У меня есть четкое убеждение, что в Чите живут преимущественно патриоты и ценители города. Они выступают за благоустройство территорий, сохранение исторической памяти и в целом за всё хорошее против всего плохого.
Примерно то же самое можно сказать и о руководстве города, и даже о контролирующих и надзорных госорганах — первые декларируют заботу о развитии Читы, удобстве и безопасности населения, а вторые стоят на страже соблюдения законов.
Но при всём этом случаются какие-то досадные оплошности, которые прямо разбивают всю эту идиллию. Есть очень говорящий пример, к которому я приду через некоторое лирическо-историческое отступление.
Перекресток улиц Амурской и Полины Осипенко я считаю для Читы очень важным. Буквально знаковым. Во-первых, там стоит Второвский пассаж — выстроенное на деньги иркутского купца здание, готовящееся к 111-му дню рождения. Пассаж величественный, очень красивый и является реальным, а не номинальным, как множество гниющих деревяшек, памятником архитектуры. Да и памятником истории его можно назвать, свидетелем непростой судьбы Читы. В помещениях пассажа в разное время находились управление Амурской железной дороги, филиал Московского банка, штаб японских дивизий с армейской глазной клиникой, учредительное собрание Дальневосточной республики и другие ведомства ДВР. Понимаете, ДВР — пусть буферное, но всё же государство, столицей которого была Чита. И управлялось оно именно с этого перекрестка.
Во-вторых, на перекрестке — через улицу Полины Осипенко — находится здание, известное как Дом книги. В нем заседала Читинская городская дума, а также находился театр Мирославского. Там 28 июля 1902 года состоялся первый в истории Читы кинопоказ.
По диагонали размещается еще одно историческое здание — дом купца Ивана Козлова, также известный как «Товарищество Моисея и Давида Самсоновичей» — коммерсантов международного масштаба. Дом горел, восстанавливался, был занят военно-политическим управлением ДВР и кавалерийским дивизионом Объединенного государственного политического управления.
Понимаете, у предшественника великого и ужасного НКВД был целый кавалерийский дивизион! И управлялся он с этого перекрестка!
Четвертое знаковое строение — это здание прокуратуры Забайкалья. Про него наверняка тоже можно что-нибудь рассказать, но интересует в данном случае не форма, а содержимое, не прошлое, а настоящее. Прокуратура достаточно быстро реагирует на происходящее, берет на контроль вопросы с подозрением на нарушение закона, обращается в суд и так далее.
В окружении всего этого есть лесенка, ведущая ко входу в налоговую инспекцию, квартирующуюся в пассаже. Ее почему-то не тронул ремонт, проходивший на Амурской в 2020 году. Про нее забыли и ранее, когда устилали плиткой этот перекресток. И сейчас конструкция выглядит совершенно неподобающе. Мне совершенно очевидно, что еще год или два, особенно с такими же водопадами, и всё это придет в негодность.
Конечно, эти каменные плитки выбросят, а вместо них, думаю, ДМРСУ соорудит какое-нибудь серое бетонное убожество с обязательным заборчиком.
И вот здесь я реально не понимаю, почему это происходит.
Есть Федеральная налоговая служба, которая собирает налоги и занимает здание в целый квартал. Явно такое количество народу там собрано, чтобы не три рубля в год перекладывать с места на место, а для оперирования миллиардными суммами.
Есть городской голова Евгений Ярилов, человек, тонко чувствующий красоту и искусство, а при любом удобном случае грудью встающий на защиту исторического наследия.
Есть это самое историческое наследие, которое в данном случае надо не то чтобы защитить от посягательств, а от безобразия и убожества уберечь.
Есть прокуратура, которая четко следит за соблюдением законов и исполнением полномочий. И всерьез следит — недаром же там три этажа специалистов хлеб едят. Надзорному органу, может, до лампочки эстетика исторического перекрестка, но неровен час, что на этой лестнице кто-нибудь себе сломает шею.
Есть люди, которые ходят по улице Амурской, поднимаются в налоговую или спускаются к «Центавру» — одному из немногих городских кинотеатров.
Но лестница всё равно в таком состоянии.
Согласны с автором?