Происшествия Последний свидетель дела заммэра

Последний свидетель дела заммэра

«У меня их [наград], уважаемый суд, как у дурака махорки было. Я половину выбросила. Приобщайте», - Любовь Клейнос утирает глаза, в которых стоят слёзы.

Трёхлетнее разбирательство по делу о получении взяток бывшими заместителями мэра Читы Анатолием Куликовым и Любовью Клейнос подходит к концу, 23 января суд допросил последнего свидетеля и назначил дату судебных прений.

Анатолий Куликов был одной из самых значимых фигур в команде мэра Читы Анатолия Михалёва, много лет курируя вопросы строительства и инфраструктуры города. Уголовное дело о взятке за ввод в эксплуатацию торгового центра «Панорама» в его отношении возбудили вскоре после того, как Куликова в администрации города с почётом проводили на пенсию. В феврале 2013 года теперь уже бывшего заммэра задержали на 3 месяца. Он стал первой ласточкой в громкой истории с задержаниями и обвинениями во взятках макушки читинской власти: 6 февраля 2014 года по подозрению в махинациях с квартирами для сирот задержали и бывшего много лет в подчинении у Куликова Вячеслава Шуляковского, который стал заместителем мэра вместо своего начальника. Куликова отпустили из-за состояния здоровья под залог в 2 миллиона рублей, однако образ действовавшей команды главы города к тому времени стал прочно ассоциироваться со следственным изолятором. Отчасти сломать его спустя несколько лет удалось лишь сити-менеджеру Читы Владимиру Забелину. Однако, судя по тому, что материалы инициированной им проверки в комитете архитектуры и градостроительства города после его увольнения отказались афишировать, есть стойкое ощущение, что на скамье подсудимых оказались не все. Тогда вместе с Куликовым задержали и заместителя мэра города по аппарату Любовь Клейнос. Подозреваемым в посредничестве при даче взятки стал известный предприниматель – президент региональной федерации дзюдо Михаил Михайлов. По данным источника, он является учредителем около 30 предприятий, в том числе компании «Астория», магазинов «Темп» и «Темп северный», ООО «Старый рынок», ресторанного комплекса «Роза вилла» и других. Самым незаметным в квартете обвиняемых по делу стал Александр Балыбердин, который, как и Михайлов, подозревается в посредничестве по взятке. В первый раз дело передали в суд в конце ноября 2014 года, но спустя 21 заседание судья вернула его прокурору из-за нарушений, которые обнаружились в обвинительном заключении. Второй раз дело зарегистрировали в суде в конце декабря 2015 года. С тех пор оно пережило десятки заседаний и на две недели приостанавливалось из-за тяжёлого заболевания одного из обвиняемых.

Чем рулила мэрия

В декабре казалось, что вот они, последние допросы свидетелей. Судья по согласованию с двумя защитниками Анатолия Куликова и защитниками Балыбердина, Михайлова и Клейнос – в процессе задействованы пять адвокатов – назначила прения на 23 и 24 января.

С завершением судебного следствия заканчивается самая трудоёмкая часть процесса, суд переходит к прениям, где каждая из сторон высказывает аргументы в свою пользу. После судья выносит приговор.

Но январское заседание началось с того, что представитель прокуратуры привёл новых свидетелей.

В небольшой зал №1 на первом этаже пригласили специалиста бывшей государственной строительной инспекции, которая после недавних изменений стала частью Госинспекции Забайкальского края. Он зашёл с жёлтым прозрачным пакетом с документами, которые, не снимая куртки, положил на столик для допроса свидетелей.

Прокурора интересовало, кто: инспекция или мэрия, - имели право давать разрешение на строительство или отозвать его.

Свидетель на каждый вопрос отвечал вдумчиво, долго листая документы. Конечно, говорил он, данные в инспекцию подавала мэрия. Вот, например, в июне 2006 года пришло разрешение на земляные работы, а в июне 2007-го – уже на строительство торгового центра «Панорама» по улице Ленина. И то, и другое присылали из отдела разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию управления архитектуры Читы. Оба документа, кстати, подписывала руководитель комитета Зоя Кулагина, которую подозревали в незаконной выдаче разрешения на строительство жилого дома, но которую к уголовной ответственности не привлекли из-за отсутствия состава преступления. Историю обысков у Кулагиной, конечно, вспоминал не свидетель, а сохранила лента ИА «Чита.Ру».

Детская поликлиника

Если про строительство «Панорамы» уже написаны десятки новостей и статей, то о возведении детской консультации городской больницы №2 в посёлке Восточный, которое началось в 2007 году, говорилось кратно меньше, если не сказать, что не говорилось вообще. Обвиняемым в получении взятки за ввод объекта в эксплуатацию и использовании служебного положения по нему проходит только Анатолий Куликов.

По версии следствия, экс-заместитель мэра Читы получил за ввод здания в эксплуатацию взятку стройматериалами, которые после использовал для своего дома по улице 2-я Коммунальная в Чите.

Когда речь зашла о стоимости проекта, Анатолий Куликов объяснил, что их было несколько. Первый был рассчитан на то, чтобы потратить на строительство 75 миллионов рублей, сделав здание с тремя полноценными этажами. Но в конце концов траты урезали до 63 миллионов рублей, а вместо третьего этажа сделали мансарду. Однако сам Куликов в 2008 году, будучи заместителем мэра, председателем комитета градостроительства и развития социальной инфраструктуры, говорил о 54 миллионах рублей сметной стоимости.

Кто-то в зале обронил, что разрешение на строительство выдавалось ликвидируемой сегодня компании «Читастройзаказчик», учредителем которой, по данным системы «Скрин контрагент», является комитет по имуществу администрации Читы. Тем не менее, предписание об устранении нарушений Госстройнадзор выдавал компании «Читинское городское строительство». Его учредитель Олег Вильский, которому дали слово после специалиста инспекции, заявил, что не в курсе, введена ли поликлиника в эксплуатацию, потому что технической стороной дела не занимался.

Следующим для дачи показаний в зал вызвали начальника участка «Читагорстроя», работавшего как раз на строительстве медучреждения.

«Я знаю Анатолия Куликова ещё со времени учёбы в техникуме, в спортзал месте ходили. Отношения в работе были на уровне «Здравствуйте – до свидания», - сказал он.

Со слов свидетеля, строительство здания курировал Вячеслав Шуляковский, хотя Анатолий Куликов несколько раз приезжал на участок. Однажды начальник строительства попросил подвезти его к дому Куликова по 2-й Коммунальной, что свидетель и сделал. Что обсуждалось на той встрече, неизвестно.

Серебряная медаль и красный диплом

«У меня их [наград], уважаемый суд, как у дурака махорки было. Я половину выбросила. Приобщайте», - Любовь Клейнос утирает глаза, в которых стоят слёзы.

Только что её адвокат попросил приобщить к материалам дела красный диплом ростовского пединститута, пачкой принесённые указы о награждении от, например, президиума Верховного Совета РФ с подписью Хасбулатова, или почётную грамоту за проведение выборов 2004 года от Анатолия Михалёва, или от Равиля Гениатулина – за референдум. Медаль за строительство БАМа, опять же.

«Я школу в 1960 году с серебряной медалью окончила», - добавляет она, когда все материалы переданы судье, и присаживается на скамью.

Раскрывайте ворота

О допросе последнего свидетеля по делу попросил Александр Балыбердин, которого обвиняют в пособничестве при даче взятки Куликову стройматериалами. В цехе, находившемся на территории компании «Артстрой» (ей руководил потерпевший Юрий Шаликов – Ю.С.), где орудовали сваркой и делали ворота, могли храниться и личные материалы Балыбердина, говорит водитель одного из предприятий, когда-то арендовавший у Шаликова помещение. Теоретически это может означать, что руководитель «Артстроя» не отдавал в качестве взятки своих материалов, однако трактовка таких фактов до вынесения приговора – дело тонкое и не всегда благодарное. Насколько слова свидетеля повлияют на исход дела для бывшего прораба и скажутся ли на приговоре Анатолию Куликову, пока непонятно. Свидетеля отпускают.

Вижу финиш

Четвёртый час дня. На улице мороз и солнечно. Адвокаты переглядываются, Анатолий Куликов смотрит в пол, Любовь Клейнос – в сторону. Никто не возражает, кроме находящегося в небольшой камере отдельно от всех Михаила Михайлова – пока шёл суд по этому делу, его заключили под стражу по подозрению в вымогательстве. Обвиняемый настаивает, что судом были исследованы не все важные для дела моменты. Посовещавшись, Михайлов и его адвокат не приходят к общему мнению.

«Выходим на финишную прямую», - судья Железнодорожного районного суда Читы Любовь Копаева чуть отодвигает в сторону огромную кипу документов.

Прения переносят на февраль из-за необходимости у прокурора согласовать позицию с руководством. Под процесс отводят сразу несколько дней, в которые, судя по настрою судьи, итог трёхлетней истории с коррупцией в администрации Читы будет подведён.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления