Общество Игра в городки

Игра в городки

Но если бы за каждое восхитительное зрелище взимали такую плату – в мире не осталось бы ни одного пузатого человека.

С 10 по 20 июля группа туристов в составе 17 человек совершила путешествие по маршруту Чита – Кыра – Арей. Экспедиция планировалась в несколько этапов – «разведка боем» автомобильного пути от посёлка Кыра до памятника природы «Ламский городок», пеший поход через Быстринский голец на озеро Шебеты, возвращение к автомобилям через перевал 1920,1 м., спуск по р.Нижний Шебетуй и отъезд обратно через Кыру. Обстоятельства несколько скорректировали маршрут путешественников. Максим Федосеев привёз для «Чита.Ру» путевые заметки.

Человеческий мозг устроен так, что долгое созерцание прямых углов нарушает целостность психики. Именно этот неоспоримый факт заставляет нас путешествовать – леса, поля и природы первозданный хаос лечат не хуже, чем доктор Хаус. Иногда это судорожное движение естества настолько сильно, что, лишь очутившись в сотнях километрах от цивилизации, понимаешь, что забыл взять спички. Примерно это и случилось с нашим довольно разношерстным отрядом. Но – обо всём по порядку.

Дорога от Читы до Кыры весьма прозаична: деревня – лес – опушка – пригорок, затем всё это умывается дождём и снова – лес – опушка… Около Мангута пограничники проверяют документы и пропуска (мы – в приграничной зоне). Процедура длится считанные секунды, люди в зелёном корректны и вежливы, однако почему-то становишься собранней и серьезней. Бдительней.

Следующая краткая остановка – село с мрачноватым толкиенским названием Мордой. В селе некогда-то работала то ли фабрика, то ли шахта, её развалины до сих пор впечатляют. Вообще, вдоль дороги мелькают остатки каких-то промышленных сооружений, видны следы деятельности по добыче полезных ископаемых, а новых добыч и производств я что-то не приметил – то ли выработались шахты и рудники, то ли действует гениальный план по рекультивации ран, нанесённых земле беспощадной советской индустриализацией.

В Кыру приехали на закате – как и положено райцентру, посёлок обладает красочной заправочной станцией, православным храмом и гостиницей. Сотоварищи были ещё несколько отягчены налётом цивилизации, разве что по-французски не говорили. Где-то в таинственных сельских культурно-массовых местах играла музыка, мы строили планы на завтра-послезавтра.

От ночлега в цивилизации до первой полевой стоянки – Перевального хребта, мы ехали весь световой день. Дорога в целом оставляет удовлетворительное впечатление – грунтовая, не слишком ухабистая. Поддерживают её в должном состоянии, по-видимому, старатели, для нужд которых ходят небольшие караваны бензовозов. Бензовозы управляются лихими водителями – мы стали свидетелями начала гонки (вероятно, это некий аналог соцсоревнования – кто быстрее довезет драгоценное топливо, тот Шумахер). Скоростной старт многотонных махин, залитых по самую верхнюю рисочку горючкой, производит жуткое впечатление.

С каждым десятком километров природа дичала – от щебня речных выработок, от бурых взбаламученных где-то ручьёв до стланиковых полей и дождевых озёрышек. И вот наш отряд карабкается на перевал – дорога почти исчезла, но поверхность ровная, мы прокололи всего одно колесо. Наконец – небольшая низинка. Натруженные покрышки охлаждает прохладное болотце, выбравшись из которого, мы устраиваемся на ночлег.

До сего момента я видел изюбрей только на этикетке одной минеральный воды, а тут, буквально в сотне метров самец и самка не спеша бежали по пригорку. Сначала – чистый восторг, затем – осознание того, что вот так же запросто это могли быть пара медведей. К счастью, медведей мы так и не встретили, видимо, туристами они брезгуют.

Утром необходимо было сделать совсем немного – спуститься на несколько километров вниз с Перевального хребта. Если у автомобилей есть сознание и память, то этот спуск они запомнят надолго. Дороги как таковой нет. Вероятно, она когда-то была, но после того, как Чингисхан стал ездить пить чай в другой ресторан, она быть перестала. И, тем не менее, спуск можно было преодолеть, ибо годом ранее один водитель из нашего отряда сделал это. Правда, той экспедиции пришлось здорово поработать пилами, расчищая путь. Так что нынешним водителям было немного легче. Воняло плавящимися колодками, спешившиеся пассажиры дружно ахали на особо крутых участках, и тут вдруг мы увидели вдали Ламский городок. До него ещё было далеко, но когда цель видна – двигаться веселее! Тем более что крутизна закончилась, и мы выехали на каменную тропу (бывшая дорога), ведущую в долину ручья Баджираевка. Однако три подряд боковых пореза покрышек остудили наш пыл. Видимо, незримый кассир на входе попросил оплату за аттракционы вперёд. И это было только началом. В этот день у одной машины отказал передний привод, у другой камнями четырежды разрезало колеса (один порез был около 40 сантиметров), три джипа из пяти не смогли преодолеть болото, в результате два из них пришлось оставить. В общем, цена была заплачена немалая. Но разве это может остановить настоящих ценителей красоты?

На следующий день, оставшийся в строю «Ленд-Круизер»-восьмидесятка по руслу ручья обогнул болото, растаскивая завалы тяжеленных от воды лиственниц, прыгая по кочкам при полном отсутствии видимости, вытаскивая себя лебедкой, словно Мюнхгаузен за косичку. К вечеру он привёз нас практически к подножью Ламского городка. Начинался пеший поход.

До знаменитого памятника природы оставалось что-то около 5 километров, которые и были успешно преодолены утром. Пыхтение толстяков и дрожание слабых человеческих поджилок – всё это было, было... Но если бы за каждое восхитительное зрелище взимали такую плату – в мире не осталось бы ни одного пузатого человека. Красота городка легко пробила усталость от преодоления горных гряд и, падая на привалах, судорожно глотая воду, я жадно рыскал глазами – запомнить, впечатать это в память как можно глубже. В этих камнях, обтёсанных тысячелетними ветрами, не было ярко выраженной «каменности». Округлые, зоо- и антопоморфные фигуры, фантастические скульптуры – никакое кино не сравнится с этим диковинным каменным бестиарием.

К сожалению, планы нашей группы не предусматривали задержку на замечательном природном памятнике. Пришлось довольствоваться теми красотами, мимо которых пролегал маршрут. Погода начала портиться, а нам надо было успеть добраться до подножья Быстринского гольца. Оставив сказочные виды позади, мы вступили на территорию крайне суровых голых каменных полей, среди которых белели линзы снежников и капли наполненных дождевой водой озер. Вскоре видимость упала до пары десятков метров и созерцать стало возможно лишь рюкзак соседа по группе. Впереди была самая трудная и бесславная часть пути.

Дальнейшие два дня странствий можно смело вписать в зачётную книжку шпионов как «зачёт по применению на себе пыток холодом». Быстринский голец накрутил вокруг себя многокилометровый саван, сотканный из воды, ветра и льда. Накрутил – и с удовольствием накинул на дерзнувших пройти по нему людей. Спрятаться от ледяного ветра со снежной крупой при подъёме практически негде – лишь однажды нам встретился стланик в рост человека и плоский камень – чисто символическое укрытие, ведь плоским и тонким он был от постоянно дующего ветра. Конечно же, мы не дошли до вершины совсем чуть-чуть. Очень обидно – вроде и высота у гольца «никакая» и почти залезли на него – а приходится бежать обратно, потому что постепенно теряется чувствительность конечностей. Стало ясно, что в этот поход мы не дойдём до озера Шебеты. Нет худа без добра – зато мы опять увидели Ламский! Как только группа убралась с Быстринского гольца – сразу же проглянуло солнце и начало выдавать тепловой план стахановскими темпами! Слабый от пережитого мозг немедленно подвел логическое основание под такие каверзы погоды – несомненно, это дУхи! Мол, ушли с Ламского раньше времени – нате вам.

Оставалась последняя часть экспедиции – возвращение на автомобилях домой. Для этого необходимо было собрать все машины вместе, ведь часть из них была разбросана по тайге. Все они с честью выбрались из речек и болот.

Когда мы ехали вызволять одну из них, в очередной раз довелось увидеть сочетание человеческого варварства и природного ему сопротивления. Прямо в бегущем среди безжизненных щебёночных берегов ручье лежал мёртвый косуленок – жертва такого «элегантного» способа убийства животных как «лучение». Животное убили, но решили не брать, вероятно, сочли слишком маленьким, а может, решили сделать приманку на медведя. Только зачем-то бросили прямо в ручье. Через пять минут езды справа от дороги из леса вышел практически такой же зверь и запрыгал вдоль движения машины, затем перебежал дорогу и скрылся в кустарнике. Наверное, это был очередной знак – жизнь продолжается.

Итак, мы наконец-то собрались всей могучей джиперской кучкой и двинулись на свой страх и риск новой дорогой – через верховья Чикоя с выходом на дорогу, проходящую через Дутый. Обратный путь был заказан – не хватало топлива на подъём в Перевальный хребет и дорогу до Кыры, да и не все бы смогли преодолеть его. Дорога через чикойские броды притягательна, но опасна вследствие непредсказуемости реки.

И опять нам повезло – невысокий уровень воды, единственная серьёзная поломка случилась перед бродом, а не в нём, день был жаркий, дорога – умеренно сухая. На нашем пути встретился ещё один памятник, на этот раз оставленный человеком – наскальные рисунки Шаман-Горы, что в Хилокском районе. В кромешной темноте, подсвечивая себе фонариками, мы ещё смогли разглядеть нарисованных древним человеком быков, пощупать теплую охристую поверхность рисунков. Покинув Шаман-гору, покатили к последнему полевому месту ночевки – озеру Арей.

Жаркое дыхание города чувствовалось даже здесь, и, заранее изнемогая от его душных объятий, мы мечтали о новых приключениях.

1 из 29
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления