Политика Отмена районного коэффициента Депутаты притормозили закон, увеличивающий зарплаты бюджетникам в Забайкалье. Сенсация, шок, разбираемся, что случилось

Депутаты притормозили закон, увеличивающий зарплаты бюджетникам в Забайкалье. Сенсация, шок, разбираемся, что случилось

Целый ряд вопросов возник у прокуратуры и контрольно-счетной палаты

Законопроект срочно вынесли на профильный комитет Заксобрания

Правительство Забайкалья намерено решить вопрос с низким уровнем зарплат в крае отменой районного коэффициента. Рабочая теория такая: если его забрать у населения и за счет него увеличить оклады дотациями из федерального бюджета, то зарплаты в регионе станут выше.

Крайне благородный, на первый взгляд, законопроект «Об обеспечении роста заработной платы в Забайкальском крае» на профильном комитете Заксобрания представил депутатам первый зампред правительства Андрей Кефер 21 июня. В закон включили статью об отмене районного коэффициента будто в надежде, что руки депутатов не поднимутся голосовать против роста зарплат.

Правда, законопроект оказался максимально сырым и недоработанным. Несостыковки вызвали ряд вопросов у прокуратуры, депутатов и контрольно-счетной палаты края (КСП). Более того, копии проекта членам комитета предоставили в разных версиях. При этом правительство края торопится принять закон в крайне сжатые сроки — на ближайшей, последней сессии регионального парламента 28 июня, а первые увеличения зарплаты планируются уже с 1 июля. Кажется, что в жертву этой спешке принесено качество предлагаемого законопроекта, что и подметили депутаты. Разбираемся, в чём дело.

Уровень зарплат учителей в Забайкальском крае стал худшим по России. Зампред правительства края Татьяна Цымпилова пояснила, что это связано с нехваткой денег в бюджете. Дополнительный районный коэффициент в 20% (помимо федерального в 1,2) установили в Забайкалье 26 сентября 2008 года. Попытки отказаться от него уже предпринимали — при втором губернаторе региона Константине Ильковском, но не вышло. В феврале 2023 года вице-премьер Андрей Кефер снова поднял тему районного коэффициента. По его словам, региональная надбавка к зарплате утратила свою функцию и теперь стала причиной того, что в регионе одни из самых низких уровней зарплат бюджетников. На встрече с членами Федерации профсоюзов региона Кефер заявил, что зарплата бюджетников при отмене коэффициента не упадет, так как надбавку впитают в оклад, повысив ее на соответствующий процент.

Суть законопроекта. На сколько хотят поднять зарплаты, когда и у кого?

Одна из статей предполагает приведение районного коэффициента в соответствие с федеральным законодательством, то есть его ликвидацию в Забайкалье. Как с самого начала поясняет Кефер, это нужно, чтобы край мог получить дополнительную помощь от федерации. Договоренность с федеральным центром на это, по его словам, уже есть.

— Это делается для того, чтобы при расчете финансовой помощи из базы фонда оплаты труда, который является определяющим, когда нам считают дотацию, не выбрасывали расходы, связанные с финансированием повышенной региональной надбавки. Это даст возможность повысить объем финансовой помощи, которую мы реверсно направим именно сюда, по вот этой линейке, которую мы расписали начиная с 2024 года, — сказал Кефер.

По проекту, увеличение зарплаты для бюджетников пройдет в три шага: с 1 июля 2023 года предлагается увеличить оклад для всех сотрудников, работающих в учреждениях, финансируемых из бюджета Забайкальского края, на 5,9%. Причем это затронет как работников краевого, так и муниципального и областного уровней. Далее с 1 ноября предлагается увечить размер оклада на 5%. И с 1 января 2024-го увеличить еще на 5%.

Но для учителей общего образования при этом увеличение оклада будет выше — связано это с тем, что сейчас зарплата педагогических работников общеобразовательных учреждений находится на самом низком уровне в регионе. Так, с 1 января 2024 года их оклад хотят увеличить сразу на 16,6%. По словам Кефера, это в том числе позволит выбраться с последнего места в России по размеру зарплат учителей примерно в середину рейтинга.

Из этого следует, что опережающий рост зарплат обеспечат только школьным учителям, в то время как все другие категории педработников тоже в бедственном положении. Почему именно педагоги и почему только общего образования, ответов нет. Например, по данным Росстата, средняя зарплата воспитателей детсадов, работников социальной сферы и науки на том же уровне и даже ниже (спойлер: этим же вопросом чуть позже задастся и прокуратура).

Кефер доложил, что сейчас средняя зарплата учителя в регионе составляет 35 тысяч рублей, а после принятия законопроекта, с учетом всех трех этапов повышения, к 1 января она будет уже 47,2 тысячи рублей. Итого оклады бюджетников к 1 января 2024 года вырастут на 15,9%, а у учителей — на 27%.

Всего бюджетников в крае около 116 тысяч человек, муниципальных и госслужащих — 1,5 тысячи человек. Цена вопроса для увеличения оклада у такого количества людей, как отмечает зампред, весьма и весьма серьезная. На реализацию этого закона до конца года планируется выделить 1,2 миллиарда рублей, из которых 1 миллиард пойдет из федерального бюджета и 200 миллионов — из бюджета Забайкальского края. По словам Кефера, источники уже найдены. В 2024-м же году на это планируется направить около 5,3 миллиарда рублей.

Параллельно с этим ростом зарплат, как заверил Кефер, не планируется снижения какой-либо другой части заработной платы. Чтобы обезопасить людей от того, что прибавленная им сумма в итоге снова уменьшится, в законе прописали отдельную статью:

— По просьбе профсоюзов мы прописали гарантии неснижения зарплаты. Мы понимаем, что этого не произойдет, но в качестве страховочного варианта мы в одной из статей это предусмотрели, — прокомментировал Кефер.

Что касается индивидуальных доплат к зарплате, на которые сейчас начисляется районный коэффициент, на них предлагаемые надбавки распространяться не будут. Чтобы человек не потерял эти деньги, закон предлагает эти выплаты проиндексировать и сохранить.

У прокуратуры вопросы

Представитель надзорного ведомства сообщила, что прокуратуре отправили проект закона только за час до его рассмотрения, поэтому дать оценку ему не успели. Однако предварительно уже выявили ряд проблем, из-за которых закон в итоге не поддержали.

Во-первых. При том, что в своем докладе Кефер заявил, что при создании законопроекта были консультации с профсоюзами, никаких заключений от профсоюзных органов предоставлено не было.

Во-вторых. В прокуратуре отметили, что действие закона не распространяется на пенсии. Кефер пояснил, что действительно, пенсия останется без изменений и ее перерасчета не будет. Иными словами, у работников, которые уже получают пенсию, она останется в прежнем размере, а для тех, кто будет уходить на пенсию уже после принятия закона, она будет увеличена с учетом роста окладной части зарплаты. Прокуратура назвала это ущемлением. Авторы проекта пообещали уточнить этот момент.

В-третьих. Разработчики проекта не предоставили финансового экономического обоснования касательно увеличения оклада для учителей, на которых в законе сделан особый акцент.

В-четвертых. Законопроект не обязывает, а лишь рекомендует органам местного самоуправления пойти по тому же пути и повысить зарплату. В прокуратуре задали резонный вопрос: а как быть, если кто-то не согласится на такое?

Андрей Кефер на это пояснил, что оформить процесс иначе для муниципалитетов не позволяет закон. Но, по его мнению, это не должно составить проблем, так как местные главы не пойдут против рекомендаций правительства края, а в случае чего их будут «бодрить»:

— Если кто-то из муниципалов не выполнит и не повысит, то будут уже условно его проблемы. Мы смотрели, по муниципалам мы можем только рекомендательную норму прописать. Мы подкрепим муниципалов ровно столько, на сколько предлагаем пройти по увеличению оклада. Если кто-то не выполнит в сторону уменьшения, то однозначно будем бодрить, чтобы приняли решение в соответствии с нашими рекомендациями. Но я не думаю, что такие будут. Рекомендации прописали, деньги дали, что еще нужно? Какой глава выйдет к народу и скажет: «Я принял решение повысить вам зарплату не на тот процент, а меньше, чем то, что мне рекомендовали»? Мне кажется, таких просто нет.

Контрольно-счетная палата не рассмотрела

Контрольно-счетная палата (КСП) региона тоже не дала заключения: законопроект в палату поступил за несколько часов до комитета. Более того, тот проект, который предоставил Минфин, отличается от копии, которую раздали участникам комитета. Представитель КСП лишь навскидку сказал, что нужны финансово-экономические расчеты, которых в проекте закона не оказалось.

— Как это расценивать, не понимаю. У меня в статье первой четыре пункта, а здесь их уже шесть. Поэтому я затрудняюсь даже задавать вопросы, не то что говорить официальную позицию, — заявил заместитель председателя контрольно-счетной палаты Сергей Замешаев.

Расхождения и ошибки в документы Кефер объяснил технической ошибкой:

— Есть некая нечистота в документах в части того, что у одних — одна версия, у других — другая версия. Почему так произошло? Мы просто договаривались, что окончательную версию на Заксобрании уже раздадим и торжественно включим. Видимо, где-то техническая накладка произошла. Окончательный вариант — тот, что предусматривает дополнительные надбавками учителям. В остальном разницы нет, — пояснил он.

Депутаты не хотят спешить

Депутат Татьяна Белокриницкая выразила недовольство недостаточным увеличением оклада. Андрей Кефер объяснил, что для больших сумм не хватает источников:

— Почему не сделать всем по 10%? Не хватает источников. Мы исходили, в первую очередь, из исполнения своих обязательств без каких-либо отлагательных условий. Это гарантированно то, что мы сможем в 23-м и 24-м году оплатить. Если изменится ситуация, то сумму могут увеличить в 2024 году. <...> Конечно, идеально было бы повысить на 20, и 30, и 50%, но мы должны в вопросах заработной платы действовать очень деликатно, не раздавать в первую очередь мандатов, которые не обеспечены деньгами. Совместно с этим законом мы вносим закон о внесении изменений в бюджет, чтобы соответствующими силами это увеличение подкрепить, в том числе и по муниципальным образованиям, — сказал Кефер.

Первый заместитель председателя Законодательного собрания Дмитрий Тюрюханов покритиковал Кефера за спешку: тот хочет вынести проект на ближайшее заседание Заксобрания, которое пройдет уже 28 июня:

— В такой спешке — и такой серьезный вопрос. В этом вопросе как раз не нужна спешка.

Андрей Кефер в свою очередь возразил, что обсуждение и работа над проектом идет давно, а людям всё-таки нужна зарплата, повышение которой, в случае принятия, случится уже 1 июля.

— Может, этот закон и шаг вперед, но сегодня мы не увидели подкрепления слов никакими расчетами. Поэтому у всех столько вопросов. Плюс — самые разные варианты документов. Я не услышала обоснования, что это действительно хорошо, — заключила Белокриницкая.

По итогам рассмотрения законопроекта депутаты комитета соцполитики решили не голосовать вовсе, а назначить повторное рассмотрение на следующей неделе. За этот срок — за три рабочих дня — авторы проекта должны исправить все недочеты, получить все согласования и провести необходимые расчеты.

По одной из версий, спешка регионального правительства может быть связана с судебной тяжбой по невыплате районного коэффициента для медиков, который вообще не вносили в бюджет. Пока ситуация там складывается не в пользу властей: в сообщении прокуратуры Забайкальского края говорится, что после решения суда правительство края обязано привести в соответствие с федеральным законодательством региональный закон о бюджете не только на 2022 год, но и на плановый период 2023-го и 2024-го. Отменив же районный коэффициент, правительство может свести на нет решение суда.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления