Если коротко, то это история о том, как житель Читы Павел Малышев в 2013 году купил себе во Владивостоке Lexus LX 570 2008 года выпуска, пригнал в Читу, а в 2014 году машину у него изъяла полиция, потому что якобы такой же автомобиль в 2012 году угнали в Москве. С тех пор Малышев машину не видел, ущерб за её утрату ему никто не возместил, и вот уже 5 лет МВД не может внятно ответить, насколько качественно и честно проводились следственные действия, результатом которых стал опустевший гараж.
Старый и новый хозяин
В первой половине 2014 года Малышев продал свой Lexus Михаилу Гительману. Машина у того простояла недолго: у Гительмана полицейские её и изъяли. Такое положение дел покупателя не устроило, он подал иск о признании сделки недействительной и выиграл его. По решению суда Павел Малышев был обязан выплатить несостоявшемуся покупателю 3,2 миллиона рублей.
Забрав решение на следующий день, он пошёл на спецстоянку по улице Газимурской, где находился его автомобиль, но там Малышеву сказали, что машины на стоянке нет. В отделе полиции узнать, где она и когда её можно будет забрать, узнать не удалось, по его словам, ни на этот день, ни на следующий, ни даже через несколько недель. С этого и начались странности в этом машинном деле.
Загадки «Лексусов», полиции и Интерпола
По данным полиции, проекционные коды на подушках безопасности у похищенного в Москве и катавшего по Чите «Лексусов» были одинаковыми. Кроме того, номер двигателя читинского автомобиля совпал с московским. Всё это установили сотрудники Интерпола в Чите, которые занимаются экспертизами подлинности автомобилей. В Забайкальском крае эту организацию тогда возглавлял Максим Клопов.
В разговоре с журналистом он сообщил, что задачей его сотрудников было просто сравнить данные автомобиля с данными деталей, установленных заводом-изготовителем, и касалось это не только случая Малышева, а всех похожих запросов от правоохранительных органов. Именно так определяется подлинность автотехники. После экспертизы и сверки с заводом-изготовителем Интерпол передавал результаты проверки коллегам, которые ведут дело, и после отношения к этому не имел.
По официальной версии, автомобиль Павла Малышева такую проверку не прошёл, однако в этой истории очень много вопросов, ответов на которые полиция Павлу Малышеву не может дать вот уже 5 лет.
Экспертизы и коды
Со слов мужчины, в Чите экспертизу автомобиля проводили трижды. В первые две там как владелец присутствовал Гительман, на третью Гительмана и Малышева не пустил один из экспертов, а после они узнали, что там можно было не только присутствовать, но и снимать всё на видео.
Первые две экспертизы, со слов пострадавшего, не выявили ничего подозрительного, а вот во время третьей, где не было владельцев, эксперт установил, что номер двигателя автомобиля не соответствует номеру двигателя, установленного заводом-изготовителем, а проекционные коды - те же самые, что и на украденном в Москве.
«В результате двух экспертиз эксперты подтвердили оригинальность автомобиля, при этом двигатель и номер двигателя не осматривался и не проверялся, — утверждает Малышев. - При проведении третьей экспертизы автомобиль для осмотра загнали в бокс по улице Газимурской в Чите, и мне запретили принимать участие при проведении данной экспертизы. В результате сообщили, что обнаружены швы, не характерные заводу-изготовителю, показали какие-то фото, якобы сделанные при проведении экспертизы. Экспертам в результате проведения трёх экспертиз не удалось идентифицировать номер двигателя».
При этом Павел Малышев заявил: в документах о результатах экспертиз сотрудники группы национального центрального бюро Интерпола УМВД России по Забайкальскому краю написали, что номер двигателя идентифицировали.
Он настаивает: в материалах дела указали совершенно другие номера подушек безопасности, чем были в его автомобиле, и этим в том числе обосновали, что угнанный в Москве «Лексус» и изъятый в Чите — автомобили-двойники. Требование Малышева проверить достоверность этих данных до сих пор в следственных органах оставляют без внимания.
Пять лет он обращается в МВД с просьбой проверить документы Интерпола и вновь осмотреть автомобиль — ответов на эти просьбы приходят формальные. Они о том, что оснований для таких проверок у полиции нет.
Но интереснее всего другое. Судя по многочисленным заявлениям Малышева, имеющимся в распоряжении редакции, данные которых не были опровергнуты в ответах ведомств, одна из экспертиз прошла 17 июля 2014 года, то есть до получения её результатов говорить о том, что в Чите находится автомобиль-двойник, было нельзя. Хотя в обращениях на имя начальника УМВД России по Забайкальскому краю Павел Малышев просит уточнить, как Интерпол края за день до этого, 16 июля, мог известить отдел полиции района Дорогомилово в Москве, что в Чите на спецавтостоянку ГИБДД по Забайкальскому краю поставили автомобиль, маркировка кузова и номера двигателя которого подвергались изменению.
Правда, самое интересное в этой странной истории — представленная в редакцию Павлом Малышевым копия письма от компании «Ингосстрах» владелице украденного в Москве автомобиля о том, что машина найдена. Документ датирован 7 мая 2014 года. То есть об обнаружении её машины ей сообщили за 2 месяца до экспертизы, где это должно было выясниться. Можно верить в провидцев, но в случае, когда дело касается непонятного исчезновения машины из Читы все факты дела необходимо как минимум перепроверить без скидок на профессиональную солидарность, надоедливость бывшего владельца и на отфутболивание потерявшего минимум 2,1 миллиона рублей человека.
Пока Павел Малышев, получив решение после суда с Гительманом, искал свой Lexus, машину передали сотрудникам полиции московского района Дорогомилово и перегнали в Москву, где, по официальным данным, передали в компанию «Ингосстрах» — там был застрахован угнанный в Москве автомобиль.
В июле 2014 года дознаватель отдела полиции Ингодинского района Читы возбудила уголовное дело №1006002 об уничтожении идентификационного номера кузова автомобиля. Что с этим делом — не известно.
Благодаря настойчивости Павла Малышева, написавшего к тому времени десятки жалоб и обращений, в ноябре 2015 года в том же отделе полиции возбудили ещё одно уголовное дело под номером 308202 по факту продажи автомобиля с изменёнными номерами. В рамках расследования этого уголовного дела следователи не опросили даже владельцев машины, зато несколько раз приостанавливали работу по нему из-за невозможности установить виновного. На запрос ИА «Чита.Ру» о судьбе этого уголовного дела в пресс-службе УМВД России по Забайкальскому краю не ответили, сказав по всем вопросам обращаться в отдел полиции района Дорогомилово города Москвы.
Известно, что за отсутствие допросов владельцев ПТС следователь и замначальника Ингодинского отдела полиции были привлечены к дисциплинарному взысканию, что с делом происходит дальше — тайна, покрытая туманом цвета полицейского мундира.
«Согласно базе ГИБДД, после того, как якобы был увезён в Москву, автомобиль был продан уже более 6 раз. Сотрудникам полиции не удаётся найти его, и я сам нашёл их, обзвонил, и они утверждают, что никто их не беспокоил. Сотрудники полиции же пытаются убедить меня, что это не мой автомобиль, а автомобиль-двойник, и что двойников два, поэтому они их не изымают», — написал Павел Малышев в мае 2018 года в очередном обращении на имя начальника УМВД России по Забайкальскому краю Александра Щеглова.
Полицейская проверка полиции
Несмотря на 5 лет заявлений о необходимости проверить подлинность проведённых экспертиз «Лексуса» и их выводы, а также действия сотрудников Интерпола регионального УМВД России, законность передачи машины московским полицейским и то, действительно ли это были сотрудники дорогомиловского отдела полиции Москвы, ни УМВД, ни прокуратура, ни краевое следственное управление Следственного комитета России оснований для проверок не находят.
Возбуждённое уголовное дело о продаже автомобиля с перебитыми данными тоже, судя по уходу полиции от ответа на вопросы «Чита.Ру», спустили на тормозах. Насколько это делали намеренно — никто выяснять, видимо, не собирается.
На требования владельца (видимо, бывшего и даже признанного пострадавшим с ущербом в 2,1 миллиона рублей) вернуть машину в Читу и провести необходимые экспертизы открыто ведомства отвечают, что такой необходимости нет.
В марте 2018 года, казалось, дело сдвинулось с мёртвой точки — следователь Ингодинского отдела полиции выделила в отдельное производство материалы проверки по признакам злоупотребления служебными полномочиями в отношении сотрудников УМВД России по Забайкальскому краю и отдела полиции по Дорогомилово. В документах указывалось, что сделано это из-за возможного незаконного завладения машиной.
Но ровно через 2 месяца прокуратура Забайкальского края признала решение о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников УМВД преждевременным. Процессуальная проверка в отношении сотрудников забайкальского Интерпола, в том числе руководившего им в то время Максима Клопова, за 5 лет не проводилась. Насколько качественно были проведены экспертизы и честны их выводы, тоже не стали выяснять.
В мае 2018 года из Читы отправили документы для проверки законности изъятия автомобиля у дознавателя Читы. Данные для допросов владельцев «Лексуса», который Павел Малышев когда-то купил во Владивостоке, отправили в Москву, Новосибирскую, Свердловскую и Томскую области — там он успел побывать за эти годы. После этого дело опять затихло. Пришли ли ответы, что они прояснили, что делается, и не закрыли ли в очередной раз дело о продаже машины с перебитыми номерами — неизвестно. Равно как и то, были ли они на самом деле перебиты. Сотрудники правоохранительных органов в течение 5 лет предпочитают отмахиваться от вопросов бывшего владельца и от того, что в деле о некоррумпированности в передаче машины Малышева нужна уверенная и честная точка.
Данный материал является официальным заявлением о проведении проверки подлинности экспертиз автомобиля Lexus LX570, владельцем которого является Павел Малышев, их перепроверке, а также о проверке правомерности всех действий сотрудников УМВД России по Забайкальскому краю и сотрудников отдела полиции района Дорогомилово в Москве. Кроме этого, мы настаиваем на проведении всех необходимых следственных действий для установления виновных в продаже этого автомобиля во Владивостоке и законности его перепродажи после изъятия из Читы, если машина после перепроверки данных будет признана автомобилем-двойником.