19 октября заместитель председателя правительства России Татьяна Голикова предложила обратиться к президенту Владимиру Путину с инициативой ввести с 30 октября по 7 ноября нерабочие дни, а в некоторых регионах предусмотреть их уже с 23 октября. В этот же день премьер-министр Михаил Мишустин предложение Голиковой поддержал. Теперь дело за Владимиром Путиным, который должен одобрить или отклонить это предложение. Совещание по этому поводу Путин проведёт 20 октября в 13.00 по московскому времени, но можно не сомневаться в том, что предложения Голиковой будут приняты.
Помимо введения нерабочих дней, Голикова предложила ввести допуск граждан на отдельные объекты только при предъявлении QR-кодов, свидетельствующих о вакцинации или перенесённой коронавирусной инфекции. Кроме того, регионам рекомендовано перевести невакцинированных лиц старше 60 лет на четырёхнедельную удалённую работу, а также предоставить сотрудникам два выходных дня для вакцинации.
Высокие темпы заболеваемости ковидом
За полгода до этого президент уже вводил период нерабочих дней с 1 по 10 мая. Тогда он поддержал предложение Роспотребнадзора, глава которого Анна Попова объясняла, что в условиях распространения коронавирусной инфекции существует риск заразиться, поэтому такое решение позволит сделать эпидемиологический прогноз более стабильным. В мае суточная заболеваемость в России держалась на уровне 8,8 тысячи человек.
Сейчас коронавирусом заражаются более 30 тысяч россиян, суточная смертность бьёт антирекорды почти ежедневно и составляет сейчас больше тысячи летальных случаев.
Главврач московской больницы №40, которая считается одним из главных ковид-госпиталей в стране, Денис Проценко 15 октября в своём telegram-канале назвал ситуацию с коронавирусом в России близкой к критической.
«Коронавирус – это не шутка и не выдумка, удивительно, что во второй год пандемии нужно ещё убеждать людей в этом. Сколько бы ни было коек в инфекционных госпиталях, они конечны и стремительно заполняются по всей стране. Коллеги, врачи, я обращаюсь и к вам, давайте уже начнём откровенно и без прикрас говорить с нашими соотечественниками. Чувствую, что в разъяснительном плане мы все с вами сильно недорабатываем. Ситуация если не критическая, то близка к этому», — написал врач.
Он заявил, что в моногоспиталях всей страны находится много пациентов, что связано с низким уровнем вакцинации.
«Оперативный анализ показывает, что дельта-штамм стал доминирующим. У него более высокая контагиозность, у пациентов заболевание протекает иначе, наработанные алгоритмы лечения и протоколы работают не так эффективно. Потому много тяжёлых пациентов в реанимациях. Что делать? Голову пеплом точно посыпать не нужно. Первое и главное. Нужно вакцинироваться, чтобы подготовить свой организм к встрече с коронавирусом», — отметил Проценко.
Статистика по коронавирусу в Забайкалье
В Забайкалье по сравнению с летом, когда фиксировалось антирекордное количество заболевших в сутки (4 июля было 340 новых случаев заболевания коронавирусом) и число умерших (12 летальных случаев фиксировалось 10, 11, 18, 20 и 27 июля), сейчас, кажется, всё не так плохо – по данным на 19 октября, выявили 278 новых заболевших, умерли пять человек. Однако течение заболевания сейчас гораздо тяжелее.
Число новых заражений по дням с начала пандемии
По графику видно, что в регионе скорее не четвёртая волна, а длинная третья — если после второй был существенный спад почти до нулевых значений, то после третьей такого эффекта не было.
Число смертей от коронавируса по дням
Вторая волна по количеству смертей от коронавируса была более жестокой и длинной, но пики нынешней волны выше, умирает людей больше, и не ясно, когда эта волна закончится.
Число болеющих сейчас (считается вычитанием из общего числа заразившихся тех, кто выздоровел и кто умер)
На графике видно, что прямо сейчас болеет почти 9 тысяч человек — это максимум с начала пандемии. Основная причина роста — люди стали болеть дольше, они гораздо позже попадают в число выздоровевших. Этот эффект главный внештатный пульмонолог краевого минздрава Сергей Лукьянов объяснял тем, что сейчас заболевшие дельта-штаммом могут за 5–7 дней с момента заражения дойти до реанимации, при этом болеют люди дольше из-за тяжёлого течения. Этот показатель наряду с количеством тяжелобольных, числом пациентов в реанимации и на ИВЛ характеризует серьёзность пандемии сейчас.
Заполненные реанимации и тяжесть заболевания
На заседании оперштаба по коронавирусу 20 октября вице-премьер Инна Щеглова заявила, что правительство Забайкалья вынуждено переходить к серьёзным мерам по введению QR-кодов и ужесточению контроля за соблюдением противоэпидемиологических мер из-за роста заболеваемости.
По её словам, более 90% коек моностационаров заняты: «Максимальное количество коек, которое мы сможем развернуть, – ещё 400. Резервов сети здравоохранения уже практически нет. Сейчас ситуация такова, что будем близиться не только к действиям информационного характера, но к конкретным мерам, которые должны давать результаты. Слишком серьёзно растет Российская Федерация по распространению коронавирусной инфекции, и Забайкальский край приближается к тем 15 субъектам, которые находятся в красной зоне».
Врач, который работает с больными в красной зоне, главный внештатный пульмонолог краевого минздрава Сергей Лукьянов отметил, что наиболее сложная ситуация сейчас с реанимационными койками для лечения коронавирусной инфекции, поэтому необходимо наращивать резервы краевой клинической инфекционной больницы.
«Особенность этой волны — много пациентов, нуждающихся в отделении реанимации. У нас сейчас достаточно обычных коек, но дефицит реанимационных коек. Примерно каждый пятый пациент туда попадает. Нужно вводить дополнительные мощности. Сейчас дорастили до сотни реанимационные койки в первой городской больнице, никогда не было в новом корпусе такого количества. В районах ввели койки. Нашим ближайшим резервом является краевая клиническая инфекционная больница. Она должна расширить количество коек ОРиТ (отделения реанимации и интенсивной терапии — ред.). Там их 10–12. Для большой больницы это мало. Требуется как минимум 30», — сказал Лукьянов.
Медик добавил, что открытых коек хватит, если по-прежнему в крае будут обнаруживать около 270 новых случаев COVID-19 в сутки. Если количество случаев вырастет до 300–350, то нужно будет разворачивать ещё.
Недостаточная вакцинация
Могла бы в этой ситуации помочь вакцинация, но количество привитых никак не выходит за пределы 50% — в Забайкалье снизился темп вакцинации от COVID-19 в том числе по двум объективным причинам — из-за сезонного подъёма заболеваемости ОРВИ и вакцинации против гриппа.
И.о. министра здравоохранения региона Оксана Немакина в начале октября отмечала, что с очень хорошим темпом шла вакцинация до августа: «Мы среди регионов России были третьи, две недели даже продержались на второй позиции. К сожалению, сейчас находимся на 16-м месте. На территории Забайкалья мы вакцинируем максимум 1 тысячу человек (в сутки — ред.). Это очень низкий показатель».
По её данным, на темпы вакцинации повлиял сезонный рост заболеваемости ОРВИ. Глава минздрава назвала число заболеваний огромным и отметила, что инфекция служит причиной медотвода. Также, по её словам, жителей края вакцинируют от гриппа и между прививками должно пройти не меньше месяца.
Кроме того, забайкальцы изменили по непонятным причинам отношение к вакцинации. Как отметила Немакина, жители Забайкальского края, особенно старше 65 лет, изменили отношение к вакцинации от COVID-19 и по непонятным причинам отказываются прививаться: «Произошло резкое изменение отношения населения к вакцинации. Что стало пусковым механизмом недоверия, мы понять не можем».
Она уточнила, что чаще остальных отказываются от прививок люди старше 65 лет, которые входят в самую уязвимую группу при заболевании коронавирусом: «Мы сейчас видим, что стали уязвимы дети, подростки, беременные и люди старше 65 лет. Мы не вакцинируем детей и беременных, а пожилые стали вести себя менее ответственно».
Между тем, коллективный иммунитет к коронавирусу в России достиг только 45% вместо положенных 80% или хотя бы 60%. Вакцинация первым компонентом проведена более 50 миллионов раз, вакцинация полного цикла — более 45 миллионов раз.
Россия занимает 102-е место в мире по количеству привитых людей – у нас вакцинированы всего 35,3% населения. Абсолютными лидерами с 96,3% стали Мальта и ОАЭ. В список стран, в которых привились более 50%, вошли 80 государств, в том числе США с 66,2%, Германия с 68,4%, Китай с 76,5%. При этом по суточному количеству смертей Россия занимает второе место в мире.
Сравнивая Россию, например, с одним из мировых лидеров вакцинации — Израилем с 71,7% вакцинированного населения, который потерял за время пандемии 8 010 человек, а за сутки там умирают около 10 человек, можно ощутить кромешный ужас, ведь у нас и процент вакцинированного населения вдвое меньше, и теряем мы ежесуточно больше тысячи человек. Взаимосвязь числа вакцинированного населения и количества умерших, казалось бы, очевидна, но почему-то желающих привиться в России становится всё меньше.
Забайкалье по уровню коллективного иммунитета (сейчас в регионе он составляет 49% — это переболевшие и таким образом получившие иммунитет взрослые плюс вакцинированные взрослые, плюс переболевшие без симптомов взрослые — всё это в процентах от общей массы взрослого населения) занимает 20-е место среди регионов страны. Первым компонентом вакцины от коронавирусной инфекции в регионе, по данным на 20 октября, привиты 359 146 человек, это составляет 34% от всего населения края. Если сравнить регион со страной в целом, то мы находимся чуть ниже общероссийских показателей.
Но если вспомнить о 60% населения, которое необходимо привить, чтобы снизить риски распространения коронавирусной инфекции, то становится понятен очевидный факт — если Забайкалью понадобился год, чтобы привить 34% населения, то с учётом снижения интереса к вакцинации для полноценного коллективного иммунитета мы как минимум ещё и в 2022-м не сможем ощутить себя в безопасности.