Новый законопроект о росте зарплаты в Забайкалье и попутной отмене районного коэффициента, направленный в Заксобрание губернатором Забайкальского края Александром Осиповым, власти стараются принять как можно быстрее, чтобы он заработал уже с 1 июля. И если несколько дней назад контрольно-счетная палата (КСП) была против непроработанного проекта, который выдали депутатам профильного комитета, практически не дав познакомиться с ним заранее заранее, то уже сегодня недавно вступивший в должность глава КСП Дмитрий Семенов заявил об одобрении законопроекта. Утро пятницы ознаменовалось большим количеством комментариев причастных. Специально для тех, кто не заметил маленькую информационную войну, собрали воедино мнения за и против.
Вот текст с предыдущего комитета, прошедшего 21 июня, в котором мы рассказали, с какими вопросами со стороны депутатов и прокуратуры столкнулись разработчики проекта, пытающиеся ускорить процесс принятия закона с учетом прописанной даты вступления изменений в силу — по задумке, он должен начать действовать уже с 1 июля. Участники предыдущего заседания были недовольны в том числе размером повышения оклада, а также тем, что документы были поданы перед началом встречи в измененном варианте, с которым никто не успел ознакомиться. В закон включили статью об отмене районного коэффициента будто в надежде, что руки депутатов не поднимутся голосовать против роста зарплат.
Кто за?
Глава общественной палаты региона, экс-руководитель Минэконома Сергей Новиченко:
— Вопрос изменения подходов к оплате труда назрел давно. Это не первый подход — в 2016 году начинали работать по этому направлению, тогда уже было понятно, что необходимо менять вообще подходы к оплате труда на территории региона. На мой взгляд, в редакции, которая рассматривалась сегодня, это лучшая редакция, которая говорит о конкретных вещах, направленных на улучшение качества жизни работников бюджетной сферы, — процитировали Новиченко в пресс-службе правительства края.
Заместитель председателя правительства Забайкалья, кандидат в сити-менеджеры Инна Щеглова:
— Закон как никогда своевременный, и самое главное, что на него есть ресурсы, которые могут его обеспечить и гарантировать муниципальным районам получить финансовые средства для того, чтобы заработная плата была повышена и с момента вступления в силу закона [1 июля], и с 1 ноября, и с 1 января 2024 года, — сказала она.
По ее словам, зарплаты на первом этапе повысят на 5,9%, далее — на 5%, и затем, с началом 2024 года, еще на 5%. Отдельным категориям работников образовательных организаций с нового года повысят зарплату на 16,6%.
Министр образования и науки Забайкалья Татьяна Клименко (в отпуске):
— Учителям повышают заработную плату, мы уверены в том, что этот закон будет принят в Забайкальском крае и поэтапное повышение заработной платы всё-таки произойдет, до конца года мы достигнем необходимых показателей по заработной плате забайкальских педагогов, — заявила Клименко.
Зампред правительства Забайкалья Андрей Кефер, представлявший проект депутатам:
По его словам, прибавку к зарплате получат 115 тысяч забайкальцев. При этом работа по повышению зарплат не закончится 2023 годом и уже сейчас продолжается по линии Минфина России и других профильных министерств — в 2024 году также собираются определить этапы последующих повышений зарплаты.
— На моей памяти это уникальный случай. Ресурсы под этот закон есть, все решения приняты, гарантии прописаны, решительно нужно [данный] закон принимать, — сказал он о законопроекте, который уже с 1 июля 2023 года упраздняет районный коэффициент, но предполагает поступательный рост дохода.
Глава Краевой клинической инфекционной больницы Сергей Лукьянов, участник праймериз «Единой России» перед выборами в Заксобрание следующего созыва:
— Очень бы хотелось, чтобы этот закон приняли и в дальнейшем это повышение коснулось и медицинских работников. Качество жизни в Забайкалье зависит от того, как региональное правительство и парламент ищут возможности поддержать медиков, — процитировали Лукьянова в пресс-службе.
Министр финансов Забайкалья Вера Антропова:
— В настоящее время мы уже внесли на площадку Заксобрания Забайкалья закон о внесении изменений в бюджет, где 1,2 миллиарда на 2023 год предусмотрено в полном объеме, что позволит всем организациям произвести своевременную выплату заработной платы с учетом повышения. Актуальность заключается в том, что начался новый бюджетный цикл 2024–2026 и крайне необходимо принять данный законопроект, который будет основным расходным обязательством и основанием для финансовой помощи из федерального бюджета.
Кто против?
Бывший губернатор Забайкалья Равиль Гениатулин, много лет бился за районный коэффициент:
— Сколько работал, столько сохранял процент этот. Не знаю, почему сейчас решили отменить, я не понимаю этих вещей, честно говоря. Может, чего-то не знаю, где-то правила изменились, но тогда я считал, что поступаю правильно, когда каждый год защищал коэффициент для бюджетников Забайкальского края.
Он уточнил, что сам проект не читал. Впрочем, пока документа нет в общем доступе.
Глава фракции КПРФ в Законодательном собрании Забайкалья Юрий Гайдук:
— Я могу высказать свое личное мнение, лишение 20% надбавки бюджетникам показывает несостоятельность правительства Забайкальского края и губернатора по увеличению собственных доходов для того, чтобы была возможность выплаты. А то, что сегодня предлагают, — это не подкреплено никакими официальными документами. Лично я против принятия этого законопроекта — он сырой и не гарантирует ничего.
По его мнению, после отмены районного коэффициента в Забайкалье не только бюджетники перестанут получать эту надбавку, но и сотрудники федеральных компаний, которым после отмены не будет нужды выплачивать процент.
Он уточнил, что партия КПРФ встретится с губернатором Забайкалья Александром Осиповым 28 июня, чтобы в том числе обсудить и этот законопроект.
Заместитель главы фракции ЛДПР Дмитрий Тюрюханов:
— Мое мнение — этот законопроект я назвал для себя троянским конем. Понятно почему, да? Под благим фантиком там отмена районного коэффициента. У нас в последнее время часто используют такую риторику — не падение экономики, а отрицательный рост. Тут из той же оперы. Фракция ЛДПР, разумеется, против такого закона. Скорее всего, будем смотреть, если не будет возможности его снять, будем вносить альтернативный проект закона, который действительно позволит повысить заработную плату. В этом [законопроекте] никаких, поверьте, разумных механизмов мы не увидели, — сказал он.
Дмитрий Тюрюханов уточнил, что в проекте законопроекта были найдены нарушения, а сам проект впервые отправили депутатам за час до комитета. Затем на комитете уже была предоставлена другая редакция закона — это нарушение.
— С удивлением новость прочитал, что контрольно-счетная палата поддержала в лице Семенова. [На комитете] докладывал заместитель Сергей Замешаев, а тут Семенов выступил — это, собственно, то, для чего его и поставили на эту должность тоже через пень и колоду с нарушением всех мысленных и не мысленных норм. Вот Семенов отрабатывает свое назначение таким образом, для этого его и ставили. То есть деградация в органах власти проникла и в контрольно-счетную палату — последний орган, который оставался на страже и действительно профессионально работал, теперь становится беззубым под руководством Семенова, — сказал Тюрюханов.