Политика Читу - на куски. Мэра - на сити-менеджера

Читу - на куски. Мэра - на сити-менеджера

Интересно другое, что представитель сферы ЖКХ, что представитель транспорта в своих недолгих речах успели спеть дифирамбы нынешней власти Читы.

Реформа местного самоуправления, которая отменяет выборы мэра и ликвидирует выстроенную систему управления городом, обрушилась на Читу внезапно. Ещё два месяца назад сомнений в том, что в сентябре пройдут выборы градоначальника и депутатов, не было. Но не тут-то было. Федеральный центр, закинув в кастрюлю слова Путина о том, что муниципальная власть должна быть ближе к народу, приправив это комментариями об усилении роли представительных органов на местах, посолив и поперчив всё это репликами о некой «доступности мэра для людей», сварганил на скорую руку похлёбку под название «Новая реформа местного самоуправления».

15 апреля депутаты Госдумы в первом чтении приняли федеральный закон о реформе местного самоуправления. Суть нового законопроекта, помимо прочего, заключается в распространении двухуровневой модели организации местного самоуправления на крупные городские округа, к которым относится и Чита. Вводятся два новых вида муниципальных образований – городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Решение о переходе к новой системе и её форме будет приниматься законом субъекта. В каждом внутригородском районе будут свои думы, из которых будет формироваться гордума, а из её состава – глава городского округа, он же будет исполнять обязанности председателя думы. Глава администрации городского округа будет назначаться и работать по контракту.

Если местные единороссы проглотили новое блюдо, поддержав данную реформу, а краевое правительство автоматически создало рабочую группу по работе с принимаемым законом, то городская Дума взбунтовалась. Причём не на шутку. Председатель гордумы Александр Зенков сначала назвал новую реформу противоречащей некоторым статьям Конституции, а затем заявил, что из-за реформы траты на чиновничий аппарат увеличатся на 145 миллионов рублей. Причём, это минимальное число, которое может в разы увеличиться. На этом гордума не остановилась, а пошла дальше — в народ, организовав общественные слушания.

В Центральном районе на слушания пришло более 600 человек. Актовый зал бывшего главного корпуса ЗабГГПУ на улице Бабушкина едва вместил всех собравшихся. Было неочевидно, добровольно ли пришли люди на слушания, искренне переживая за судьбу города, или была создана массовка. Во всяком случае, в зале присутствовали не только студенты и преподаватели вуза, городские депутаты, но и представители общественности, пенсионеры, сотрудники мэрии, депутаты Законодательного собрания.

Зенков, первый выступавший на слушаниях, сразу заявил: «Давайте я вам расскажу суть реформы по-русски. Есть у нас в городе четыре района, разделённые территориально. Из этих районов планируется сделать муниципальные районы. Каждый район должен иметь свой бюджет, свой штат и собственность, чтобы получать средства для работы».

По словам председателя городской думы, муниципальное сообщество сейчас напоминает растревоженный улей, так как почти во всех российских городах идёт обсуждение новой реформы, как жить дальше, куда двигаться. Кнопку «Пуск», нужную для реформирования муниципальной власти, по мнению Зенкова, нажал президент Путин, который в декабре 2013 года во время послания Федеральному Собранию, заявил, что в муниципалитетах накопилось немало проблем, объём ответственности и ресурсов муниципалитетов не сбалансирован, а местная власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин мог дотянуться до неё рукой.

Зенков не то чтобы раскритиковал посыл президента, приведший к муниципальной чехарде, он заявил, что достичь поставленные Путиным ориентиры можно другими способами.

«Например, можно увеличить число депутатских мандатов. При этом на основе личного опыта, а я 9 лет являюсь председателем гордумы, знаю, что 30 депутатов при населении 340 тысяч человек вполне достаточно. Активные горожане знают депутатов, которые работают. Знают лучше, чем участковых. Кому нет дела до городских проблем — насильно мил не будешь. Город должен управляться, как единое целое», - уточнил председатель думы.

Зенков уверенно заявил, о том, что если людей не устраивают конкретные личности — мэра или депутата, то надо их менять: «Можно менять людей, а не систему».

«Что такое внутригородской муниципальный район? Это свой бюджет, представительный орган, имущество. Дополнительные расходы. Причём выделение средств не планируется. Всё это будет проворачиваться за счёт и без того дефицитного бюджета города. Население лишается права напрямую избирать городских депутатов, так как их будут избирать из числа представителей районных депутатов. Муниципальное сообщество России, коллеги из Хабаровска, Казани, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону достаточно жёстко заявили о своём несогласии с этой реформой», - сказал Зенков.

Он неоднократно обращался к депутатам Законодательного собрания с просьбой поддержать городскую позицию против новой реформы и донести её до Госдумы.

Остальные выступающие, которые как будто записывались здесь и сейчас, были заранее подготовлены. В целом, публичным слушаниям не хватало необходимого элемента внезапности, реплик из зала, тревожного гула. Всё шло по продуманному сценарию.

Директор управляющей компании «Перспектива» Алексей Мусорин рассуждал о реформе местного самоуправления через проблемы ЖКХ. Для примера на экране продемонстрировали фрагмент фильма «Королева бензоколонки», где скопились бензовозы из-за поломанного моста, который не хотят ремонтировать два главы района. Глава района Борщ считает, что мост принадлежит району, где управляет глава Лопата, а тот наоборот.

Фильм оживил участников публичных слушаний, а Мусорин высказал опасение, что этот комедийный фрагмент в фильме может превратиться в трагедию города.

«Система ЖКХ функционирует как одно целое. Вряд ли кто-то из горожан помнит ситуацию аварийную в 2010 году — прорыв магистрального трубопровода на кольце Бабушкина. Тогда 280 домов остались без отопления. Благодаря грамотному руководству города, мы сумели все вместе восстановить систему отопления. Если не будет единого подхода — всё рухнет. Если бы кто-то не сработал, последствия были бы плачевны. Реформа пагубным образом скажется на коммунальном комплексе. Разрушится система. Призываю вас высказаться против деления города на районы. Отдать голос за то, чтобы город остался как единое целое. В единстве наша сила», - заявил Мусорин.

Другой выступающий — предприниматель Артём Меняев — представлял интересы перевозчиков. По его мнению, сформированная дорожная сеть в городе может разрушиться из-за новой реформы: «У всех мандраж. Каждый район будет полномочен осуществлять перевозку только по своему району. Возможно, пассажиры не смогут уехать из Песчанки на КСК или из Северного на Остров. Это приведёт к двойной или тройной оплате».

Насколько обоснованы эти опасения, предположить сложно. Интересно другое, что представитель сферы ЖКХ, что представитель транспорта в своих недолгих речах успели спеть дифирамбы нынешней власти.

«Мы заменили троллейбусный парк. В этом направлении проделана колоссальная работа. Сейчас идёт подъём муниципального автобусного парка. Путь города виден. Небольшими кропотливыми шагами мы развиваемся. Скоро станет на прежний уровень автобусный парк. Сейчас по многим районам мы сняли проблему часа пик, когда люди не могут уехать на работу и с работы. В Черновском районе сделали 26 маршрут. Обещание город выполнил, сняли напряжённость. Сократили время движения пассажиров в пути. Сняли проблему с транспортом в Кадале и в районе школы 17. Там есть большие автобусы», - сказал Миняев.

Такой оптимизм обескураживает. В целом, если отбросить все околореформные составляющие, то проблем в организации что сферы ЖКХ, что общественного транспорта у города выше крыши. Своими рассуждениями противники новой реформы перегибали палку.

Эмоциональнее других выступил Владимир Мамаев. Его представили просто — пенсионер. Он уже сам напомнил, что более 20 лет был главой Могочинского района: «Хуже 131-го закона я ничего не видел. Мы стали резко падать вниз. Если раньше бюджет был единым, то с этим законом его растащили по муниципальным квартирам, возросла численность муниципальных служащих в сельских поселениях. Но кадров нет. Лучший закон тот, который был до 131-го».

«Я считаю, что лучше системы, которая есть в городе, нет и не будет никогда. Как только мы поделим город на районы, мы так же упадём далеко вниз, как наши многие районные администрации. Надо работать над состоянием местного самоуправления. Его нет. Школы отобрали, здравоохранение отобрали. Ничего не осталось. Нам надо со всем этим бороться, иначе придёт большой конец», - заключил Мамаев.

Другие выступающие, в основном, повторяли предыдущих ораторов. Заместитель мэра Читы по финансам Денис Гарифанов в разрезе одного Центрального района основательно представил финансовые затраты, которая повлечёт реформа: «В случае создания администрации внутригородского района Центрального потребуется дополнительных расходов в размере 55 миллионов рублей. Расходные полномочия не увеличатся. Ждать дополнительных денег не откуда. 55 миллионов рублей — это минимальная сумма, включающая расходы только на штатное расписание. Потребуются расходы на здание, расходы на оборудование помещения, компьютеры, электронные системы документооборота. Разделение города на районы приведёт к тому, что возрастёт документооборот: каждому району необходимо будет заключать свои муниципальные контракты. Я не вижу в делении финансовой целесообразности».

Все собравшиеся, за исключением одного человека, проголосовали против новой реформы. Аналогичные публичные слушания прошли в Черновском, Ингодинском и Железнодорожном районах. Там тоже присутствовали сотни человек, которые голосовали против реформы. Только вот эффект от публичных слушаний под большим вопросом. Даже если краевые депутаты прислушаются к мнению городских властей и горожан, то для федерального центра мнение 1,5 тысяч человек — капля в море. Механизм внедрения реформы в жизнь запущен, и отыгрывать всё назад вряд ли кто осмелится.

Наверное, понимая всё это, городская власть ищет запасной аэродром, объявляя о том, что в Чите 9 июня пройдут публичные слушания по изменению устава города. Решение о проведении слушаний приняли на внеочередном майском заседании гордумы. По информации агентства «Забинфо», мэр Читы Анатолий Михалёв, который присутствовал на заседании, озвучил спасительный вариант, который отменяет выборы мэра, но сохраняет целостность города.

«Депутаты принимают внесение изменений в устав, и город остаётся как единый городской механизм. В этом случае, выборы проходят по 30 избирательным округам. Избирается председатель городского совета, он же будет являться одновременно и главой городского округа. Затем создаётся конкурсная комиссия и проводится конкурс. После на заседании совета проходит назначение главы исполнительной власти города, который заключает контракт через председателя, по существу с городским советом», - заявил Михалёв.

По словам мэра, он всегда был за прямые выборы: «Но, по существу, нам не оставили права выбора. Если мы не решим этот вопрос, то город поделят на четыре района. Тогда есть большая вероятность того, что городское хозяйство будет просто-напросто растащено по отдельным коммунальным квартирам. Также я слабо представляю себе, как можно сегодня единый городской механизм, городское хозяйство развести по четырем районам и как, затем выстраивать планы социально-экономического развития, планы благоустройства и так далее. Ведь, так или иначе, в каждом районе будет глава района, избранный из числа депутатов, который станет тянуть одеяло на себя».

На прошедших публичных слушаниях об этом варианте развития событий не было сказано ни слова. Теперь многое будет зависеть от краевых депутатов, которые стоящую на распутье городскую власть, должны направить в верном направлении. И если судьба городской думы под вопросом, то выборов мэра, в любом случае, нам не видать. К сожалению.

фото Максим Федосеев

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления