Общество Продовольствие. «Картофель и овощи трудящимся!»

Продовольствие. «Картофель и овощи трудящимся!»

Передайте читинским рабочим и колхозникам, что трудящиеся нашей области не забудут их братской помощи.

Спецпроект «Читинский тыл» на «Чита.Ру» позволит заглянуть в родной город в тылу. Что происходило в Чите, в которой, слава богу, не было бомбёжек и уличных боёв с фашистами. Кто был здесь в войну — управлял городом, просился на фронт, был мобилизован в промышленность, ушёл целым курсом физмата, собирал деньги на танки. Чего почти не было — асфальта, электроэнергии, транспорта, бань, учителей, жилья. Кто и как жил здесь — начиная с 22 июня 1941 года, заканчивая Победой.

Мы часто вспоминаем места, за которые велись ожесточённые бои. Мы пересказываем жизни героев, ставшие легендами. Мы представляем себе войну как фронт: поля сражений, окопы, непрекращающаяся стрельба и походные, без грамма веселья песни.

И тыл был фронтом. Для продолжения боя, борьбы за свою страну люди нуждались в энергии, пище, продовольствии. Ещё накануне Великой Отечественной войны состояние сельского хозяйства в Читинской области нельзя было назвать идеальным. В 1940 году ранние заморозки погубили урожай на площади примерно 69 тысяч гектаров. Остро ощущался дефицит рабочей силы.

На сельскохозяйственном производстве сказывались погодные условия, но правительство не давало крестьянам послаблений. Плановые задания по заготовке кожи были установлены с учётом не поголовья скота, а уже имеющихся сельскохозяйственных угодий колхозов. Условия ужесточались – приближалась война.

Несмотря на увеличение посевных площадей, сбор зерна сокращался. Сказывались не столько заморозки, сколько постоянный отток рабочей силы на фронт. Так, в конце 1941 года на одно хозяйство приходилось примерно два трудоспособных члена семьи, а в 1942 году – один трудоспособный человек, чаще всего женщина.

Над областью нависла угроза голода. Фронт требовал всё больше продуктов. Только за первые годы войны область сдала правительству свыше 500 тысяч центнеров молока, около 20 тысяч центнеров шерсти, свыше 700 тысяч овчин и козлин. В 1942 году область сдала государству мяса в 1,6 раза, а картофеля почти в 11 раз больше, чем в 1941 году. Причём поставки картофеля были осуществлены преимущественно за счёт запасов крестьянских хозяйств. Положение читинской деревни становилось критическим.

На помощь в колхозы и совхозы направляли школьников и учителей. Многие пионеры не только выполняли установленные для них нормы, но и перевыполняли нормы взрослых колхозников и рабочих совхозов.

Учителя организовывали и побуждали ребят на успешную работу. Например, учительница Новопавловской школы Петровск-Забайкальского района по фамилии Фёдорова была особо отмечена секретарём Читинского обкома Н. Бодунковым, писавшим: «товарищ Фёдорова руководила отрядом школьников в количестве 20 человек, который работал в колхозе «Красная заря», и благодаря правильной организации труда и хорошей воспитательной работе, каждый школьник за два с половиной месяца выработал по 100 трудодней».

Восемь лучших отрядов, тринадцать учителей, двадцать четыре учащихся были награждены грамотами и ценными подарками в октябре 1942 года.

Город справлялся с голодом своими силами. В годы войны по предписанию городского исполнительного комитета большинство торговых организаций обзавелось собственными хозяйствами.

Развивалось подсобное животноводство. К началу 1943 года торговые организации содержали 281 голову крупного рогатого скота, 160 коров, 1401 овцу, 488 свиней. Часть компаний обзавелась пчёлами, другие начали разводить птиц.

Собственные посевные территории давно стали обыденным делом для торговых организаций. На конец 1942 года за ними уже было 1313 гектаров посева, 109 гектаров картофеля, 157 гектаров овощей. Однако план урожайности не выполнялся. Люди, никогда профессионально не занимавшиеся сельским хозяйством, не провели даже простейших агротехнических мероприятий. Организации несли убыток от растениеводства: трест столовых и ресторанов лишился 205 тысяч рублей, компания «Читторг» – 371 тысячи рублей за один только 1942 год.

С другой стороны, общественное питание в Чите процветало. За тот же 42-ой год сеть общепита увеличилась на 50 столовых. Трест столовых и ресторанов открыл целых двадцать точек общественного питания. Появилась столовая для работников коммунальных предприятий. 20 августа открылась общедоступная столовая в Черновском районе. Была создана специальная столовая для инвалидов, нуждающихся регулярно прикрепляли к диетической столовой города.

Вот только состояние этих столовых не было удовлетворительным. Уже 15 января 1942 года на очередном заседании горисполкома заговорили об антисанитарии. Столовые №3, №4 и №15 не были вовремя отремонтированы. На кухнях было грязно, в окнах вместо стёкол стояла фанера. Во многих точках общественного питания не хватало посуды и топлива, у сотрудников не было спецодежды. Ежемесячный рост инфекционных заболеваний и дизентерии выглядел закономерным итогом.

Положение усугублялось неурожаем картофеля и других овощных культур в снабжающих город колхозах и на огородах. С рынков Читы практически исчезла сельскохозяйственная продукция. С каждой неделей регистрировалось всё больше случаев заболевания дистрофией. В марте 1943 года в обком партии стали поступать сообщения из районов о случаях опухания и даже смерти колхозников от недоедания.

К концу войны ситуация не улучшилась. Из-за плохого урожая колхозники почти повсеместно получали хлеб только в качестве авансов. В пограничных районах области не выдавали даже их – посевы здесь полностью погибли. Людей одолевал голод. В попытке справиться с дефицитом продовольствия, районные комитеты организовывали рыбную ловлю, отстрел диких животных. Но положение оставалось тяжёлым. У многих колхозников не было даже картофеля, приходилось забивать скот.

В октябре 1944 года не раз срывались хлебозаготовки. За саботаж и воровство колхозного хлеба председатель колхоза имени Калинина Балейского района, а вместе с ним и бригадир, в прошлом – оба белогвардейцы, были приговорены к расстрелу. В городе всю войну не прекращались кражи хлебных карточек.

Проблемы в снабжении Читинской области продовольствием не окончились вместе с войной. Уже 11 мая 1945 года секретарь обкома партии Иван Кузнецов обращался к секретарю ЦК ВКП(б) Георгию Маленкову с просьбой включить Читу в перечень городов, находящихся на гарантированном продовольственном снабжении. Из 120 тысяч человек, проживавших в городе на тот момент, только 42 тысячи получали еду по карточкам, остальным доставались лишь хлеб и сахар.

Народное хозяйство области ощущало острую нехватку самого необходимого для производства. Причин было много: неурожай, нехватка рабочих рук. Для фронта делалось всё возможное. За годы войны колхозы и совхозы дали государству более 2,5 миллионов пудов мяса, свыше 5 миллионов пудов молока и брынзы.

Читинская область оказывала посильную помощь другим регионам страны. Ярким примером служит история поддержки Курской области. Процветавший до начала войны регион был буквально сожжён оккупантами, свыше ста тысяч семей осталось без крыши над головой. Из 772 тысяч голов скота уцелело не более 17 тысяч. Забайкальцы направили населению Курской области продовольствие, промышленное оборудование, выделили 17,6 тысяч голов скота. «Передайте читинским рабочим и колхозникам, – говорилось в благодарственном письме из Курска, – что трудящиеся нашей области не забудут их братской помощи и приложат все свои силы, чтобы быстрее восстановить разрушенное войной народное хозяйство».

Масштабностью отличалось и движение по оказанию помощи освобождённому Ленинграду. Туда было направлено большое количество продуктов, вещей, оборудования. Забайкальцы самоотверженно помогали другим городам, и только их невероятная выдержка помогла не только перенести все невзгоды голодных военных лет, но и поддержать своих соотечественников.

Плакаты предоставлены Государственным архивом Забайкальского края.

При подготовке текста использованы материалы сборника «Читинская область в годы Великой Отечественной войны: 1941 — 1945 гг.» (Чита, 2005); статья А. М. Алешкина «Сельскохозяйственное производство Читинской области в годы Великой Отечественной войны»; документы фонда Государственного архива Забайкальского края Р-137 «Читинский горисполком».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления