«Забайкалье — наш дом» — с этим лозунгом Александр Осипов в 2019 году выиграл выборы губернатора Забайкальского края и протащил единороссов в гордуму Читы. Основанное им общественное движение с таким названием накануне голосования провело сотни всевозможных акций по всему региону — от субботников до концертов звёзд российской эстрады в отдалённых сёлах. В результате Осипов добился рекордного среди всех губернаторских кампаний того года результата — почти 90% голосов. Кто заплатил за самый масштабный и не самый завуалированный предвыборный пиар-проект в истории Забайкальского края — в расследовании «Чита.Ру».
Краткое содержание (без спойлеров):
Глава 1. Как группа красноярских политтехнологов делала «Забайкалье — наш дом» — мы их нашли на фотографиях с мероприятий проекта и командировок Осипова.
Глава 2. Кто и как придумывал акции губернаторского проекта, сколько заплатили за концерты звёзд в сёлах и Осипова-супермена на обложке «Вечорки».
Глава 3. Откуда взялись десятки миллионов рублей на акции проекта.
Глава 4. Как крупные добывающие компании связаны с предвыборным проектом Александра Осипова и их ответ на каверзные вопросы.
Глава 5.Что не так с финансированием проекта «Забайкалье — наш дом»?
Глава 1. Красноярцы — самые неравнодушные забайкальцы
В конце апреля 2019 года полгода как временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края Александр Осипов на заседании правительства призвал провести общекраевой субботник. На нём 4 мая он заявил о создании проекта «Забайкалье — наш дом», который должен был объединить неравнодушных забайкальцев «для постоянного благоустройства и озеленения всего края, установки детских и спортивных площадок».
«В рамках этого проекта хотим поддерживать все лучшие инициативы наших земляков, связанных со спортивным поведением, правильным образом жизни, с очисткой наших территорий от мусора, с озеленением наших территорий, с их благоустройством», - объяснял Осипов в июне на праздновании Дня соседей в Северном.
На баннере за его спиной красовалась надпись «Забайкалье — наш дом» — теперь так будет до самых выборов.
Новый проект вместе с Осиповым начал колесить по региону. Район за районом, поселение за поселением картина была одна: забитый битком зал дома культуры, на сцене — стол и трибуна, Осипов с главой района в президиуме на фоне баннера «Забайкалье — наш дом». На отдельных встречах проект представлял специальный человек.
Позже осиповское детище начало ездить и отдельно от губернатора, проводя круглые столы на межрайонных форумах активных граждан «Неравнодушные забайкальцы – сильный регион!» прямо в залах районных администраций, домов культуры и школах. У себя в соцсетях проект называл эти «круглые столы» презентациями.
Вообще цель этих форумов — отбор проектов для ежегодного Гражданского форума Общественной палаты Забайкальского края. Но его оргкомитет возглавляли Осипов, руководитель и первый замруководителя его администрации Сергей Нехаев и Алексей Казаков.
За лето межрайонных форумов состоялось шесть, «дом» засветился на пяти из них — в Улётах, Красном Чикое, Сретенске, Акше, Ясногорске. Благодаря опубликованным на сайте палаты программам мероприятий модераторы столов известны пофамильно — это сплошь политтехнологи из Красноярского края. По информации от активистов проекта из разных районов, эти же модераторы курировали «Забайкалье — наш дом» в тех районах, где выступали, и некоторых соседних с ними.
Круглые столы проекта «Забайкалье — наш дом»:
Красный Чикой, модератор — Речицкий Артём Евгеньевич;
Улёты, модератор — Тимофеев Павел Игоревич;
Сретенск, модератор — Пестов Александр Владимирович;
Акша, модератор — Пшеницын Андрей Геннадьевич;
Ясногорск, модератор — Степаненко Егор Викторович.
Андрей Пшеницын — самый интересный из обозначенных персонажей. Он являлся совладельцем того самого ныне закрытого агентства социальных коммуникаций «Вертикаль». Бывшие сотрудники этого агентства вели предвыборную кампанию кандидата №1, о чём писал Валентин Булавко в тексте «Реконструкторы выборов».
«Нас курировал Андрей Пшеницын. Мы проводили субботники, соревнования. Помогала ещё Наталья Владимировна Макарова (и.о. помощника зампреда правительства — руководителя администрации Сергея Нехаева; читайте о ней в справке к новости — А.З.). Но мы здесь работали в основном сами, Пшеницын был больше связующим звеном. Вообще же человек неместный, прикомандированный», - пояснил активист проекта из Акшинского района.
Его коллега из Чернышевска назвал куратором в своём районе Александра Пестова — он модерировал круглый стол в соседнем Сретенске: «Они вообще же не читинские были, он откуда-то с Красноярска».
Артёма Речицкого журналисты видели в группе поддержки врио губернатора во время его визита в Красный Чикой ещё за неделю до форума. Он засветился и в фотоотчёте проекта непосредственно с форума. До этой кампании Речицкий работал директором экологической организации «Зелёная Дружина», в 2018 году безуспешно участвовал в выборах в горсовет Красноярска от «Единой России».
Полный тёзка модератора круглого стола в Ясногорске Егора Степаненко участвовал в выборах в горсовет Ачинска Красноярского края в 2015 году от ЛДПР, полный тёзка модератора улётовского стола Павла Тимофеева заседал во фракции ЛДПР в молодёжном парламенте Красноярского края в 2008 году.
Но сеть кураторов проекта была более многочисленна в силу размеров Забайкальского края — форумы посетили лишь малую часть районов. Благодаря активистам на местах нам удалось вычислить ещё двух красноярцев: Тунгокоченский район закрывал Евгений Замбржицкий, Шилкинский — Дмитрий Зиновьев. Первого ИА «Чита.Ру» удалось заснять в свите Осипова во время поездки по его району.
По информации читинского общественника, от лица проекта в краевой столице вёл переговоры экс-креатор «Вертикали», ныне единоросс из Красноярского края Александр Рахманов — это единственный из нашей восьмёрки, кто фигурировал ранее у нас в ленте в числе политтехнологов штаба Осипова. В выборную кампанию он также работал в команде, собирающей подписи за кандидата №1 (возможно, и за всех остальных — про скандал о централизованном сборе подписей за всех кандидатов читайте здесь).
О том, что кураторы «дома» работали на месте в предвыборных штабах, нам говорили и некоторые из активистов — очень вероятно они, как и Рахманов, выполняли на местах сразу несколько функций, в том числе по сбору подписей.
Дружба с Рахмановым в Facebook (запрещённая в России экстремистская организация) объединяет большинство перечисленных выше политтехнологов — Пшеницына, Замбржицкого, Пестова, Речицкого, Зиновьева.
Сам Александр Рахманов опроверг «Чита.Ру» свою причастность к кураторству губернаторского проекта, отказавшись говорить о чём-либо ещё.
Вскрывшаяся часть предполагаемого политтехнологического штаба Александра Осипова насчитывает уже 15 человек.
По предположению источника среди сибирских политтехнологов, в команде приезжих политтехнологов должно было быть не меньше 40 человек: «В вашем случае, чтобы соорудить сеть агитаторов и организовать работу на месте, нужно было обязательно по одному куратору на район. Минимальная зарплата для рядового сотрудника штаба составляет около 100 тысяч рублей в месяц, руководители кампании могут получать 500-700 тысяч рублей в месяц. Расходы на проживание и командировочные легко могут составить ещё до 100 тысяч рублей в месяц».
Если предположить, что руководили кампанией пять человек, а остальные 35 — рядовые, то расходы только на политтехнологов за 4 месяца работы («Забайкалье — наш дом» заработал с мая — А.З.) должны были составить около 40 миллионов рублей.
Глава 2. Наобум — как рождались проекты
Отбор активистов в команду «Забайкалья — наш дом» шёл через районные администрации. Так, все общавшиеся с нами активисты имели какое-либо отношение к местной власти — это сотрудники администраций, работники госучреждений, члены общественных и молодёжных палат, а также близкие к власти предприниматели. Естественно, были среди участников проекта и просто активные граждане, но подбор районных лидеров шёл в первую очередь среди чиновников — кому попало вряд ли бы стали раскрывать секреты политтехнологической работы.
«Замруководителя по социальным вопросам администрации района вышла на нас, предложила написать проект. Мы наобум написали, отправили в Фонд развития Забайкальского края. Фонд нам выделил деньги», - пояснил один из районных активистов, работник подведомственного районной администрации учреждения.
«Мы работаем в администрации района. От администрации для связи изначально был назначен специалист, которая отбирала эти проекты по району. Всего у нас их было шесть. Затем Фонд развития Забайкальского края выделял деньги на них. После выборов с нас ещё раз собирали проекты, например детские площадки по ТОСам. Сказали, что их будут на голосование куда-то на сайт выкладывать, но пока ничего не было», - рассказал активист из другого района.
Мелкие проекты, судя по комментариям районных лидеров движения, придумывались ими самими. Это субботники, соревнования, закупка оборудования в дома культуры, инвентаря в школы, костюмов для ансамблей, бытовой техники многодетным, протезов инвалидам.
Всё это для конкретных людей и некоторых сёл, бесспорно, полезные вещи, но глобально ситуацию в крае они не меняют. Лишь обеспечивают запредельное количество упоминаний в соцсетях и резонанс в сёлах за весьма скромные деньги. Основные же расходы проект «Забайкалье — наш дом» понёс не здесь.
Гимн пиару
Исполненная Виталием Толочкиным песня «Забайкалье — наш дом» буквально взорвала забайкальскую часть соцсетей. Музыка, слова, голос, забайкальские виды — мурашки по спине. Но по факту есть серьёзные основания предполагать, что это лишь хорошо продуманный проект предвыборного штаба Осипова.
ГТРК «Чита» в своём сюжете о клипе представил Алексея Черёмушкина обиженным на Илью Варламова читинцем, написавшем песню-ответ и позвавшим её спеть Виталия Толочкина. «ЗабТВ» сообщало, что в съёмках клипа ему помог «Забайкалье — наш дом», чьи активистки в лучших традициях рекламных интеграций попали в один из кадров клипа.
Черёмушкин оказался не только патриотично настроенным читинцем, но и активным забайкальцем. Судя по фото с официального портала Забайкальского края, он бывал за неделю до презентации клипа в селе Улёты на одном из межрайонных форумов, где презентовали губернаторский проект.
За пределами предвыборной кампании Осипова Алексей Черёмушкин — это гендиректор московской компании Kubena Production, которая специализируется на продюсировании клипов и организации PR-кампаний. А видео с клипом Толочкина лежит в их портфолио.
Черёмушкин и раньше появлялся в СМИ с вымышленной легендой. В новости о клипе про Ачинск он перевоплотился в гостя из Питера, который помог музыканту — выходцу из города — сделать видео.
Звёздопад над селом
Анита Цой, Hi-Fi, «Русский размер», Demo, «Стрелки», Кай Метов, участник шоу «Голос» Данте за месяц до выборов объехали весь край, чтобы выступить на фоне логотипа губернаторского проекта «Забайкалье — наш дом». Персональные концерты артистов прошли в 16 городах и посёлках региона.
Полный список концертов:
Данте — Борзя, Краснокаменск, Шерловая Гора;
Анита Цой — Агинское и Могойтуй;
«Русский размер» - Балей, Нерчинск, Чернышевск;
«Стрелки» - Чита;
Кай Метов — Красный Чикой, Петровск-Забайкальский;
Hi-Fi — Дульдурга, Чита, Акша;
Demo — Шилка, Оловянная, Первомайск, Ясногорск.
Апогеем этого тура, проекта «Забайкалье — наш дом» и всей предвыборной кампании, стал концерт в день тишины в Чите, на котором Осипов на фоне привычного логотипа сплясал со «Стрелками» и Hi-Fi.
По данным концертно-праздничного агентства Proconcert, за такое количество рядовых выступлений этих артистов в рамках туров, кроме Данте, пришлось заплатить бы минимум 4 миллиона рублей. Букинг-сервис по заказу артистов Treda, оценил один концерт Данте бы минимум в 100 тысяч рублей. То есть 17 обычных выступлений вышеперечисленных звёзд стоили бы гонорарами примерно 4,5 миллиона рублей.
Источник в концертном бизнесе считает, что реальная сумма гонораров могла быть до 2 раз выше — около 10 миллионов рублей: «Обычная цена формируется исходя из того, что артист выступает в рамках тура — у него много выступлений. Эти же концерты ближе скорее к корпоративам. Поездка ради одного-двух выступлений через половину России, ещё и в отдалённые районы Забайкалья, где не всегда есть нормальные бытовые условия — это большие неудобства».
Но гонорары — это только часть расходов при организации концертов. Есть ещё перелёты и технический райдер — условия артиста по проживанию, питанию, транспорту, оборудованию. Со слов нашего источника в сфере концертной деятельности, нередко один лишь перелёт из Москвы превышает размер гонорара артиста.
«Во время концертного тура организаторы делят дорогу с другими городами. В этом случае их везли персонально для Забайкалья, то есть всю дорогу оплачивали сами. У некоторых артистов-одиночек коллективы могут быть больше 10 человек — всем надо оплатить дорогу, расселить, накормить, перевезти. Техрайдер может включать в себя обязательные спецэффекты, дорогое проживание», - объясняет наш собеседник.
По предположению источника, к имеющимся у нас 10 миллионам можно смело прибавить ещё миллионов 5 на все сопутствующие расходы, чтобы получить более-менее скромную оценку стоимости всего прошедшего тура — где-то по миллиону рублей за концерт. Для сравнения полная организация выступления не очень известной группы VIVA на Дне города в Чите в 2018 году стоила городу 1 миллион рублей — привозила её компания «Старт», работающая под брендом V.I.P. Sound.
К слову, звёзд для губернаторского тура также привезла творческая группа V.I.P. Sound. Её директор и владелец Сергей Былков отказался комментировать ИА «Чита.Ру» стоимость концертов, лишь подтвердив, что заказчиком выступил Фонд развития Забайкальского края.
Помимо звёзд эстрады, от имени проекта по региону в это же время колесили Виталий Толочкин, артисты ансамбля песни и пляски «Забайкальские казаки», забайкальской краевой филармонии имени Олега Лундстрема, театра национальных культур «Забайкальские узоры», театра песни и танца «Забайкалье», военно-исторического центра Дома офицеров Забайкальского края.
За супермена
Мало что-то делать напоказ — избиратель об этом не узнает, если ему не рассказать. Про Осипова говорили все в Забайкальском крае с самого его приезда благодаря грамотной работе отвечающего за информирование блока администрации. Прибытие толпы политтехнологов дополнительно усилило это направление, в том числе за счёт губернаторского проекта «Забайкалье — наш дом», который даже без Осипова множил его добрые дела по всему краю. Но освещать в СМИ нужно было всё.
Больше всего в создании позитивного образа Осипова и его «дома» преуспела «Вечорка». Она выпустила три спецвыпуска накануне выборов — от 16 июля, 12 и 19 августа — общим тиражом 750 тысяч экземпляров с Осиповым в разных реинкарнациях на передовице, в том числе в образах супермена и Геракла.
«Я вижу революционные перемены в нашем крае, и мимо них мы пройти не могли. Мнения у нас тут разнятся: есть коллеги, которые не видят ничего революционного, есть, которые видят. Нами было принято решение издать серию спецвыпусков, чтобы соорудить ту печку, от которой мы оттолкнёмся, и Забайкалье перестанет прозябать в нищете, в депрессии, воровстве, откатах. Это наша просветительская деятельность, никакой агитации там нету», — объяснил тогда владелец и главный редактор газеты Владимир Кантемир.
Если о заказчике спецвыпусков ничего не было известно, то про спонсора запущенного тогда же патриотического проекта о Забайкалье заявляла сама газета — это тот же Фонд развития Забайкальского края. При его поддержке «Вечорка» публиковала тексты под рубриками «Мы — забайкальцы», «Забайкальский рай», «Будьте здоровы!» и «Скрепы Забайкалья».
Источник ИА «Чита.Ру» в органах власти края уверен, что фонд оплатил не только патриотизм в еженедельных выпусках, но и спецвыпуски.
Фонд развития Забайкальского края перед выборами выделил деньги практически всем значимым краевым СМИ — ГТРК «Чита», ИА «Чита.Ру», «Альтесу», «Забрабочему» и «Московскому комсомольцу в Чите».
По предположению источника в органах власти, общие расходы на СМИ составили около 20 миллионов рублей, из которых больше всех, вероятно, ушло «Вечорке».
Глава 3. Откуда деньги?
Проекта «Забайкалье — наш дом» юридически не существует. В соцсетях он называет себя «новой концепцией развития региона» или «проектом, который поддержали как волонтёры, так и общественные организации». По факту это даже не общественное объединение, которое можно не регистрировать в Минюсте, так как для этого у него должен быть устав — в своих соцсетях он его не выкладывал. Естественно, в таких условиях говорить о какой-то финансовой отчётности перед кем-либо не стоит, но информационный след позволяет сделать кое-какие выводы.
«Власти хорошо поработали»
Чтобы отделить проект «Забайкалье — наш дом» от работы врио губернатора Александра Осипова и предвыборной кампании кандидата Александра Осипова, нужны гидравлические ножницы. Очевидно политтехнологи намеренно сливали их воедино, чтобы у избирателя складывалось ощущение, что весь позитив в регионе, в том числе за счёт федеральных госпрограмм, создаёт именно этот проект и лично Осипов.
Логотип проекта лепили буквально везде. Он всплывал на вручении машин лесной охраны и скорых, на открытии футбольного поля — всё это куплено на федеральные деньги.
Проект регулярно сообщал своим подписчикам в соцсетях и читинцам на рекламных конструкциях по городу о реализации федеральных программ, естественно, размещая свои логотипы.
«Дом» активно использовал административный ресурс для реализации своих проектов.
«У нас в акциях активно участвовала администрация поселения — бесплатно предоставляла места для мероприятий, аппаратуру, бензин. Нас же возили по району — на машине администрации. Власти хорошо поработали. Если нужны были деньги, писали политтехнологу расписку — я такая-то такая-то взяла такую-то сумму на то-то. Потом отдавали ему чеки. Как он отчитывался в Чите, я не знаю. Один договор был с Фондом развития Забайкальского края, когда нужно было купить дорогостоящую вещь для оказания помощи по одному из проектов», - добавил подробностей участник проекта Осипова в четвёртом районе.
По информации источника ИА «Чита.Ру» в сфере культуры, гастролировавшие по региону коллективы краевых и муниципальных театров, о которых писалось выше, делали это в рамках государственных и муниципальных заданий. А за транспортировку отвечали уже районные администрации — заказывали автобусы. По факту артисты на руки, кроме обычной зарплаты, ничего не получили.
Первое о фонде
Март 2019 года. Во время первого в истории «Прямого разговора» главы Забайкалья с жителями на тот момент полгода как временно исполняющий обязанности губернатора Александр Осипов неожиданно заплакал. Его растрогала многодетная мать Ольга Серёжина, которая с семью детьми вынуждена была ютиться в аварийном бараке без водоснабжения — ребёнка-инвалида мыла влажными салфетками. Осипов пообещал Серёжиным помочь.
В ноябре на семинаре для вице-губернаторов по внутренней политике при администрации президента «слезу Осипова» признают одним из двух самых удачных выборных кейсов. А в декабре счастливая семья заедет в полностью меблированную квартиру площадью почти 100 квадратных метров в новом доме в центре Читы стоимостью не менее 7 миллионов рублей. По словам Серёжиной, квартиру купила «Байкальская горная компания» при поддержке Фонда развития Забайкальского края.
По информации источника ИА «Чита.Ру» в краевой власти, Фонд развития Забайкальского края являлся главным спонсором всех публичных начинаний администрации Осипова с социальным подтекстом. О его причастности к финансированию губернаторского проекта «Забайкалье — наш дом» было известно в районах настолько широкому кругу лиц, что ни его участники, ни даже местные чиновники не скрывали это.
«Финансовое обеспечение проекта «Забайкалье - наш дом» осуществляет Фонд развития Забайкальского края», - ещё в июле писала главред газеты Александрово-Заводского района «Новая Заря» Ольга Шереметова.
В октябре 2019 года газете «Шилкинская правда» замглавы Шилки по вопросам ЖКХ Светлана Кошман заявляла, что Фонд развития Забайкальского края на самом деле инициировал проект, а губернатор его лишь поддержал.
Официально проект заговаривал про источники финансирования своих акций лишь однажды — в комментариях к одному из постов в группе «ВКонтакте»: «У проекта есть финансовая поддержка — это крупные (а иногда и не очень крупные) предприятия края. Их не очень много, но надеемся, что дальше — будет больше. Иногда мы их указываем — «то-то сделано при поддержке такой-то компании». Иногда нет. Но деньги — всего лишь деньги — если бы не было по-настоящему горящих людей, энтузиастов — ничего бы никуда не сдвинулось. А надо — чтобы сдвинулось. Вот мы и двигаем по мере сил».
Глава 4. Пожертвуй губернатору
Фонд развития Забайкальского края был создан региональными властями в 2001 году как фонд ипотечного жилищного кредитования. По информации источника ИА «Чита.Ру» из правительства прошлых лет, изначально он помогал покупать жильё по льготной ставке чиновникам и сотрудникам госучреждений. Сегодня фонд официально настаивает, что помощь оказывал в целом работникам бюджетной сферы, в том числе врачам, учителям, соцработникам и молодым семьям.
Как сообщил в недавнем интервью «Заб.Ру» глава фонда Евгений Степанов, в 2014 году краевые жилищные программы кончились и фонд переориентировали, переименовав: «Перед фондом были поставлены новые задачи, а именно оказание содействия крупным компаниям в реализации важных социально значимых мероприятий, инвестиционных программ и проектов на территории Забайкальского края за счёт их пожертвований».
Пожертвования в фонде берутся от крупных и не очень компаний, работающих в регионе. В первую очередь речь про горнодобывающий бизнес, но входит сюда и РЖД. Власти Забайкальского края регулярно подписывают с ними соглашения о социально-экономическом развитии.
По заявлению Степанова, речь идёт про сотни социально значимых мероприятий — от самых крупных до небольших: «В 2017 году только через фонд было профинансировано мероприятий на общую сумму 218 миллионов рублей, в 2018 году — 569 миллионов рублей, на столь же высоком уровне сохранилось финансирование и в 2019 году».
Среди самых крупных публично признанных проектов, реализованных за эти деньги, - покупка самолёта L-410 UVP-E20, проведение Забайкальского международного кинофестиваля, благоустройство площади Декабристов, создание детского технопарка «Кванториум». По информации фонда, крупнейшими жертвователями являются «Норильский никель» и «Байкальская горная компания», спонсоров помельче наберётся ещё более десятка.
По данным «Норникеля», за 10 лет компания планирует передать региону на социально значимые проекты 3,29 миллиарда рублей — это половина от сэкономленных благодаря налоговой льготе на имущество средств. Обеспечение статуса инвестпроекта ослабило налоговое бремя на «Норникель» в части налогов на имущество, прибыль и добычу полезных ископаемых.
«Имущество Быстринского ГОКа имеет свою стоимость, и получив 50% льготы на 10 лет, мы с неё половину отдаём на социальные программы развития региона. Посчитав всё, в том числе амортизацию имущества за 10 лет, вышли на сумму 3 миллиарда 290 миллионов рублей. В 2018 году, к примеру, мы должны были вложить 430 миллионов. На конец года сумма нашего целевого взноса плюс те программы, о которых я уже говорил, составили 550 миллионов. То есть 120 миллионов в 2018 году пришли в регион по другим нашим программам», - заявлял в марте 2019 года советник вице-президента компании «Норильский никель» Сергей Самойлов.
Работающая в Забайкалье дочка «Норникеля» ГРК «Быстринское» официально подтвердила ИА «Чита.Ру», что все средства в рамках соглашения уходят в фонд.
«Байкальская горная компания» в ответе на запрос «Чита.Ру» не стала вдаваться в нюансы финансовых операций. Она уточнила лишь, что оказывает поддержку региону с 2014 года по трёхстороннему соглашению с краем и Каларским районом. Финансирование является целевым, приоритеты в нём расставлены в пользу района присутствия компании на севере Забайкалья.
Ещё один крупный жертвователь — РЖД. Пресс-служба Забайкальской железной дороги проигнорировала вопрос об объёме ежегодно передаваемых краю средств, но подтвердила, что делает это через фонд. Все мероприятия за свой счёт согласовывает.
Руководитель фонда в ответе на запрос ИА «Чита.Ру» не стал говорить о деньгах спонсоров: «Жертвователи сами определяют цели, порядок использования и режим конфиденциальности своих пожертвований».
При ответе на вопрос о финансировании акций проекта «Забайкалье — наш дом» Степанов отказался отчитываться о деньгах жертвователей по той же причине, но рассказал о средствах фонда — деньгах, которые он зарабатывает самостоятельно: «Учёт данных денежных средств ведётся отдельно от средств жертвователей. Средства фонда на финансирование проектов «Забайкалья — наш дом» не привлекались».
Вопросы о финансировании губернаторского проекта и отношении к его предвыборному характеру основные жертвователи — «Норникель», РЖД и БГК — проигнорировали.
Замруководителя администрации губернатора Алексей Казаков в ответе на запрос повторил речь Степанова про «средства фонда», которые не привлекались на финансирование губернаторского проекта. Единственное, чего удалось добиться от него по финансируемым жертвователями проектам — это способ их отбора. Выбирают их из заявок от органов исполнительной власти, муниципальных образований и некоммерческих организаций региона. При распределении средств принимается во внимание актуальность мероприятий для населения, социальный эффект, наличие у организатора опыта его проведения и другое.
То есть чисто гипотетически, акции «Забайкалья — наш дом» вполне могли финансировать за счёт пожертвованных краю средств.
Источник ИА «Чита.Ру» в краевой власти убеждён, что решения, как минимум по части средств жертвователей, принимается на Чайковского, 8, лично первым вице-премьером правительства — главой администрации губернатора Сергеем Нехаевым. Остальное — лишь вопрос правильной отчётности перед жертвователями.
Контролирует расходование средств фонда правление и попечительский совет. Согласно данным с его сайта, это сплошь чиновники из департамента госимущества, минфина и минтерразвития. На сегодня, по информации источника в органах власти, правление возглавляет единоросс, замруководителя администрации губернатора края Сергей Меркулов.
Оплачено!
Расходы лишь на концерты звёзд и публикации в СМИ могли составить около 40 миллионов рублей, на штаб политтехнологов — 40 миллионов.
Стоимость агитационной работы — ещё одного важного блока любой кампании — сибирский политтехнолог прикинул на уровне 100 миллионов рублей: «Если допустить, что одного агитатора закладывали на 800 человек — что достаточно много, то штабу необходимо было нанять около тысячи человек, чтобы покрыть 800 тысяч избирателей в Забайкалье. С достаточно скромной ежемесячной зарплатой в 20 тысяч рублей за 3 месяца на них могло уйти в районе 60 миллионов рублей. Ещё была непосредственно агитпродукция — листовки, баннеры».
По прикидкам политтехнолога такая кампания легко могла обойтись в 200-250 миллионов рублей — эта сумма вполне укладывается в рамки рынка. Официальный избирательный фонд Осипова при этом составил 56 миллионов рублей.
Сооснователь консалтингового агентства Bakster Group Дмитрий Гусев, работавший более чем в 100 избирательных кампаниях, в 2017 году в интервью «Медузе» обозначал нижний порог стоимости губернаторских кампаний в неконкурентном регионе в 30-50 миллионов рублей, в конкурентном — от 100 миллионов.
Это очень скромно в сравнении с оценкой политконсультанта Евгения Минченко, предположительно причастного к кампании Осипова. Изданию Forbes в том же 2017-м он называл сумму значительно выше — около 500 миллионов рублей.
Вероятнее всего, Фонд развития Забайкальского края включался в качестве источника финансирования только в случаях, где позволял ему это делать устав — то есть на мероприятиях с социальным подтекстом. Нам официально и анонимно подтвердили расходы на концерты звёзд и СМИ. Это, по скромным оценкам экспертов «Чита.Ру», уже в районе 40 миллионов рублей. А были ещё мелкие «добрые дела» в районах.
Глава 5. Про бесстыдство
Фонд развития Забайкальского края всегда был закрытой для забайкальцев темой, решения по использованию пожертвований принимались узким кругом лиц из администрации губернатора и компаний-жертвователей. Контролируют его работу лояльные Чайковского, 8, правление и попечительский совет. Те же краевые Контрольно-счётная палата и прокуратура прямых полномочий для его проверок не имеют.
Как результат, публикуемые на сайте обязательные отчёты фонда о расходовании средств мало о чём говорят.
Команде Александра Осипова подобные непрозрачность и закрытость позволили использовать пожертвования в предвыборных целях. Но вообще, подобная ситуация при расходовании столь серьёзных денег (в 2018-м — 569 миллионов рублей) сама по себе делает деятельность фонда крайне коррупциогенной.
И ладно бы, если речь шла про пожертвования лично Осипову, Нехаеву или администрации губернатора. Эти деньги крупные компании жертвуют Забайкальскому краю и его жителям, в том числе за налоговые льготы с добычи полезных ископаемых в регионе.
Какими бы конфиденциальными узами губернатор и руководство компаний себя ни связывали, жители Забайкальского края первые, кто имеет право знать, на какие цели эти средства расходуются. Как максимум прямо или опосредованно должны влиять на их распределение — отлаженные механизмы и институты для этого есть. К примеру, у нас, вообще-то, имеется целое законодательное собрание.
В любом случае можно решить, как сделать процедуру расходования этих 600 миллионов рублей максимально прозрачной и понятной гражданам. Главное, что участвовать в этом должны забайкальцы, а не приезжие политтехнологи из Красноярска или чиновники из Приморья. Им не жить в суровом Забайкалье.
Особое мнение. Политолог Александр Кынев:
«Массовая косвенная агитация за чужой счёт — как бюджетный, так и за счёт всевозможных интересантов — это базовая технология власти много лет. Это тот самый случай, когда все всё понимают, но никто ничего не пытается сделать, смирились. Забайкалье отличается тем, что там размах финансирования кампании вне избирательных фондов просто колоссальный и в разы превышал официальную. На фоне диссонанса с экономическим положением самого региона это, конечно, бросается в глаза. Такой дикой диспропорции между бешеными тратами на избирательную кампанию и нищетой региона на моей памяти не было. Если Забайкалье чем и отличилось, то именно этим.
Если бы себе хотя бы половину этого позволил оппозиционный кандидат, его бы сняли с выборов за нарушение. Не видеть, что это де-факто агитация за кандидата, не оплаченная со счёта, можно, только сознательно закрывая глаза. Это типичный двойной стандарт. На мой взгляд, это возможно только при полном попустительстве избиркома и полном нежелании что-либо замечать. Было бы желание, всё это можно интерпретировать как незаконное финансирование кампании и снять за это с выборов.
Кейс господина Осипова показателен своим полным бесстыдством. Я абсолютно убеждён, что не бывает так, что власть так бесстыже избиралась, а потом вела себя хорошо. Это было бы странно — утром нарушаю закон, а после обеда веду себя прилично».
Андрей Затирко