Необычно бледный 64-летний мужчина поступил в отделение реанимации Краевой клинической больницы Читы (ККБ) с жалобами на боль после плановой операции. Дежурные реаниматологи ничего опасного для жизни не заметили. Вскоре мужчина скончался, потеряв около 70% крови — она лилась в бедро. Сейчас в отношении двух врачей, которые осматривали пациента, возбуждено уголовное дело.
Внутреннее кровотечение мужчины длилось 11 часов
В январе 2021 года пожилой мужчина лег в ККБ на плановую операцию на бедре. Он очнулся и был под наблюдением, но вскоре ему стало плохо — оперируемое место болело, общее самочувствие ухудшилось. Дежурные врачи-реаниматологи осмотрели пациента, но не отметили угрожающего для жизни состояния.
Ночью медсестра зафиксировала у мужчины гематому, а еще через два часа ему провели операцию по удалению внутреннего кровотечения. Между первой и второй операциями прошло больше 11 часов, за это время он потерял около 70% крови. После этого мужчина в крайне тяжелом состоянии попал в отделение реанимации и интенсивной терапии, где скончался. Его сын сейчас проходит через судебные тяжбы, чтобы доказать виновность врачей.
По статье о причинении смерти по неосторожности из-за ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей обвиняются врачи-реаниматологи ККБ Юрий Перфильев и Баярма Гармаева. Юрий Перфильев — врач первой категории с 27-летним опытом, в 1995 году он закончил Читинскую медакадемию по специальности «Лечебное дело», а в 2017 году также в медакадемии повысил квалификацию по специальности «Анестезиология-реаниматология». Баярма Гармаева (бывшая Дашиева) — окончила Читинскую медакадемию по специальности «Лечебное дело», стаж работы — 5 лет.
Министр здравоохранения Забайкалья Оксана Немакина сообщила, что внутренний контроль качества не нашел ошибок со стороны врачей. Итоговое заключение дадут независимые эксперты.
«Никакой халатности не было»
— У нас проводились экспертизы и внутренние проверки с привлечением специалистов, в частности, проректора кафедры анестезиологии и реанимации Медакадемии Константина Шаповалова. Не было никаких действий со стороны врачей, которые бы привели к смерти пациента. Никакой халатности. Случилось у больного, бывает, что люди погибают от кровотечения. Организм пациента не справился с кровопотерей. Кто-то выживает, потеряв 3 литра крови, а кто-то погибает, потеряв литр. К тому же сложно точно определить объем кровопотери по результатам вскрытия. Сосудистые осложнения могут быть, потому что любая операция — это риск. Возьмём аналитику за последние 5 лет: мы провели около 450 операций, умерло 4 человека. Прогнозируемые вещи бывают. Но некоторые пишут, что человек обливался кровью, а доктора смотрели — такого не было. Крови снаружи не было, поэтому кровопотерю было сложно обнаружить, — рассказал исполняющий обязанности главврача ККБ Дмитрий Нардин.
Виновны или невиновны — наказания может не быть
Прокуратура утвердила обвинительное заключение и направила в суд уголовное дело в конце мая, в настоящее время суд продолжает его рассмотрение, а прокуратура поддерживает по нему государственное обвинение. Однако не все суды по обвинению врачей заканчиваются приговорами из-за ограниченных сроков давности. Так, например, было с делом смерти академика Ильи Железняка, когда родственники обвинили в его смерти хирурга «Академии Здоровья» Валерия Скажутина. Тогда уголовное дело и судебные разбирательства прекратили за истечением срока давности.
— Срок давности привлечения к уголовной ответственности составляет 2 года и истекает в январе 2023 года. Если суд не успеет рассмотреть уголовное дело к этому времени, существует возможность прекращения уголовного дела в связи с истечением срока давности — это не реабилитирующее для обвиняемых решение. По нашим оценкам, суд успеет рассмотреть уголовное дело до истечения срока давности, несмотря на то, что по делу необходимо допросить более 30 свидетелей, экспертов и специалистов, а также самих обвиняемых, — рассказал старший помощник прокурора Забайкальского края Евгений Синельников.