Политика Конкурсы и танцы на выборах

Конкурсы и танцы на выборах

Наших знаний недостаточно, а тем более недостаточно знания и опыта 10 депутатов районного уровня. В районе люди знают абсолютно всё обо всех и не ошибутся, избирая прямым голосованием.

Выборы главы в районе – событие общенародное. Каждая из кандидатур обсуждается дотошными жителями, сидящими вечерами на лавочках, а кандидаты в индивидуальном порядке обходят дворы, чтобы рассказать о себе. Но такой ручной предвыборной кампании скоро может и не быть - губернатор Забайкальского края сам внёс законопроект, меняющий возможности выбирать. Власть сама проведёт конкурсы на лучшего главу - с песнями и танцами.

Повестка ближайшего пленарного заседания краевого законодательного собрания пополнилась законопроектом об изменении порядка выборов глав районов. По новому закону администрация района может решить, как им выбирать своего главу - либо из числа совета депутатов, либо комиссией по итогам конкурса.

Изначально в качестве пилотных районов, где будет испробована подобная система, решено взять Каларский, Хилокский и Нерчинский район. Инициативу внёс сам губернатор Забайкальского края Константин Ильковский 3 апреля. Спустя пять дней - 8 апреля - комитет по местному самоуправлению уже обсуждал инициативу вместе с вице-премьером правительства края Геннадием Чупиным. Заседание комитета удивительным образом не было включено в недельную повестку на сайте заксобрания, а значит, посторонних лиц тоже быть не могло.

Демократия превыше всего

Геннадий Чупин на заседании комитета примерил на себя роль защитника законопроекта, представляющего интересы губернатора и государства. Среди плюсов законодательной инициативы Чупин назвал её демократичность, ведь районные власти сами смогут решать, как им выбирать высшее должностное лицо.

«Вы знаете, что произошли изменения в 131-м Федеральном законе, добавился ряд форм. Мы серьёзно проработали эти вопросы, получили мнения с 21 района, подытожили свою практику, опыт, и я хочу сказать, что вопрос по сути передали на субъектовый уровень, и это очень правильно. Две уникальных формы, каждая из форм демократична, абсолютно равные, и ни в коем разе право выбора и формирования не ограничивают», - описал Чупин будущую незримую выгоду для забайкальцев.

Чиновник отметил, что все вопросы были отработаны с депутатами и, по его предположению, прорабатывались на уровне районов: «Плюсов у этих форм много, можно найти достойного кандидата, который будет соответствовать всем требованиям, чтобы управлять. И хорошая бюджетная экономия происходит».

Судьбу сёл и городов предлагается отдать районным властям в руки – в законопроекте прописаны формы, по которым либо совет депутатов района выберет из своего состава, кто возглавит местную администрацию, либо он избирается на муниципальных выборах.

«Почему решили, что должны быть две формы? Потому что все иные на уровне сёл и городов не пользовались спросом, опыт по модели сити-менеджера минимален и никак себя не показал. Такие новеллы мы предлагаем ввести в наш действующий закон с учётом федерального законодательства», - подытожил вице-премьер.

Три района выбраны пилотными, потому что там пройдут ближайшие выборы, в Каларском - очередные, в Хилокском и Нерчинском – внеочередные. По ним решили, в первую очередь, посмотреть, как эта модель будет работать. Сотрудник управления по развитию местного самоуправления губернатора края Яна Валько уточнила, что в Нерчинском районе в связи с досрочным прекращением полномочий действующего руководителя района, отсутствия денег на выборы в бюджете и подбора кандидатур – выбрать главу таким «конкурсно-назначительным» образом очень удобно. На проведение выборов в Каларском районе в бюджете заложено 3,8 миллиона рублей, в двух остальных, стоимость будет поменьше – по скорым подсчётам Валько – 3 миллиона.

Между тем, собеседница не уточнила, как именно проводились беседы с населением на местах и были ли они вообще. Представители районов лишь направили письменный ответ, как они видят выборную процедуру у себя.

«Мы направляли им письменный запрос о выражении их мнения в отношении приоритетного способа избрания главы. Районы ответы свои нам дали. Они не оформлены в виде решения, это письменное мнение, подписано руководителем района, а вот в какой степени они проработано на местном уровне - это надо спросить там», - отметила Яна Валько.

Мы не «политические проститутки»

По другую сторону круглого стола разместились депутаты комитета, которые в корне не соглашались с подобными новеллами. Первым решил высказаться депутат Цырендоржи Дамдинов, который с первых минут своего выступления пытался улучить своего оппонента Чупина в крамольных мыслях.

«В конституции написано, что источником власти является народ, но вы считаете, депутаты знают лучше, кто должен быть главой?» - спросил Чупина депутат. Чупин в свою защиту высказал мнение, что депутаты избираются людьми и представляют их интересы, для этого им и доверяют.

Далее Дамдинов рассказал всем о телефонном звонке с администрацией Каларского района, в котором поведали ему несколько занятных историй. Например, местный райсовет не полон - не хватает двух депутатов, кроме того, депутаты «досиживают» последний год, отчего, по мнению Дамдинова, вообще трудно назвать их выбор главы легитимным. Но тут никакого нарушения закона и порядка легитимности вице-премьер не увидел.

«Вам сказали одно, вы обзванивали кого-то по телефону, а нам ответили в письменном виде совсем другое», - отрезал Чупин.

Дамдинов продолжал: «Я однозначно убеждён, что не надо заниматься такими делами и подставлять депутатский конкурс, мы не «политические проститутки», чтобы каждые полгода или год любое желание кого-то и куда-то оборачивать в законы. Если даже немножко пофантазировать, можно найти и коррупциогенный фактор», - высказывался депутат.

Подозрительность пилотного проекта и бессилие законодателей поддержал и другой член комитета, справедливоросс Андрей Жидков: «Мы расписываемся в бессилии - сначала пытаемся предложить одно, потом второе. Наших знаний недостаточно, а тем более недостаточно знания и опыта 10 депутатов районного уровня. В районе люди знают абсолютно всё обо всех и не ошибутся, избирая прямым голосованием. Я считаю, что десяти людям доверять нельзя».

Депутат Ушаков оказался на стороне инициаторов, подтвердив, что районы действительно опрашивали. Это касается, в частности, Карымского района, который в проект не попадает, а, возможно, и не был бы против.

«Я созванивался с руководителем ассоциаций муниципальных образований Коваленко, действительно, они собирали информацию по районам, есть ответы, в Карымском районе вот считают целесообразным установить главу представительным органом из числа кандидатов по итогам конкурса. Попробовать, может быть, стоит», - резюмировал Ушаков. Он также решил, что времени на обсуждение остаётся мало и закон, наверное, придётся принимать в двух чтениях, чтобы районы успели поменять устав.

В свою защиту, вице-премьер правительства Геннадий Чупин, отметил, что у губернатора Забайкалья есть законодательное право, и закон - не эксперимент, а реакция на федеральное законодательство. (№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» – ред. ) Обидные высказывания Дамдинова казачий атаман терпеть не стал.

«Не вижу здесь ничего крамольного и коррупционного, мы изучили мнение и предложили настоящий проект закона, чтобы нормально обсуждать. Можно закрыть глаза и промолчать о таких оценках, которые выпадают из норм. Я уважаю депутата Дамдинова, но он ставит нас в роль, будто я занимаюсь коррупциогенными делами и провожу те или иные интересы, я, как и вы, работаю на государство и губернатора, и нужно общаться в нормальных рамках», — сказал он.

Обучить к выбору на подсознании

Медиатором разгорающегося скандала стал заместитель председателя краевого парламента Сергей Михайлов. В попытках развести обстановку, он напомнил, что федеральное законодательство принимается в соответствии с конституцией России, отсюда и местное самоуправление может выбирать право избирательной кампании. Но, как решил депутат, опыта у российского законодательства ещё мало, чтобы решить сразу, как эта избирательная система должна работать. Российская демократия - молодая и неопытная.

«Хочу подчеркнуть то, что развитие демократии идёт у нас всего два десятка лет, и это не такой большой срок, учитывая, западная демократия насчитывает несколько сотен лет. То, что мы с вами учимся - в этом ничего страшного нет. Мы понимаем, что в Забайкалье на уровне сельских поселений серьёзные проблемы есть по подбору кадров. Бесконечно тратить деньги, когда люди приходят на пост, и, отработав полгода, бросают, и опять нужно выборы проводить – это тоже определённый отпечаток на наш небогатый край по бюджету. На мой взгляд, правильно будет, когда муниципалитеты сами определятся, по какой форме идти и сами её просчитают. У них появится больше полномочий, и роль депутатов на селе повысится, они почувствуют реальное влияние на формирование органов власти, то, что депутаты — это представители народа. Ведь им народ делегировал кусочек своей личной власти», - успокоил коллег Михайлов.

Продолжая свой монолог, зампредседателя описал возможности, которые должны ждать законодательную систему края в будущем. Главное, научить принимать решение, ведь 20 лет — это мало: «Должно быть на подсознании, какую форму выбирать. А мы, пользуясь случаем, предлагаем изучить это вживую. Почему мы берём на себя ответственность - говорить за районы? Мы, не вверяя других вариантов, выдаём за правду всенародное голосование. Пусть они сами определятся в предлагаемых вариантах и примут решение для себя, это конституционный подход».

Сильное и в какой-то мере воодушевляющее слово Михайлова на членов комитета не подействовало, и они, никак не определившись с судьбой закона, приняли решение вынести его на общее пленарное заседание, без одобрения. «Демократичные» выборы с конкурсами на звание лучшего главы района без народного участия остались перспективой, маячащей на горизонте.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления