Политика Как в Забайкалье агропарки одобряли

Как в Забайкалье агропарки одобряли

История с агропарком на территории приграничных районов — это очень забайкальская история. Ничего ещё нет, но крик стоит такой, будто к Чите подходят машины, гружёные полосатыми столбами, дабы обозначить новую границу России.

Депутаты заксобрания дали-таки правительству Забайкальского края право создавать агропарки. Против опять высказались — и довольно громко — коммунисты. В отдельные моменты дискуссии казалось, что дело вот-вот дойдёт, по крайней мере, до хлопания дверями.

История с агропарком на территории приграничных районов — это, в общем, такая очень забайкальская история. В том смысле, что полей, обильно удобренных химикатами, нет, вольготно прохаживающихся по этим полям китайцев тоже нет, инвестор туманно высказывает некие намерения — но крик стоит такой, будто к Чите подходят машины, гружёные полосатыми столбами, дабы обозначить новую границу России. Сразу вспоминаются, как минимум, протесты против создания Амазарского целлюлозно-бумажного комбината, который должен был неминуемо отравить весь Могочинский район и его окрестности своими ядовитыми испарениями. О тонкостях вроде того, кому там принадлежит земля и удастся ли на ней в принципе что-то построить, никто как-то не задумался. Прошло несколько лет, кругом тишина, и в этой тишине власти края уже привычно выслушивают в свой адрес обвинения либо в том, что не создают никакого производства, либо в том, что намерены выморить всё местное население с помощью производства — по кругу.

Вот и октябрьские споры вокруг вопроса «позволить ли правительству думать про агропарки» проходили ровно в таком же ключе. Коммунисты ссылались на мнение населения. Минэкономразвития объясняло экономический и демографический смысл происходящего. Спикер призывал всех к порядку и напоминал о регламенте выступлений. В результате постановили законопроект, оговаривающий полномочия исполнительной власти по созданию агропарков, принять в первом чтении. А ко второму — выяснить точно, как реагирует на идею население, и, если думает плохое, переубедить.

В комментариях к новостям «Чита.Ру» по этой теме тут же начались митинги несогласных, после чего министр экономического развития Баир Галсанов заявил, что готов лично встретиться с пользователями, которые полагают, что создавать агропарки в Забайкалье нецелесообразно. Ему ответили в том смысле, что все люди работающие и по министрам ходить некогда. Между тем, глава Приаргунского района Сергей Пичкуренко очень эмоционально сообщил корреспонденту ИА «Чита.Ру», что готов отдавать земельные участки кому угодно — лишь бы за них начали уже платить налоги в местный бюджет. И добавил, что его изрядно замучила говорильня и суета вокруг проекта, который ещё даже не начинался. Спустя почти два месяца Законодательное собрание вернулось к рассмотрению вопроса. Обычно по законам второго чтения споров не бывает, но это явно был не тот случай.

Сначала коммунисты попросили министра экономического развития Баира Галсанова рассказать, какую разъяснительную работу он провёл с населением — и тот сообщил, что в районы выезжал, с людьми встречался, интервью для районных газет давал и никаких отрицательных отзывов за два месяца с мест не получил. Затем выступил член фракции КПРФ Сергей Белоногов: «Никто никаких сходов не собирал, никто ничего не объяснял, никто с людьми не разговаривал. И вот Баир Галсанович говорил, что нет возражений — возражения есть. Я с кем разговаривал — ни одного положительного отзыва не слышал». Следом Юрий Ляхов заявил, что в Калганском и Нерчинско-Заводском районах мнения о создании агропарка только отрицательное, а парламент всё время «прокидывает» КПРФ при обсуждении спорных вопросов. Учитывая всё это, члены фракции коммунистов предложил снять вопрос с повестки дня и выехать в районы для выяснения обстоятельств на месте.

Это закономерно не понравилось председателю комитета по госустройству Сергею Трофимову, ответственному за законопроект. Он напомнил, что парламент принял закон два месяца назад — и ни одной поправки с мест по нему так и не поступило. Равно как не поступило обращений, писем и заявлений. «Где ваши предложения-то, коллеги? Или подебатировать перед телекамерой? Поблистать на пленарном заседании? Давайте работать по законотворческому процессу!» - сказал Трофимов. Его поддержал Анатолий Романов, который попросил председателя парламента прекратить спор, который грозил перерасти в перепалку между депутатами. «Мы должны сейчас обсудить предмет второго чтения- только одну поправку к закону, который уже принят в первом чтении. Что происходит-то сейчас?» - кричал он. В это время Белоногов очень громко интересовался у Сергея Трофимова, почему он не выехал в районы и не провёл там встречи с гражданами.

Тут слово снова взял Баир Галсанов. Он долго перечислял с листа, какие агропарки успешно работают в России. Зал, затихший было в начале внезапного доклада, вновь начал волноваться, и спикер заксобрания Степан Жиряков предложил министру вернуться к сути вопроса и объяснить, что же изменится в приграничных районах после принятия спорного закона. Министр заговорил, и стало понятно, что доклад успокаивал и его самого.

«Во-первых, уважаемые депутаты, после принятия закона в этих районах ничего не изменится — до тех пор, пока реально парк не будет создан! Сегодня речь не идёт о том, чтобы создавать ли не создавать парк! - говорил Баир Галсанов. - Разговор идёт о создании нормативной базы, чтобы исполнительная власть и хозяйствующие субъекты могли создавать благоприятные условия для этой деятельности! Это возможно в Улётовском районе, в Красночикойском, в Хилокском! Более того, мы подготовили основы для создания агропарка овцеводческого направления в Агинском Бурятском округе, концепция готова — и мы ждём только принятия данного закона! Может, именно там будет агропарк, а не в Приаргунске!»

«То есть мы принимаем законопроект, который просто устанавливает полномочия правительства края о создании агропромышленных парков в одном из районов? Не обязательно в Приаргунском, Калганском, так?» - уточнил Степан Жиряков. «Не обязательно!» - подтвердил Галсанов. И добавил, что минэкономразвиия хотело бы в этом вопросе сосредоточиться на слабо развитых районах, например, Сретенском и Шелопугинском.

«Как мы должны подтягивать эти районы, у которых потенциал только сельскохозяйственный? - спрашивал министр, глядя на Сергея Белоногова. - Вы что, уважаемые депутаты фракции, хотите просто-напросто не дать возможность развивать регион? Вы посмотрите, что в России делается! Наиболее заметные инновационно-продвигаемые темы — это именно агрокластеры, агро-индустриальные парки. Хотим мы снова остаться в замороженном виде и снова терять своё село, терять людей, которые уезжают из того же Нерзаводского района? За 20 последних лет оттуда выехала треть населения, лучшая часть. Кто там будет работать? Как эта территория будет российской, если через десять лет там просто россиян не будет?»

Тут спор можно было бы закончить. Но этого, конечно, не произошло, поскольку возмущённый Сергей Белоногов заявил, что КПРФ ни в коем случае не против развития края - просто настаивает на том, чтобы об агроиндустриальных парках был отдельный закон. «Ну, так вносите его Сергей Антатольевич! Хорошо? Ну и слава богу, что хорошо!» - не выдержал председатель заксобрания и дал слово депутату Харину, предупредив, что после этого прекращает прения.

Андрей Харин, депутат краевого парламента от ЛДПР и генеральный директор группы компаний «Сибирь», был краток: «Если правительство такое антинародное, то ему проще было бы провести закон о том, чтобы хранить на этих территориях радиоактивные отходы и кончить жителей Забайкальского края. А оно собирается развивать районы. Всё политизировано! Я хочу, чтобы мы прекратили до такой степени вдаваться в подробности, чтобы обсуждать, кто в какой деревне с кем говорил. Я тоже могу назвать много деревень, где проводилась работа лично мной. И я не знаю, в каких деревнях были уважаемые коммунисты. Я хотел бы на этом закончить и перейти к голосованию».

Парламент внял — и за закон во втором чтении высказались все, кроме членов фракции КПРФ. То есть правительство края приобрело, наконец, возможность писать нормативные документы, уговаривать инвесторов и искать свободные земли. Районы получили шанс на развитие. А сторонние наблюдатели через какое-то время узнают цену и смысл жарких дебатов и противостояний. В том смысле, что — вдруг получится?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления