Здоровье Забайкальская медицина в разрезе 2016-го

Забайкальская медицина в разрезе 2016-го

Первый раз выступая перед врачами, он сравнил медицину с живым организмом, которому за три года сделали серьёзную операцию — вырезали всё, что можно и нельзя.

Главным событием в здравоохранении Забайкальского края в 2016 году стало назначение на пост министра экс-директора коммерческой клиники «Академии Здоровья» Сергея Давыдова. Первый раз выступая перед врачами, он сравнил медицину с живым организмом, которому за три года сделали серьёзную операцию — вырезали всё, что можно и нельзя. Так, весь год ведомство работало над тем, чтобы пришить обратно жизненно важные отрасли и уничтожить опухоли, пока они не дали метастазы.

Катастрофический кадровый голод

Существенная проблема в системе здравоохранения - отток кадров и нехватка толковых руководителей в больницах. За три года регион потерял около 600 врачей – это примерно 13,4% от числа докторов в целом. Наибольший отток медиков был в 2014 году - 4,3% врачей. Пока переломить ситуацию не удалось, и врачи продолжают покидать регион. Наиболее острый дефицит кадров сложился в первичном звене - многим районам Забайкалья не хватает терапевтов, педиатров, неврологов, хирургов и других врачей узких специальностей. Чтобы завлечь врача на работу в глубинку, разработан комплекс мероприятий, но они в большинстве своём не работают. Например, программа «Земский доктор» - молодым специалистам дают 1 миллион рублей, если он готов переехать на работу подальше от центра. Финансирование программы делится в пропорции 40% на 60% между федеральным и краевым бюджетом соответственно, при этом регион систематически не выполняет свои условия, поэтому врачи - их в 2016 году было 15 человек - своих денег пока не получили. Депутаты регионального парламента поднимали этот вопрос перед и.о. министра финансов региона Мариной Кирилловой, но она не смогла дать чёткого ответа, как помочь.

Помимо недополученных миллионов, молодым специалистам зачастую не выделяют жильё на новом месте работы. Квартирный вопрос актуален абсолютно для всех районов Забайкалья, но решается по-разному. На одной из встреч с врачами в сентябре Давыдов поделился выводами, что чаще всего решение остаётся за местной властью и, если те понимают всю серьёзность ситуации, то находят жильё врачам, а руководство больниц старается выплачивать деньги со спецсчетов учреждений. Если главврачи не могут найти контакт с руководителями администраций, то врачи ищут жильё за свой счёт либо уезжают в регионы, где точно обеспечат крышей над головой.

Сложности с оттоком кадров возникают ещё в процессе обучения будущих медиков. Системы кураторства, слаженно работавшей в советский период, сегодня практически нет. Главврачи не занимаются мониторингом среди студентов, зачастую не знают, кто из выпускников может приехать к ним, не заманивают их к себе. Неудивительно, что лишь 40% получивших дипломы студентов за последние три года – это 225 выпускников из 555 – идут работать в больницы по Забайкалью, а остальные либо не работают по специальности вовсе, либо уезжают по приглашению в другие регионы.

Недобор кадров соответственно сказывается на работе здравоохранения в узкой специализации. Например, пять районов края к концу 2016 года испытывают острую нехватку хирургов. В Шелопугинской центральной районной больнице, со слов замминиcтра здравоохранения края Ивана Шовдры, есть и оборудование, и лапароскопическая стойка, и главврач готов предоставить жильё, но желающих приехать сюда нет. Хирурги нужны в Забайкальский район, в Шилкинский и Чернышевский, Нерчинский. Конечно, если в этих больницах нужно делать операции, то пациентов отправляют в Читу, или в особых случаях вызывают для них санавиацию, но проблемы с кадрами это не решает. Проблема не только в нехватке хирургов, например, Оловяннинская ЦРБ укомплектована только на 47% — не хватает врачей терапевтического отделения, офтальмологов, травматологов, нет врача-инфекциониста, острая потребность в участковых терапевте и педиатре.

