Происшествия Украденное месторождение

Украденное месторождение

Топ-менеджер ВЭБа и руководитель одной из московских компаний обвиняются в хищении золотого месторождения в Забайкалье. Следствие длится 4 года.

О том, что у «Внешэкономбанка» украли 100% доли Андрюшкинского золоторудного месторождения в Забайкальском крае, запасы которого оцениваются в триллион рублей, стало известно в 2012 году. Предотвратить переход госсобственности в частные руки удалось только на стадии перепродажи. Если в федеральных СМИ эта тема поднималась, то в региональных о попытке хищения месторождения почти не писали.

Андрюшкинское месторождение находится в 13 километрах от города Балей. Его открыли в 1973 году, но золота оттуда до сих пор не получили. Зато получили уголовное дело, фигурантами которого стали бывший топ-менеджер одной из «дочек» государственного «Внешэкономбанка» - компании «ВЭБ - капитал» - Алексей Шулепов и гендиректор ЗАО «Пик» Виталий Варфоломеев. Расследование уголовного дела, начатого несколько лет назад, не окончено до сих пор.

Золотые скрепы Забайкалья

Только через 11 лет после открытия Андрюшкинского месторождения, в 1984 году, там начались поисково-оценочные работы. С 1986 по 1990 годы геологи занимались предварительной разведкой, а с 1990-го по 1993 годы принялись за детальную.

С 1995 по 2001 год лицензией на разработку месторождения владела компания «Балголдлимитед». Действие разрешения прекратили из-за неисполнения условий лицензионного соглашения.

В 2005 году аукцион на право разработки месторождения выиграла компания «Глобал кредит резерв». По условиям договора уже к июню 2009 года она должна была начать добычу золота, а в 2010-м выйти на проектную производительность с ежегодным уровнем добычи не менее 135 тысяч тонн руды и производства не менее 750 килограммов металла.

Надо сказать, что Андрюшкинское месторождение, несмотря на свою малую известность в обывательских кругах, для знающих его запасы людей было достаточно привлекательным. Содержание золота в балансовых блоках месторождения является высоким и колеблется от 3,2 до 39 граммов на тонну, средний показатель, по данным источника в министерстве природных ресурсов и промышленной политики края, колеблется в пределах 10-12 граммов на тонну.

- К примеру, на Александровском руднике и Ключевском месторождении среднее содержание золота - примерно 1,5-2 грамма на тонну. Это при современных технологиях достаточно, если, тем более, большие объёмы переработки руды. Рудник Дарасунский – примерно среднее содержание при подземной отработке 16 граммов на тонну, - пояснил источник.

Уголовное дело

ООО «Глобал кредит резерв», как уже упоминалось, зашло в Читинскую область в 2005 году, выиграв аукцион на право разработки Андрюшкинского месторождения. Учредителем общества является «ВЭБ-капитал». При этом, по данным ЕГРЮЛ, учредителем «Андрюшкинского горнорудного предприятия» является ЗАО «Пик».

Андрюшкинское золоторудное месторождение досталось ВЭБу по результатам санирования в 2008 году банка «Глобэкс». Госкорпорация обязалась поддерживать все объекты, связанные с разработкой и обустройством этого месторождения.

По факту хищения месторождения к следователям обратился гендиректор дочерних структур «Внешэкономбанка» ООО «ВЭБ-Инвест» и ООО «Глобал Кредит Резерв» Андрей Марченко. Уголовное дело возбудили по статье «Мошенничество в особо крупном размере».

Сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД РФ установили, что с марта 2011 года по май 2012 года работавший тогда гендиректором ООО «ВЭБ-Инвест» Алексей Шулепов заключил с ЗАО «Пик», принадлежащим его приятелю Виталию Варфоломееву, «ряд экономически нецелесообразных, заведомо невыгодных, высокорискованных сделок, направленных на отчуждение активов ООО «Глобал Кредит Резерв».

Алексей Шулепов

«При этом часть из задуманного господин Шулепов успел довести практически до конца. В частности, ему удалось втайне от руководства ВЭБа переоформить 100% долей Андрюшкинского золоторудного месторождения. Причем, по данным следствия, завершил вывод актива экс-глава «ВЭБ-Инвеста» в мае 2012 года — за 3 дня до своего увольнения. Кроме того, по версии следствия, злоумышленники похитили и выделенные ООО «Глобал Кредит Резерв» около 250 миллионов рублей на возведение посёлка в районе месторождения, создание инфраструктуры, а также техническое обустройство объекта. Остановить хищение принадлежащей госкорпорации собственности удалось уже на стадии перепродажи третьим лицам. Среди них, по некоторым данным, были коммерсанты из Сингапура, где, по данным оперативников, Алексей Шулепов якобы имеет недвижимость и бизнес», - пишет газета «Коммерсант».

По месту жительства обоих фигурантов прошли обыски. Изначально Алексей Шулепов вину не признавал, настаивая, что «все сделки были абсолютно прозрачными», однако Варфоломеев, по данным СМИ, пошёл на сотрудничество со следствием. В 2013 году Шулепов заключил досудебное соглашение о сотрудничестве со следствием.

О завершении расследования уголовного дела «Коммерсант» написал в марте 2015 года, однако, по данным ИА «Чита.Ру», расследование дела о хищении Андрюшкинского месторождения продолжается.

«В настоящее время предварительное расследование по уголовному делу в отношении Шулепова не завершено. В этой связи предоставить информацию по данному уголовному делу не представляется возможным», - ответили на запрос редакции в Министерстве внутренних дел России.

В 2015 году «Коммерсант» сообщил, что дело Варфоломеева вскоре будет передано в суд, а второй обвиняемый Алексей Шулепов, отпущенный под залог в 5 миллионов рублей, перед процессом скрылся. По словам адвоката Шулепова Ирины Повериновой, он «серьёзно болен и продолжает лечиться за границей». В СМИ проходила информация о том, что он уехал в Швейцарию.

До своего исчезновения экс-гендиректор ООО «ВЭБ-Инвест» Алексей Шулепов назвал заказчиком хищения экс-руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами и Су-155 генерал-лейтенанта милиции в отставке Юрия Жданова, который на тот момент являлся топ-менеджером дочерней компании «Внешэкономбанка».

Юрий Жданов

«Господин Шулепов заявил, что в афере с месторождением действовал не самостоятельно, а по указанию первого заместителя гендиректора «ВЭБ-Капитала» Юрия Жданова. В рамках досудебного соглашения господин Шулепов сообщил, что по требованию Жданова летом 2012 года в офисе «ВЭБ-Инвеста» лично передал ему 25 миллионов рублей из выделенного «дочке» ВЭБом 80-миллионного кредита», - пишет «Коммерсант».

Узнав о показаниях Шулепова от журналистов, Жданов заявил о мести и оговоре: «Шулепов украл у ВЭБа примерно миллиард рублей, и я был одним из инициаторов того, что сейчас он находится в СИЗО. Я вообще был против того, чтобы этот человек оказался в «ВЭБ-Инвесте».

В феврале 2014 года ГУ МВД Москвы вынесло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Жданова. Пресненский суд Москвы вернул в Мосгорпрокуратуру уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере в отношении Алексея Шулепова. Последние сообщения в СМИ о Виталии Варфоломееве датируются мартом 2015 года. В них сообщается о скорой передаче его дела в суд.

К чему разговор?

Очень часто, когда речь заходит о том или ином крупном промышленном проекте, говорят о гарантиях – государственных в первую очередь. Случай с Андрюшкинским месторождением служит отличным примером того, как властям можно не раскачивать опасную для привлечения инвесторов тему внутри региона, даже если она выкатывается уголовным делом на федеральный уровень. Впрочем, тут ответственность за огласку истории и комментарии по ней со СМИ – пополам.

Однако соль истории всё-таки не в этом. Десятилетиями у государства и властей сначала Читинской области, потом Забайкальского края не доходили руки до месторождения, которое ещё в начале 90-х годов считалось одним из перспективнейших в регионе. Руководство региона не дошло само, не дошли местные золотопромышленники - доверили победителю аукциона, за которым стояла государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк). Если даже из такой структуры удалось увести не только средства для рабочего посёлка и развития инфраструктуры месторождения, но и само месторождение, то о каком контроле за работой негосударственных инвесторов может идти речь?

В сухом остатке сегодня – то, что месторождение осталось государственным и не «ушло» из рук региона в чужие только благодаря счастливой случайности. Удача была бы полной, если бы фигуранты дела не растворились за таможенными постами.

Сегодня у нас перед глазами – история со сдачей земли в аренду китайским хозяйственникам, примеры Амазарского целюллозно-бумажного комбината, надежды на территорию социально-экономического развития в Краснокаменске. Регион, как девка на выданье, машет платьем, зазывая предпринимателей из-за границы. Но есть ли реальные механизмы контроля за работой тех, кто приходит на нашу землю?

Похоже, что нет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления