано в апреле 2000 года, годом ранее выиграла дворовый чемпионат Читы. Но только без Плюхи, который так себе играл, если честно, а с Чипиком, который и сделал это фото. И если бы нам дали тогда такой стадион, который есть сегодня, то Цина бы сейчас играл в «Барселоне». А Антонина Ивановна, будь у нее доступ к ресурсам «Эврики», сделала бы из Федулова доктора химических наук. У нее и в 36-й школе это почти получилось. И я не бурчу, что раньше было лучше, не подумайте. Сейчас есть столько всякого интересного и полезного, чего у детей и подростков в 90-х на Зенитке не было, но почему-то не покидает ощущение, что и у современных детей и подростков этого нет. Потому что это и не их вовсе. И не для них.
Согласны с автором?