Летом 24 главврача крупных краевых и городских клиник ездили в двухнедельные служебные командировки в районы края, чтобы посмотреть со стороны на работу ЦРБ, находящихся в кризисной ситуации. Потом бригады кардиологов, хирургов и анестезиологов ездили в больницы для внедрения современных методов лечения и работы в созданных там многопрофильных центрах. Отдельный десант медиков в течение двух месяцев побывал в 10 отдалённых районах Забайкальского края. Кардиологи, офтальмологи, неврологи и психиатры, детские урологи, хирурги и эндокринологи принимали граждан, поскольку своих врачей узких специальностей там нет, а ехать в Читу на обследование - роскошь.

Министр по итогам командировок сделал заключение, что на местах огромную роль играет не столько нехватка объектов инфраструктуры и финансов, а сколько человеческий фактор и отрицательное отношение населения к медицинским работникам - это мешает развиваться здравоохранению, в частности привлекать кадры. Давыдов предложил вводить нестандартные методы взаимодействия с медперсоналом в больницах Забайкалья, в том числе проводить тренинги и менять мышление персонала, выстраивать работу в команде. Таких подходов в прошлом краевая бесплатная медицина ещё не видела.

Чтобы визит к врачу не вызывал одни лишь разочарования, Давыдов как вариант предложил набирать в регистратуры молодых девчонок с приятной внешностью и платить им не менее 18 тысяч рублей. «Не нужно, чтобы в регистратуре сидела медсестра. Набирайте молодых девчонок с приятной внешностью, коммуникабельных, вежливых, с высшим образованием, но не обязательно с медицинским. Зарплату – поднять, не менее 18 тысяч должен получать регистратор. Через короткое время вы увидите, как спадёт напряжённость и у пациентов, и у врачей», — говорил он в августе.

Тактика Давыдова отчасти заключается в продвижении учреждений бесплатной медицины за счёт предоставления услуг ничуть не хуже качеством, чем в платных клиниках, что в итоге повысит имидж больниц и увеличит стимул молодых специалистов там работать. В качестве подтверждения министр на встрече с работниками Краевой клинической больницы заявил, что врачам зарплату платит не он, не главврач и не минздрав. Врачи должны сами продвигать своё учреждение, зазывать в него молодёжь. Главврач, в свою очередь, должен лишь выстроить систему достойной оплаты труда и обеспечить специалистов жильём. Говоря о финансово-хозяйственной деятельности и сбалансированности бюджета, Давыдов подытожил, что в центральных райбольницах вести хоздеятельность правильно могут лишь немногие, и десанту врачей придётся ещё неоднократно ездить в командировки проводить курсы и семинары.

Открытия года

На базе Клинического медицинского центра Читы открылся центр психологического сопровождения работников здравоохранения Забайкальского края. Там будут проводиться тренинги по профилактике эмоционального выгорания и занятия стрессоустойчивого поведения, в планах вести работу по выявлению «проблемного персонала», изучение социально-психологического климата в медицинских коллективах. В Оловяннинском районе появился первый районный стационар паллиативной помощи. Сотрудники центра облегчают симптомы у людей, чьё лечение безнадёжно. Открылся фельдшерско-акушерский пункт в селе Бургень Читинского района, построенный сразу с жильём для врача. Раньше жители ездили за медпомощью в соседние сёла. Пункт скорой помощи открылся на улице Ярославского в Чите. Давыдов также открыл поликлинику в Кадале и пообещал, что вскоре в посёлке появится детское медицинское учреждение. В феврале в Агинском появился травмоцентр, который пока работает вполсилы из-за нехватки врачей, потому что им не могут дать жильё.

Не открылся ещё обещанный Давыдовым круглосуточный притрассовый пункт оказания скорой медицинской помощи в районе Арахлейского КП. На второе полугодие 2017 года запланировано организовать такой же пункт на федеральной трассе Чита - Хабаровск в районе Чернышевского КП.

С мёртвой точки не сдвинулся вопрос об открытии кардиоожогового центра в Чите. Министр здравоохранения России Вероника Скворцова во время визита в Забайкалье в июне 2016 года пообещала проработать вопрос о финансовой помощи на достройку здания, и уже через месяц стало известно, что компания «Энергожилстрой», руководит которой депутат заксобрания края Виктор Лопатин, согласилась возобновить работы на объекте. В сентябре Лопатин заявил, что правительство региона так и не заплатило его компании аванс. В октябре депутаты краевого парламента одобрили поправки в бюджет, по которым в конце года на работы в кардиоожоговом центре перечислят 55 миллионов рублей. Пока средства не дошли до Лопатина, и это уже не произойдёт в 2016 году.

Смертность - залог здоровья

Один из ключевых показателей работы системы здравоохранения - смертность. Данных на конец 2016 года в минздраве пока ещё нет, но за 6 месяцев года Забайкалье вошло в число лидеров среди регионов РФ по темпам снижения смертности - в январе-июне количество умерших по сравнению с аналогичным периодом 2015 года сократилось на 7%. В январе-июне 2016 года умерли 960,6 тысячи человек.

Зафиксировано снижение смертности от туберкулёза на 37%. Заболеваемость снизилась из-за контроля и своевременного лечения. За 6 месяцев 2016 года впервые выявлены 327 заболевших туберкулёзом человек, из них 65 – на фоне ВИЧ-инфекции, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года это на 27 человек или на 8,3% меньше. Наибольшая заболеваемость туберкулёзом диагностируется в Шилкинском, Балейском, Сретенском и Нерчинско-Заводском районах.

Наблюдается отрицательная динамика по онкологическому профилю, особенно в Тунгокоченском, Сретенском, Калганском, Каларском, Газимуро-Заводском и Кыринском районах. Запущенность заболеваний, по данным минздрава, при этом зависит от наличия штатного онколога в районе, если он есть, проблем не возникает. По последним данным министерства, на 100 тысяч населения в регионе приходится 323 случая болезни, в Сибири этот показатель выше — 383, в России — 388.

Намного хуже обстоит ситуация в профилактике инсультов - их число в регионе выросло впервые за 10 лет и вышло за пределы Российской Федерации по показателям смертности. Давыдов в декабре высказывал мнение, что распознавание первых признаков инфарктов и инсультов не в полной мере доводится до жителей, что придётся искоренять в 2017 году.

Профилактика и реабилитация

За три года оптимизации доступность первичной медицинской помощи и реабилитация пациентов в Забайкалье пострадали больше всего. Давыдов на заседании совета главврачей 22 апреля заявил, что реабилитационный компонент в региональной медицине «кончили», что абсолютно неправильно.

Под словом «кончили» Давыдов, прежде всего, имел в виду массовое закрытие центров восстановительного лечения по всему краю. Весной 2014 года был закрыт реабилитационный центр «Горняк» и больница восстановительного лечения в Атамановке. В марте экс-министр здравоохранения Михаил Лазуткин заявил о том, что рассматривает вопрос о закрытии больницы восстановительного лечения №2 в посёлке Первомайский.

«А реабилитационный центр в Смоленке? Там поправляли здоровье больные с инфарктами и инсультами. Белочек с ладоней кормили! Сожгли и разграбили. В Атамановке, в посёлке Первомайском, в Каштаке везде были центры реабилитации. Ничего не осталось! Я всю жизнь мечтал создать кардиодиспансер, еле уговорил Равиля Фаритовича, отстоял — тоже ликвидировали. Там только одной аппаратуры на 70 миллионов рублей! Вот вам оптимизация», - комментировал в 2016 году процесс оптимизации первый министр здравоохранения Забайкальского края Борис Сормолотов.

Убрав койки в больницах, сократив отделения реабилитации, власти края в 2013-2015 годах ничего не предложили взамен. В результате не стало ни доступности, ни качества медицины. По крупицам восстанавливать отделения реабилитации в условиях жесточайшей нехватки бюджета очень проблематично, тем не менее в конце 2016 года на базе краевого клинического госпиталя для ветеранов войн открылось отделение лечебной физкультуры. Появилось отделение реабилитации с залами лечебной физкультуры и кинезитерапии в Читинской ЦРБ. Внутри только российское оборудование, такое же, как в «Академии здоровья», все инструкторы прошли обучение и получили сертификаты специалистов по лечебной физкультуре.

Из попавших под оптимизацию, но чудом вышивших, можно назвать краевой центр медицинской реабилитации в селе Ямкун Газимуро-Заводского района. Минздрав региона начал разработку бизнес-плана для Ямкуна совместно с «Забинвестфондом», делая ставку на взаимодействие с компанией «Быстринское» и привлечение в санаторий жителей из других регионов России и иностранцев. К концу 2016-го планы находятся только в стадии формирования, и неизвестна их дальнейшая судьба.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления